Сегодня: 21.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Урок по развитию навыков читательской грамотности

СКАЧАТЬ (295.3 Kb) 29.10.2023, 15:52
Кошелева Галина Николаевна
учитель начальных классов, МБОУ СОШ №8 г.о.Лобня
Ход урока
I. Организационный момент

Здравствуйте ребята! Мы начинаем урок литературного чтения.
Начнем со звуковой разминки. Игра «Произнеси верно»
- Послушайте слово, а затем замените первый звук в словах на звук (Р).
Кот, нога, мак, козы, печка, танец, хобот.
- Какие изученные орфограммы встретились в данных словах?
- На уроке вам понадобится умение слушать, слышать, выразительно читать.
Игра «Доскажи словечко» Сейчас вам предстоит поработать в паре. У вас на столах лежат карточки со стихотворением и к нему слова – подсказки. Их нужно вписать в каждую строку текста по смыслу. Ученики отвечают группой (1й ряд, 2й и т.д.).
Тексты будем мы … (читать,)
Информацию из текста … (извлекать.)
Точку зрения … (высказывать,)
На вопросы … (отвечать,)
Новое для себя… (узнавать.)
И, конечно, без сомненья,
Речь при этом … (развивать!)
Слова-подсказки: читать, отвечать, узнавать, извлекать, высказывать, развивать.

II. Сообщение темы урока.
- А сейчас закройте глаза. И послушайте тихую музыку. Звучит восточная музыка. Открыли глаза.
Почему звучит именно восточная мелодия? (Потому что мы продолжаем работать со сказкой Михаила Юрьевича Лермонтова «Ашик-Кериб»).
Знакомство с рабочим листом.
Небольшое сообщение о М.Ю. Лермонтове от меня.
У Лермонтова было особенное отношение к Кавказу. Он много лет жил на Кавказе, с детства сам изучал азербайджанский язык. Кавказ сыграл большую роль в его писательской судьбе. Поэт любил этот край. Лермонтов наблюдал за нравами горцев, слушал народные песни, предания, легенды. Живописные картины кавказской природы, а также встречи с бесстрашными людьми глубоко запали в душу поэта. И всё это потом поэт отразил в произведениях, посвящённых Кавказу и Востоку. Лермонтов написал сказку в 1837 году в Закавказье. Считается, что Лермонтову эту сказочную историю пересказал азербайджанец.Среди народов Закавказья азербайджанский язык называли турецким.
Ашик по-арабски означает «влюблённый», а у турок, армян, азербайджанцев – трубадур, лирический певец; Кериб по-турецки – чужеземец, скиталец, бедняк. Эта сказка является местной народной сказкой, в записи которой Лермонтов сумел не только совершенно точно передать сюжет, но и сохранил многие разговорные её особенности.

Эпиграфом нашего урока будет пословица: «Не ищи красоты, а ищи доброты».
Что такое эпиграф? Это краткое изречение, которое помогает читателю понять главную мысль текста.

III. Актуализация знаний.
Сегодня мы завершаем работу над произведением «Ашик-Кериб». Нет сомнений, что всех героев сказки вы знаете. Поэтому мы ставим перед собой цель – стать исследователями сказки. Такой работой занимаются ученые-литературоведы.
На уроке мы:
1. Проанализируем образы героев, составим синквейн к главным героям.
2. Методом исследования сказки мы найдем ответы на самые главные вопросы этого произведения.

Первый этап исследования проверка домашнего задания.
Дома вы должны были перечитать эту сказку, сейчас мы проверим, насколько внимательно вы ее прочли. Для этого сыграем в игру Блиц-турнир.(раздать детям вопросы)
Игра Блиц-турнир.
1. Почему Ашик-Кериб отправился в долгие странствия? Ответ: он не хотел, чтобы потом Магуль-Мегери упрекала его, что он женился на ней из-за денег.
2. Что сделала Магуль-Мегери, когда услышала о смерти любимого? Ответ: Она не поверила и стал петь любимую песню Ашика-Кериба, потому что он обещал вернуться.
3. Кто помог в последний момент Ашику-Керибу добраться до Тифлиза? Ответ Святой Георгий, по-турецки его зовут Хадерилиаз.
4. Как Ашик-Кериб доказывал матери, что он ее сын? Ответ: он сыграл на саазе.
5. О чем пел Ашик-Кериб на свадьбе? Ответ: как он за один день преодолел огромное расстояние.
6. Что сказал Куршуд-бек своему брату, когда он хотел убить Магуль-Мегери и Ашик-Кериба? Ответ в тексте:
7. Как Ашик-Кериб помог своей матери прозреть? Ответ: комком змели, который он привез с собой намазал слепой матери глаза и она стал видеть.
8. Чем закончилась сказка "Ашик-Кериб"? Ответ: главный герой предложил брошенному жениху жениться на его сестре.

IV. Работа по теме урока.
Ребята, давайте вспомним с какими жанрами произведений М. Ю. Лермонтова мы уже знакомы. (стихи и сказки)
На какие 2 группы делятся все сказки? (Авторские и народные).
Каждая из этих групп делится на бытовые, сказки о животных и волшебные.
Какие особенности волшебной сказки присутствуют в сказке Лермонтова?
Троекратность (три раза Ашик-Кериб просил Святого Хадерилиаза), чудеса (исцеление слепой матери комочком земли), волшебство (добро побеждает зло).

Работа по содержанию сказки (презентация).Проверим, насколько хорошо вы ориентируетесь в тексте сказки.

Задание: соотнесите иллюстрацию с текстом.
Дети выразительно зачитывают отрывки из сказки, которые подходят к данной иллюстрации.
(стр.61) Слайд 1. Давно тому назад, в городе Тифлизе, жил один богатый турок….
(стр.61) Слайд 2. На одной свадьбе он увидел Магуль-Мигери, и они полюбили друг друга.
(стр.64) Слайд 3. Точно, твоё…
(стр.68) Слайд 4. Куршуд-бек пировал с родными и друзьями, а Магуль-Мегери, сидя за богатою чапрой с своими подругами, держала в одной руке чашу с ядом, а в другой острый кинжал: она поклялась умереть прежде, чем опустит голову на ложе Куршуд-бека.
(стр.70) Слайд 5. Когда же посмотрела…
(стр. 70) Слайд 6. Теперь точно видно…

Характеристика героев:
Ашик-Кериб, Магуль-Мегери, Куршуд-бек.
Давайте попробуем охарактеризовать каждого из этих героев. Какие из персонажей положительные? А какие отрицательные?
Ашик-Кериб бедный музыкант, доброе сердце, уважали его люди, порядочность с чувством достоинства, уважение к матери, любовь к сестре, талантливый музыкант, умение прощать, любовь к Магуль-Мегери, честный, храбрый, добрый, великодушный;
Магуль-Мегери единственная дочь, не избалованная богатством, красивая, добрая, порядочная, верная данному слову (обсудить с ребятами, что такое верность), любит Ашик-Кериба, покорная.
Куршуд-бек злость, зависть, непорядочность,обман, он совершил подлый, бесчестный поступок, жестокий по отношению к матери Ашика, ведь от слёз она потеряла зрение.
Почему он совершил такой поступок? Он тоже любил Магуль-Мегери.
Может ли это служить ему оправданием?

V. Обобщение и закрепление.
Я предлагаю вам обобщить сказанное про главных героев произведения. Для этой работы в роли исследователей поработаем в парах. Каждая пара выполнит свое задание. Составляем синквейн.
1. Сказка 1 ряд
2.Ашик-Кериб2ряд
3. Магуль-Мегери3 ряд

Вспомним алгоритм составления синквейна. Слайд.
Сказка
Турецкая, красивая
Рассказанная, записанная, учит
Красивая сказочная история о верности
Восток.

Ашик-Кериб
Влюблённый, талантливый
Мечтает, путешествует, возвращается
Становится богатым и женится
Богач

Магуль-Мегери
Красивая, верная
Обещает, ждёт, выполняет
Обещала ждать семь лет и дождалась
Жена

VI.Рефлексия.
- Подходит ли наш эпиграф к сказке?
- Какое задание показалось самым интересным? Самым трудным?
- Чему учит сказка в наше время?
Ребята, давайте сформулируем вывод.
Сказка авторская, волшебная, потому что в ее основе лежит чудесный мир, фантастические события, чудесные превращения, волшебные помощники, добро побеждает зло.

VII. Домашнее задание.
1.Записать в тетрадь анализ произведения (Название, автор, жанр, главная мысль, чему учит данное произведение).
2. Придумайте свою версию концовки сказки. (дополнительно)

Замена синквейна на галерею рисунков.
- Как называются рисунки к произведениям? (Иллюстрации)
- Для чего нужны иллюстрации? (Иллюстрации нужны для того, чтобы интересно было читать книгу, можно увидеть героев произведения)
- Как называют художников, которые делают рисунки-иллюстрации к литературным произведениям?
(Художники-иллюстраторы)
Дома вы стали художниками-иллюстраторами. Давайте сейчас покажем рисунки и кратко перескажите к какому эпизоду вы нарисовали свой рисунок. (Рисунки оставлять на доске).

Полная информация во вложении.


Категория: Блоги | Добавил: galuc
Просмотров: 270 | Загрузок: 7 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 21.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог