Тема. Наблюдение за использованием антонимов.
Класс: 2В
Учитель: Толебаева Ж.Н
Цель: создать условия для наблюдения за использованием антонимов в речи и развитию умения распознавать и правильно употреблять в речи антонимы.
Планируемые результаты:
Личностные: осознанное уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку как основа мирного поведения.
Предметные: знать определение антонимов, уметь подбирать антонимы к словам и находить их в тексте; устанавливать связь антонимов с многозначностью слова. Наблюдать за использованием антонимов в художественной речи.
Метапредметные: пользоваться словарями разных типов (толковые, антонимов), перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (изображение в словесную форму)
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний; владение приёмами анализа и систематизации материала, синтеза, сравнения;
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Оборудование: ПК; презентация к уроку, раздаточный материал, электронное приложение к учебнику, напечатанные слова для восстановления пословиц.
Ход урока:
I. Мотивация .
Учитель: - Здравствуйте! Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Они хотят посмотреть, чему мы научились на уроках русского языка. Повторим хором правило, которое помогает нам в учёбе:
Дети:
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!
Учитель: - Молодцы! Садитесь на свои места.
II. Актуализация знаний.
1. Минутка чистописания.
- Ребята, сядьте правильно, выпрямите спины, положите тетради с наклоном. Прописываем строчки.
- Прочитайте слова на экране. (Метель, вьюга, пурга.)
- Какие это слова?
- Это слова синонимы.
- Расскажите правило, что мы называем синонимами?
- Слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие называются синонимами.
- Спишите слова красиво.
III. Самоопределение к деятельности.
- Послушайте стихи.
Грустный клоун громко плачет,
А весёлый клоун скачет,
Хочет подвиг совершить –
Хочет рёву рассмешить. О. Емельянова
- Чем интересны слова грустный, весёлый? (У них противоположное значение.)
- Найдите в следующих стихах слова с противоположным значением.
(Стихотворения – на экране.)
1.Разворчался старый дед:
«Доживёшь вот до ста лет!»
Внук ответил: «Никогда!
Буду молодым всегда!»
1. Петя пил чай ледяной
И теперь лежит больной.
Если б пил компот сливовый,
Был ба, как Степан, здоровый.
2. Долго рисовала Даша
Птиц оранжевой гуашью,
Но вмешался Дима в дело:
«Ворон – чёрный, голубь – белый.»
3. Вышел в поле храбрый рыцарь,
Может он с любым сразиться,
А трусливого зайчонка
Напугает и девчонка.
4. Вася птичкам сыплет крошки.
Жору все боятся кошки –
Он гоняет их метлой,
Вася – добрый, Жора – злой!
5. За высоким за забором
Можно спрятать даже гору,
А за низеньким, увы,
Виден каждый пук травы.
IV. Постановка темы и цели урока.
- Предугадайте, о чём пойдёт речь на уроке?
- Как называются такие слова? Мы изучали их? (да)
- Эти слова называются антонимами.
Назовите тему сегодняшнего урока (АНТОНИМЫ)
- Какую же учебную задачу мы можем поставить на уроке? (Вспомним, что такое антонимы, узнаем, для чего нужны антонимы в речи, научимся грамотно применять антонимы в речи.)
- Ну, тогда принимаемся за дело.
V.Открытие новых знаний. Первичное закрепление.
Прочитайте текст.
Сегодня холодный , хмурый день. Стоит ненастная погода. По небу плывут тяжёлые чёрные облака. Сеет мелкий осенний дождик.
- Какое настроение возникает после прочтения текста? (грустное, печальное, тоскливое)
- С помощью каких слов передается это настроение?
Учебная задача: заменить выделенные слова антонимами.
Запишите в тетрадях. Сампроверка по эталону.
Получившийся текст читает 1 ученик.
Сегодня теплый , радостный день. Стоит ясная погода. По небу плывут легкие, белые облака. Идет мелкий осенний дождик.
- Какое настроение передает ваш текст?
- Изменилось ли настроение? Почему?(использовали антонимы - слова противоположные по смыслу)
- Прочитайте самостоятельно информацию на «Страничке для любознательных».
- От какого слова произошло слово антоним? (От слова анти – «против».)
- Какие слова ещё имеют часть анти? (Дети называют слова.)
VI. Физкультминутка.
Игра «Хлопай, топай». Услышите слова – антонимы, хлопайте. Услышите слова – синонимы – топайте. Услышите слова, которые не имеют общего компонента значения- не шевелитесь.
Быстрый – медленный, быстрый – скорый, тепло – холодно, охранять – стеречь, грязно - страшно, дивный – чудный, простой – сложный, богач – бедняк, радоваться – веселиться, день – ночь, работа – огород, широкий - узкий
VII. Самостоятельная работа по эталону.
Работа в паре.
1)Прочитайте загадку, выпишите из нее в тетрадь пары слов-антонимов.
Бывает он и в холод,
Бывает он и в зной,
Бывает он и добрый,
Бывает он и злой.
В открытые окна
Нежданно влетит,
То что-то прошепчет,
То вдруг прогудит.
Притихнет, умчится.
Примчится опять,
То вздумает по морю
Волны гонять…
(Н а доске ответ: холод - зной, добрый - злой, умчится – примчится)
Самопроверка. Сверка с образцом на доске
VIII. Включение в систему новых знаний .
Отгадайте загадки.
Я антоним к слову "зной",
Я в реке, в тени густой,
И в бутылках лимонада,
А зовут меня :? (прохлада)
Я антоним к слову "лето",
В шубку снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я :? (зима.)
Я антоним к слову "смех".
Не от радости, утех,
Я бываю поневоле
И от счастья, и от боли,
От обиды, неудач.
Догадались? - Это : (плач).
Я антоним шума, стука.
Без меня вам ночью мука.
И на уроках я нужна,
А называюсь : (тишина).
IX. Рефлексия.
- Наше путешествие подошло к концу. Кому было интересно и легко путешествовать по стране Лексики, встаньте и покажите класс!
- Кому было интересно, но при выполнении заданий вы испытывали затруднения, поставьте руки в бок.
- Какую оценку поставите мне за урок? А себе?
-Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо потрудились. Спасибо за работу!
- Какое задание вам понравилось больше всего?
- Какое вызвало затруднение?
Оцените себя на листах.
X.Домашнее задание
Выполнить упр. 75 (с.57)
1.Задание повышенной сложности
2.Попробуйте самостоятельно разобраться с тайнами антонимов- задание на «время»
Худой (человек) - ________________, (толстый)
Худой (карман) - _________________, (целый)
Близкий (путь) - _________________, (далёкий)
Близкий (человек) - _______________, (чужой)
Весёлый (праздник) - ______________, (грустный)
Весёлый (смех) - ________________, (невесёлый)
Высокий (голос) - _________________, (низкий)
Высокий (человек) - _______________. (невысокий)
Сегодня теплый , радостный день. Стоит ясная погода. По небу плывут легкие, белые облака. Идет мелкий осенний дождик.
Бывает он и в холод,
Бывает он и в зной,
Бывает он и добрый,
Бывает он и злой.
В открытые окна
Нежданно влетит,
То что-то прошепчет,
То вдруг прогудит.
Притихнет, умчится.
Примчится опять,
То вздумает по морю
Волны гонять.
Бывает он и в холод,
Бывает он и в зной,
Бывает он и добрый,
Бывает он и злой.
В открытые окна
Нежданно влетит,
То что-то прошепчет,
То вдруг прогудит.
Притихнет, умчится.
Примчится опять,
То вздумает по морю
Волны гонять.
Бывает он и в холод,
Бывает он и в зной,
Бывает он и добрый,
Бывает он и злой.
В открытые окна
Нежданно влетит,
То что-то прошепчет,
То вдруг прогудит.
Притихнет, умчится.
Примчится опять,
То вздумает по морю
Волны гонять.
Бывает он и в холод,
Бывает он и в зной,
Бывает он и добрый,
Бывает он и злой.
В открытые окна
Нежданно влетит,
То что-то прошепчет,
То вдруг прогудит.
Притихнет, умчится.
Примчится опять,
То вздумает по морю
Волны гонять.
Бывает он и в холод,
Бывает он и в зной,
Бывает он и добрый,
Бывает он и злой.
В открытые окна
Нежданно влетит,
То что-то прошепчет,
То вдруг прогудит.
Притихнет, умчится.
Примчится опять,
То вздумает по морю
Волны гонять.
|