Сегодня: 21.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Урок по русскому языку "Наблюдение за использованием антонимов"

СКАЧАТЬ (169.5 Kb) 22.05.2024, 21:05
Толебаева Жаслана Николаевна
учитель начальных классов, МКОУ "Кош-Агачская СОШ имени В.И.Чаптынова"
Тема. Наблюдение за использованием антонимов.
Класс: 2В
Учитель: Толебаева Ж.Н

Цель: создать условия для наблюдения за использованием антонимов в речи и развитию умения распознавать и правильно употреблять в речи антонимы.
Планируемые результаты:
Личностные: осознанное уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку как основа мирного поведения.
Предметные: знать определение антонимов, уметь подбирать антонимы к словам и находить их в тексте; устанавливать связь антонимов с многозначностью слова. Наблюдать за использованием антонимов в художественной речи.
Метапредметные: пользоваться словарями разных типов (толковые, антонимов), перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (изображение в словесную форму)
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний; владение приёмами анализа и систематизации материала, синтеза, сравнения;
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Оборудование: ПК; презентация к уроку, раздаточный материал, электронное приложение к учебнику, напечатанные слова для восстановления пословиц.

Ход урока:
I. Мотивация .

Учитель: - Здравствуйте! Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Они хотят посмотреть, чему мы научились на уроках русского языка. Повторим хором правило, которое помогает нам в учёбе:
Дети:
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!
Учитель: - Молодцы! Садитесь на свои места.

II. Актуализация знаний.
1. Минутка чистописания.
- Ребята, сядьте правильно, выпрямите спины, положите тетради с наклоном. Прописываем строчки.
- Прочитайте слова на экране. (Метель, вьюга, пурга.)
- Какие это слова?
- Это слова синонимы.
- Расскажите правило, что мы называем синонимами?
- Слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие называются синонимами.
- Спишите слова красиво.

III. Самоопределение к деятельности.
- Послушайте стихи.
Грустный клоун громко плачет,
А весёлый клоун скачет,
Хочет подвиг совершить –
Хочет рёву рассмешить. О. Емельянова

- Чем интересны слова грустный, весёлый? (У них противоположное значение.)
- Найдите в следующих стихах слова с противоположным значением.
(Стихотворения – на экране.)

1.Разворчался старый дед:
«Доживёшь вот до ста лет!»
Внук ответил: «Никогда!
Буду молодым всегда!»

1. Петя пил чай ледяной
И теперь лежит больной.
Если б пил компот сливовый,
Был ба, как Степан, здоровый.

2. Долго рисовала Даша
Птиц оранжевой гуашью,
Но вмешался Дима в дело:
«Ворон – чёрный, голубь – белый.»

3. Вышел в поле храбрый рыцарь,
Может он с любым сразиться,
А трусливого зайчонка
Напугает и девчонка.

4. Вася птичкам сыплет крошки.
Жору все боятся кошки –
Он гоняет их метлой,
Вася – добрый, Жора – злой!

5. За высоким за забором
Можно спрятать даже гору,
А за низеньким, увы,
Виден каждый пук травы.

IV. Постановка темы и цели урока.
- Предугадайте, о чём пойдёт речь на уроке?
- Как называются такие слова? Мы изучали их? (да)
- Эти слова называются антонимами.
Назовите тему сегодняшнего урока (АНТОНИМЫ)
- Какую же учебную задачу мы можем поставить на уроке? (Вспомним, что такое антонимы, узнаем, для чего нужны антонимы в речи, научимся грамотно применять антонимы в речи.)
- Ну, тогда принимаемся за дело.

V.Открытие новых знаний. Первичное закрепление.
Прочитайте текст.
Сегодня холодный , хмурый день. Стоит ненастная погода. По небу плывут тяжёлые чёрные облака. Сеет мелкий осенний дождик.
- Какое настроение возникает после прочтения текста? (грустное, печальное, тоскливое)
- С помощью каких слов передается это настроение?
Учебная задача: заменить выделенные слова антонимами.
Запишите в тетрадях. Сампроверка по эталону.
Получившийся текст читает 1 ученик.
Сегодня теплый , радостный день. Стоит ясная погода. По небу плывут легкие, белые облака. Идет мелкий осенний дождик.
- Какое настроение передает ваш текст?
- Изменилось ли настроение? Почему?(использовали антонимы - слова противоположные по смыслу)
- Прочитайте самостоятельно информацию на «Страничке для любознательных».
- От какого слова произошло слово антоним? (От слова анти – «против».)
- Какие слова ещё имеют часть анти? (Дети называют слова.)

VI. Физкультминутка.
Игра «Хлопай, топай». Услышите слова – антонимы, хлопайте. Услышите слова – синонимы – топайте. Услышите слова, которые не имеют общего компонента значения- не шевелитесь.
Быстрый – медленный, быстрый – скорый, тепло – холодно, охранять – стеречь, грязно - страшно, дивный – чудный, простой – сложный, богач – бедняк, радоваться – веселиться, день – ночь, работа – огород, широкий - узкий

VII. Самостоятельная работа по эталону.
Работа в паре.
1)Прочитайте загадку, выпишите из нее в тетрадь пары слов-антонимов.
Бывает он и в холод,
Бывает он и в зной,
Бывает он и добрый,
Бывает он и злой.
В открытые окна
Нежданно влетит,
То что-то прошепчет,
То вдруг прогудит.
Притихнет, умчится.
Примчится опять,
То вздумает по морю
Волны гонять…
(Н а доске ответ: холод - зной, добрый - злой, умчится – примчится)
Самопроверка. Сверка с образцом на доске

VIII. Включение в систему новых знаний .
Отгадайте загадки.
Я антоним к слову "зной",
Я в реке, в тени густой,
И в бутылках лимонада,
А зовут меня :? (прохлада)

Я антоним к слову "лето",
В шубку снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я :? (зима.)

Я антоним к слову "смех".
Не от радости, утех,
Я бываю поневоле
И от счастья, и от боли,
От обиды, неудач.
Догадались? - Это : (плач).

Я антоним шума, стука.
Без меня вам ночью мука.
И на уроках я нужна,
А называюсь : (тишина).

IX. Рефлексия.
- Наше путешествие подошло к концу. Кому было интересно и легко путешествовать по стране Лексики, встаньте и покажите класс!
- Кому было интересно, но при выполнении заданий вы испытывали затруднения, поставьте руки в бок.
- Какую оценку поставите мне за урок? А себе?
-Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо потрудились. Спасибо за работу!
- Какое задание вам понравилось больше всего?
- Какое вызвало затруднение?
Оцените себя на листах.

X.Домашнее задание
Выполнить упр. 75 (с.57)
1.Задание повышенной сложности
2.Попробуйте самостоятельно разобраться с тайнами антонимов- задание на «время»
Худой (человек) - ________________, (толстый)
Худой (карман) - _________________, (целый)
Близкий (путь) - _________________, (далёкий)
Близкий (человек) - _______________, (чужой)
Весёлый (праздник) - ______________, (грустный)
Весёлый (смех) - ________________, (невесёлый)
Высокий (голос) - _________________, (низкий)
Высокий (человек) - _______________. (невысокий)

Сегодня теплый , радостный день. Стоит ясная погода. По небу плывут легкие, белые облака. Идет мелкий осенний дождик.

Бывает он и в холод,
Бывает он и в зной,
Бывает он и добрый,
Бывает он и злой.
В открытые окна
Нежданно влетит,
То что-то прошепчет,
То вдруг прогудит.
Притихнет, умчится.
Примчится опять,
То вздумает по морю
Волны гонять.

Бывает он и в холод,
Бывает он и в зной,
Бывает он и добрый,
Бывает он и злой.
В открытые окна
Нежданно влетит,
То что-то прошепчет,
То вдруг прогудит.
Притихнет, умчится.
Примчится опять,
То вздумает по морю
Волны гонять.

Бывает он и в холод,
Бывает он и в зной,
Бывает он и добрый,
Бывает он и злой.
В открытые окна
Нежданно влетит,
То что-то прошепчет,
То вдруг прогудит.
Притихнет, умчится.
Примчится опять,
То вздумает по морю
Волны гонять.

Бывает он и в холод,
Бывает он и в зной,
Бывает он и добрый,
Бывает он и злой.
В открытые окна
Нежданно влетит,
То что-то прошепчет,
То вдруг прогудит.
Притихнет, умчится.
Примчится опять,
То вздумает по морю
Волны гонять.

Бывает он и в холод,
Бывает он и в зной,
Бывает он и добрый,
Бывает он и злой.
В открытые окна
Нежданно влетит,
То что-то прошепчет,
То вдруг прогудит.
Притихнет, умчится.
Примчится опять,
То вздумает по морю
Волны гонять.


Категория: Блоги | Добавил: Толебаева
Просмотров: 235 | Загрузок: 23 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 21.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог