Урок по теме "Генетическая связь между основными классами неорганической химии"
(27.9 Kb)
26.07.2022, 22:15
Велиева Любовь Александровна
учитель химии, МБОУ "Лицей №9"
Урок в 8 классе
Генетическая связь между классами неорганических соединений Место урока в целостной системе темы:
“Генетическая связь между классами неорганических соединений”– 8 урок в теме “Основные классы неорганических соединений”.
Тип урока:
• по дидактической цели: урок актуализации знаний;
• по способу организации: обобщающий с усвоением новых знаний (комбинированный урок).
ЦЕЛИ УРОКА:
• опираясь на знания учащихся об основных классах неорганических веществ, подвести их к понятию генетической связи и генетическим рядам металла и неметалла;
• закрепить знания о номенклатуре и свойствах веществ, относящихся к разным классам; развивать умения выделять главное, сравнивать и обобщать; выявлять и устанавливать взаимосвязи;
• развивать представления о причинно-следственных связях явлений. ДЕВИЗ УРОКА: “Зажечь, увлечь и повести”.
ЗАДАЧИ УРОКА: Обучающая:
• восстановить в памяти понятия о простом и сложном веществе, о металлах и неметаллах, об основных классах неорганических соединений;
• сформировать знания о генетической связи и генетическом ряде, научиться составлять генетические ряды металлов и неметаллов. Развивающая;
• развивать умение обобщать факты, строить аналогии и делать выводы;
• развивать способность учащихся к химическому прогнозированию;
• развивать экологическое мышление. Воспитательная:
• продолжать развитие культуры общения, умения высказывать свои взгляды и суждения;
• воспитывать чувство ответственности за полученные знания.
Технология обучения:
• проблемное обучение;
• информационно-коммуникационные Методы, используемые на уроке:
• объяснительно-иллюстративные:
– фронтальная беседа;
– объяснение учителя.
• средства наглядности:
– компьютерная презентация;
– образцы металлов, неметаллов, оксидов, оснований, кислот, солей;
– схемы-таблицы,
• практические:
– составление схем превращений и их выполнение.
• дедуктивные:
– от известного к неизвестному;
– от простого к сложному.
Виды контроля:
• текущий опрос,
• работа по карточкам. Домашнее задание:
• по учебнику § 33 стр. 110;
• по рабочей тетради упр.177 а), б) стр. 62. Оборудование:
• мультимедийный проектор, компьютер, экран;
• презентация “Генетическая связь между классами неорганических соединений”;
• образцы реактивов и минералов;
• схемы (таблицы) для индивидуальной работы учащихся;
• спиртовка, магний, ложечка для сжигания веществ, оксид магния, растворы гидроксида натрия, хлорида магния, вод;
• магнитная доска, карточки с формулами веществ разных классов.
Интернет ресурсы:
• http;//experiment.edu.ru/catalog.asp Российский образовательный портал
• http;//www.alhimikov.net/video/neorganika./menu.htmi Aihimikov.net;
• http;//chemiste.da.ru/Links/video.htm;
Подготовить учащихся к изучению нового материала. Повторение ранее изученных тем для выявления пробелов в знаниях и для их устранения. Совершенствовать знания и умения, подготовиться к восприятию нового материала.
III
Изучение нового материала
генетическая связь;
генетический ряд металлов и его разновидности;
генетически ряд неметаллов и его разновидности.
Развивать умение обобщать факты, строить аналогии и делать вывод. Развивать способность учащихся к химическому прогнозированию. Развивать экологическое мышление. Развитие культуры общения, умения высказывать свои взгляды и суждения.
IV
Закрепление полученных знаний
Повторение, воспроизведение усвоенного материала.
V
Подведение итогов урока
Восприятие чувства ответственности за полученные знания. Оценка деятельности учащихся на уроке. Выставление отметок.
VI
Домашнее задание
Ход урока I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний и способов действий учащихся.
На первом этапе урока осуществляю актуализацию опорных знаний, которые необходимы для решения проблемы. Это готовит учащихся к восприятию проблемы. Работу провожу в занимательной форме.
Провожу “мозговой штурм” по теме: “Основные классы неорганических соединений”
Работа по карточкам
Задание 1. “Третий лишний”
Учащимся выданы карточки, на которых написано по три формулы, причем одна из них лишняя
Учащиеся определяют лишнюю формулу и объясняют, почему она лишняя
Задание 2. “Назови и выбери нас” (“Называй-ка”)
На доске висят таблички-подсказки:
Ме НМе МехОy НМехОy МеХRy Меn(ОН)n НхRy
Учащиеся дают определение выбранному классу по карточке и выбирают соответствующие вещества из предоставленного раздаточного материала.
Дают название выбранному веществу.
(Учащиеся работают в парах, желающие у доски)
• простые вещества: медь, уголь, магний;
• оксиды: оксид кремния, оксид магния, оксид углерода (IV);
• кислоты: соляная, фосфорная, угольная;
• основания: гидроксид бария, гидроксид железа (III);
• соли: карбонат магния, карбонат кальция, сульфат натрия.
III. Изучение нового материала.
В результате химических превращений вещества одного класса превращаются в вещества другого: из простого вещества образуется оксид, из оксида – кислота, из кислоты – соль. Иными словами, изученные вами классы соединений взаимосвязаны.
Распределим вещества по классам, по усложнению состава, начиная с простого вещества, согласно нашей схеме.
Учащиеся высказывают свои версии, благодаря которым мы составляем простые схемы 2-х рядов: металлов и неметаллов
Схема генетических рядов:
Ме
НМе
МехОy
НМеxОy
Меn(ОН)n
H xRy
MexRy
Обращаю внимание учащихся на то, что в каждой цепочке есть общее – это химические элементы металл и неметалл, которые переходят из одного вещества в другое (как бы по наследству).
? Как в биологии называется носитель наследственной информации? (Ген).
? Как вы думаете, какой элемент будет являться “геном” для каждой цепочки?(металл и неметалл).
Поэтому такие цепочки или ряды называют генетическими.
Тема урока:
“Генетическая связь между классами неорганических соединений”
(запись на доске и в тетрадях, рабочая тетрадь стр.62)
?. Что означает понятие “генетическая связь”?
1. Превращение веществ одного класса соединений в вещества других классов;
2. Химические свойства веществ;
3. Возможность получения сложных веществ из простых;
4. Взаимосвязь простых и сложных веществ всех классов неорганических соединений.
Генетической связью называется связь между веществами разных классов, основанная на их взаимопревращениях и отражающая единство их происхождения, то есть генезис веществ.
Ключевой момент урока – создание проблемной ситуации. Для этого использую проблемно-поисковую беседу, которая побуждает учащихся к предположениям, высказыванию своей точки зрения, вызывает столкновение идей, мнений, суждений.
Главная задача – указать учащимся на недостаточность их знаний об объекте познания, а также способов действий для выполнения предложенного им задания.
Задание 3.
В баночке с кислородом сожгли уголек, после чего в полученное вещество добавили немного воды. Превращения, которые произошли с веществами, можно выразить схемой:
1. C – CO2 – H2CO3
2. H2CO3 – CO2 –H2CO3
3. CO – CO2 – H2CO3
Выберите правильный ответ и составьте данную схему из выданных вам веществ.
Учащиеся составляют генетический ряд углерода– неметалла
C – CO2 – H2CO3 – CaCO3
Задание 4.
Из выданных вам веществ составьте генетический ряд металла– магния по усложнению состава, начиная с простого вещества.
Mg – MgO – Mg(OH)2 – MgCO3
В результате получаем две цепочки:
C CO2 H2CO3 CaCO3
Mg MgO Mg(OH)2 MgCO3
Обращаю внимание учащихся на то, что в каждой цепочке есть общее – это химические элементы магний и углерод, которые переходят из одного вещества в другое.
Запишем в тетради те генетические ряды которые мы составили
C – CO2 – H2CO3 – CaCO3
Mg – MgO – Mg(OH)2 – MgCO3
Напишем уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить эти превращения, основываясь на химических свойствах и способах получения данных классов.
Химия – наука экспериментальная, поэтому давайте выполним некоторые превращения практически.
Предварительно напоминаю о правилах безопасности при работе в химическом кабинете.
Учащийся на кафедре проводит химическую реакцию – горение магния, второй учащийся записывает уравнение химической реакции на доске.
1) 2Mg + O2 = 2 MgO (реакция соединения)
Оксид магния
2) MgO + H2O = ?
3) MgCO3 + 2 HCI = MgCI2 + H2CO3 (реакция обмена) (Учащийся выполняет практически)
4) Мg CI2 + 2 NaOH = Mg(OH)2 + 2 NaCI (реакция обмена) (Учащийся выполняет практически)
Проблемную ситуацию, созданную на уроке, завершает постановка учебной проблемы: “Как составить генетический ряд металла, которому соответствует нерастворимое основание, и осуществить эту цепочку превращений экспериментальным путем?”
Mg – MgO – MgCI2 – Mg(OН)2
Общий вывод:
Выделяем признаки, которые характеризуют генетический ряд:
1. Вещества разных классов;
2. Разные вещества образованы одним химическим элементом, т.е. представляют собой разные формы существования одного элемента;
3. Разные вещества одного химического элемента связаны взаимопревращениями.
Знание генетической связи между различными классами неорганических веществ позволяет подбирать удобные и экономичные методы синтеза веществ из доступных реагентов.
IV. Закрепление полученных знаний.
Для закрепления полученных знаний учащиеся выполняют задание.
Задание 5. “Попади в цель”
Выберите формулы веществ, составляющих генетический ряд кальция.
Составьте уравнения реакций этих превращений.
V. Подведение итогов урока.
1. Оценивается деятельность учащихся на уроке;
2. Выставляются отметки.
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 21.12.2024
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.
Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.