Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями
Технология построения урока
Развивающее обучение, технология исследовательской деятельности
Цель урока
Содержательная: создание условий для формирования представлений о химических свойствах оснований; закрепление навыков написания уравнений реакций и умений работать с лабораторным оборудованием. Деятельностная: научить учащихся новым способам нахождения знания.
Задачи урока
образовательные:
обеспечить формирование представления о химических свойствах растворимых и нерастворимых оснований;
обеспечить умение обучающихся составлять уравнения реакций с участием оснований
обеспечить умение работать с лабораторным оборудованием,
делать обобщение и работать с учебной литературой.
воспитательные:
создать условия для:
воспитания сознательного отношения обучающихся к учебной деятельности;
воспитания умения отстаивать свою точку зрения, уважая точку зрения других людей;
воспитания умения слушать других, культуры речи, общения;
воспитания способности сопереживать товарищам при их неудачах, радоваться их успехам;
развивающие:
создать условия для:
развития мышления обучающихся, умения анализировать, сравнивать, обобщать, систематизировать, выделять главное, делать выводы;
развития у обучающихся рефлексивной деятельности;
развития у обучающихся исследовательской культуры;
развития практических умений и навыков работы с лабораторным оборудованием и химическими реактивами;
ученик научится: - формулировать понятия: «индикатор», «реакция нейтрализации», «гашеная известь» - записывать уравнения реакций по теме химические свойства растворимых и нерастворимых оснований;
- определять уровень своих знаний об основаниях и их химических свойствах и закрепить их;
- сравнивать химические свойства растворимых и нерастворимых оснований;
- проводить химические опыты, используя знания о технике безопасности;
применять приобретенные умения и навыки в дальнейшем.
Познавательные: - умение находить информацию в различных источниках, анализировать и оценивать ее, преобразовывать из одной формы в другую;
- уметь выделять главное, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы;
- объяснять значения новых слов;
- использовать знания в новой ситуации. Коммуникативные:
- слушать товарища и учителя, обосновывать свое мнение;
- самостоятельно организовывать взаимодействие при работе в группе. Регулятивные: - самостоятельно определять цельучебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
- планировать свою работу при выполнении заданий учителя, при самостоятельном поиске, делать выводы по результатам своей работы;
- продолжить овладевать составляющими исследовательской деятельности:
- уметь проводить самоконтроль, самооценку и взаимооценку деятельности и результатов работы. Личностные:
- стремиться к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию;
- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
- оценивать собственный вклад в работу группы;
- научиться выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих.
ученик научится:
- ценить здоровье свое и окружающих;
- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- оценивать собственный вклад в работу группы.
- уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
N п/п
Этап
время
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формируемые УУД
1
Орг. момент
1 мин
Учитель приветствует обучающихся, проверяет готовность детей к уроку, содействует организации внимания учеников
Готовятся к уроку, включаются в учебный процесс
Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности Личностные: мотивация к обучению
2
Актуализация опорных знаний и способов действий
3 мин
Работа в группах по карточкам: 1) Какие вещества называются основаниями? 2) Из приведенного списка выберите основания и НNO2, Ba(OH)2, H3PO4, Cr(OH)3, H2SO3, CuO, Fe(OH)3, H2SO4, Na2CO3, Cl2O7, Zn(OH)2, P2O5, Ca3(PO4)2, LiOH, Cu(OH)2 и назовите их. 3)Какие бывают основания? Обведите красным цветом щелочи.
2. Проверка готовности к восприятию нового. А могут ли основания превращаться в другие вещества?
Мобилизуют интерес, внимание, отвечают на вопросы.
Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Личностные: самоопределение. Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы; умение полно и точно выражать свои мысли
3
Этап целеполагания.
3 мин
Вместе с учащимися определяет тему урока, его цель и задачи; акцентирует внимание на значимость темы.Сегодня мы познакомимся с химическими свойствами оснований. В химии существует целый класс веществ называемых основаниями. И если они объединены в одну группу, значат имеют сходные свойства. Мы их сегодня и рассмотрим. Сообщение темы урока: Химические свойства оснований». 1. Организует диалог. - Кто из вас знает, что такое индикатор? - Какие индикаторы вы знаете?
(изучение таблицы изменения цвета индикаторов в различной среде) - С помощью какого индикатора можно отличить основания от других веществ?
Определяют тему и цель урока. Записывают тему урока в тетрадь. Выдвигают предположения по поводу изучаемой темы. Отвечают на заданные вопросы, выявляют причины затруднений.
Познавательные: структурирование собственных знаний. Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: формирование интеллектуальных умений (выделять главное, сравнивать, строить рассуждения, обобщать).
Совместное исследование проблемы.
1 мин
Постановка проблемы: У нас есть две пробирки с прозрачными жидкостями. Как определить, какая из них является раствором основания?
Но перед этим повторим правила техники безопасности при работе в кабинете химии.
Повторение правил техники безопасности в кабинете химии (по рисункам) Проводят опыт, доказывая, что в одной из пробирок находится основание: добавляют в обе пробирки индикатор фенолфталеин. Изменение окраски происходит только в пробирке, где находится щелочь, среда щелочная
Регулятивные: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое, определять и принимать цели и задачи урока, рефлексия своих действий Коммуникативные:
умение слушать учителя и отвечать на вопросы, осознанно строят речевые высказывания
4
Этап открытия новых знаний и способов действий
15 мин
Сегодня мы будем работать по этапам. Сначала разберем свойства растворимых оснований и заполним таблицу: Свойство 1. Добавьте в ту же пробирку с раствором щелочи кислоту. - Что при этом происходит? - Почему изменился цвет раствора? - Запишем уравнение реакции. - К какому типу относится данная реакция? - Что такое реакция нейтрализации. Найдем в учебнике и выпишем в тетрадь Свойство 2. Проведем следующий опыт. Смешаем раствор щелочи с раствором соли. - Что при этом происходит? - Со всеми ли солями возможна эта реакция? - Запишем уравнение реакции. Свойство 3.С какими из перечисленных оксидов будет взаимодействовать Са(OH)2 ?. Составьте уравнения возможных реакций. CO2 CaOSO2Na2OP2O5 Са(OH)2 называется известковая вода Почему она мутнеет при пропускании через нее CO2?
Участвуют в беседе. Работают в группе. Проводят опыты и записывают основные моменты урока в тетрадь.
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; установление причинно-следственных связей. Личностные: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам, бережно относится к своему здоровью и окружающих Коммуникативные: умение работать в группах, участвовать в коллективном обсуждении вопроса и проведении опыта.
Этап первичной проверки понимания изученного
6 мин
Теперь выполним следующее задание, закрепим изученные свойства оснований: Задание №1 Установите соответствие между исходными веществами и продуктами реакции:
KOH + SO3 = А) Zn(OH)2 + KNO3
KOH + HNO3 = Б) K2SO4 + H2O
KOH + Zn(NO3)2 =В) KNO3 +H2O
Задание №2 Вставьте в схемы реакций нейтрализации недостающие вещества:
………+………= LiNO3 + H2O
………+………=СаСl2 + H2O
Самостоятельно выполняют задания на бланках. Дают пояснения и комментарии.
Самостоятельно думают и логически обосновывают свои ответы. Осуществляется взаимопроверка работ
Регулятивные: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое, планировать свою деятельность для достижения цели, осуществлять самоконтроль Личностные: уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы Познавательные осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.
Физкультми-нутка
1 мин
Показывает движения под стихи: Глубоко вздохнули: вот, мы набрали кислород. Выдохнув: из легких чистых газ уходит углекислый. Руки вверх, потом вперед – не поймать нам водород. Руки в стороны. Ходить. Будем с химией дружить.
Повторяют движения.
Личностные: знание основ здорового образа жизни
Этап открытия новых знаний и способов действий
5 мин
Теперь разберем свойства нерастворимых оснований и заполним таблицу: Свойство 1. Добавьте в пробирку с гидроксидом меди кислоту ( выполняет 1 группа) - Что при этом происходит? - Почему осадок растворился? - Запишем уравнение реакции. Свойство 2. Нагрейте пробирку с гидроксидом меди (выполняет 2 группа) - Что при этом происходит? - Почему изменился цвет? - Запишем уравнение реакции.
Работают в группе, проводят химические опыты и записывают соответствующие уравнения реакций.
Коммуникативные: умение работать в группах, участвовать в коллективном обсуждении вопроса и проведении опыта Личностные: мотивировать свои действия. Познавательные: Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию, заполнять предложенные схемы с опорой на полученные знания Предметные результаты:
формирование первоначальных систематизированных представлений об основаниях
Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы Личностные: мотивировать свои действия. Познавательные: научиться воспринимать и анализировать информацию, проводить исследование Предметные результаты: использование полученных знаний при написании уравнений реакций
6
Домашнее задание
1 мин
Домашнее задание: § 42, упр. 1-3, Для тех, кто полностью усвоил материал: необходимо привести свои примеры уравнений реакций по каждому свойству и записать в таблицу
Выбирают домашнее задание самостоятельно.
Регулятивные
Волевая саморегуляция.
Оценка своих возможностей, выбор посильного уровня задания. Личностные Адекватное реагирование на трудности
7
Рефлексия
2 мин
1.Предлагает дополнить предложение:
Я знаю, что такое …
Я могу …
Я научился …
Определяют уровень достижений своих результатов. Отвечают на вопросы учителя.
Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 21.12.2024
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.
Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.