Урок физики 7 класс Тип урока: «открытие» нового знания
Тема урока: «Плотность вещества»
Цель урока: сформировать понятие физической величины «плотность вещества» методом экспериментальных исследований
Планируемые результаты: формирование обобщённых экспериментальных умений
- кратко оценивать ход эксперимента
- анализировать этапы эксперимента
- представлять результаты
- осуществлять результаты осуществлять отбор необходимого и достаточного оборудования
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Мотивация.
Учитель демонстрирует обучающимся 3 шарика с написанными номерами:
Шарик № 1 – V1
Шарик № 2 – большого объёма V2 > V1
Шарик № 3 (стальной шарик) V1 = V3
Задача, которую ставит учитель перед обучающимися:
Вы должны определить из какого вещества изготовлены шарики под номерами 1 и 2.
III. Актуализация знаний.
o Для проведения исследований, класс делится на три группы
– обучающиеся должны измерить массу и объём шарика № 1, № 2, № 3
– из предложенного оборудования (с превышением номенклатуры): весы с разновесами, линейка, динамометр, измерительный цилиндр, выбрать необходимое и достаточное оборудование для проведения экспериментального исследования
o На экране выведены требования к выполнению эксперимента
– выполнить краткое описание хода эксперимента
– заполнить таблицу
№ опыта тело m, г V, см3 Плотность вещества ρ, г/см3
№ опыта
тело
m, г
V, см3
Плотность вещества ρ, г/см3
1
Шарик №1
2
Шарик №3
3
Стальной шарик №2
– провести расчёты m/V
IV. Анализ полученных результатов.
– обучающиеся должны сделать вывод о постоянстве отношений m/V для шариков №1 и №3
– обучающиеся должны сделать вывод о том, что отношение m/V для шарика №2 отличается
o Вводим формулу плотности вещества ρ = m/v (если известны масса и плотность тела, то можем найти его объём), единицы измерения плотности вещества
o Учитель отсылает обучающихся к таблице плотности твёрдых, жидких и газообразных тел в учебнике, указывает на наличие подобных таблиц в сборнике задач по физике В. И. Лукашика в разделе «Справочный материал»
o Проводится работа с таблицей «Плотность вещества»
– название таблицы
– объясняем, почему поставлена t=200 С
– обучающиеся по полученному результату определяют, из какого вещества изготовлены шарики № 1 и № 3 (сталь, железо) единицы измерения
(обязательна оценка приближённости, то есть обучающиеся должны озвучить слагаемые погрешности)
Озвучивание обучающимися проблемы, возникшей по результатам выполнения расчётов: шарик № 2 – стальной, но его плотность существенно отличается от табличных данных. ПОЧЕМУ?
Возможный ответ: его масса меньше массы шарика № 1, следовательно, он внутри пустой (полый)
V. Формулировка вывода.
- Физические тела из одного и того же вещества имеют одинаковую плотность
- По величине плотности сложно определить сплошное тело или полое
- Информация «Плотность вещества» - стабильное данное
VI. Рефлексия.
Ответить на вопросы и выполнить задания:
- дать определение физической величины «плотность вещества»
- в каких единицах измеряется плотность вещества
- выразить плотность стального шарика в кг/м3
VII. Домашнее задание.
Прочитать материал учебника, ответить на вопросы +
Домашний практикум:
- взять железную гайку и пробку;
- опустить в стакан с водой;
- зарисовать, где будут находиться гайка и пробка
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 17.11.2024
Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.
Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.