Сегодня: 17.12.2025
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Урок по теме "Водоёмы нашего края"

СКАЧАТЬ (67.5 Kb) 15.02.2025, 15:18
Кухаренко Людмила Ивановна
учитель начальных классов, МОУ "ТСШ №15"
Тема: Водоёмы нашего края
Цель: формирование у учащихся представления о водоёмах своего края, их значения для природы и человека.
Задачи:
1. Повторить различия между природными и искусственными водоёмами, повторить части реки.
2. Ознакомить учащихся с различными типами водоёмов, которые находятся в нашем регионе.
3. Объяснить, какую роль водоёмы играют в экосистеме и в жизни людей.
4. Подчеркнуть важность охраны водоёмов.
5.Повторить правила поведения на водоёмах в летнее и в зимнее время года.
6. Развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать.
Оборудование: компьютер, монитор, презентации, карта ПМР, учебник, рабочие листы, ТПО.

Ход урока
I.Организационный момент. Проверка домашнего задания.

ТЕСТ «ПОВЕРХНОСТЬ НАШЕГО КРАЯ»
1. Самая распространенная форма рельефа в ПМР – это:
а) равнина; б) горы.
2. Углубление в земной поверхности, имеющее крутые осыпающиеся склоны, называется:
а) балка; б) холм; в) овраг.
3. Как называется возвышенность, на которой расположена северная часть ПМР?
а) Нижнеднестровская б) Подольская
4. Горы, созданные людьми, называют:
а) холмы; б) терриконы; в) плоскогорья.
5. Как называется равнина, на которой расположены южные районы ПМР?
а) Нижнеднестровская б) Подольская
6. Углубление на земной поверхности с пологими, поросшими растениями склонами – это:
а) балка; б) овраг; в) озеро.

II. Актуализация знаний.
- Отгадайте загадки. Обратите внимание на подсказки - обозначение отгадок условными знаками на картах. (Слайды 2-11)
Он могучий и огромный, Много в нём морей глубоких… (Океан)
Обманывать не стану, –
Я меньше океана,
Но я большое, всё же,
На океан похоже.
Могу спокойным быть,
Могу и заштормить.
Есть у меня всегда солёная вода. (Море)

К маме-речке побегу,
И молчать я не могу.
Я её сынок родной,
А родился я весной. (Ручей)

В неё льётся, из неё льётся,
Сама по земле плетётся. (Река)

Рыбацкая похлёбка в котелке,
Там щука жирная с картошкой в кипятке,
Достали мы её из водоёма,
Который нам уже давно знакомый!
Сюда стекают только родники,
И нет отсюда ни одной реки! (Озеро)

Возле дачи водоем
Караси гуляют в нем,
И живут лягушки
Зелёные квакушки,
Ирисы на берегу.
Подсказать я не могу-
Что же за местечко тут.
Догадались? Это - ....(пруд)

Не вода и не суша -
На лодке не уплывешь
И ногами не пройдешь. (болото)

Сто ручьёв
С горы сбежали,
Под горою —
Морем стали. (Водохранилище)

Он без рук, он без ног
Из земли пробиться смог,
Нас он летом, в самый зной,
Ледяной поит водой. (Родник)

Я реке и друг и брат,
Для людей трудиться рад.
Я машинами построен,
Сократить пути могу,
И от засухи, как воин,
Лес и поле берегу. (Канал)

III. Сообщение темы и целей урока
- Как одним словом назвать отгадки?
- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке?
Учитель знакомит детей с темой, целью и задачами урока.
- Выполните задание №1 в рабочих листах. Распределите названия видов водоёмов на две группы.
Проверка выполнения работы.
- Я предлагаю вам посмотреть презентацию о водоёмах Приднестровья и раскрасить таблички с названиями тех видов водоёмов, которые есть в нашей республике
Текст для презентации.
(Слайд № 12) Главным водоёмом нашего края является река Днестр. В самом названии региона, Приднестровье, заключено имя этой великолепной реки.
Знаете ли вы, откуда она начинается и куда течёт? Днестр берёт своё начало на Украине, в Львовской области, неподалёку от села Волья, у подножия горы Розлуч. (Слайд № 13)
Эта гора состоит из нескольких вершин, высота которых достигает около 900 метров. Высшей из них является Чемтыевка с высотой 913 метров. На склонах этой вершины бьёт родник, который и является началом Днестра. (Слайд № 14) Этот родник протекает 1.352 километра, собирая воды свыше 400 рек и ручьёв, и превращается в широкую, глубокую реку, которая направляет свои воды в Чёрное море. (Слайд № 15)
Днестр впадает в Днестровский лиман, который является заливом Чёрного моря в Одесской области. Длина этого лимана составляет 41 километр, средняя ширина – 8 километров, а глубина – 2 метра. Раньше лиман носил название Овидиева озера. (Слайд № 16)
На территории нашего региона река Днестр протянулась на 425 километров. (Слайд № 17) Среди правых притоков можно отметить Ботну, Реут, Икель и Быка, а левые притоки включают Белочи, Молокиш, Рыбницу, Каменку и Ягорлык.
(Слайд № 18) В 150 километрах от устья, в районе села Чобручи, в Слободзейском районе, от Днестра отходит рукав, который называется Турунчук. Его длина составляет 60 километров, глубина — 9 метров, а ширина — 30 метров. Турунчук снова соединяется с главной рекой на территории Украины, всего в 20 километрах от устья Днестра.
(Слайд № 19) В нашем крае, помимо реки Днестр, имеется множество прудов, озёр и источников с минеральными водами. Эти минеральные воды полезны для питья при различных заболеваниях и используются в лечебных целях. Кроме естественных водоёмов, в нашем регионе также есть искусственно созданные водные объекты. Это водохранилища. Одно из них — Дубоссарское, расположенное на реке Днестр, а другое — Кучурганское, которое находится на реке Кучурган.
(Слайд № 20) Дубоссарское водохранилище создано для контроля паводков и резких подъемов воды, которые могут происходить из-за сильных дождей или быстрого таяния снега. Дубоссарское водохранилище было построено в 1954 году, когда была возведена плотина для дубоссарской гидроэлектростанции.
(Слайд № 21) Кучурганское водохранилище, в свою очередь, используется для охлаждения оборудования Молдавской ГРЭС. Оба водохранилища также помогают в орошении полей и садов, разведении рыбы и предоставляют возможности для отдыха.
(Слайд № 22) Кстати, в нашем крае есть интересное явление — Сухая река. У неё есть русло, но воды в нём нет. Лишь весной, когда снег тает или во время сильных дождей, в этом русле появляется вода. Эта речка называется Тамашлык.
- Таблички с какими видами водоёмов вы раскрасили?
- Какой водоём в Приднестровье считается самым главным?
- Вспомните, из каких частей состоит река? Выполните третье задание, установить соответствие между частями реки и определениями.
Осуществляется проверка с образцом на экране монитора. (Слайд 23)
- Познакомьтесь с планом описания реки в учебнике и заполните таблицу в ТПО на стр.68, пользуясь текстом в рабочих листах.
Текст для работы в парах.
Днестр – река, полная жизни!

На территории Приднестровья река Днестр протянулась на 425 километров. Здесь она принимает несколько левых притоки: Каменку, Белочи, Молокиш, Рыбницу и Ягорлык. Среди более крупных правых притоков - Реут, Икель и Ботна. В окрестностях села Чобручи русло реки разделяется, образуя левый рукав - Турунчук.
На берегах Днестра растут стройные ивы, тополя и осины, шиповник с его ярко-красными ягодами. В самом водоёме шумят камыш и тростник, служа укрытием для птиц. Если заглянуть в тихие заводи, можно заметить кувшинки и ряску, которые плавно колышутся на поверхности, напоминая зелёные ковры!
Днестр является домом для множества рыб. В его водах можно встретить карпов, щук, сомов, окуней и лещей. На берегах обитают лягушки, выдры, бобры. В небе парят цапли и утки. Даже косули и кабаны иногда приходят к реке, чтобы утолить жажду.
Днестр – наш верный помощник! Его вода используется для питья, полива полей и для производства электричества. А ещё река – это место, где можно отдохнуть, порыбачить или покататься на лодке.

К сожалению, Днестр иногда страдает от мусора и грязной воды, которую сбрасывают предприятия. Чтобы река оставалась чистой, важно не бросать мусор в воду, беречь растения и животных, которые здесь живут. Люди должны заботиться о реке, чтобы она радовала нас ещё долгие годы. Есть на Днестре особое место – ихтиологический заказник "Турунчук". Это заповедная территория, где защищают рыб и других водных обитателей. Здесь нельзя ловить рыбу, но можно узнать много интересного о том, как важно сохранять природу.
Давайте вместе заботиться о нашей реке! Ведь Днестр – это не только вода, это настоящий дар природы.
Учащиеся работают в парах. После подготовки ответы заслушиваются. Учитель обобщает и дополняет ответы учащихся.

- Днестр – это река, которая всегда удивляет своей красотой и меняется с каждым временем года. Давайте посмотрим, как она выглядит весной, летом, осенью и зимой. (Слайды 24, 25, 26, 27)
Зимой на территории нашей республики Днестр редко покрывается льдом и снегом. Вода темнеет и течёт медленнее, чем обычно.
Весной Днестр оживает после зимнего сна. Лёд на реке начинает таять, вода становится шумной и быстрой. Берега покрываются свежей зеленью, а деревья вдоль реки выпускают первые листья. На воде появляются утки и цапли, а рыбы начинают нереститься. Это время пробуждения и новой жизни!

Летом вода в Днестре прогревается. Его вода блестит на солнце, а берега утопают в яркой зелени. На реке можно увидеть рыбаков, лодки и даже купающихся людей. Это время отдыха и веселья.
Осенью Днестр окрашивается в золотые и багряные оттенки. Деревья вдоль реки теряют листья, которые падают в воду и медленно плывут по течению. Вода становится прохладнее, а птицы начинают готовиться к отлёту на юг. Река кажется спокойной и задумчивой, словно готовится к зиме.
Днестр всегда разный, но он неизменно красив в любое время года. Каждый сезон приносит реке свою особенную атмосферу, и за этим изменением природы очень интересно наблюдать!
Никогда не забывайте правила поведения на реке! Давайте их вспомним, пользуясь картинками. (Слайд 28)

IV. Рефлексия.
- Давайте подведём итог урока, закончив одну из фраз. (Слайд 29).

V.Домашнее задание.
С. 146–147, прочитать текст. Выучить информацию из таблицы на стр. 68 в ТПО.

Рабочий лист: окружающий мир
Фамилия Имя_____________________ Класс___________ Дата___________
Тема: «Водоёмы нашего края»
1.Заполните схему: Водоёмы
Естественные Искусственные

Раскрасьте названия видов водоёмов, которые есть в нашем крае.
2.Установите соответствие.
Исток Место впадения реки в другой водоём.
Русло Ручьи или реки, впадающие в другие, более крупные реки.
Устье Место, где река берёт начало.
Приток Углубление на суше, в котором река течёт постоянно.
Рукав Отдельное русло реки, обычно вновь впадающее в ту же реку ниже по течению.

Днестр – река, полная жизни!
На территории Приднестровья река Днестр протянулась на 425 километров. Здесь она принимает несколько левых притоки : Каменку, Белочи, Молокиш, Рыбницу и Ягорлык. Среди более крупных правых притоков - Реут, Икель и Ботна. В окрестностях села Чобручи русло реки разделяется, образуя левый рукав - Турунчук.
На берегах Днестра растут стройные ивы, тополя и осины, шиповник с его ярко-красными ягодами. В самом водоёме шумят камыш и тростник, служа укрытием для птиц. Если заглянуть в тихие заводи, можно заметить кувшинки и ряску, которые плавно колышутся на поверхности, напоминая зелёные ковры!

Днестр является домом для множества рыб. В его водах можно встретить карпов, щук, сомов, окуней и лещей. На берегах обитают лягушки, выдры, бобры. В небе парят цапли и утки. Даже косули и кабаны иногда приходят к реке, чтобы утолить жажду.
Днестр – наш верный помощник! Его вода используется для питья, полива полей и для производства электричества. А ещё река – это место, где можно отдохнуть, порыбачить или покататься на лодке.

К сожалению, Днестр иногда страдает от мусора и грязной воды, которую сбрасывают предприятия. Чтобы река оставалась чистой, важно не бросать мусор в воду, беречь растения и животных, которые здесь живут. Люди должны заботиться о реке, чтобы она радовала нас ещё долгие годы. Есть на Днестре особое место – ихтиологический заказник "Турунчук". Это заповедная территория, где защищают рыб и других водных обитателей. Здесь нельзя ловить рыбу, но можно узнать много интересного о том, как важно сохранять природу.
Давайте вместе заботиться о нашей реке! Ведь Днестр – это не только вода, это настоящий дар природы.


Категория: Блоги | Добавил: kuharenko
Просмотров: 96 | Загрузок: 15 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
Всероссийский творческий конкурс, посвященный Символу года "Лошадка Деда Мороза"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
X Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
XXXVIII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
XII Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"
XVII Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XVII Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2025 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте





Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Тел. 89277797310 Эл. адрес: info@pochemu4ka.ru
Информация на сайте обновлена: 17.12.2025

ИП Власова Наталья Владимировна ИНН 631943037284
ОГРНИП № 317631300102947


Политика конфиденциальности

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог