Сегодня: 24.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


"Урок победы" по теме: "Чистополь в годы войны"

СКАЧАТЬ (634.4 Kb) 18.03.2022, 22:54
Хуснутдинов Рустем Галяутдинович
воспитатель, "Чистопольская кадетская школа-интернат "
Оглавление
Введение 3
Глава 1. История праздника День Победы 5
Глава 2. Ход проведения классного часа 7
Заключение 13
Список используемых источников 14
Приложение 15

Введение
Одним из самых значимых и трогательных на протяжении многих лет является праздник Победы – 9 мая. Символом сильной страны, геройства и упорства – является ветеран, с орденами на груди, идущий с внуком за руку. 9 мая – день гордости за свою отчизну, день, напоминающий каждому о силе духа и в возможность преодолеть любые трудности.

Для сохранения истории о воинах отечества, о великих подвигах, необходимо подробно разбирать информацию и напоминать молодому подрастающему поколению о значимости Победы, о страшных днях войны и героизме советских солдат. Нельзя превратить данный праздник в символизм, день памяти необходим для понимания трагедии войны.

Тема классного часа: «Значение Дня Победы. Взгляд из нового тысячелетия». Данная тема является актуальной в любое время.
Целью классного часа является: расширить знание детей о героическом подвиге нашего народа в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг, через изучение истории праздника, его значения в жизни людей.

Задачи:
- собрать совместно с учащимися материал о празднике Победы;
- развивать знания о событиях Великой Отечественной войны;
- приобщение учащихся к историческому прошлому своей страны, своей семьи;
- провести социологический опрос среди разных возрастных групп населения о значении праздника в их жизни.

Предметом исследования является Праздник Победы.
Методы исследования:
- изучение литературы;
- анализ собранных материалов.

Практическая значимость исследовательской работы: собранный материал можно использовать на классных часах, внеклассных мероприятиях, уроках по истории. Так как все живущие в нашей стране должны знать о Великой Победе и обязаны передать память о ней своим детям. Тем самым мы сможем перенести в будущее традицию празднования Дня Победы.

Всестороннее и глубокое освещение событий Великой Отечественной войны, массового героизма советских людей на фронте и в тылу имеет большое значение для воспитания подрастающего поколения, для формирования правильного представления о жизни. этот исторический период и возможность разоблачить тех, кто пытается фальсифицировать историю. Обращение к истории минувшей войны всегда остается актуальным, поскольку наш народ прошел суровое испытание на прочность патриотического духа. На защиту Отечества поднялись все, независимо от пола, возраста и национальности. Этот подвиг нельзя забывать!

Предварительная подготовка: сбор материала, разучивание стихов, подготовка для оформления классной доски.
Структура работы: теоритический материал, практический (сценарий проведения классного часа), список литературы.
Методические приемы: рассказ учителя, выступления учеников, беседа по вопросам, прослушивание песен.

Глава 1. История праздника День Победы
9 мая в 00:43 часа по московскому времени после длительных и кровопролитных боев был подписан Акт о безоговорочной капитуляции Германии. Советский союз выиграл эту войну. Великая Отечественная война - война, продлившаяся 4 года с 22 июня 1941 года до 9 мая 1945 года.

Как много разрушений и бед принесла она в каждый дом, в каждую семью нашей многонациональной страны. Хоть и прошло много лет с тех пор, но война не стёрлась с людской памяти, и забыть те дни нельзя. Потому что история – это судьба каждого, кто вынес на себе четыре года смертельных боёв, четыре года ожидания и надежды, кто проявил поразительное мужество.

Советский народ внес решающий вклад в разгром фашистской Германии, ценой огромных, нечеловеческих усилий и жертв. Эту Победу добывала вся страна и каждый отдельно взятый боец, командир, рабочий, колхозник, ученый. Подвиг народа отлит в бронзе, воспет в стихах и поэмах, созданы огромные мемориальные комплексы и музеи.

9 мая 1945 года на Красную площадь приземлился самолет, который доставил Акт о капитуляции Германии. А уже 24 июня состоялся первый Парад Победы, который принимал маршал Жуков, командовал парадом Константин Рокоссовский. Маршем по Красной площади прошли полки Белорусского, Ленинградского, Карельского, Украинского фронтов, а также сводный полк Военно-Морского Флота. Впереди всех шли командующие этих полков, Герои Советского Союза, которые несли флаги и знамена отличившихся в войне частей. В заключение парада было пронесено 200 знамен побежденной Германии, которые сбрасывали у Мавзолея Ленина.

Первый День Победы праздновался так, как, наверное, отмечалось очень мало праздников в истории СССР и России. Люди на улицах поздравляли друг друга, обнимались, целовались и плакали. 9 мая, вечером Сталиным был подписан указ Президиума Верховного Совета СССР о том, что 9 мая становится государственным праздником Днем Победы и объявляется выходным днем. В 6 часов утра по московскому времени, этот Указ по радио был зачитан диктором Левитаном.

В 1965 г. празднику был придан исключительно торжественный статус, учреждена специальная юбилейная медаль. 9 мая 1965 г. на Красной площади в Москве был проведен военный парад, и перед войсками пронесли Знамя Победы.

С той поры День Победы всегда отмечался в СССР очень торжественно, а проведение военных парадов 9 мая стало традицией. Улицы и площади украшали флагами и транспарантами. В 7 часов вечера объявлялась минута молчания в память о погибших. Традиционными стали массовые встречи ветеранов в центре Москвы.

Парады проводятся ежегодно. В праздник Победы проходят встречи ветеранов, торжественные мероприятия и концерты. К памятникам боевой славы, мемориалам, братским могилам возлагаются венки и цветы, выставляются почетные караулы. В церквях и храмах России проводятся поминальные службы.

Нельзя сказать, что война осталась в далеком прошлом. До сих пор то тут, то там находят останки солдат, погибших на поле боя, оружие, осколки снарядов или даже неразорвавшиеся мины. Рана, нанесенная фашистскими захватчиками нашей стране, до сих пор кровоточит.

Как вся страна сплотилась на борьбу с неприятелем в те суровые годы, так и сейчас День Победы отмечается не как заурядный майский праздник. Для нашего народа это величайший праздник, имеющий много смыслов.

Это – день памяти павших. Это – почтение ныне живущим героям. Это – ликование освобожденного народа. Это – вечное напоминание молодым, какой ценой добывалась Великая Победа.
У него, как у всякого великого праздника, есть своя история и традиции.

Глава 2. Ход проведения классного часа
Учитель: Давно отгремела война. Уже выросли поколения, знающие о ней по рассказам ветеранов, книгам, кинофильмам. Поутихла с годами боль утрат, зарубцевались раны. Однако, страшное слово «война» по — прежнему живёт в памяти нашего народа.

Сегодня мы вспомним, какой ценой нам досталась Победа, насколько был долог путь к ней, узнаем что происходило в нашем городе Чистополе в годы войны, как жили люди, работали предприятия.

Ученик: Множество войн и других тяжелых испытаний выпало на долю нашей страны за долгие века, многие из которых угрожали самому факту существования народа и государства. Совместными усилиями народы нашей страны неоднократно разрушали захватнические планы агрессоров с запада и с востока, мечтавших об имперском статусе или мировом господстве и видевших в сильной и независимой России препятствие на этом пути. Победа советского народа в Великой Отечественной войне 1941— 1945 годов занимает особое, исключительное место в отечественной истории. СССР не только отстоял свободу и независимость в борьбе с самым мощным, наглым и коварным врагом, исповедующим человеконенавистнические идеологии расового превосходства, нацизма, антисемитизма и антикоммунизма, но и сумел добить кровожадного зверя в его логове.

-Какое будущее уготовил нашему народу Гитлер? (Ответы учащихся)
Таким образом, речь шла о том, быть или не быть нашей стране, выжить или погибнуть нашему народу. Советский народ ценой неимоверных усилий сумел разгромить врага, однако заплатил за это огромную цену.

Послушаем историческую справку: ( Ученик)
Общие людские потери СССР в ходе войны составили 26,6 млн. человек. Из них более 8,7 млн. погибли на полях сражений, 7,42 млн. человек были истреблены нацистами на оккупированных территориях, более 4 млн. погибли от жестоких условий оккупационного режима. 5,27 млн. человек были угнаны на каторжные работы в Германию и сопредельные с нею страны, пребывавшие также под немецкой оккупацией. Из них вернулись на родину чуть больше половины - 2,65 млн. человек, 450 тысяч эмигрировали, 2,16 млн. человек погибли и умерли в плену...

А что происходило в нашем городе во время войны?
Город Чистополь имеет уникальную историю, богатую именами и событиями. Особую страницу истории занимает период Великой Отечественной войны, когда наиболее крупный и развитый районный центр Татарской Автономной Советской Социалистической Республики Чистополь стал важным тыловым городом и центром эвакуации населения и предприятий из центральных областей России. Из Чистополя и Чистопольского района на фронт было призвано почти 18 тысяч человек, 12 тысяч из них не вернулись в родной город. Уже в первый месяц войны город стал принимать эвакуированных, и до конца 1941 года количество жителей г. Чистополя увеличилось в два раза, с 25 тыс. до 50 тыс. человек.

Каждый день войны стоил жизни более чем 18-ти тысячам человек на фронтах войны, от рук карателей в зоне оккупации и в гетто, в подполье и в партизанских отрядах, на каторжных работах и в газовых камерах лагерей смерти... Это 782 человека ежечасно, 13 человек ежеминутно... Представьте себе: каждые 5 секунд на войне погибал один человек... Это страшные цифры. За ними - миллионы изломанных и искалеченных судеб, горе и страдания сирот, вдов, матерей, невест... Нет такой российской семьи, которую война обошла бы стороной...

Учитель: Весь Советский народ встал на защиту Родины. Воевали не только взрослые, но и дети. 20000 пионеров получили медаль «За оборону Москвы», 15249 юных ленинградцев награждены медалью «За оборону Ленинграда».

В первые месяцы войны в Чистополь стали поступать предприятия из городов фронтовой полосы:
-Второй Московский часовой завод,
-Киевская прядильно-трикотажная фабрика,
-Гомельская галантерейная фабрика,
-Калачинский судоремонтный завод,
-Сталинградский судоремонтный завод,
-Витебская инструментально-мебельная фабрика.

В короткие сроки все предприятия вводились в эксплуатацию, набирали рабочих из числа чистопольцев и эвакуированных. Эвакуированные предприятия прибывали по Казанской железной дороге, водным и воздушным транспортом. Оборудование второго Московского часового завода, размещенное в 170 вагонах, доставлялось в Казань и отправлялось в Чистополь на баржах. Первая баржа прибыла в город 10 ноября 1941 года, после прекращения навигации станки доставляли вплоть до февраля 1942 года, в сорокаградусные морозы, на лошадях по ледовой дороге через Каму. Вместе с оборудованием Московского часового завода прибыли в Чистополь из Москвы 488 специалистов во главе с директором. Тем не менее, рабочих рук не хватало, приходилось набирать сотрудников из местных и эвакуированных жителей.

Учащийся: На работу принимались 14 и 15-летние подростки, которые вместе с москвичами занимались монтажом оборудования, заодно обучаясь новым профессиям. Коллектив эвакуированного в Чистополь второго Московского часового завода в годы войны занимался изготовлением танковых часов, запалов для противотанковых гранат. По специальным ведомственным заказам на предприятии были разработаны и внедрены в серийное производство конструкция 60-суточной мины замедленного действия, приборы расхода горючего на самолетах, срочности для торпед, самописцы для гидрометеорологической службы Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА) и др.

Ученик: Чистопольский судоремонтный завод, объединившись с Калачинским и Сталинградским предприятиями, изготавливал ручные гранаты и лодки для установки пулеметов - «речные тачанки», необходимые при форсировании водных рубежей. С 1943 года, в 16 лет, Зоя Матвеевна Слепнева стала работать на чистопольском судоремонтном заводе учеником токаря. Она рассказывала: «Мы, еще дети, по сути, работали по 12 часов, без выходных. Делали детали, зажигалки для фронта, так называемые "баклуши". Жили в неотапливаемом заводском общежитии. Ох, и холодина там стояла зимой. Вода в кружках замерзала. В чем ходили, работали - в том и спали. Мыло было на вес золота. Его выдавали только в бане раз в неделею, а так руки соляркой споласкивали. Вечно голодные, только и мечтали о том, чтобы хлебушка в волю поесть. Ведь в ту пору действовала жесткая карточная система».

Учитель: В цехах Чистопольского завода автогаражного оборудования изготавливались боеприпасы. Ушедших на фронт рабочих завода автогаражного оборудования также сменили эвакуированные специалисты.

С началом всеобщей мобилизации в Чистополе и районе оставались женщины, старики и дети, которые заменили на производстве и в сельском хозяйстве мужчин. Так, в 1941 году, на чистопольском хлебозаводе остались исключительно женщины. К труду пекарей добавилась также заготовка топлива для печей: специально создаваемые для валки леса женские бригады отправлялись на правый берег Камы, где заготавливались дрова. Елена Николаевна Алексеева пришедшая на хлебозавод в 1941 году вспоминала: «Мы работали по 18 часов в сутки. А работа сплошь ручная, тяжелая. Выматывались настолько, что дойти до дома сил не хватало. Попробуй несколько часов постоять у жарящей печи... Сколько обмороков было. Хлеб печем, а у самих с голодухи живот сводит. Печь растопить да поддержать в ней нужную температуру - одно мучение было. Дров надо много - они не успевали просохнуть. Так сырыми и приходилось топить. Печь протопишь, угли по углам разбросаешь, начинаешь хлеб укладывать. А посадить хлеб в печь - сноровка нужна, без опыта его можно перевернуть. Так за смену через руки по 6-9 тонн проходило»

В виду привлечения мужчин сельской местности на фронт, рабочими предприятий, в систему государственных трудовых резервов, аграрное производство всецело легло на плечи женщин-домохозяек, пожилых колхозников и подростков.

Ученик: Детский труд широко использовался на прополке, сенокосе, молотьбе, уборке урожая и т.д. Учебный год в сельских и городских школах начинался позже в связи с тем, чтобы вовремя завершить сельскохозяйственные работы. В сентябре 1941 года СНК ТАССР специальным постановлением ввел на сельхозработы трудовую повинность для всего трудоспособного населения городов, городских поселков и сельских поселений, включая учащихся. Главное отличие трудовой повинности от государственных централизованных мобилизаций заключалось в сезонном и относительно кратковременном характере этих работ. Как правило, метод повинности применялся на заготовке топлива, торфодобыче, расчистке железных дорог. Подобным же принудительным образом организовывались гужевые работы в период осенне-зимних лесозаготовок, в железнодорожном строительстве и т.д. За отказ от выполнения повинности полагалась уголовная ответственность.
Учитель: Таким образом, изучение эти данных показывает значимость тылового Чистополя в годы Великой Отечественной войны. На благо Победы в провинциальном городе на Каме трудились не только чистопольцы, но и заброшенные войной в город москвичи, ленинградцы, киевляне, сталинградцы и другие советские люди.

- Каждый день ВО войны – это пример мужества, стойкости и преданности Родине.
- Как в ваших семьях хранится память о ветеранах войны? Что вы
знаете о своих родственниках - участниках боев и тружениках тыла?
(Ответы детей)
Война не пощадила никого, в каждой семье хранится память о человеке, который знал не понаслышке, что такое война.

Память - не просто дань славному прошлому. Память- это причащение величием истории народа, это принятие всем сердцем ответственности за сохранность и приумножение величия духа и достоинства нации.

Забыть прошлое - значит предать память о людях, погибших за счастье Родины. Если за каждого погибшего во второй мировой войне объявить минуту молчания, мир молчал бы 50 лет. Вечная им память!

Учитель объявляет МИНУТУ МОЛЧАНИЯ.
Учащийся.
Они к нам не придут, не постучат,
И все ж, хотя нам это всем известно,
Мы за столом для них оставим место,
Нальем бокалы им... Пускай стоят!
Мы - внуки их, нам больше повезло,
Мы - будущее их, нас миновало...
Зато как после нам их не хватало
И как без них нам было тяжело!
Не ждут их больше матери назад,
Состарились их жены и невесты.
Под мирным небом всходят повсеместно
Цветы и травы, где они лежат.
Но памяти о них навек верны,
За счастье жить мечтаем, честь по чести,
И вспомним, не сговариваясь, песни,
Что распевались ими в дни войны.

- Ребята, я предлагаю исполнить одну из песен, посвященную нашим солдатам- героям. («Десятый наш десантный батальон», Музыка: Б. Окуджава, слова: Б. Окуджава)
Вечная Память тем, кто сражался за свободу нашей страны!

Заключение
9 мая – день памяти о трагедии и геройстве советского народа. День Победы – праздник, напоминающий о прошлом, заставляющий ценить настоящее и позволяющее думать о будущем.

Творцом Победы в Великой Отечественной войне был многонациональный советский народ. Это люди, принесшие колоссальные жертвы, разгромили агрессоров. Советский солдат победил немецкого солдата. Советские офицеры командовали лучше, чем немецкие. Советский рабочий, вдохновленный справедливыми целями Отечественной войны, работал продуктивнее немецких рабочих. Советские ученые, конструкторы, инженеры подарили родной армии оружие, превосходящее немецкое. военный исторический немецкий нацизм.

Качества советского народа, отмеченные Г. К. Жуковым: терпение, мужество, стойкость, любовь к Отечеству, помогли одержать победу. Пусть эти качества, испытанные огнем войны, всегда сопровождают нас. И победа всегда будет за нами.

Очень важно воспитывать подрастающее поколение в духе уважения к Великому празднику и его значимости в их жизни. Кто знает, что было бы с нами сейчас, если бы не было этого дня. Необходимо знать и помнить, что Советский Союз был главной военно-политической силой, обусловившей победный ход войны. Проведение классного часа на тему «Значение Дня Победы. Взгляд из нового тысячелетия» направлено на знакомство детей с тяготами войны. Просвещение школьников, их вовлечение в изучение жизни людей во время войны, жизни города Чистополя, способствует развитию патриотизма и уважительного отношения к дню памяти.

Сколько бы ни пройдет времени, значение подвига российского народа в этой войне никогда не уменьшится, и слава героев тех времён тоже не должна померкнуть, перед нами задача – этого не допустить. И наша страна – великая Россия, всегда будет жить и процветать, пока не забыт этот день – 9 мая 1945 года.

Список используемых источников
1. Великая Отечественная война, 1941-1945: Энциклопедия / Гл. ред. М.М. Козлов. - М., 1985. - 832 с.
2. История России: учебник / под ред. Л.И. Семенникова. - 2-е изд., Перераб. - М .: КДУ, 2003. - 656 с.
3. Праздники российские: история возникновения и смысл / А. М. Лопухов // Классный руководитель. - 2010. - N 2. - С. 93-96.
4. Письма с фронта / Уроженцы Татарии участники Великой Отечественной войны с фашистской Германией / сост. С. Кирсанов. - Казань: Тат-го сиз дат, 1943. - 44 с.
5. Татарская АССР в годы Великой Отечественной войны: сб. док. и матер. / сост. Х.Г. Гимади. Казань: Татгосиздат, 1948. - 169 с.
6. Татарстан один из арсеналов победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.: сборник документов и материалов / сост. JI.B. Горохова, Н.Д. Нерозникова, JI.B. Хузеева, H.A. Шарангина. - Казань: «Гасыр», 2004.-160 с.
7. Хатискаци М. Один день войны. Изд-во «Мерани», ГССР,1985. -342 с.
8. http://frend.org.ua/post164498361

Приложение


Категория: Блоги | Добавил: hus10rustem
Просмотров: 286 | Загрузок: 7 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 24.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог