Сегодня: 01.05.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Урок-размышление по рассказу Федора Александровича Абрамова "О чем плачут лошади"

СКАЧАТЬ (43.6 Kb) 05.02.2024, 18:40
Парфирова Ирина Андреевна
учитель русского языка и литературы, МОУ СШ №18 г.Ярославль
Тип урока: урок освоения новых знаний и развития речи.
Вид урока: урок-исследование.
Оборудование урока: учебник под редакцией В.Я.Коровиной, карточки с отрывками из произведений, словарь С.И.Ожегова, лист самооценки урока.
Цели урока:
Предметные: анализировать художественное произведение, характеризовать героев; понимать авторскую позицию; отвечать на вопросы по прочитанному тексту; высказывать свое мнение.

Метапредметные: подбирать аргументы для подтверждения своей или авторской позиции; работать с другими источниками информации, формулировать тему и цели урока.

Личностные: совершенствование духовно-нравственных качеств личности; воспитание чувства сострадания к животным.

Ход урока
1 .Организационный момент
Здравствуйте, ребята. Садитесь, пожалуйста.
Посмотрите на слайд. Что объединяет эти картинки? (изображение частей животных)
 
2. Введение в тему урока
-Любите ли вы животных?
-Кто из них вам больше нравится?
-Какие животные есть у вас дома?
-Почему люди заводят животных?
-Почему бывшие любимцы оказываются на улице?
-Какие чувства вызывают у вас эти несчастные?
-Ребята, обратите внимание на загадку на доске. Прочитаем вслух: «Кто не пахарь и не плотник, а первый на селе работник?» (конь, лошадь).
- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке? (о лошади)

-У вас на партах карточки с отрывками из ранее пройденных произведений. Прочитайте задание: прочитать, назвать автора, назвать произведение. Ответить на вопросы: 1.Что сближает эти произведения? 2. Какие проблемы в них поставлены? ( Предлагаются отрывки из сказки-были К. Паустовского « Теплый хлеб» и стихотворения В. Маяковского « Хорошее отношение к лошадям»).

1 отрывок: « Ветром опита, льдом обута, улица скользила.
Лошадь на круп грохнулась и сразу
за зевакой зевака...
-Лошадь упала! - Упала лошадь! -
Смеялся Кузнецкий.»

2 отрывок: «Слеза скатилась у коня из глаз. Конь заржал жалобно, протяжно, и тотчас в голых деревьях, в изгородях и печных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запорошил Фильке горло. Филька бросился обратно в дом, но никак не мог найти крыльца - так уже мело кругом и хлестало в глаза. Летела по ветру мерзлая солома с крыш, ломались скворечни, хлопали оторванные ставни .И все выше взвивались столбы снежной пыли с окрестных полей, неслись на деревню, шурша, крутясь, перегоняя друг друга».

- Кто обижает животных? (люди). Дома вы прочитали рассказ…(О чем плачут лошади»).

Сегодня мы поговорим о судьбе писателя и, самое главное, - поразмышляем над рассказом Федора Александровича Абрамова «О чем плачут лошади». Выясним, почему же плачут лошади.

- Как вы думаете, какова цель нашего урока? (познакомиться с рассказом, понять смысл названия, идею…)

-Какие слова-ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «лошадь»? (помощь, сила, преданность, трудолюбивая, помощь в хозяйстве, средство передвижения)
КАЖДАЯ ПАРА ЗАПИСЫВАЕТ ОДНО СЛОВО,  ВЫХОДИТ К ДОСКЕ И ПРИКРЕПЛЯЕТ ЕГО.

Словарная работа. СООТНЕСИТЕ название масти и её определение:  
Кау′рый-светло-каштановый, желто-рыжий
Гнедо′й-темно-рыжий с черным хвостом и черной гривой конь
 Вороно′й-черный
Мезенки - некрупные, но выносливые и неприхотливые, хорошо приспособленные к условиям севера лошади
Ча′лый-наличие сильной примеси белых волос на фоне другого окраса лошади, причём голова и нижняя часть ног имеет меньше всего белых волос и сохраняет цвет основной масти лошади. 
-Какова главная тема творчества Ф.Абрамова? О чем были его произведения? (о деревне, таких писателей называют «деревенщиками»).

Заслушиваются сообщения обучающихся о писателе

3.Анализ произведения
-За свою жизнь, мы сказали, Ф.Абрамов написал много интересных произведений, но сегодня мы поговорим о его замечательном рассказе “О чем плачут лошади” который вы прочитали заранее.

Выявление первоначального читательского восприятия
-Понравился ли вам этот рассказ?
- Что чувствовали, когда читали?
- Что больше всего вас затронуло, взволновало?

БЕСЕДА ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ.
- О чем этот рассказ? (О горькой судьбе лошади)

Чтобы вспомнить содержание рассказа, давайте обратимся к плану. (На доске составляют план из фраз, записанных на карточках).
План
1. Рассказ автора о своей дружбе с лошадьми, особенно с Рыжухой.
2. Рыжуха пытается узнать правду о лошадиной жизни.
3. Лирическое отступление о прежней жизни лошадей.
4. Нынешнему поколению лошадей эта правда недоступна.
5. Дружба человека и лошади дала трещину.

Вопросы:
-Какими мыслями и чувствами проникнуто описание природы в начале рассказа? (зачитать его)
- Как ощущает себя рассказчик в мире природы? (Природа ассоциируется с детством – самым чудесным временем в жизни. Уважительное отношение к природе, единство существования с нею утверждается как норма жизни людей.)

Давайте встанем и немного подвигаемся под веселую музыку. Повторяем движения за нашими героями. (дети делают зарядку под песню про лошадь)

- Какие эпитеты находит Ф.Абрамов, описывая лошадей в начале произведения? Прокомментируйте их.
(«Бархатные губы», «добрые и умные животные», «особая лошадиная красота».

- Где и почему в изображении лошадей возникает антитеза? О чем она говорит?
(Красота лошадей - «Особо-лошадиная красота луга» - в описании, и вдруг: они «томились, умирали от жажды» - резкий контраст с состоянием лошадей)

-Как рассказчик относится к лошади? (« Я любил эту тихую деревушку…», «Всякий раз, когда я спускался с деревенского угора на луг…», «Я частенько брал с собой хлеб..» , «Они радовали, волновали мое крестьянское сердце…»)

- Почему герой испытывает чувство вины перед лошадьми? (Сейчас человек халатно, небрежно относится к этим животным. Образы доходяг и кляч).

— Почему автор учебника дает сноску: «Автор пишет о конце 30-х годов, когда основной рабочей силой на селе стал уже не конь, а трактор и о лошадях стали меньше заботиться»?
На что обращает наше внимание эта сноска?

— Что в самом тексте рассказа указывает на то, что действие происходит в период коллективизации? НА ДОСКЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕРМИНА
(Все лошади пасутся вместе, на них — один пастух, который к ним редко приходит и по домам не разводит; лошадей по очереди отправляют на работы, и не хозяева их забирают, следовательно, лошади общие, коллективные, а не хозяйские, частные. В то же время «редкая старушонка, редкая баба, оказавшись на лугу, проходила мимо безучастно»)

- То есть мы можем выделить два периода лошадиной жизни: прошлое и настоящее.

Начертим таблицу  НА ДОСКЕ ЕСТЬ В течение урока мы будем её заполнять.
До 30г С 30 годов

- Какие слова помогают понять, что автор сочувствует животным?  (…нелегко жилось беднягам) 

-А что изменилось? («Лошадью дышали и жили», « Первая игрушка крестьянского сына - деревянный конь…», «И конской подковой встречало каждое крыльцо…») Прошедшее время гл.

-Как относится к лошадям конюх Миколка? Почему бабы не могли без слез пройти мимо лошадей на лугу? Чтение отрывка с.167: «Но чаще всего…» до «проходила мимо безучастно»

-Рассказчик устами конюха-старика говорит о том, что «лошади тоже воевали» во время Великой Отечественной войны. Как он показывает вклад лошадей в победу? С.171: «Помню, в 47-м..» до «да ещё как».

-Оказавшись на старом лесопункте, рассказчик пытается отыскать останки своего коня и вспоминает «пушкинского вещего Олега».

- Как вы понимаете слова писателя: «В каждом из нас, должно быть, живёт пушкинский вещий Олег…»? (Эти слова говорят о том, что мы хотим увидеть хотя бы останки тех, кто нам помогал когда-то, поклониться памяти животных, которые вечно служили нам)

Что говорит Ф.Абрамов о прошлом лошади? О том времени, когда лошадь была сокровищем крестьянской семьи? (Зачитать)
«Вскармливали самый лакомый кусок», «Вся семья выбегала встречать», «Выхаживали, скребли, чистили», «Лошадью «дышали и жили».

- Вы когда-нибудь допускали мысль, что животным может быть “тошно”. Такое состояние бывает у человека, когда ему очень трудно, плохо. А что лошадей привело к такому состоянию? (отношение к ним; ненужность)

- О чём плакали лошади? (О том, что люди перестали ценить и уважать лошадей, потому что необходимость в них “отпала”, пришёл век машин. Человек чёрной неблагодарностью отплатил за беззаветную преданность).
Верно, человек забыл о милосердии в отношениях с лошадьми. Что означает это слово? (Готовность оказать помощь; способность помочь, простить; милосердный человек способен чувствовать чужую боль).

- Как вы думаете, главный герой рассказа был другом Рыжухи? А каким должен быть друг? (Честным, откровенным, способным разделить горе товарища).

- Почему же тогда друг Рыжухи соврал ей? Не захотел честно обо всем рассказать?
Анализ эпизода. С.171-172
" А я вдруг напустил на себя бесшабашную удаль и воскликнул:
- Ну, ну, хватит киснуть! Хватит забивать себе голову всякой ерундой! Давайте лучше грызть хлеб, пока грызется.
И вслед за тем, избегая глядеть в глаза Рыжухе, я торопливо бросил на луг, напротив ее вытянутой морды, давно приготовленный кусок хлеба, потом быстро оделил хлебом других лошадей и с той же разудалой бесшабашностью театрально вскинул руку:
- Покель! В энтом деле без банки нам все равно не разобраться...- И, глубоко сунув руки в карманы модных джинсов, быстрой, развязной походкой двинулся к реке.

- В чём рассказчик обманул Рыжуху?
(не  ответил искренне на её вопрос, то есть не сумел взять на себя ответственность за содеянное человеком, не принял в своё сердце её боль и беду. Лошади словно понимали, что от них ничего не зависит, что они никак не могут изменить своей судьбы. И рассказчик, не сумев взять на себя ответственность, понял, что он тоже из тех существ, от решения которых ничего не зависит. Он почувствовал своё бессилие изменить жизнь, и от этого на него навалилась «тяжёлая, лошадиная тоска», тоска безысходности).

Автор сравнивает Рыжуху с другими лошадьми («Рыжуха…выгодно отличалась от своих сородичей…», «Кобылка чистая, она сохранила…»). Но только ли? (Автор сравнивает людей с лошадьми: многие, попав в одинаковые условия ведут себя по-разному. Кого-то трудности изменяют в худшую сторону, а кто-то сохраняет неунывающий характер и внешне отличается от первых). 

-Как вы думаете, почему автор назвал рассказ «О чём плачут лошади»? (Такое название привлекает наше внимание к главной проблеме рассказа – проблеме ответственности человека за живые существа Земли, которые были им приручены на протяжении многих тысячелетий)

- В каком произведении мы встречались с похожей главной мыслью рассказа? (Л. Андреев.«Кусака».)

-Давайте ещё раз сравним жизнь лошадей в разные времена. ОБОБЩЕНИЕ ТАБЛИЦЫ

-К чему может привести плохое отношение к животным? (Человек будет плохо относится и к другим людям).

- Итак, вспомните, какие задачи были поставлены нами в начале урока? Удалось ли нам их реализовать? Прокомментируйте.

-Нужны ли сейчас лошади (не пашем, не ездим, играем на компьютерах)? Какую пользу они приносят человеку? (Конный спорт», лошади и инвалиды)

ДЗ: ВТОРОЕ ПО ЖЕЛАНИЮ
1. Написать отзыв о произведении Ф.Абрамова «О чем плачут лошади»
2.Придумать проект памятника, устно описать его, подобрать надпись к памятнику.

Коньком украшали крышу избы. Что символизирует конек на крышах домов?
Конь символизирует достаток и благополучие: считается, что подкова приносит счастье. На ваших партах лежит подковка. Напишите на ней три слова любой части речи, которые отобразили бы ваше настроение после урока.


Категория: Блоги | Добавил: 9159723574
Просмотров: 321 | Загрузок: 4 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XVI Всероссийский творческий конкурс "Прекрасные цветы"
VII Всероссийский творческий конкурс "Удивительный мир насекомых"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Умелые ручки"
Всероссийский творческий конкурс "Цветущая весна"
X Всероссийский творческий конкурс "Великая Победа!"
VII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
IX Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XXXII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 01.05.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог