Сегодня: 05.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Урок развития речи на тему "Урок памяти" в 8-м классе

СКАЧАТЬ (23.4 Kb) 21.11.2020, 21:12
Пимшина Альфия Гениатовна
учитель русского языка и литературы, РБ г.Бирск, МБОУ СОШ №8
Урок развития речи на тему "Урок памяти" в 8-м классе.

Цели урока: формирование патриотизма; воспитание чувства гордости за свою Родину на примере героического прошлого ветеранов и участников Великой Отечественной войны, а так же тружеников тыла; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной, готовности к защите Отечества.

Задачи:

-способствовать пониманию школьниками роли и значения Великой Победы для судеб всего человечества.

-закрепить знания об однородных членах предложения, особенностях употребления в тексте.
-способствовать осмыслению школьниками таких духовно-нравственных категорий, как Родина-мать, историческая память, уважение к памяти павших за Родину, ратный и трудовой подвиг, героизм, самопожертвование, долг, достоинство, свобода и независимость Родины, национальное самосознание.

-формировать такие духовно-нравственные ценности, как чувство глубокого уважения к ратному и трудовому подвигу народа, нравственный долг перед ветеранами и участниками ВОВ, ощущение общности исторической судьбы народов России.

Оборудование: фотографии, детские рисунки
Музыка: песня «Вставай, страна огромная» (В. Лебедев-Кумач).

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя:
(Звучит песня «Вставай, страна огромная» (В. Лебедев-Кумач).
Приближается Праздник Великой Победы. Скоро мы услышим песни военных лет, увидим георгиевские ленточки, праздничные салюты на площадях. Пожалуй, в России не найдется семьи, которая не была бы опалена огнем Великой Отечественной войны. На полях сражений погибло более 27 миллионов людей, тысячи людей остались без крова. Многие в той войне потеряли родных, близких, все равно они находили в себе силы жить дальше.
Наш урок посвящён Дню Победы в Великой Отечественной войне советского народа против фашистских захватчиков в 1941-45 гг. Урок мы с вами назовем «Из поколения победителей»
Мы не будем говорить обо всех защитниках нашей Родины. Мы не будем называть имена всех героев, их много, тех, кто не с нами, но об одном герое сегодня мы хотели бы рассказать.

3. Лексическая работа со словом память.
- Какие ассоциации возникают со словом память? (фотографии, старые вещи, музеи, события, история семьи, история страны, памятники). Напишите на своем листе.

1) Прочитаем значение слова память в Толковом словаре С.И.Ожегова.
2) Подберем однокоренные слова к слову память и запишем.

Память, памятный, памятовать, памятник, памятливый, памятка
То- Разберите по составу.

- Какая общая часть слова у этих слов?
- Какое общее значение есть у всех этих слов? (помнить о ком-чем-нибудь)
- Как называются такие слова? Однокоренные слова.

3) Составим словосочетания со словом память и запишем их.
Историческая память, народная память, вечная память, уроки памяти
книга памяти, сохранить в памяти, память огненных лет

4) «Человеческая память несет в себе огромную энергию. Память обычно сохраняет то, что прошло, что было». Ю. Бондарев.

«Человек должен думать о смысле своей жизни – оглядывать прошлое и заглядывать в будущее». Д. С. Лихачев.

- А как вы понимаете выражение «уроки памяти»?
(Воспоминания о годах, опаленных войной, о тех страшных годах, которые оставили незаживающие раны в каждой семье). Выпишем отдельно. Прочитаем.
( Уроки памяти - память огненных лет – воспоминания о войне – незаживающие раны – страшные годы)

4. Знакомство с текстом
Сейчас познакомимся с материалом, который подготовили ребята для нашего урока.
(текст № 1)

1 ученик. Это рассказ о простом башкирском солдате, о Гениате Закировиче Азипове, который всю свою жизнь отдал служению Родине. Он родился в деревне Большие Шады Мишкинского района в 1926 году.
Когда началась война, он учился еще в школе. Впрочем, приходилось и работать, и учиться. Мужчин не хватало в деревне. Все тяготы легли на женские и детские плечи.
Наступил ноябрь 1943 года. Он учился уже в десятом классе, когда подошел срок идти на фронт старшеклассникам – на смену погибшим отцам и братьям.
Молодой боец сразу же попал в учебный пункт, что находился в городе Темир в Казахстане. Выучился на радиста. Их направили в действующую армию. Гениат Закирович попал в 64- ую танковую бригаду, что воевала в составе Первого Белорусского фронта.

2 ученик. Командовал бригадой дважды герой Советского Союза полковник Бойко. В составе бригады были знаменитые танки Т- 34. Он был радистом, одновременно исполняя обязанности заряжающего. Первый настоящий бой принял уже в 1944 году, когда вступили на территорию Восточной Пруссии. Тогда нашими войсками была окружена большая группировка противника вместе со своим штабом.

Все было тогда: грохот разрывов, копоть, пыль и стоны раненых. Все смешалось в единый адский котел. Таких сражений потом у него было много, но к ним привыкаешь. Жить же со страхом в сердце вечно солдату негоже. Кто страшится, тот в первую очередь и погибает. Служба же танкиста далеко нелегка. В случае попадания снаряда танк не только защищает, но может превратиться и в пылающую могилу.

3 ученик. После выхода к берегу Балтийского моря наши войска повернули в сторону Варшавы, освобождая Польшу. Под Варшавой Гениата Закировича и ранило тяжело в ногу, после чего он месяц пролежал в госпитале, а потом вновь вернулся в бригаду. С ней и со своими товарищами дошел до Берлина и принимал участие в его взятии.
Немцы сопротивлялись ожесточенно, начиная с пригородов, но они сломили его и подошли к Бранденбургским воротам. Там их бригада остановилась, и бойцы на этих воротах стали писать свои имена. По молодости или по наивности Гениат Закирович этого не сделал. Весть о Победе встретили здесь же. Это было раннее утро. Стояла непривычная тишина, которую вдруг разорвали автоматные очереди и вспышки ракет. Тут же пронеслась весть, что немцы полностью капитулировали. Солдаты тоже подняли свои ППШ и стали салютовать в небо.
Но с окончанием войны служба для Гениата Закировича не закончилась. Он еще прослужил в Германии долгих шесть лет.

5. Учитель:
Умирают солдаты дважды: от штыка или пули вражьей,
И спустя много лет, в грядущем,от забывчивости живущих.

С нами этого не случится. (текст № 2)
4 ученик. Если вернуться к судьбе Гениата Закировича Азипова, то он прожил хорошую жизнь. После войны он окончил партийную школу, долгое время работал председателем колхоза, затем трудился и председателем сельского Совета, и председателем профкома колхоза «Шады», после выхода на заслуженный отпуск ветеран выполнял ответственную общественную должность – председателя совета ветеранов. Родина высоко оценила ратные подвиги и трудовые достижения Гениата Закировича. Он награжден боевыми орденами Отечественной войны второй степени и Красной звезды, орденом «Знак Почета», многочисленными медалями.

6. Работа с текстом ( текст № 1 на партах)
- О ком говорится в тексте?
- Какова главная мысль этого текста?
-Почему война называется Великой Отечественной?

(ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННА ВОЙНА - самая крупная война в истории человечества. Слово «великий» означает, очень большой, громадный, огромный. В самом деле, война захватила огромную часть территории нашей страны, в ней участвовали десятки миллионов людей, она длилась долгих четыре года, а победа в ней потребовала от нашего народа громадного напряжения всех физических и духовных сил.

Отечественной войной она называется потому, что эта война — справедливая, направленная на защиту своего Отечества. На борьбу с врагом поднялась вся наша огромная страна! Мужчины и женщины, пожилые люди, даже дети ковали победу в тылу и на передовой).

- Кто участвовал на войне из вашей семьи? Расскажите о них. (3 ученика рассказывают о своих дедушках) (Приложение)
- Как отмечается День Победы в нашем городе?
- Какие памятники и мемориалы погибшим воинам вы знаете в городе Бирске?
- Назовите героев Советского Союза из Бирска и Бирского района. (Антипин Федор Лукьянович, Корочкин Петр Георгиевич, Мушников Георгий Иустинович, Овчинников Григорий Семенович, Попов Александр Федорович, Старцев Александр Петрович)
Учитель

Для всех нас, Великая Отечественная война – история. Но ее должен знать каждый уважающий себя человек, потому что это история нашей Родины, наших родных и близких. Это они отстояли родную землю и обеспечили на долгие годы мирное небо над головой потомков.

- Определите стиль речи текста.
- Выпишите из 1 текста несколько примеров однородных членов предложения, прочитайте их, соблюдая правильную интонацию, подчеркните их как члены предложения
- Найдите в тексте неоднородные определения
- Объясните постановку знаков препинания. Составьте схему предложения. (Все было тогда: грохот разрывов, копоть, пыль и стоны раненых).
- Обозначьте значком х член предложения, к которому относятся однородные члены (Стояла непривычная тишина, которую вдруг разорвали автоматные очереди и вспышки ракет)
- Как (какими языковыми средствами) выражается связь между однородными членами?
- Почему автор часто использует в своем тексте однородные члены предложения? (Для
передачи большей выразительности, они делают нашу речь богатой, красивой, яркой).
- Объясните употребление запятой при союзе и (Впрочем, приходилось и работать, и учиться).

7. Рефлексия.
Чем запомнился вам этот урок?

8. Домашнее задание: напишите заметку - благодарность ветерану Великой Отечественной войны; заметку-размышление «Сегодняшнее поколение о войне и мире» и др. Без сомнения, невозможно говорить о войне сухо и бесстрастно. Постарайтесь найти слова, идущие от сердца, которые будут выражать ваше отношение к описываемому.

9. Заключительное слово учителя
Замечательную мысль высказал маршал Георгий Константинович Жуков: "Празднуя Победу, мы всегда будем вспоминать, какие качества нашего народа помогли одолеть врага. Терпение. Мужество. Величайшая стойкость. Любовь к Отечеству. Пусть эти проверенные огнем войны качества всегда нам сопутствуют. И всегда победа будет за нами".

Неспроста речь сегодня шла именно об этом герое. Этот участник Великой Отечественной войны - мой папа. Мы являемся потомками победителя. Наша семья хранит и чтит память о нем. Мы его помним, гордимся им, каждый год выходим с его портретом на «Бессмертный полк».

Нельзя забыть тех, кто шёл на войну, зная, что может погибнуть, не думая даже о том, что о его подвигах когда-нибудь узнают, а, быть может, и создадут памятник. Люди шли на смерть ради жизни, будущего, Родины, за своих родных, любимых и проявляли по-настоящему героические черты своего характера.

Мы должны сохранить память о тех, кто не жалел себя ради нашего сегодняшнего счастья.
Мы вспомнили войну. И несмотря на то, что сегодня не девятое мая, мне хочется поздравить всех с победой.

Мы сегодня говорили о значении слова «память», о том, какая она бывает.
Память – это наше прошлое, которое входит в настоящее
Память – это совесть.
Память – это наша культура.
Память – это наше богатство.

Мы должны знать и хранить эту историю всего, что нас окружает, начиная с нашей семьи, города, кончая страной и миром

5 ученик. Отрывок из "Реквиема" Роберта Рождественского
Помните! Через века, через года, - помните!
О тех, кто уже не придет никогда, - помните!
Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!
Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной.
Каждой секундой, каждым дыханьем будьте достойны!
Люди! Покуда сердца стучатся, - помните!
Какою ценой завоевано счастье, - пожалуйста, помните!
Песню свою отправляя в полет, - помните!
Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!
Во все времена бессмертной земли помните!
К мерцающим звездам ведя корабли, - о погибших помните!
Встречайте трепетную весну, люди земли.
Убейте войну, прокляните войну, люди земли!
Мечту пронесите через года и жизнью наполните!..
Но о тех, кто уже не придет никогда, - заклинаем, - помните!

Учитель.
Наш урок подошел к концу. Спасибо.


Категория: Блоги | Добавил: TeacherA
Просмотров: 587 | Загрузок: 14 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Русская матрёшка"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 05.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог