| 
				
			 Урок развития речи на тему "Урок памяти" в 8-м классе.
 Цели урока: формирование патриотизма; воспитание чувства гордости за свою Родину на примере героического прошлого ветеранов и участников Великой Отечественной войны, а так же тружеников тыла; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной, готовности к защите Отечества.
 
 Задачи:
 
 -способствовать пониманию школьниками роли и значения Великой Победы для судеб всего человечества.
 
 -закрепить знания об однородных членах предложения, особенностях употребления в тексте.
 -способствовать осмыслению школьниками таких духовно-нравственных категорий, как Родина-мать, историческая память, уважение к памяти павших за Родину, ратный и трудовой подвиг, героизм, самопожертвование, долг, достоинство, свобода и независимость Родины, национальное самосознание.
 
 -формировать такие духовно-нравственные ценности, как чувство глубокого уважения к ратному и трудовому подвигу народа, нравственный долг перед ветеранами и участниками ВОВ, ощущение общности исторической судьбы народов России.
 
 Оборудование: фотографии, детские рисунки
 Музыка: песня «Вставай, страна огромная» (В. Лебедев-Кумач).
 
 Ход урока
 
 1. Организационный момент.
 
 2. Вступительное слово учителя:
 (Звучит песня «Вставай, страна огромная» (В. Лебедев-Кумач).
 Приближается Праздник Великой Победы. Скоро мы услышим песни военных лет, увидим георгиевские ленточки, праздничные салюты на площадях. Пожалуй, в России не найдется семьи, которая не была бы опалена огнем Великой Отечественной войны. На полях сражений погибло более 27 миллионов людей, тысячи людей остались без крова. Многие в той войне потеряли родных, близких, все равно они находили в себе силы жить дальше.
 Наш урок посвящён Дню Победы в Великой Отечественной войне советского народа против фашистских захватчиков в 1941-45 гг. Урок мы с вами назовем «Из поколения победителей»
 Мы не будем говорить обо всех защитниках нашей Родины. Мы не будем называть имена всех героев, их много, тех, кто не с нами, но об одном герое сегодня мы хотели бы рассказать.
 
 3. Лексическая работа со словом память.
 - Какие ассоциации возникают со словом память? (фотографии, старые вещи, музеи, события, история семьи, история страны, памятники). Напишите на своем листе.
 
 1) Прочитаем значение слова память в Толковом словаре С.И.Ожегова.
 2) Подберем однокоренные слова к слову память и запишем.
 
 Память, памятный, памятовать, памятник, памятливый, памятка
 То- Разберите по составу.
 
 - Какая общая часть слова у этих слов?
 - Какое общее значение есть у всех этих слов? (помнить о ком-чем-нибудь)
 - Как называются такие слова? Однокоренные слова.
 
 3) Составим словосочетания со словом память и запишем их.
 Историческая память, народная память, вечная память, уроки памяти
 книга памяти, сохранить в памяти, память огненных лет
 
 4) «Человеческая память несет в себе огромную энергию. Память обычно сохраняет то, что прошло, что было». Ю. Бондарев.
 
 «Человек должен думать о смысле своей жизни – оглядывать прошлое и заглядывать в будущее». Д. С. Лихачев.
 
 - А как вы понимаете выражение «уроки памяти»?
 (Воспоминания о годах, опаленных войной, о тех страшных годах, которые оставили незаживающие раны в каждой семье). Выпишем отдельно. Прочитаем.
 ( Уроки памяти - память огненных лет – воспоминания о войне – незаживающие раны – страшные годы)
 
 4. Знакомство с текстом
 Сейчас познакомимся с материалом, который подготовили ребята для нашего урока.
 (текст № 1)
 
 1 ученик. Это рассказ о простом башкирском солдате, о Гениате Закировиче Азипове, который всю свою жизнь отдал служению Родине. Он родился в деревне Большие Шады Мишкинского района в 1926 году.
 Когда началась война, он учился еще в школе. Впрочем, приходилось и работать, и учиться. Мужчин не хватало в деревне. Все тяготы легли на женские и детские плечи.
 Наступил ноябрь 1943 года. Он учился уже в десятом классе, когда подошел срок идти на фронт старшеклассникам – на смену погибшим отцам и братьям.
 Молодой боец сразу же попал в учебный пункт, что находился в городе Темир в Казахстане. Выучился на радиста. Их направили в действующую армию. Гениат Закирович попал в 64- ую танковую бригаду, что воевала в составе Первого Белорусского фронта.
 
 2 ученик. Командовал бригадой дважды герой Советского Союза полковник Бойко. В составе бригады были знаменитые танки Т- 34. Он был радистом, одновременно исполняя обязанности заряжающего. Первый настоящий бой принял уже в 1944 году, когда вступили на территорию Восточной Пруссии. Тогда нашими войсками была окружена большая группировка противника вместе со своим штабом.
 
 Все было тогда: грохот разрывов, копоть, пыль и стоны раненых. Все смешалось в единый адский котел. Таких сражений потом у него было много, но к ним привыкаешь. Жить же со страхом в сердце вечно солдату негоже. Кто страшится, тот в первую очередь и погибает. Служба же танкиста далеко нелегка. В случае попадания снаряда танк не только защищает, но может превратиться и в пылающую могилу.
 
 3 ученик. После выхода к берегу Балтийского моря наши войска повернули в сторону Варшавы, освобождая Польшу. Под Варшавой Гениата Закировича и ранило тяжело в ногу, после чего он месяц пролежал в госпитале, а потом вновь вернулся в бригаду. С ней и со своими товарищами дошел до Берлина и принимал участие в его взятии.
 Немцы сопротивлялись ожесточенно, начиная с пригородов, но они сломили его и подошли к Бранденбургским воротам. Там их бригада остановилась, и бойцы на этих воротах стали писать свои имена. По молодости или по наивности Гениат Закирович этого не сделал. Весть о Победе встретили здесь же. Это было раннее утро. Стояла непривычная тишина, которую вдруг разорвали автоматные очереди и вспышки ракет. Тут же пронеслась весть, что немцы полностью капитулировали. Солдаты тоже подняли свои ППШ и стали салютовать в небо.
 Но с окончанием войны служба для Гениата Закировича не закончилась. Он еще прослужил в Германии долгих шесть лет.
 
 5. Учитель:
 Умирают солдаты дважды: от штыка или пули вражьей,
 И спустя много лет, в грядущем,от забывчивости живущих.
 
 С нами этого не случится. (текст № 2)
 4 ученик. Если вернуться к судьбе Гениата Закировича Азипова, то он прожил хорошую жизнь. После войны он окончил партийную школу, долгое время работал председателем колхоза, затем трудился и председателем сельского Совета, и председателем профкома колхоза «Шады», после выхода на заслуженный отпуск ветеран выполнял ответственную общественную должность – председателя совета ветеранов. Родина высоко оценила ратные подвиги и трудовые достижения Гениата Закировича. Он награжден боевыми орденами Отечественной войны второй степени и Красной звезды, орденом «Знак Почета», многочисленными медалями.
 
 6. Работа с текстом ( текст № 1 на партах)
 - О ком говорится в тексте?
 - Какова главная мысль этого текста?
 -Почему война называется Великой Отечественной?
 
 (ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННА ВОЙНА - самая крупная война в истории человечества. Слово «великий» означает, очень большой, громадный, огромный. В самом деле, война захватила огромную часть территории нашей страны, в ней участвовали десятки миллионов людей, она длилась долгих четыре года, а победа в ней потребовала от нашего народа громадного напряжения всех физических и духовных сил.
 
 Отечественной войной она называется потому, что эта война — справедливая, направленная на защиту своего Отечества. На борьбу с врагом поднялась вся наша огромная страна! Мужчины и женщины, пожилые люди, даже дети ковали победу в тылу и на передовой).
 
 - Кто участвовал на войне из вашей семьи? Расскажите о них. (3 ученика рассказывают о своих дедушках) (Приложение)
 - Как отмечается День Победы в нашем городе?
 - Какие памятники и мемориалы погибшим воинам вы знаете в городе Бирске?
 - Назовите героев Советского Союза из Бирска и Бирского района. (Антипин Федор Лукьянович, Корочкин Петр Георгиевич, Мушников Георгий Иустинович, Овчинников Григорий Семенович, Попов Александр Федорович, Старцев Александр Петрович)
 Учитель
 
 Для всех нас, Великая Отечественная война – история. Но ее должен знать каждый уважающий себя человек, потому что это история нашей Родины, наших родных и близких. Это они отстояли родную землю и обеспечили на долгие годы мирное небо над головой потомков.
 
 - Определите стиль речи текста.
 - Выпишите из 1 текста несколько примеров однородных членов предложения, прочитайте их, соблюдая правильную интонацию, подчеркните их как члены предложения
 - Найдите в тексте неоднородные определения
 - Объясните постановку знаков препинания. Составьте схему предложения. (Все было тогда: грохот разрывов, копоть, пыль и стоны раненых).
 - Обозначьте значком х член предложения, к которому относятся однородные члены (Стояла непривычная тишина, которую вдруг разорвали автоматные очереди и вспышки ракет)
 - Как (какими языковыми средствами) выражается связь между однородными членами?
 - Почему автор часто использует в своем тексте однородные члены предложения? (Для
 передачи большей выразительности, они делают нашу речь богатой, красивой, яркой).
 - Объясните употребление запятой при союзе и (Впрочем, приходилось и работать, и учиться).
 
 7. Рефлексия.
 Чем запомнился вам этот урок?
 
 8. Домашнее задание: напишите заметку - благодарность ветерану Великой Отечественной войны; заметку-размышление «Сегодняшнее поколение о войне и мире» и др. Без сомнения, невозможно говорить о войне сухо и бесстрастно. Постарайтесь найти слова, идущие от сердца, которые будут выражать ваше отношение к описываемому.
 
 9. Заключительное слово учителя
 Замечательную мысль высказал маршал Георгий Константинович Жуков: "Празднуя Победу, мы всегда будем вспоминать, какие качества нашего народа помогли одолеть врага. Терпение. Мужество. Величайшая стойкость. Любовь к Отечеству. Пусть эти проверенные огнем войны качества всегда нам сопутствуют. И всегда победа будет за нами".
 
 Неспроста речь сегодня шла именно об этом герое. Этот участник Великой Отечественной войны - мой папа. Мы являемся потомками победителя. Наша семья хранит и чтит память о нем. Мы его помним, гордимся им, каждый год выходим с его портретом на «Бессмертный полк».
 
 Нельзя забыть тех, кто шёл на войну, зная, что может погибнуть, не думая даже о том, что о его подвигах когда-нибудь узнают, а, быть может, и создадут памятник. Люди шли на смерть ради жизни, будущего, Родины, за своих родных, любимых и проявляли по-настоящему героические черты своего характера.
 
 Мы должны сохранить память о тех, кто не жалел себя ради нашего сегодняшнего счастья.
 Мы вспомнили войну. И несмотря на то, что сегодня не девятое мая, мне хочется поздравить всех с победой.
 
 Мы сегодня говорили о значении слова «память», о том, какая она бывает.
 Память – это наше прошлое, которое входит в настоящее
 Память – это совесть.
 Память – это наша культура.
 Память – это наше богатство.
 
 Мы должны знать и хранить эту историю всего, что нас окружает, начиная с нашей семьи, города, кончая страной и миром
 
 5 ученик. Отрывок из "Реквиема" Роберта Рождественского
 Помните! Через века, через года, - помните!
 О тех, кто уже не придет никогда, - помните!
 Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.
 Памяти павших будьте достойны! Вечно достойны!
 Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной.
 Каждой секундой, каждым дыханьем будьте достойны!
 Люди! Покуда сердца стучатся, - помните!
 Какою ценой завоевано счастье, - пожалуйста, помните!
 Песню свою отправляя в полет, - помните!
 Детям своим расскажите о них, чтоб запомнили!
 Детям детей расскажите о них, чтобы тоже запомнили!
 Во все времена бессмертной земли помните!
 К мерцающим звездам ведя корабли, - о погибших помните!
 Встречайте трепетную весну, люди земли.
 Убейте войну, прокляните войну, люди земли!
 Мечту пронесите через года и жизнью наполните!..
 Но о тех, кто уже не придет никогда, - заклинаем, - помните!
 
 Учитель.
 Наш урок подошел к концу. Спасибо.
 
 
 |