Технологическая карта урока
Класс: 5
Тема урока Обучающее изложение (2 часа)
Тип урока: развитие речи.
Цели
1. Подготовить пятиклассников к изложению. Совершенствовать умение раскрывать тему и основную мысль.
2. Учить детей последовательно пересказывать содержание рассказа, используя план; учить находить главную мысль рассказа, формировать умение связно излагать текст, совершенствовать написанное; развивать речь, обогащая словарный запас. Формировать навыки самостоятельной работы.
3. Воспитывать любовь к животным через отношение к содержанию рассказа.
Планируемый результат
Предметные умения
- формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности;
- формирование ключевых компетенций учащихся: информационной (умение анализировать информацию и переводить ее из одной формы в другую), проблемной и коммуникативной.
- развитие речевых способностей учащихся и потребности в эстетическом совершенствовании своей речи, воспитывать любовь и уважение к богатству и многообразию русского языка.
Формировать УУД:
Личностные УУД: оценивают важность красоты природы и творчества.
Регулятивные:
- Умение соотносить свои действия с планируемым результатом и его оценивание,
- работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства.
Коммуникативные: учатся критично относиться к собственному высказыванию.
- Интерес к созданию собственных текстов; стремление к речевому совершенствованию; достаточный объём словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств при создании текста сочинения в письменной форме.
- Создавать письменный текст, соблюдая нормы его построения, свободно, правильно излагая свои мысли; соблюдать в процессе создания текста основные нормы русского литературного языка и правила правописания. Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи.
- Понимать точку зрения другого (в том числе автора), высказывать и обосновывать свою точку зрения.
- Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей.
- Владение устной и письменной речью.
Познавательные УУД
- Способность преобразовывать визуальную информацию в текстовую; Перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта
Основные понятия: изложение, тема, основная мысль, план
Межпредметные связи: Литература, история, культура речи, мировая художественная культура
Ресурсы: тетрадь для развития речи, учебник, доска.
Организация пространства: Фронтальная работа, индивидуальная работа
Ход урока:
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Формируемые УУД |
-
- Организационный.
|
Подготовка к работе на уроке, обеспечение мотивации, осознание цели |
Подготовка к работе на уроке, проверка своей готовности к уроку |
Самоопределение (Л), смыслообразование (Л) |
-
- Актуализация знаний.
|
- Сегодня у нас урок необычный. Что это значит? Вы сейчас сами поймёте, если придумаете к слову необычный синонимы. (Конечно, необходимо вспомнить, какие слова называются синонимами).
- Словарная работа: назовём их: особенный, замечательный, чудесный, волшебный, сказочный, фантастический, дивный, диковинный, удивительный…
|
Отвечают на вопросы
|
Логические действия (П),
осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П),
извлечение необходимой информации (П),
учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К),
подведение под понятие (П) |
-
- Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
|
- Итак, урок наш мы попытаемся сделать сказочным, волшебным.
- Что же мы будем писать? (Чтение текста). Это написал мастер. Мы тоже попробуем написать красивое изложение Для этого нужно очень постараться.
|
Осознание темы, формулируют цель своей деятельности на уроке
|
Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К),
подведение под понятие (П),
постановка и решение проблем (П),
самоопределение (Л)
осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П) |
-
- Первичное усвоение новых знаний.
|
- Прочитайте выразительно текст упражнения 66 (в слабом классе текст читает учитель).
- Определите его тему и основную мысль.
- Какое название, по вашему мнению, ярче отражает содержание текста?
|
Читают или слушают текст, следят по учебнику.
Определяют тему и основную мысль.
Предлагают заголовки, обсуждают предложенные варианты.
Анализ предложений, самоконтроль и взаимоконтроль, записи в тетради |
Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К),
подведение под понятие (П),
постановка и решение проблем (П),
самоопределение (Л)
осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)
игровой момент (К)
коррекция (Р) |
-
- Динамическая пауза.
|
Показывает физкультминутку |
Выполняют зарядку для глаз и упражнения зарядки |
|
-
- Усвоение новых знаний.
Словарная работа
|
- Известно ли вам значение слов вырубка, гончая?
- Какие слова раскрывают отношение охотника к зайцу?
Можно ли их заменить другими, близкими по смыслу? Почему? (Нет, т.к. теряется выразительность, авторское отношение).
Организация и руководство работой с памяткой:
- Чтение п.4. Сколько смысловых частей в тексте?
- Прочитайте части текста, соответствующие каждому пункту плана.
- Как связаны предложения в тексте?
Что помогает автору избежать повторения слов?
Прочитайте план ещё раз. Если бы вы не читали текст, смогли ли по плану представить его содержание?
- Посмотрите текст, найдите в нём слова с изученными орфограммами.
- Найдите предложения с однородными членами.
Какие знаки препинания использованы в предложении с прямой речью?
Все ли рекомендации нами выполнены?
|
Объясняют или выясняют значение слов.
Ищут в тексте и зачитывают (притаился, глазёнки, впились, зверёк, трудный экзамен).
Чтение памятки
Ответы на вопросы учителя
Работа с текстом Анализ предложений, самоконтроль и взаимоконтроль, записи в тетради |
Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К),
подведение под понятие (П),
постановка и решение проблем (П),
самоопределение (Л)
осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)
извлечение необходимой информации из текста (П)
выполнение действий по алгоритму (П)
коррекция (Р) |
-
- Первичное закрепление.
|
Вывод: хорошо составленный план позволяет понять основное содержание любого текста, потому что в него включены заглавия смысловых частей.
Организация пересказа
Прочитайте получившиеся фрагменты. В правописании каких слов вы сомневаетесь?
А теперь (по желанию) послушаем несколько изложений целиком. |
Пользуясь планом, пересказывают текст про себя, в парах, у доски
Оценивают, дополняют и исправляют пересказы друг друга
Анализ предложений, самоконтроль и взаимоконтроль, записи в тетради |
выполнение действий по алгоритму (П)
коррекция (Р)
самоопределение (Л)
осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П) |
-
- . Запись изложения
|
Организация работы, контроль, оказание помощи
Запись изложения (чистовик) |
Проверка и совершенствование написанного |
|
-
- Рефлексия.
|
Вот какие замечательные изложения у нас получились! Нелёгкое это дело – быть волшебником. Понравилось ли вам держать в руках волшебную палочку? А писать изложение? |
Подведение итогов урока |
Адекватное понимание причин успеха и неуспеха (Л)
Самооценка (Л)
Рефлексия способов и условий действий (П)
Контроль и оценка результатов (П) |
-
- Информация о домашнем задании.
|
Дома дополните или продолжите изложение. Не забудьте проверить орфограммы. |
Запись домашнего задания |
Дифференцированные задания (П, Л) |
-
- Орг. окончание
|
Организация окончания работы |
Подготовка к перемене |
|
|