Сегодня: 01.05.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Урок Развития речи по теме "Работа с текстом с использованием метода решения проблем"

СКАЧАТЬ (723.2 Kb) 15.12.2023, 18:36
Смелова Ольга Александровна
учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ №199
Технологическая карта урока в 5а классе
Урок  Развития речи
по теме «Работа с текстом с использованием метода решения проблем»
урока Этап урока Тип урока Форма прове
де
ния
Планируемые результаты в соответствии с ФГОС
 
Вид и форма контрольно-оценочной деятельности
Предметные Метапредметные Личностные
1 Текст. Развитие речи Учебное занятие Знать определение теста, уметь определять проблему героя, составлять план текст. Регулятивные УУД:
- учащиеся самостоятельно формулируют проблему;
-  определяют способы её решения;
- самостоятельно составляют план решения проблемы.
Познавательные УУД:
- извлекают информацию при работе с текстом информационным или      
художественным.
Коммуникативные УУД:
- учащиеся высказывают и обосновывают свою точку зрения;
- учатся сотрудничать друг с другом;
- оформляют свои мысли в устной и письменной форме

 
- формируют устойчивый познавательный интерес к чтению;
- развивают чувство ответственности за произнесённое и написанное слово.
Лист решения проблемы






Содержание урока
 Этап урока Цель
Создание педагогического взаимодействия
 

Формируемые УУД
   
Деятельность учителя Деятельность учащихся    
Организаци-
онный момент








Мотивация
-Формирование эмоционального настроя







-подготовка учащихся к включению в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

 
Здравствуйте, ребята!
СЛАЙД
-- Дорогие, ребята! Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит души добрыми чувствами. Садитесь.

-Все готовы к работе? Проверьте все необходимое к уроку.


- Рома, у тебя какие-то проблемы? Почему ты такой расстроенный сегодня?

- Ну, эту проблему мы тебе поможем решить. Да, ребята? Кто поделится ручкой?
- Как быстро мы решили Ромину проблему!
для вашей будущей жизни-решать проблемы- это будет необходимо.

 
Приветствие.
Запись в тетради








-Да, у меня небольшие проблемы. У меня не оказалось ручки в портфеле, наверное, дома оставил…






 
Формирование эмоционального настроя на урок (Л)
Взаимодействие с учителем(К)
Прогнозирование, предвосхищение результата(Р)



 -сформированность позитивной моральной самооценки и моральных чувств. (Л)
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. (К)

 
   
Актуализация опорных знаний -актуализация опорных знаний необходимых для «открытия нового знания» с фиксацией индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
 
СЛАЙД

-Что такое проблема?






-Что необходимо сделать, когда вы сталкиваетесь с проблемой в жизни?







 

Отвечают на вопросы:
-Это затруднение, вопрос, загадка, препятствие, сложность




-Попытаться её решить….Найти выход
-Значит найти выход из положения, ситуации..разобраться..справиться

Познавательные УУД:  
- осуществлять актуализацию личного жизненного
опыта;  
- ориентироваться в своей системе знаний (определять
границы знания/незнания);  
- определять и формулировать проблему;  
Коммуникативные УУД:  
- слушать и понимать речь других;  
- строить понятные для собеседника высказывания;  
- высказывать свое мнение (точку зрения);  
- анализировать и делать выводы;  
- строить устное высказывание в соответствие с
коммуникативной задачей;  
- выстраивать осознанное речевое высказывание в устной
и / или письменной форме по теме;  
- воспринимать информацию на слух;  
- дополнять, уточнять высказанные мнения;  
- отвечать на вопросы учителя.  
Регулятивные УУД:  
- выполнять пробные учебные действия;  
- принимать и сохранять учебную задачу;  
- оценивать правильность выполнения действия на
основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;  
- выдвигать предположения на основе имеющихся
знаний и обосновывать их;  

 
 
Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности

 
-определение места и причины затруднения в пробном учебном действии учащихся, формулировка совместно с учащимися проблемы, цели и задач урока.
 
 
-Ребята, догадались, о чём мы с вами будем говорить на нашем занятии?
- Какой пошаговый метод нам в этом поможет?

-Определите тему занятия.
-Какова цель нашего урока?
-Да, о проблемах и путях их решения.


-ИДЕАЛ


- Стратегия ИДЕАЛ как метод решения проблем
 
Постановка учебной задачи

 
Создание проблемной ситуации -Конечно же, к счастью, не наши проблемы мы будем решать: их у нас нет!  Проблема есть у одного из героев испанской сказки, с которой мы сейчас познакомимся.
 
  Коммуникативные УУД:
- построение понятных для партнёров высказываний,
- использование речи для регуляции своих действий.

Познавательные УУД:
- использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач,
- поиск разнообразных способов решения задач,
- структурирование знаний,
- установление причинно-следственных связей,
- построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях,
- формулирование проблемы,
- создание способов решения проблемы.

 
Стадия осмысления Соотнесение новой информации с имеющимися знаниями - Перед вами текст сказки и лист решения проблемы.

- Итак, слушаем сказку очень внимательно.

Слайд
Жил на свете один крестьянин. Он столько слышал разных диковин про короля, что думал, будто король – человек не как все другие, особенный. Очень хотелось крестьянину повидать короля, хоть раз в жизни, да своими глазами взглянуть. А столица далеко. Решил все-таки крестьянин поехать в город – короля поглядеть.
– Ты что, совсем спятил? – рассердилась жена. На какую-то прихоть деньги тратить! У нас и так небогато. Нечего тебе в столице делать!
– А я заодно найду там знахаря, зуб себе вырву. Знаешь ведь, зуб у меня часто побаливает, мочи нет терпеть.
Не дает покою жене крестьянин, в столицу да в столицу, в Мадрид да в Мадрид. Ну жена и отпустила его.
Идет крестьянин, радуется. А столица далеко, все деньги за дорогу чуть не потратил.
Пришел крестьянин в Мадрид и в тот же день повидал короля, как тот из храма выходил.
– Вот я глуп так глуп, – хлопнул себя по лбу крестьянин. – Король-то такой, как все, как я да остальные. И на что я только деньги потратил! Надо было жену послушать, по ее совету делать.
Сосчитал деньги, а у него всего полреала осталось.
Тут захотелось крестьянину есть, а на пущую беду и зуб разболелся вовсю. Остановился крестьянин около торговца пирогами, глядит на лоток и думает: «Если я зуб вырву, мои полреала лекарю пойдут – тогда мне с голоду помирать; а если пирогов поесть, зуб еще сильнее разболится, не доберусь я с ним до дому. Чем горю пособить?»
 




Коммуникативные УУД:
-формируем умение слушать и понимать других;
Личностные УУД:
- формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
-формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной
деятельности;
-формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

 
    СЛАЙД

СЛОВАРНАЯ РАБОТА         
Реал — сначала серебряная (в Испании чеканка начата во второй половине XIV века, в Португалии — в XV веке), затем медная монета и в конце концов счётная денежная единица.
Диковины - необычная, странная, невиданная вещь, предмет, существо
Спятил- Прост. сойти с ума, помешаться.

 












 
Познавательные УУД:
- извлекают информацию при работе с текстом

Личностные УУД:
– учебно-познавательный интерес к
новому учебному материалу и один из способов решения новой задачи


 
   
Физ.
минутка
  - Я буду читать однокоренные слова к словам ЛЕС И САД. Если прозвучит слово с корнем ЛЕС, вы встаёте, если слово с корнем САД, садитесь.
САД, ЛЕС, ЛЕСНОЙ, САДОВЫЙ, САДОВНИК, ЛЕСНИК, ЛЕСОЧЕК, САДИК, ЗАЛЕСЬЕ, САДОЧЕК, ПОСАДКА, ЛЕСОВИК, ПЕРЕЛЕСОК,САДИТЕСЬ..)

 
- Внимательно слушают учителя  и выполняют упражнения
-отдых, активация деятельности на уроке (Л)
   
Построение проекта выхода из затруднения



Стадия вызова

- построение проекта выхода из затруднения в пробном учебном действии учащихся и его реализация.















 

-Ребята, давайте определим, сформулируем и запишем ту проблему, с которой столкнулся наш герой. Для этой цели – вспомним, как это нужно правильно делать

СЛАЙД

- Решать проблему и найти выход нам поможет нам знакомый метод ИДЕАЛ
-Давайте вспомним, как он работает.







СЛАЙД
Формулировка проблемы должна начинаться с вопросительного слова «Как…?», в ней должна отсутствовать частица «не», а также – она должна быть максимально конкретной.
И

Определение проблемы.














•Как крестьянину вырвать зуб, утолить голод, оставив деньги на дорогу домой?
• Как крестьянин может воспользоваться обстановкой, чтобы вернуться домой здоровым и сытым?


 


Познавательные УУД:  
- формировать навык поисковой деятельности;  
- осуществлять поиск информации в тексте;  
- выделять главную информацию в тексте;  
- заполнять таблицу  на основе текста;  
- анализировать и синтезировать информацию.  
Коммуникативные УУД:  
- строить устное высказывание в соответствии с
коммуникативной задачей;  
- формировать умение учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений.  
Регулятивные УУД:  
- самостоятельно контролировать время при выполнении
задания;  
- осуществлять самоконтроль;  
- осуществлять взаимный контроль в парах;  
- учащиеся самостоятельно формулируют  проблему
-актуализируют все необходимые сведения для решения данной проблемы,
   
Стадия осмысления -организация коммуникативного взаимодействия для  построения нового способа действия устраняющего причину выявленного затруднения, фиксация нового способа действия в вербальной и знаковой форме -Проблема сформулирована.
 -Ребята, предлагайте способы для решения данной проблемы. Вам необходимо записывать все пришедшие в голову варианты ее решения.

Д

«Мозговой штурм».

 
- попросить помощи у короля;
- обратиться к знакомым или родственникам;
- самому вырвать зуб;
- украсть;
- пойти на море и поймать рыбу;
- умереть;
- продать почку;
- попросить милостыню;
- заработать деньги;
- уехать домой;
- купить пирожок;
- вырвать зуб у лекаря;
- найти новую жену.
 Коммуникативные УУД
Универсальные УУД.
-Общение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией.
- учатся слушать и слышать друг друга, спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое
- вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем.
- Способность действовать с учетом позиции другого и уметь согласовывать свои действия.
   
    -После того, как мы собрали «банк» идей, настало время переходить к следующему этапу.
Есть ли какие-нибудь «сильные» решения?
- Напоминаю. Вы должны каждое из решений оценить:
 «+» – решение подходит;
«+ –» –мнение класса разделилось.
«–» –не подходит.
Аргументировать на данном этапе не нужно – для этой цели есть следующий этап.

Е

«Корзина идей»
«+ –»   - попросить помощи у короля;
«+» - обратиться к знакомым или родственникам;
«+ –»   - самому вырвать зуб;
«+ –» - украсть;
« –» - пойти на море и поймать рыбу;
«–» - умереть;
«–»  - продать почку;
«+ »  - попросить милостыню;
«+ » - заработать деньги;
«+ –» - уехать домой;
«–» - купить пирожок;
«+ –» - вырвать зуб у лекаря;
« –»  - найти новую жену.

Регулятивные УУД:     определяют способы решения
- приходят к одному «идеальному» решению

Коммуникативные УУД:
- учащиеся высказывают и обосновывают свою точку зрения;
- учатся сотрудничать друг с другом

 
   
 
 

А

Идеальный вариант решения проблемы.



 


«+ »- заработать деньги
 
Личностные УУД:
- формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов,

-формирование мотивов достижения, формирования границ собственного знания и "незнания".
Коммуникативные УУД:
-учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,

Познавательные УУД:
- выделение существенной информации,
- формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы,
- поиск способа решения задачи,
- структурирование знания.

 
   
Полная информация во вложени.


Категория: Блоги | Добавил: silkova1971
Просмотров: 133 | Загрузок: 6 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XVI Всероссийский творческий конкурс "Прекрасные цветы"
VII Всероссийский творческий конкурс "Удивительный мир насекомых"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Умелые ручки"
Всероссийский творческий конкурс "Цветущая весна"
X Всероссийский творческий конкурс "Великая Победа!"
VII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
IX Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XXXII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 01.05.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог