Урок решения задач:
«Расчет плотности, массы и объема тела».
7 класс
(учебник «Физика. 7 класс», автор Грачев А.В., Вентана-Граф, 2020)
Тип урока: закрепление нового материала.
Цели урока:
1. повторить тему предыдущего урока: «Масса тела. Плотность вещества», расчетную формулу плотности, определение плотности;
2. совершенствовать навыки решения задач на применение формулы плотности;
3. подготовиться к лабораторной работе «Определение плотности твердого тела».
Задачи урока:
обучающие: формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами.
развивающие: формирование познавательных интересов, интеллектуальных творческих способностей учащихся; развитие самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений, давать оценку уровня усвоения материала.
воспитательные: формирование умений работать в группе, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения; участвовать в коллективном обсуждении проблемы; учиться умению слушать и вступать в диалог; умение осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме.
Средства обучения:
1. мультимедийный проектор;
2. демонстрационные приборы: мензурка с водой, твердое тело, плотность которого надо определить;
3. весы, набор гирь;
4. мел, доска.
План урока: (тип урока: углубление и обобщение знаний по данной теме):
1. Оргмомент - объявление темы, целей урока и плана урока: Мы познакомились на пре-дыдущем уроке с новой физической величиной и формулой, по которой можно ее рас-считать, значит, сегодня на уроке мы будем учиться рассчитывать плотность, массу и объем тела.
2. Актуализация знаний учащихся – ищем ответ на вопрос: почему картофель тонет в во-де?
2 слайд: «Решите задачу».
В начале урока учащимся предлагается решить задачу на расчет плотности вещества и от-ветить на вопрос: «почему картофель тонет в воде?». На доске оформляется задача и ее реше-ние.
Найти: ρ Решение
Дано: ρ= = = 1,18 = 1180
m = 59 г
V = 50 см3
Ответ: плотность картофеля 1180 кг/м3, а у воды 1000 кг/м3. Плотность картофеля больше плотности воды, поэтому картофель в воде тонет.
Используя таблицу плотностей, выясняем, какие еще вещества могут тонуть в воде (у ко-торых плотность больше, чем у воды) и какие не тонут (у которых плотность меньше, чем у во-ды).
3 слайд: «Преобразуем формулу».
С помощью «домика формул» учимся преобразовывать формулу для расчета массы и объ-ема тела, получившиеся формулы записываем в таблицу формул в конце тетради и называем каждую формулу.
ρ= V= m= ρV
плотность тела объем тела масса тела
4 слайд: «Решите задачи на расчет массы и объема тела»
Учащимся предлагается решить задачи на расчет массы и объема тела. Задачи оформляют-ся на доске – каждую задачу решает один ученик, остальные работают на местах в тетради, от-вет проверяется после решения задач.
Задача 1.
Найти: m СИ Решение
Дано: m= ρV= 0,3 м3*7000 кг/м3 = 2100 кг
ρ = 7000 кг/м3
V = 300 дм3 0,3 м3
Задача 2.
Найти: V СИ Решение
Дано: V= = 81 кг/2700 кг/м3 = 0,03 м3
ρ = 2700 кг/м3
m = 81 кг
4. Закрепление пройденного – готовимся к лабораторной работе.
5 слайд: «Из какого вещества сделан цилиндр?». Как можно это определить?
6 слайд: «Определение массы тела».
Разбор данной задачи позволяет подготовиться к лабораторной работе «Определение плотности твердого тела». Сначала нужно измерить массу тела на рычажных весах. Учащиеся вспоминают правила пользования рычажными весами и как правильно измерить массу тела на весах (ссылка на слайд 10). Измеряем массу предложенного тела на весах, находящихся на столе учителя:
m = 80 г.
7 слайд: «Определение объема тела».
Учащиеся вспоминают, как измерить объем тела с помощью мензурки, повторяют правила определения цены деления прибора, рассчитывают по предложенной фотографии цену деления мензурки (ссылка на слайд 11) и объем цилиндра. С помощью мензурки на столе учителя определяем объем тела:
V = 10 cм3
8 слайд: «Расчет плотности тела».
По формуле расчета плотности тела рассчитываем плотность тела, переводим результат в СИ, и по таблице плотностей определяем вещество, из которого сделан цилиндр. Учащимся предлагается объяснить, почему получается результат, немного отличный от табличного:
ρ= = = 8 = 8000
Анализируем полученный результат:
• из какого вещества сделан цилиндр? (нужно посмотреть в таблицу «Плотность твердых веществ»). Полученное вещество – сталь, плотность которой 7800 .
• Если в таблице отсутствует полученное значение, нужно выбрать ближайшее с уче-том погрешности.
5. Домашняя работа и комментарии к ней.
9 слайд: «Домашнее задание».
Дома учащимся предлагается повторить § 31, выполнить задачи из учебника – упр. к пара-графу №4,5 и подготовиться к лабораторной работе № 6 «Определение плотности твердого те-ла».
10 слайд (вспомогательный) «Правила взвешивания на рычажных весах».
11 слайд (вспомогательный) «Определение цены деления измерительного прибора».
|