Сегодня: 26.04.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Урок родного русского языка во 2 классе по теме: Фразеологизмы, родом из Библии

СКАЧАТЬ (24.2 Kb) 20.05.2022, 06:38
Наумова Ольга Викторовна
учитель начальных классов, ГБОУ "Чистопольская кадетская школа-и нтернат"
Тема: Фразеологизмы, родом из Библии.

Цели: Ознакомить учащихся с некоторыми фразеологизмами библейского происхождения, с их историей, с их современным звучанием и значением, употреблением в речи.
Развивать навыки устной речи, выразительного чтения, навыки самостоятельной работы с литературой, навыки обобщения.
Воспитывать внимание и интерес к Библии, культурному и духовному наследию предков, воспитывать лучшие нравственные качества на примере библейских героев, воспитывать и развивать эстетическое чувство.

Методы: проблемный, частично-поисковый, практический, наглядный
Средства: учебник, словари, карточки с изречениями из Библии, содержащие крылатые выражения, тетради, ИКТ.

Ресурсы:
1.О.М.Александрова, учебник «Русский родной язык» 2 класс
2. Детская Библия
3.Методическое пособие.
4.Наглядный и раздаточный материал.
5.Презентация на слайдах.

Ход урока.
I. Орг.момент

Класс разделен на 3 команды - исследовательские группы. В каждой команде есть научный руководитель (капитан).

II. Мотивация к учебной деятельности
1) Психологический настрой
2) Словарная работа. Минутка чистописания.

- Пропишем заглавные и строчные буквы Т,т.
Для минутки красивого письма взяли крылатое выражение (фразеологизм):
Кто не работает, тот не ест.
- Слышали такое выражение? Что оно означает? (Ответы детей)
Словарный диктант: Береза, иней, библиотека, лагерь, инженер, язык, прекрасный, сегодня, учитель.
- Составьте слово, взяв первые буквы шести словарных слов. (Библия).
- Кто может нам ответить, уважаемые исследователи, что такое Библия? (Ответы детей).
- Слово «Библия» происходит от латинского и греческого слов, означающих «книга». Это – собирательное имя, так как Библия - это целая библиотека древних памятников, создаваемых на протяжении 15 веков. До наших времен дошло 39 книг, это Ветхий (Старый) Завет, существует Новый Завет – 27 книг. Иисус сам ничего не писал. Его жизнь писывали его ученики: Матфей, Лука, Марк, Иоанн. Иисус Христос является центральной личностью Библии – фактически, вся Библия написана о нем.

III. Актуализация знаний.
Вернемся к выражению, которое мы использовали при отработке навыков красивого письма. Как вы думаете: есть ли связь между Библией и этим выражением?(Ответы детей).
Существует много слов, выражений, которые мы используем в повседневной речи. Но мы даже не догадываемся, насколько они древние, что пришли они из глубины веков, а возраст некоторых из них - около двух тысяч лет. Многие слова и выражения имеют библейские корни, и часто бывает трудно угадать их первоначальный смысл. Давайте вспомним, что фразеологизмы - устойчивые обороты языка, которые, подобно словам, не создаются, а воспроизводятся в речи. Сегодня мы поговорим о фразеологизмах библейского происхождения. Их насчитывается несколько десятков. Некоторые из них знакомы каждому, о некоторых узнаём впервые. Вот так и выражение: «кто не работает, тот не ест», имеет библейские корни. Произнес его ученик Иисуса, апостол Павел: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь».

IV. Постановка учебной задачи.
Как вы думаете: какова тема нашего урока? (Ответы детей)
- Правильно, фразеологизмы, взятые из Библии.
Какие цели мы перед собой поставим?
1.Вспомнить, что такое фразеологизм.
2.Объяснять значение фразеологизмов.
3.Составлять предложения с фразеологизмами.
4.Учиться работать в сотрудничестве, помогать друг другу при работе в парах и группе.

V.Постановка проекта выхода из проблемной ситуации
Прочтите фразеологизм, объясните его смысл:
«Зарыть талант в землю».
Учащиеся, после обсуждения, дают, как понимают, объяснение данному фразеологизму.
Ребята, фразеологизмы – это устойчивые выражения, которые нельзя понимать буквально, дословно. Когда-то все фразеологизмы имели прямой смысл, были связаны с библейскими сюжетами, а теперь приобрели светский смысл, порой даже иронический.
Давайте посмотрим это на примере.
Слайд: Изображение библейского сюжета.
- Выражение «зарыть талант в землю» перешло в нашу речь из библейской притчи о некоем рабе, который, получив от своего господина талант (у древних евреев так называлась самая крупная денежно-весовая единица), не воспользовался им, а зарыл его в землю. Когда же господин спросил раба, на что тот употребил свой талант, раб ответил: "Господин! Я знал тебя, что ты человек жестокий: жнешь, где не сеял и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант свой в земле; вот тебе твое!"
В настоящее время библейское изречение имеет смысл того, что человек не использовал свой дар, талант, погубил свои способности.

1) Работа с учебником.
Ребята, а что же говорит нам учебник про то, как фразеологизмы появляются в языке? Прочитайте на странице 93.
Дети читают и делают вывод о происхождении фразеологизмов.
-А где мы можем узнать значения фразеологизмов? (спросить у взрослых, одноклассников, посмотреть в словаре)
2) Знакомство с фразеологическими словарями.
-Значения фразеологизмов можно найти во фразеологических словарях. На столах каждой группы исследователей лежат такие словари. Рассмотрите их.

VI. Физкульминутка

VII. Первичное закрепление во внешней речи.

1) Групповая работа по карточкам. Нахождение значений фразеологизмов в словарях.
А теперь поработаем в группах. На карточках записаны фразеологизмы, которые были взяты из Библии, Вам нужно значения этих фразеологизмов записать напротив. Работаем дружно, не ссорясь и прислушиваясь, друг к другу.
1 группа:
Волк в овечьей шкуре.
Устами младенцев глаголет.
2 группа:
В огонь и в воду.
Фома неверующий.
3 группа:
Допотопных времен.
Умывать руки.
Один из членов каждой группы познакомит нас с полученным результатом.
-Молодцы. Каждая группа справилась с поставленной задачей.
2) Коллективная работа.
-Ответьте мне на вопрос, зачем мы используем в своей речи фразеологизмы, если можно сказать, например, одним словом? (Ответы детей)
-Да, русский язык очень богат фразеологизмами, они прекрасное украшение нашей речи. Благодаря фразеологизмам выразительней и ярче становится наша речь.

VIII. Самостоятельная работа
1) Работа по карточкам.
На столах у вас лежат листочки с изображением библейских сюжетов и описанием изображенного события. Ваша задача - определить какой фразеологический оборот заимствован из этого события.
1 группа:
Это выражение взято из Евангелия, где повествуется о бедной вдове, которая положила в сокровищницу всего лишь две мелкие монеты во время сбора пожертвований. Слово «монеты» с греческого языка переводится как «лепты». Несмотря на свою внешнюю скромность, пожертвование бедной вдовы оказалось намного важнее и больше, нежели множество богатых даров. Ведь женщина отдала последнее, что имела, и важность этого подчеркнул, обращаясь к народу, Иисус.
(Внести свою лепту). Смысл фразеологизма находят в словаре.
2 группа:
Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. Если бы у кого было сто овец и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся?»
(Овца заблудшая).
3 группа:
Как рассказывает Библия, во время многолетних странствований евреев по пустыне наступил голод. Люди погибли бы, если бы на них с неба не стала внезапно сыпаться манна небесная. Она была похожа на современную манную крупу, получившую своё название в память о той манне, которую даровал Бог своему избранному народу. Впрочем, дотошные учёные установили, что в пустыне есть съедобный лишайник, который трескается и свёртывается в шарики, когда созревает. Его употребляли в пищу многие кочевые племена. Вероятно, эти съедоб¬ные шарики, принесённые ветром, и описаны в библейской легенде.
(Манна небесная)
2) Проверка.
Закончили. А теперь проверяем по экрану. У кого всё правильно встаньте. Молодцы, многие справились с заданием.

IX. Рефлексия.
Вот и подошёл наш урок к концу.
- Вспомните, какой была тема нашего урока?
Итак, что вы узнали о происхождении фразеологизмов? (Ответы детей)
Значит, происходить фразеологизмы могут по-разному:
- из профессиональных выражений;
- из художественных произведений и устного народного творчества;
- из обычных словосочетаний;
Что можете добавить к перечисленному, опираясь на то, что узнали на уроке?

Самооценка.
– Оцените свою работу на уроке, используя фразеологизмы, которые перед вами на слайде…. Запишите в свою тетрадь подходящие утверждения:
1. Я переливал из пустого в порожнее.
2. Я устал и вышел из себя.
3. Я работал, не покладая рук.
4. Я устал, но взял себя в руки.
5. Я смотрел на работу класса в оба глаза.
Наш урок я хотела бы закончить еще 1 фразеологизмом, взятым из библейских сюжетов.
Встретились 2 купца, продали друг другу свой товар и договорились о дальнейшем сотрудничестве. В знак свершения сделки съели по щепотке соли, так как согласие их долгое, нерушимое, как и соль, которая не портится. Много они заключили договоров и съели пуд соли при этом.
«Пуд соли съесть» - сделать очень много, преуспеть в чём-то, преодолевая трудности.
- Пуд соли съесть можно только с очень верным человеком. Желаю всем, чтоб у каждого был такой друг, с которым можно бы пуд соли съесть.

X. Домашнее задание
Составить 4 предложения, используя фразеологизмы урока.

Литература:
1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. - М.: Сов. энциклопедия, 1966. - 607с.
2. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового Завета. - Mikkeli, 1993. - 537с.
3. Вартаньян Э.А. Из жизни слов. - М.: Детгиз, 1960. - 240 с.
4. Верещагин Е.М. Библейская стихия русского языка: Русская речь. – М.:1
5. Школьный фразеологический словарь русского языка\ сост.А.Ю.Москвин.-М.:ЗАО Центрполиграф, 2010.- 639с.
6. Учебник Русский родной язык. 2 класс. О.М.Александрова- М.:Просвещение, 2021.
7.Энциклопедический словарь юного филолога. Сост.М.В.Панов.-М:Педагогика,1984.-352 с.,ил.
Интернет ресурсы


Категория: Блоги | Добавил: NaumovaOV
Просмотров: 244 | Загрузок: 6 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XXI Всероссийском конкурсе профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"
VI Всероссийский творческий конкурс "Весна шагает по планете"
XI Всероссийский творческий конкурс "Космический калейдоскоп"
X Всероссийский творческий конкурс "Светлая Пасха"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветочная симфония"
XI Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 26.04.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог