Сегодня: 05.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Технологическая карта открытого урока по русскому языку в 3 классе

СКАЧАТЬ (32.2 Kb) 06.08.2023, 12:57
Горчакова Юлия Алексеевна
учитель начальных классов, МБОУ "СОШ №2 г.Никольска"
Тема: «Правописание суффиксов имён существительных –ИК-, -ЕК-».

Форма: урок - путешествие.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цель урока: создание условий для открытия и первичного усвоения новых знаний обучающихся по теме «Правописание суффиксов имён существительных –ИК-, -ЕК-» посредством интерактивных игр и оформления элемента проектной деятельности - кластера (тематической схемы).  

Задачи:
  • образовательные: 
- познакомить обучающихся с правописанием суффиксов имён существительных;
  • развивающие:
- развивать умение строить монологическую и диалогическую речь;
- продолжать развивать орфографическую зоркость, отрабатывать элементы каллиграфического письма;
- формировать функциональную грамотность (читательская грамотность, естественно-научная грамотность);
- способствовать расширению кругозора и активизации словарного запаса;
- развивать эстетическое восприятие, образные представления, чувство прекрасного;
  • воспитательные: 
- воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, активность, инициативность, умение работать в парах, адекватно оценивая себя и друг друга;
- воспитывать любовь к окружающему миру.

Планируемые результаты:
Предметные: обучающиеся научатся правописанию суффиксов имён существительных –ЕК-, -ИК-; продолжат учиться составлять кластер по теме.
Метапредметные:
регулятивные: постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися; формулирование темы и цели урока; взаимооценка и самооценка;
познавательные: наблюдение, анализ, выявление закономерностей, установление признаков;  
коммуникативные: продолжат учиться работать в группах; высказывать своё мнение в устной и письменной форме, отвечать полным ответом.
Личностные: развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация по теме, карточки для критериального оценивания, рабочие листы с кармашками, карточки для кластера, учебник «Русский язык» (3 класс, часть 2 Н.В. Нечаевой, С.Г.Яковлевой), карточки-первоцветы для рефлексии, кубик Блума.
Методы: проблемные, практические, частично - поисковые, наглядные, работа в парах, использование ИКТ.
Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Технологии: ИКТ, здоровьесберегающие, проектная деятельность, развивающее обучение.
 

Структура урока открытия новых знаний:
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Ход урока:
Этап урока Виды работы, формы, методы, приемы Содержание педагогического взаимодействия Планируемые результаты
Деятельность учителя Деятельность обучающихся
1. Орг. этап. Мотивация учебной деятельности.
      (3 мин.)
Словесное приветствие












Демонстрация слайдов - иллюстраций с изображением весны, загадки о весне

 
Доброе утро, ребята и наши уважаемые гости! Меня зовут Юлия Алексеевна, и я сегодня проведу у вас урок русского языка. Мне очень приятно видеть ваши заинтересованные глаза и познакомиться с каждым из вас.
Рано утром мы проснулись,
Потянулись, улыбнулись.
Школа ждёт! Звенит звонок!
Начинается урок!
Каждый слушает внимательно
И работает старательно!
- Посмотрите, пожалуйста, всё ли готово к уроку на ваших партах? Учебник, тетрадь, ручка, карандаш, рабочий лист, карточка для баллов. Отлично! Садитесь, ребята.
- А сейчас прочтите загадку со слайда и отгадайте её:          
 Пришла, улыбнулась – утихли метели.
Позванивать стал колокольчик капели.
Река пробудилась, растаяли льды,
Наряд белоснежный надели сады.
 - Что же это? (весна) Так ярко светит апрельское солнце, что мне захотелось сегодня пригласить вас на весеннюю прогулку.
- Если речка голубая пробудилась ото сна
И бежит в полях, сверкая, – значит, к нам пришла... (весна).
- Если снег везде растаял, и трава в лесу видна,
И поет пичужек стая – значит, к нам пришла... (весна).
- Если солнце разрумянит наши щеки докрасна,
Нам еще приятней станет – значит, к нам пришла... (весна).
-Вы совершенно правы, молодцы!
Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.









Отгадывают загадки хором, рассматривают иллюстрации с изображением весны.
Дети организованы,
Проверена готовность к уроку.
 








Создано позитивное настроение.
2.  Актуализация опорных знаний и умений.
 (7 мин.)
Минутка чистописания (фронтально)












Словарная работа (фронтально)
с проверкой у доски

 
- Назовите первый звук в слове «весна»? ([в’])
- Дайте ему характеристику. (Согласный, звонкий, парный, мягкий парный, обозначен буквой «вэ»)
  - Сегодня эта буква и будет хозяйкой минутки чистописания.
- А зачем мы с вами выполняем данную работу? (Для того, чтобы отрабатывать навык красивого и правильного письма).
- Садимся красиво, правильно, спина прямая, руки лежат на парте. Открываем тетради для чистописания, записываем в первой строке следующие буквосочетания.
ви ве вя во ов ва
- На второй строчке запишите только ответы на мои весенние загадки. Только все ответы вам нужно записать в уменьшительно-ласкательном значении. Например, если отгадка «цветок», вы запишете…(Ответы детей). Первое слово с заглавной буквы и красной строки, остальные через запятую.
1. Как назвать нам эту птичку,
    Что похожа на синичку:
    Тем же ходом и размером,
    Только цветом — буро-серым?
                                    (Воробуш..к)
2. Из газет меня сложили
    И на воду опустили.
    По волне и на ветру
    Я плыву себе, плыву.

                                       (Корабл..к)
 3.  Солнечный лучик проник сквозь окно,
Яркий, ударился он о стаканчик,
И заблестело на стенке пятно,
Быстро запрыгал там солнечный…
                                   (Зайч..к)
4. От дождей, текущих вод
    Он растет из года в год.
    Он полей равнинных враг,
    И зовут его ....         (Овраж..к)
- Давайте посмотрим на доску. К какой части речи мы отнесём все эти слова? (К существительным). Докажите. Какие гласные у меня потерялись? Кто может мне помочь найти потеряшек? Сразу догадались, или нужно было подумать? Вот и Витя Перестукин из сказки «В стране невыученных уроков» столкнулся с такой же проблемой… Он хотел войти в страну Невыученных уроков, у ворот замка его встретили два странных человека, которых Витя и его кот Кузя назвали крючок и Палка. И здесь героя ждали непростые испытания.  А сейчас скажите мне, пожалуйста, в какой части слова находятся эти гласные? (В суффиксе). Верно.

 
Прописывают в тетради число, классную работу, буквосочетания.




Ребята работают в тетради.


























 
Воспитывается аккуратность, формируются навыки каллиграфии.




Развивается грамотность, орфографическая зоркость.
3. Целеполагание. (2 мин.)
 
Формулирование темы и целей урока (фронтально) Итак, какой же будет тема сегодняшнего урока? (Ответы детей)
Тема нашего урока: «Правописание суффиксов имён существительных –ИК-, -ЕК-»
Какие задачи мы поставим перед собой? Обратите внимание на опорные слова на доске.
-Узнать...   (когда пишется суффикс –ек, -ик)
-Научиться…(правильно писать слова с этими суффиксами)
-Закрепить…(свои знания и умения).
На уроке мы также будем ориентироваться по нашему плану на доске. Что мы уже сделали?
Определяют тему и цели урока. Созданы условия для развития речи детей.
  
 
 
 

 
4. Открытие новых знаний.
Первичное усвоение новых знаний.
(10 мин.)









 
Грамматическая разминка (фронтально)
с проверкой у доски.









Создание кластера по правилу
(фронтально)
Отлично! А теперь давайте дружно поможем справиться Вите с проблемой. Что нужно сделать со словом, чтобы узнать, какая буква пишется в суффиксе? (Изменить форму слова, просклонять).
- Хорошо, попробуем! Закрываем тетради для чистописания, открываем другие тетрадочки, записываем число, классная работа, сегодня у нас тринадцатое апреля. Запишем слова в ряд: замок, замочек, замочка, замочки, ключ, ключик, ключика, ключики.  Выделим суффиксы. Сравним написание суффиксов. Сделайте предположение, от чего зависит написание гласного в суффиксах –ик, -ек. Вернёмся к нашим весенним загадкам. Докажите мне устно, что мы записали букву Е и И правильно. А теперь поднимите руку, у кого было правильно с самого начала. Поставьте себе за 1 задание в карточку заслуженные баллы: по 1 баллу за каждое верно записанное слово.
- Давайте проверим все ранее сказанные предположения и обратимся к нашему учебнику. Откроем его на с. 115. Прочитаем правило. А сейчас я вам предлагаю создать весеннюю схему на это правило. Какая красота у нас получилась. А давайте посмотрим, как справился Витя с этой ситуацией.



Один обучающийся работает у доски, остальные ребята – в тетрадях.



Самооценка.

Работают с учебником, создают схему.





Закреплены представления о создании
кластера – информационной графической схемы по определённой теме.
5. Первичное закрепление.
(15 минут)
Физминутка - игра с кубиком Блума «Подбери словечко»

Работа в парах на рабочих листах.







Формулировка вывода.
Демонстрация алгоритма на экране.



Самостоятельная работа.
Предлагаю вам немного отдохнуть, да не обычно, а по-весеннему. Встаньте, пожалуйста, около своих парт. Я буду показывать вам иллюстрацию на кубе, а вы, если в слове пишется буква Е в суффиксе, приседаете, если И - хлопаете 2 раза. (Цветочек, котик, мячик, карандашик, кораблик, замочек).
Молодцы, присаживайтесь на свои места. У вас на партах лежат рабочие листы с кармашками, придвиньте их к себе. Нужно вставить пропущенные буквы в суффиксах существительных и распределить слова в две группы. Какие группы, вам подскажет картинка на кармашке. Можно шёпотом совещаться в парах. Кто первый закончит, поднимает руку.
Оцените себя, если вы правильно вписали все слова, то поставьте себе в карточку с баллами за 2 задание по одному баллу за каждое слово. Максимум – 10 баллов должно у вас получиться.
А сейчас давайте сделаем вывод: чему мы сегодня научились? Что узнали?
Составьте алгоритм действий, порядок, по которому мы будем определять правильность написания.
  1. Изменим форму слова (слово – помощник - нет).
  2. Смотрим на гласную в суффиксе.
  3. Если сохранилась, то пишем - ик.
            Если исчезла, то пишем - ек.
- Давайте посмотрим на план нашей работы, что ещё мы не делали на уроке? Самостоятельную работу.

 Задание следующее:
- На улице весна, все мысли о ней. И Витя, глядя за окно на тёплый весенний день, отвлекаясь, написал предложение.
Солнечьные зайчеки бигут по трове, по лисной трапе, по высокой гаре.
Кузя нашёл четыре ошибки, сколько найдёте вы? Запишите в тетрадь предложение без ошибок. Кто закончил, выполняет самооценку на листе, сколько нашли ошибок, столько и баллов за 3 задание. (Кто выполняет быстро – дополнительное задание – упр.473, с.111).
Выполняют действия в соответствии со словесной инструкцией учителя.






Самооценка.



Отвечают на вопросы, стараются сделать вывод и составить алгоритм.

Выполняют самостоятельную работу.
Созданы условия для отдыха обучающихся и настроя на работу.

Формируется умение работать в паре.






Формируется умение делать выводы и умозаключения, составлять алгоритм действий.
Созданы условия для выполнения самостоятельной работы.
6. Рефлексия. Итог урока. Оценка деятельности.
(2 мин.)

 
Составление весеннего букета.
Самооценка на карточках.
- Давайте вспомним - какие задачи мы ставили перед собой на уроке?
- Кто считает, что мы выполнили их?
- Какие задания были особенно интересными?
- Что было легко, что вызвало затруднения?
- Предлагаю вам собрать весенний букет. Оцените свою работу на уроке.
- Если было интересно на уроке, во всем разобрались – голубой цветок.
- Если иногда были сомнения – белый цветок.
- Если были трудности - жёлтый цветочек.
- Мне было приятно сегодня с вами работать, видно, что вы очень старались. Вы большие молодцы.
Ученики отвечают на вопросы.

Выполняют задание «Рефлексия».

 
Созданы условия для рефлексии.
7. Домашнее задание
(1 мин.)
  - Записываем домашнее задание: упр. 477, с. 114, правило. (на слайде).
- А теперь подсчитайте все баллы, которые вы получили за сегодняшний урок, запишите их в табличку, я посмотрю на перемене. Красиво сели.
В каждом человеке прячется весна.
Если ты печален, значит, спит она.
Ну а если ты запел на бульваре в стужу,
Значит, что весна в тебе вылезла наружу.
Желаю всем отличного настроения и весеннего солнышка в душе!
Записывают домашнее задание. Домашнее задание записано, обучающиеся готовы закончить урок организованно.
  

 


Категория: Блоги | Добавил: yuliya_gorchakova
Просмотров: 165 | Загрузок: 4 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Русская матрёшка"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 05.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог