Тема: «Правописание суффиксов имён существительных –ИК-, -ЕК-».
Форма: урок - путешествие.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель урока: создание условий для открытия и первичного усвоения новых знаний обучающихся по теме «Правописание суффиксов имён существительных –ИК-, -ЕК-» посредством интерактивных игр и оформления элемента проектной деятельности - кластера (тематической схемы).
Задачи:
- познакомить обучающихся с правописанием суффиксов имён существительных;
- развивать умение строить монологическую и диалогическую речь;
- продолжать развивать орфографическую зоркость, отрабатывать элементы каллиграфического письма;
- формировать функциональную грамотность (читательская грамотность, естественно-научная грамотность);
- способствовать расширению кругозора и активизации словарного запаса;
- развивать эстетическое восприятие, образные представления, чувство прекрасного;
- воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, активность, инициативность, умение работать в парах, адекватно оценивая себя и друг друга;
- воспитывать любовь к окружающему миру.
Планируемые результаты:
Предметные: обучающиеся научатся правописанию суффиксов имён существительных –ЕК-, -ИК-; продолжат учиться составлять кластер по теме.
Метапредметные:
регулятивные: постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено учащимися; формулирование темы и цели урока; взаимооценка и самооценка;
познавательные: наблюдение, анализ, выявление закономерностей, установление признаков;
коммуникативные: продолжат учиться работать в группах; высказывать своё мнение в устной и письменной форме, отвечать полным ответом.
Личностные: развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация по теме, карточки для критериального оценивания, рабочие листы с кармашками, карточки для кластера, учебник «Русский язык» (3 класс, часть 2 Н.В. Нечаевой, С.Г.Яковлевой), карточки-первоцветы для рефлексии, кубик Блума.
Методы: проблемные, практические, частично - поисковые, наглядные, работа в парах, использование ИКТ.
Формы работы: групповая, индивидуальная, фронтальная.
Технологии: ИКТ, здоровьесберегающие, проектная деятельность, развивающее обучение.
Структура урока открытия новых знаний:
1) Организационный этап.
2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
3) Актуализация знаний.
4) Первичное усвоение новых знаний.
5) Первичная проверка понимания
6) Первичное закрепление.
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
8) Рефлексия (подведение итогов занятия)
Ход урока:
Этап урока |
Виды работы, формы, методы, приемы |
Содержание педагогического взаимодействия |
Планируемые результаты |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
1. Орг. этап. Мотивация учебной деятельности.
(3 мин.) |
Словесное приветствие
Демонстрация слайдов - иллюстраций с изображением весны, загадки о весне
|
Доброе утро, ребята и наши уважаемые гости! Меня зовут Юлия Алексеевна, и я сегодня проведу у вас урок русского языка. Мне очень приятно видеть ваши заинтересованные глаза и познакомиться с каждым из вас.
Рано утром мы проснулись,
Потянулись, улыбнулись.
Школа ждёт! Звенит звонок!
Начинается урок!
Каждый слушает внимательно
И работает старательно!
- Посмотрите, пожалуйста, всё ли готово к уроку на ваших партах? Учебник, тетрадь, ручка, карандаш, рабочий лист, карточка для баллов. Отлично! Садитесь, ребята.
- А сейчас прочтите загадку со слайда и отгадайте её:
Пришла, улыбнулась – утихли метели.
Позванивать стал колокольчик капели.
Река пробудилась, растаяли льды,
Наряд белоснежный надели сады.
- Что же это? (весна) Так ярко светит апрельское солнце, что мне захотелось сегодня пригласить вас на весеннюю прогулку.
- Если речка голубая пробудилась ото сна
И бежит в полях, сверкая, – значит, к нам пришла... (весна).
- Если снег везде растаял, и трава в лесу видна,
И поет пичужек стая – значит, к нам пришла... (весна).
- Если солнце разрумянит наши щеки докрасна,
Нам еще приятней станет – значит, к нам пришла... (весна).
-Вы совершенно правы, молодцы! |
Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.
Отгадывают загадки хором, рассматривают иллюстрации с изображением весны. |
Дети организованы,
Проверена готовность к уроку.
Создано позитивное настроение. |
2. Актуализация опорных знаний и умений.
(7 мин.) |
Минутка чистописания (фронтально)
Словарная работа (фронтально)
с проверкой у доски
|
- Назовите первый звук в слове «весна»? ([в’])
- Дайте ему характеристику. (Согласный, звонкий, парный, мягкий парный, обозначен буквой «вэ»)
- Сегодня эта буква и будет хозяйкой минутки чистописания.
- А зачем мы с вами выполняем данную работу? (Для того, чтобы отрабатывать навык красивого и правильного письма).
- Садимся красиво, правильно, спина прямая, руки лежат на парте. Открываем тетради для чистописания, записываем в первой строке следующие буквосочетания.
ви ве вя во ов ва
- На второй строчке запишите только ответы на мои весенние загадки. Только все ответы вам нужно записать в уменьшительно-ласкательном значении. Например, если отгадка «цветок», вы запишете…(Ответы детей). Первое слово с заглавной буквы и красной строки, остальные через запятую.
1. Как назвать нам эту птичку,
Что похожа на синичку:
Тем же ходом и размером,
Только цветом — буро-серым?
(Воробуш..к)
2. Из газет меня сложили
И на воду опустили.
По волне и на ветру
Я плыву себе, плыву.
(Корабл..к)
3. Солнечный лучик проник сквозь окно,
Яркий, ударился он о стаканчик,
И заблестело на стенке пятно,
Быстро запрыгал там солнечный…
(Зайч..к)
4. От дождей, текущих вод
Он растет из года в год.
Он полей равнинных враг,
И зовут его .... (Овраж..к)
- Давайте посмотрим на доску. К какой части речи мы отнесём все эти слова? (К существительным). Докажите. Какие гласные у меня потерялись? Кто может мне помочь найти потеряшек? Сразу догадались, или нужно было подумать? Вот и Витя Перестукин из сказки «В стране невыученных уроков» столкнулся с такой же проблемой… Он хотел войти в страну Невыученных уроков, у ворот замка его встретили два странных человека, которых Витя и его кот Кузя назвали крючок и Палка. И здесь героя ждали непростые испытания. А сейчас скажите мне, пожалуйста, в какой части слова находятся эти гласные? (В суффиксе). Верно.
|
Прописывают в тетради число, классную работу, буквосочетания.
Ребята работают в тетради.
|
Воспитывается аккуратность, формируются навыки каллиграфии.
Развивается грамотность, орфографическая зоркость. |
3. Целеполагание. (2 мин.)
|
Формулирование темы и целей урока (фронтально) |
Итак, какой же будет тема сегодняшнего урока? (Ответы детей)
Тема нашего урока: «Правописание суффиксов имён существительных –ИК-, -ЕК-»
Какие задачи мы поставим перед собой? Обратите внимание на опорные слова на доске.
-Узнать... (когда пишется суффикс –ек, -ик)
-Научиться…(правильно писать слова с этими суффиксами)
-Закрепить…(свои знания и умения).
На уроке мы также будем ориентироваться по нашему плану на доске. Что мы уже сделали? |
Определяют тему и цели урока. |
Созданы условия для развития речи детей.
|
4. Открытие новых знаний.
Первичное усвоение новых знаний.
(10 мин.)
|
Грамматическая разминка (фронтально)
с проверкой у доски.
Создание кластера по правилу
(фронтально) |
Отлично! А теперь давайте дружно поможем справиться Вите с проблемой. Что нужно сделать со словом, чтобы узнать, какая буква пишется в суффиксе? (Изменить форму слова, просклонять).
- Хорошо, попробуем! Закрываем тетради для чистописания, открываем другие тетрадочки, записываем число, классная работа, сегодня у нас тринадцатое апреля. Запишем слова в ряд: замок, замочек, замочка, замочки, ключ, ключик, ключика, ключики. Выделим суффиксы. Сравним написание суффиксов. Сделайте предположение, от чего зависит написание гласного в суффиксах –ик, -ек. Вернёмся к нашим весенним загадкам. Докажите мне устно, что мы записали букву Е и И правильно. А теперь поднимите руку, у кого было правильно с самого начала. Поставьте себе за 1 задание в карточку заслуженные баллы: по 1 баллу за каждое верно записанное слово.
- Давайте проверим все ранее сказанные предположения и обратимся к нашему учебнику. Откроем его на с. 115. Прочитаем правило. А сейчас я вам предлагаю создать весеннюю схему на это правило. Какая красота у нас получилась. А давайте посмотрим, как справился Витя с этой ситуацией. |
Один обучающийся работает у доски, остальные ребята – в тетрадях.
Самооценка.
Работают с учебником, создают схему. |
Закреплены представления о создании
кластера – информационной графической схемы по определённой теме. |
5. Первичное закрепление.
(15 минут) |
Физминутка - игра с кубиком Блума «Подбери словечко»
Работа в парах на рабочих листах.
Формулировка вывода.
Демонстрация алгоритма на экране.
Самостоятельная работа. |
Предлагаю вам немного отдохнуть, да не обычно, а по-весеннему. Встаньте, пожалуйста, около своих парт. Я буду показывать вам иллюстрацию на кубе, а вы, если в слове пишется буква Е в суффиксе, приседаете, если И - хлопаете 2 раза. (Цветочек, котик, мячик, карандашик, кораблик, замочек).
Молодцы, присаживайтесь на свои места. У вас на партах лежат рабочие листы с кармашками, придвиньте их к себе. Нужно вставить пропущенные буквы в суффиксах существительных и распределить слова в две группы. Какие группы, вам подскажет картинка на кармашке. Можно шёпотом совещаться в парах. Кто первый закончит, поднимает руку.
Оцените себя, если вы правильно вписали все слова, то поставьте себе в карточку с баллами за 2 задание по одному баллу за каждое слово. Максимум – 10 баллов должно у вас получиться.
А сейчас давайте сделаем вывод: чему мы сегодня научились? Что узнали?
Составьте алгоритм действий, порядок, по которому мы будем определять правильность написания.
- Изменим форму слова (слово – помощник - нет).
- Смотрим на гласную в суффиксе.
- Если сохранилась, то пишем - ик.
Если исчезла, то пишем - ек.
- Давайте посмотрим на план нашей работы, что ещё мы не делали на уроке? Самостоятельную работу.
Задание следующее:
- На улице весна, все мысли о ней. И Витя, глядя за окно на тёплый весенний день, отвлекаясь, написал предложение.
Солнечьные зайчеки бигут по трове, по лисной трапе, по высокой гаре.
Кузя нашёл четыре ошибки, сколько найдёте вы? Запишите в тетрадь предложение без ошибок. Кто закончил, выполняет самооценку на листе, сколько нашли ошибок, столько и баллов за 3 задание. (Кто выполняет быстро – дополнительное задание – упр.473, с.111).
|
Выполняют действия в соответствии со словесной инструкцией учителя.
Самооценка.
Отвечают на вопросы, стараются сделать вывод и составить алгоритм.
Выполняют самостоятельную работу. |
Созданы условия для отдыха обучающихся и настроя на работу.
Формируется умение работать в паре.
Формируется умение делать выводы и умозаключения, составлять алгоритм действий.
Созданы условия для выполнения самостоятельной работы. |
6. Рефлексия. Итог урока. Оценка деятельности.
(2 мин.)
|
Составление весеннего букета.
Самооценка на карточках. |
- Давайте вспомним - какие задачи мы ставили перед собой на уроке?
- Кто считает, что мы выполнили их?
- Какие задания были особенно интересными?
- Что было легко, что вызвало затруднения?
- Предлагаю вам собрать весенний букет. Оцените свою работу на уроке.
- Если было интересно на уроке, во всем разобрались – голубой цветок.
- Если иногда были сомнения – белый цветок.
- Если были трудности - жёлтый цветочек.
- Мне было приятно сегодня с вами работать, видно, что вы очень старались. Вы большие молодцы. |
Ученики отвечают на вопросы.
Выполняют задание «Рефлексия».
|
Созданы условия для рефлексии. |
7. Домашнее задание
(1 мин.) |
|
- Записываем домашнее задание: упр. 477, с. 114, правило. (на слайде).
- А теперь подсчитайте все баллы, которые вы получили за сегодняшний урок, запишите их в табличку, я посмотрю на перемене. Красиво сели.
В каждом человеке прячется весна.
Если ты печален, значит, спит она.
Ну а если ты запел на бульваре в стужу,
Значит, что весна в тебе вылезла наружу.
Желаю всем отличного настроения и весеннего солнышка в душе! |
Записывают домашнее задание. |
Домашнее задание записано, обучающиеся готовы закончить урок организованно. |
|