Урок русского языка "Как отличить звонкие согласные от глухих" 2 класс
(32.1 Kb)
| 28.01.2023, 17:56 |
Ткаченко Наталья Игоревна |
учитель начальных классов, г.Новосибирск МАОУ "Гимназия №12" |
Тема урока: «Как отличить звонкие согласные от глухих».
Класс: 2
Тип урока: открытие новых знаний
УМК: «Школа России».
Цель: различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.
Задачи:
Предметные:
освоение разных способов различения звонких и глухих звуков; овладение умением различать парные и непарные по звонкости-глухости согласные звуки с помощью ленты букв
Метапредметные:
Регулятивные:
развитие умения планировать, контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями ее реализации;
Познавательные:
развитие умения анализировать изучаемый материал в соответствии с предложенными заданиями;
Коммуникативные:
развитие умения участвовать в совместной деятельности с педагогом;
Личностные:
развитие потребности совершенствовать свою устную и письменную речь
Планируемые результаты:
Предметные:
умения применять знания о способах различения звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков.
Личностные:
умения проявлять свою устную и письменную речь
Метапредметные:
Познавательные:
умения анализировать изучаемый материал в соответствии с предложенными заданиями;
Регулятивные:
умения планировать, контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями ее реализации;
Коммуникативные:
умения участвовать в совместной деятельности с педагогом;
Оборудование урока для учителя: презентация, рабочая тетрадь, учебник.
Оборудование урока для учащихся: конверты с заданием, учебник, рабочая тетрадь.
Ход урока:
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
Методы и приемы |
Организационно – мотивационный
2 мин |
Добрый день, ребята.
Сейчас у нас урок русского языка.
- Я думаю, что урок получится интересным и познавательным.
- А что для этого нужно?
- Правильно! Быть очень внимательными и старательными. Глазки ваши пусть не просто смотрят, а все замечают. Ушки ваши пусть не просто слушают, а все слышат. И не позволяйте, чтобы язычок ваш забегал вперед ума. Желаю вам удачи и новых открытий.
Учитель следит за посадкой. |
Встают у парт.
Приветствуют учителя.
|
Коммуникативные:
• умение слушать и слышать собеседника; |
Словесный метод: слово учителя. |
Актуализация
4-5 мин |
- Ребята, сейчас я вам прочитаю загадку, а вы попробуйте её угадать.
С виду инструмент простой.
Он внутри, совсем пустой.
По бокам обтянут кожей.
На кастрюльку он похожий.
Стукнешь палочкой: «Бам – бам!»
И узнаем ... .
- Правильно! Молодцы!
- Выпишите се согласные из этого слова.
- Что вы можете сказать про эти согласные?
- Почему вы так решили, что они звонкие?
- Сегодня урок мы начнем с минутки чистописания буквы б.
- Откройте тетради, запишите дату, классная работа. У вас уже прописана строчная буква б в тетради
- Сейчас я вам напомню, как писать строчную букву б.
- Начинаю писать чуть ниже верхней линии строки, веду штрих вверх влево, закругляю, пишу овал вниз, замыкаю его, не отрывая руки, пишу вверх над строкой прямую линию и на середине строки закругляю вправо.
- А теперь запишите её самостоятельно в тетради.
- Молодцы! Хорошо потрудились!
- Мы писали букву б, какие звуки она обозначает?
- Ребята, а какие это звуки гласные или согласные?
- А что вы еще знаете о согласных звуках, расскажите.
- Какие вы молодцы столько всего знаете! |
- Барабан
- б, р, б, н
- они все звонкие согласные
Произносятся с голосом звонко
- [б], [б’]
- Согласные
- Они бывают твердые и мягкие, глухие и звонкие. |
Коммуникативные:
• умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.
|
Словесный метод - слово учителя, беседа.
|
Целеполагание.
4-5 мин |
- Сейчас я прочитаю стихотворение Агнии Львовны Барто, а вы ответьте на вопрос: Услышали ли вы бой барабана?
Левой, правой! Левой, правой!
На парад идет отряд,
На парад идет отряд.
Барабанщик очень рад.
Барабанит, барабанит,
Полтора часа подряд.
– Ну что, услышали?
– А в каких словах это особенно слышалось?
– Повторением, какого звука передается барабанный бой?
– Ну-ка еще раз вместе ударим в барабан: б-б-б…
– Звонко бьет наш барабан, и помогает ему в этом звонкий звук [б].
– Но дальше случилось вот что:
Левой, правой! Левой, правой!
Барабан уже дырявый.
– Изменятся ли удары барабана?
– Будут ли они звучать звонко?
– Попробуйте изобразить их.
– Давайте сравним звуки [б] и [п].
(на слайде)
– Что заметили?
– Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока?
- Правильно! Молодцы!
- Чему мы должны научиться на уроке?
– А ваша задача сегодня на уроке – научиться различать звонкие и глухие, а также парные и непарные согласные звуки. |
- Да
- Барабанит, барабанит
- Повторением звука [б]
- Удары барабана станут звучать не звонко, а глухо
- [П-п-п]
- Звук [б] произносится с голосом, а звук [п] – без голоса // Звонкий и глухой
- Звонкие и глухие согласные звуки
- Научиться различать звонкие и глухие, а также парные и непарные согласные звуки. |
Личностные:
• уважительное отношение к иному мнению.
Регулятивные:
• умение следовать учебным действиям.
Коммуникативные:
• умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.
Познавательные:
• умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить высказывания. |
Словесный метод - слово учителя, беседа.
Наглядный метод - презентация.
|
Открытие новых знаний
5 мин |
- Давайте проведем эксперимент, чтобы научиться различать звонкие и глухие согласные звуки, положите ладонь на горло и попеременно произносите звук [б] и [п], [ж] и [ш].
- При произнесении, каких звуков вы чувствуете дребезжание (вибрацию) голосовых связок?
- А при произнесении, какого звука вибрации не чувствуется?
- Таким образом, мы нашли с вами первый способ различения глухих и звонких согласных звуков. А какие еще есть способы?
- Да! Верно. Давайте еще раз посмотрим на ленту букв. (с.16). В верхнем ряду у нас расположены звонкие, а на нижнем глухие, но некоторые согласные звуки на ленте стоят парами, как они называются?
- По какому признаку образуются эти пары?
- Какие согласные не имеют пары?
Упр 26
Рассмотрите пары
- Сколько твердых парных?
_Сколько мягких?
- Почему различаются?
- Молодцы, ребята, мы все с вами повторили, много знаем о согласных звуках, а теперь давайте отдохнем, а после этого выполним упражнения. |
- [б], [ж]
- [п], [ш].
- Различение по произношению и по ленте букв.
- Парные
- Звонкости, глухости
- X, Ц, Ч, Щ, Л, М, Н, Р, Й.
-6
- 5
- ж-ш всегда твердые |
Регулятивные:
• умение следовать учебным действиям.
Коммуникативные:
• умение вступать в диалог;
• умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
• умение слушать и слышать собеседника.
|
Словесный метод - слово учителя, беседа.
Практический метод - эксперимент. |
Потрудились — отдохнём, (Ходьба на месте.)
Встанем, глубоко вздохнём. (Потягивания.)
Руки в стороны, вперёд, (Повороты туловища.)
Влево, вправо поворот. (Наклоны влево-вправо.)
Три наклона, прямо встать. (Приседания.)
Руки вниз и вверх поднять. (Прыжки.)
Руки плавно опустили, (Ходьба на месте.)
Всем улыбки подарили. |
Первичное закрепление материала
20 мин |
- Отдохнули! А теперь мы с вами еще раз повторим, какие согласные звуки называются глухими, а какие звонкими.
- Ребята, обратите внимание, в задании записаны все согласные буквы и герои этого задания кот и собачка.
- Подумайте, какие звуки будет собирать кот глухие или звонкие? Значит, собачка - звонкие.
- Сейчас мы с вами поиграем. Девочки – будут помогать коту собирать буквы, обозначающие глухой звук, а мальчики – собачке.
- На выполнение задания вам дается 2 минуты.
- Давайте будем проверять. Начнем с девочек, которые помогали коту.
- Какие буквы вы собирали?
- А мальчики слушают девочек и проверяют
Кот собрал (ч, х, т, с, ш, ф, п, ц, к, щ)
- А сейчас девочки проверяют, правильно ли нашли буквы мальчики.
Собака – (б, д, з, н, л, й, ж, м, р, в, г)
- Молодцы!
- Ребята под картинкой есть еще одно задание. Поставьте пальчик на первое слово, я буду читать, а вы за мной следите.
Произнесите звуки, которые могут быть обозначены выделенными буквами.
- Ребята, вы увидели, что некоторые буквы выделены жирным шрифтом. Давайте посмотрим в первом ряду буква й (И-краткая), какой звук она обозначает?
- Он глухой или звонкий?
- А каким способом вы это определили?
- Во втором ряду, какие буквы? Какой звук обозначает буква Ч?
- Она звонкая?
- А буква М?
- Скажите, а звук [м] глухой или звонкий?
- Каким способом вы это определили?
- Так и в третьем ряду, какая буква выделена? Какой она обозначает звук?
- Молодцы! Справились с заданием!
- Теперь, чтобы закрепить знания о парных согласных звуках, давайте откроем учебник и выполним упражнение № 25. Кто хочет прочитать?
Произнесите слова. Скажите, что они обозначают. Какие слова получатся, если вы замените в них парный звонкий согласный на парный глухой?
- Ребята, что обозначает слово жар?
Жар – это высокая температура тела или сильная степень нагретости, раскаленности воздуха.
- Ребята, что обозначает слово коза?
Коза – это древнейший представитель мелкого рогатого скота, приручённый людьми одним из первых.
- Ребята, что обозначает слово борт?
Борт – это боковая сторона корабля или самолёта.
- Ребята, что обозначает слово голос?
Голос – это способность человека издавать звуки при разговоре, пении, крике, смехе, плаче.
- Ребята, что обозначает слово день?
День – это промежуток времени от восхода до заката Солнца.
- Хорошо, молодцы!
- Какие слова получатся, если вы замените в них парный звонкий согласный на парный глухой?
- Давайте посмотрим на первое слово жар, какое слово получится после замены?
- Правильно шар, звонкий звук [ж] мы заменили на парный глухой [ш].
- Следующее слово коза, какой звонкий парный звук в нем можно заменить?
- Тогда какое слово получится?
- Верно! Молодец!
- Теперь запишите остальные три слова парами по образцу: слово из упражнения и слово, которое у вас получилось.
Образец. Жар – шар, ...
- На выполнение задания вам 5 минут
Раздаю конверты для следующего задания
- Итак, ребята, давайте проверим, правильно ли вы выполнили упражнение. Кто хочет прочитать, что у него получилось?
- Молодец!
Работа в парах
- Ребята, на каждой парте у вас лежит по одному конверту. В конвертах лежат слова, которые вам необходимо распределить между собой. Первому варианту необходимо взять себе слова, начинающиеся с глухих звуков, а второму варианту слова, начинающиеся со звонких. Итак, открываем конверты. На это задание вам 2 минуты.
Аквариум
Мышь
Таракан
Ракушка
Шорох
- Итак, ребята, давайте проверять задание.
- Какие слова выбрали те, у кого был 1 вариант?
- Хорошо, молодцы!
- А у кого был 2 вариант, какие слова вы выбрали?
- Отлично!
- Ребята, никто не назвал слово аквариум, почему?
- Какие вы внимательные! Молодцы, заметили!
Резерв:
На слайде. Шил – пыл у папужги зереньгий гослиг.
- Ребята, мне кажется, в этом предложении допущены ошибки. Замените согласные парными по звонкости или глухости. Давайте заменим два первых слова. Как получится?
- Верно, запишите в тетрадь все предложения, заменяя неправильные согласные парными по звонкости или глухости.
- На выполнение задания вам дается 4 минуты |
- Глухие
- [й’]
- По ленте букв или с помощью эксперимента
- Буква Ч , М. Звуки [ч] (глухой), [м], [м’] (звонкий).
- Буква Т, звук [т], [т’] (глухой).
- шар
- [з]
- коса
\
- Таракан, Шорох
- Ракушка, Мышь
- Потому что оно начинается с гласной
- Жил - был |
Коммуникативные:
• умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать свою точку зрения.
Познавательные:
• умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить высказывания.
Регулятивные:
• умение следовать учебным действиям. |
Словесный метод – слово учителя, беседа.
Практический метод – упражнение, работа в парах.
Наглядный метод - презентация, учебник, рабочая тетрадь.
|
Рефлексия, итог урока
5-7 |
- Итак, ребята, о чем мы говорили сегодня на уроке?
- Какие вы запомнили способы различения глухих и звонких согласных звуков?
- Молодцы!
- На экране вы видите незаконченные предложения, сейчас мы с вами постараемся их закончить. Я буду читать, а вы по поднятой руке отвечайте.
На уроке у меня получилось…
Теперь я могу…
Я научился…
Я смог… |
- О звонких и глухих согласных, о парных согласных звуках, о способах различения глухих и звонких согласных.
- С помощью горла, ленты букв и по произношению. |
Коммуникативные:
• умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать свою точку зрения.
Познавательные:
• умение структурировать знания, осознанно и произвольно строить высказывания.
умение проводить личностную рефлексию |
Словесный метод - слово учителя.
Наглядный метод - презентация.
Прием - незаконченные предложения |
Домашняя работа |
Рабочая тетрадь страница 13, упражнение № 26.
- Кто легко справится с заданием и захочет проверить свои силы, тот может составить с двумя словами предложения.
|
Записывают домашнее задание |
|
|
|
Категория: Блоги | Добавил: tkachenkoNI74
|
Просмотров: 708 | Загрузок: 42
| Рейтинг: 0.0/0 |
Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;) Всего комментариев: 0 | |
|
|
|
|
|