Тема урока. Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих
Цель:
ознакомление со способом правописания существительных мужского и женского рода с основой на шипящий звук.
Задачи:
развивать умение анализировать, делать выводы, развитие орфографической зоркости, воспитание навыка сотрудничества и взаимопомощи.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Девиз урока.
Мало уметь писать, надо уметь думать.
II. Актуализация знаний, умений, навыков и способов действий.
1. Словарная работа
На доске написаны слова: М..ДВЕДЬ, П..ЛЬТО, КР..ВАТЬ, МАЛЬЧ..К, С..РЕНЬ
Задание: записать слова в тетради в три столбика по родам.
Дети работают самостоятельно.
Проверка задания происходит фронтально: проверяется правильность записи по родам и правильность записи безударной гласной.
м.р. ж.р. ср.р.
медведь кровать пальто
мальчик сирень
2. Беседа
-Что общего вы заметили в словах всех столбиков? (все слова – существительные, все слова содержат Ь)
-Одинакова ли роль мягкого знака во всех словах? (да, во всех словах Ь – показатель мягкости согласных)
-Определите место Ь – показателя мягкости согласных (после согласных, перед согласными)
-Приведите свои примеры слов с Ь показателем мягкости согласных, допишите по 1 слову в каждый столбик (слова записываются по мере их называния учащимися).
3. Вывод
- Что вам помогло успешно справиться с заданиями? (знаем, какие безударные гласные пишутся в данных существительных; знаем, что такое имя существительное; знаем, что существительные бывают трех родов; знаем о роли Ь показателя мягкости согласных и о том, где он пишется)
-Обобщите свои знания о роли мягкого знака, используя карточки-помощницы
На доске запись по ответам учащихся
Ь
показатель
мягкости
после согласных
перед согласными
4. Проблемная ситуация
- Ребята, предлагаю вам еще два слова с Ь. Прочитайте их: РОЖЬ, МЫШЬ. Это существительные? (да)
-В какой столбик нужно записать эти существительные? (эти сущ-ные ж.р., их можно было бы записать во второй столбик, но Ь в них не показывает мягкости согласных, ведь [ж] [ш] всегда твердые)
-Что удивительного в написании этих слов? (мягкий знак есть, но не показатель мягкости, и зачем он нужен в словах непонятно)
5. Постановка учебной задачи
- Что вы знали о мягком знаке?
- Что обнаружили в словах рожь, мышь? (роль мягкого знака в этих словах не работает, мы не знаем, зачем на конце этих слов пишется мягкий знак)
-Как вы думаете, что на уроке нам предстоит узнать сегодня? (какова еще одна роль мягкого знака в словах)
- Сформулируйте учебную задачу (узнать, в каких случаях еще пишется мягкий знак, какой существует способ определения написания этого Ь)
III. Открытие нового знания
1. Групповая работа
- Хотите сами открыть знание о роли мягкого знака?
Проведите наблюдение в группе (по 4 человека), сделайте вывод, свое открытие подготовьтесь защищать перед классом.
Список слов
Рожь, мышь, речь, ключ, нож, вещь, шалаш, плащ.
Признаки для наблюдения
• Часть речи
• Согласные на конце слов
• Род
Распределение действий между членами группы:
1 ученик – рассматривает слова с точки зрения части речи;
2 ученик – выясняет, какие согласные пишутся на конце слов;
3 ученик – определяет род каждого существит-го.
Совместно обсуждают вывод
4 ученик докладывает решение группы.
Проверка групповой работы: одна из групп представляет свой вариант выполнения задания, остальные группы дополняют, уточняют.
- Какое открытие о правописании мягкого знака сделали на уроке? (мягкий знак пишется после шипящих на конце существительных женского рода и не пишется после шипящих на конце сущ-ных мужского рода)
- Какова роль мягкого знака в существительных с шипящими на конце? (показатель женского рода)
-Сверьте свои выводы с правилом в учебнике на с.31.
IV. Первичное закрепление с комментированием
1. Групповая работа (по 4 человека)
Задание: представить новое знание графически. Это будет ваш «помощник». Он поможет объяснить правописание Ь на конце существительных после шипящих всем, кто не знает, и поможет вам в написании существительных с шипящими на конце.
Каждая группа получает лист ватмана и фломастер.
Организация групповой работы:
1 ученик фиксирует все предложения группы, остальная работа осуществляется приемом «мозгового штурма», т.е. каждый ученик предлагает свой вариант рассуждений, все варианты обсуждаются в группе, и если все согласны – фиксируют на бумаге.
Оценка графических моделей. В результате работы класса выстраивается алгоритм.
2. Выполнение упражнения. Работа в парах.
На каждой парте набор слов: кирпич?, ноч?, рож?, багаж?, мыш?, вещ?, жеч?.
Последнее слово – ловушка.
Задание паре: по очереди объяснять правописание слова, записывать в тетрадь в два столбика.
Проверка.
- Какая задача была поставлена перед вами?
- Удалось ли ее решить?
- Как рассуждали?
- Возникли ли затруднения? (слово жечь – не существительное, потому что отвечает на вопрос что делать?, не подходит к изучаемой орфограмме)
- Сверьте свои записи с работой на доске (самопроверка).
м.р. ж.р.
кирпич рожь
багаж ночь
мышь
вещь
V. Контроль
Индивидуальная самостоятельная работа. Текст с ошибками.
Задание: из текста (текст у каждого ученика) выписать существительные с шипящими на конце, исправив ошибки там, где нужно.
- Как вы думаете, справитесь или нет с этим заданием? Отметьте на «волшебной» линеечке свое предположение.
- Почему здесь поставил крестик?
- Почему поставил ниже: чего-то не знаешь? Чего?
Я и мой товарищь пошли удить рыбу. Дорога шла через рож. На берегу мы поставили шалаш. Ночь была звездная. Утром товарищь разбудил меня. Мы закинули удочки. Нам попались ёрш, окунь и лещь.
Проверка: один называет слово, объясняет, остальные подтверждают или нет с помощью сигнальных карточек – зеленый – согласен
красный – не согласен
После проверки рефлексия:
- Как вы оценивали свои шансы перед началом работы?
- Оцените теперь свою работу. У кого совпало?
- Поднимите руки, у кого все получилось. Молодцы.
- У кого были ошибки?
- Почему? Чего еще не знаете?
VI. Рефлексия.
- Пополнился ли сегодня багаж знаний?
- Что нового добавилось к уже имеющимся знаниям о роли мягкого знака?
- Как будете действовать, если существительное заканчивается на шипящий? (проговорить алгоритм)
VII. Домашнее задание.
Упражнение в учебнике: с.33, упр.57.
Автор. Учитель начальных классов МБОУ «СОШ №77» г.Новокузнецка Кемеровской области Чеснокова С.В.
|