Сегодня: 24.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Урок русского языка "Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих"

СКАЧАТЬ (45.1 Kb) 12.11.2023, 15:33
Чеснокова Светлана Васильевна
учитель начальных классов, МБОУ "СОШ №77"
Тема урока. Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих
Цель:
ознакомление со способом правописания существительных мужского и женского рода с основой на шипящий звук.
Задачи:
развивать умение анализировать, делать выводы, развитие орфографической зоркости, воспитание навыка сотрудничества и взаимопомощи.

Ход урока.
I. Организационный момент.

Девиз урока.
Мало уметь писать, надо уметь думать.

II. Актуализация знаний, умений, навыков и способов действий.
1. Словарная работа
На доске написаны слова: М..ДВЕДЬ, П..ЛЬТО, КР..ВАТЬ, МАЛЬЧ..К, С..РЕНЬ
Задание: записать слова в тетради в три столбика по родам.

Дети работают самостоятельно.
Проверка задания происходит фронтально: проверяется правильность записи по родам и правильность записи безударной гласной.
м.р. ж.р. ср.р.
медведь кровать пальто
мальчик сирень

2. Беседа
-Что общего вы заметили в словах всех столбиков? (все слова – существительные, все слова содержат Ь)
-Одинакова ли роль мягкого знака во всех словах? (да, во всех словах Ь – показатель мягкости согласных)
-Определите место Ь – показателя мягкости согласных (после согласных, перед согласными)
-Приведите свои примеры слов с Ь показателем мягкости согласных, допишите по 1 слову в каждый столбик (слова записываются по мере их называния учащимися).

3. Вывод
- Что вам помогло успешно справиться с заданиями? (знаем, какие безударные гласные пишутся в данных существительных; знаем, что такое имя существительное; знаем, что существительные бывают трех родов; знаем о роли Ь показателя мягкости согласных и о том, где он пишется)

-Обобщите свои знания о роли мягкого знака, используя карточки-помощницы

На доске запись по ответам учащихся
Ь

показатель
мягкости

после согласных
перед согласными

4. Проблемная ситуация
- Ребята, предлагаю вам еще два слова с Ь. Прочитайте их: РОЖЬ, МЫШЬ. Это существительные? (да)
-В какой столбик нужно записать эти существительные? (эти сущ-ные ж.р., их можно было бы записать во второй столбик, но Ь в них не показывает мягкости согласных, ведь [ж] [ш] всегда твердые)
-Что удивительного в написании этих слов? (мягкий знак есть, но не показатель мягкости, и зачем он нужен в словах непонятно)

5. Постановка учебной задачи
- Что вы знали о мягком знаке?
- Что обнаружили в словах рожь, мышь? (роль мягкого знака в этих словах не работает, мы не знаем, зачем на конце этих слов пишется мягкий знак)
-Как вы думаете, что на уроке нам предстоит узнать сегодня? (какова еще одна роль мягкого знака в словах)
- Сформулируйте учебную задачу (узнать, в каких случаях еще пишется мягкий знак, какой существует способ определения написания этого Ь)

III. Открытие нового знания
1. Групповая работа
- Хотите сами открыть знание о роли мягкого знака?
Проведите наблюдение в группе (по 4 человека), сделайте вывод, свое открытие подготовьтесь защищать перед классом.

Список слов
Рожь, мышь, речь, ключ, нож, вещь, шалаш, плащ.
Признаки для наблюдения
• Часть речи
• Согласные на конце слов
• Род

Распределение действий между членами группы:
1 ученик – рассматривает слова с точки зрения части речи;
2 ученик – выясняет, какие согласные пишутся на конце слов;
3 ученик – определяет род каждого существит-го.
Совместно обсуждают вывод
4 ученик докладывает решение группы.

Проверка групповой работы: одна из групп представляет свой вариант выполнения задания, остальные группы дополняют, уточняют.

- Какое открытие о правописании мягкого знака сделали на уроке? (мягкий знак пишется после шипящих на конце существительных женского рода и не пишется после шипящих на конце сущ-ных мужского рода)
- Какова роль мягкого знака в существительных с шипящими на конце? (показатель женского рода)

-Сверьте свои выводы с правилом в учебнике на с.31.

IV. Первичное закрепление с комментированием
1. Групповая работа (по 4 человека)
Задание: представить новое знание графически. Это будет ваш «помощник». Он поможет объяснить правописание Ь на конце существительных после шипящих всем, кто не знает, и поможет вам в написании существительных с шипящими на конце.

Каждая группа получает лист ватмана и фломастер.

Организация групповой работы:
1 ученик фиксирует все предложения группы, остальная работа осуществляется приемом «мозгового штурма», т.е. каждый ученик предлагает свой вариант рассуждений, все варианты обсуждаются в группе, и если все согласны – фиксируют на бумаге.

Оценка графических моделей. В результате работы класса выстраивается алгоритм.

2. Выполнение упражнения. Работа в парах.
На каждой парте набор слов: кирпич?, ноч?, рож?, багаж?, мыш?, вещ?, жеч?.
Последнее слово – ловушка.
Задание паре: по очереди объяснять правописание слова, записывать в тетрадь в два столбика.

Проверка.
- Какая задача была поставлена перед вами?
- Удалось ли ее решить?
- Как рассуждали?
- Возникли ли затруднения? (слово жечь – не существительное, потому что отвечает на вопрос что делать?, не подходит к изучаемой орфограмме)
- Сверьте свои записи с работой на доске (самопроверка).
м.р. ж.р.
кирпич рожь
багаж ночь
мышь
вещь

V. Контроль
Индивидуальная самостоятельная работа. Текст с ошибками.
Задание: из текста (текст у каждого ученика) выписать существительные с шипящими на конце, исправив ошибки там, где нужно.

- Как вы думаете, справитесь или нет с этим заданием? Отметьте на «волшебной» линеечке свое предположение.
- Почему здесь поставил крестик?
- Почему поставил ниже: чего-то не знаешь? Чего?

Я и мой товарищь пошли удить рыбу. Дорога шла через рож. На берегу мы поставили шалаш. Ночь была звездная. Утром товарищь разбудил меня. Мы закинули удочки. Нам попались ёрш, окунь и лещь.

Проверка: один называет слово, объясняет, остальные подтверждают или нет с помощью сигнальных карточек – зеленый – согласен
красный – не согласен

После проверки рефлексия:
- Как вы оценивали свои шансы перед началом работы?
- Оцените теперь свою работу. У кого совпало?
- Поднимите руки, у кого все получилось. Молодцы.
- У кого были ошибки?
- Почему? Чего еще не знаете?

VI. Рефлексия.
- Пополнился ли сегодня багаж знаний?
- Что нового добавилось к уже имеющимся знаниям о роли мягкого знака?
- Как будете действовать, если существительное заканчивается на шипящий? (проговорить алгоритм)

VII. Домашнее задание.
Упражнение в учебнике: с.33, упр.57.

 
Автор. Учитель начальных классов МБОУ «СОШ №77» г.Новокузнецка Кемеровской области Чеснокова С.В.


Категория: Блоги | Добавил: ChSV
Просмотров: 238 | Загрузок: 4 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 24.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог