Предмет русский язык
Класс 4
Раздел курса (темы): Именительный и винительный падежи
Цель актуализировать знания об именительном и винительном падежах,
познакомить с написанием окончаний и со способами различия именительного и винительного падежей.
Задачи:
Предметные
Развитие умения определять падеж существительного;
Знакомство с особенностями именительного и винительного падежей;
Отработка приёмов различия именительного и винительного падежей.
Метапредметные
Развитие культуры речи, творческого мышления, памяти, внимания;
Развитие активности и самостоятельности на уроке;
Развитие коммуникативных умений.
Личностные
Воспитание интереса к родному языку, как средству общения.
Тип урока: урок систематизации знаний.
№ п/п |
Основные разделы |
Описание содержания |
1. |
Мотивационное начало
«Включение интереса» к деятельности на учебных занятиях у разных групп обучающихся |
- Вижу с каким настроением вы пришли на урок. Рада видеть ваши веселые глазки. Вижу, что все готовы к работе.
Я очень хочу рассказать вам одну притчу.
Учитель принес сундук и сказал ученикам:
– Прежде чем учиться, вы должны открыть этот сундук любым
способом.
Ученики столпились вокруг сундука. Один попробовал открыть его с помощью инструментов, но замок оказался слишком сложным. Другой принес из дома разные ключи, но ни один из них не подошел. Третий попытался разбить сундук топором, но безуспешно.
– Учитель, может, начнем учиться? – робко спросил один ученик. – Я изучу разные замки и когда-нибудь открою этот сундук. Но для этого мне нужны знания и время.
Учитель обнял ученика и объявил:
– Ты прав. Образование – клад, а труд – ключ к нему. Только получив знания, вы сможете открыть этот клад
На что мальчик ответил….
-А что ответил мальчик, мы сейчас составим, используя слова напечатанные на доске. (карточки на доске)
Кто знаниями обладает, тот всюду побеждает.
- Как вы понимаете эту пословицу? Эта пословица будет девизом нашего урока |
2. |
Продуктивная деятельность
Максимальное вовлечение детей в продуктивную деятельность (интеграция двух видов деятельности: групповой и индивидуальной)
Завершается предметной диагностикой разного формата. |
Словарная работа. Картинный диктант.
- Посмотрите на экран и запишите то, что изображено на картинках.
Взаимопроверка.
-Что объединяет записанные вами слова?
- На какие группы можно разделить слова.
Составьте слово из первых букв слов. Какое слово у вас получилось?
Падежи
Мы с вами продолжим изучение темы: «Падежи»
. Но о каких падежах будем говорить сегодня, вы узнаете, послушав сказку.
В некотором царстве, в некотором государстве жил – был царь. И было у него 6 сыновей. Жили они дружно, весело, то и дело был слышен смех и шутки. Больше всех веселились близнецы Винительный и Именительный падежи. Они очень любили разыгрывать придворных, потому что их часто путали и не могли различить.
- Можете ли вы объяснить, почему их не могли различить? (Они имеют одинаковый вопрос что?)
- Поможем придворным определить падеж существительных лисица и сыр.
На слайде написаны предложения. Определите падежи выделенных существительных
Лисица видит сыр.
Лисицу сыр пленил.
|
3. |
Аналитическое завершение: |
|
а) КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ
конструирование ребёнком итоговой обобщающей опорной схемы всего блока в любом удобном для него формате |
Работа в парах. (по рядам) |
|
|
Задание.
Запиши предложения, определи падеж выделенных существительных.
1 ряд
Корабль вошёл в порт.
Капитан поднялся на корабль.
2 ряд
Взошло яркое солнце.
Туча закрыла солнце.
3 ряд
Снег укрыл землю.
Земля спит под снежным покрывалом.
Проверка.
Физкультминутка
Имя существительное
Очень удивительное.
На вопросы кто и что
Отвечать оно должно.
Кто? руки вверх, что? вперед, другие части речи - присесть.
Люстра, мальчик ,бегать, гроза, карась, окно, зеленый, ученица, прыгать, книга
Работа по учебнику.
Упражнение 188 самостоятельно. Проверка.
Работа в группах.
-Как отличить Именительный падеж имени существительного от винительного падежа?
Сейчас поработаем в группах и составим кластер.
Именительный падеж |
Винительный падеж |
Кто? Что? |
Кого? Что? |
Без предлогов |
С предлогом, без предлога |
Главный член предложения |
Второстепенный член предложения |
Кому? Чему? Кого? Чего?
Только с предлогами.
Главный и второстепенный член предложения.
|
б) РЕФЛЕКСИЯ ребенком собственной деятельности |
Сейчас каждый из вас должен себя оценить.
На столах у каждого ребенка лежит лист самооценки.
1.На уроке я работал |
активно/пассивно |
2.Своей работой на уроке я |
доволен/ не доволен |
3.Моё настроение стало |
лучше/ хуже |
4.Материал урока был мне |
Понятен//не понятен
Интересен/скучен |
|
|
в) ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ от ребенка (его мнение о тематическом блоке).. |
- Итогом нашей работы будет тест, он покажет, как вы научились различать именительный падеж от винительного. Выберите на карточках правильный ответ и подчеркните его.
I. На какие вопросы отвечают имена существительные в винительном падеже?
Н. Кто? Что? О. Кем? Чем?
П. Кого? Что? Р. Кого? Чего?
II. С какими предлогами употребляются имена существительные в именительном падеже?
А В, на, через; Я. Без предлогов;
В. К, по; Г. У, из, до, около.
III. Каким членом предложения является имя существительное в винительном падеже?
А. Подлежащим.
Б. Сказуемым.
Т. Второстепенным членом.
IV. В каком падеже стоит выделенное имя существительное в предложении.
Уронило солнце лучик золотой.
А. И.п. Б. Р.п.
В. Т.п. Ь. В.п.
- Поставьте оценку на полях. Если вы на все вопросы ответили верно, у вас получилось слово: «пять».)
|
|