Цели урока:
-повторить понятия о заимствованных словах,историзмах,неологизмах, об истории появления иноязычных слов в русском языке;
научить учащихся умениям и навыкам правильного употребления этих слов в устной и письменной речи, навыкам исследовательской деятельности
-обогащение словарного запаса учащихся, расширение их кругозора, развитие творческого мышления ;
-повышение культуры речи учащихся, воспитание любви к слову, привитие интереса учащихся к предмету
Методы:
- Словесные: беседа.
- Наглядные: методы иллюстрации- показ слайдов.
- Практические: решение логических задач, анализ, сравнение, выделение главного, объяснение понятий.
Формы организации: фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа.
Тип урока: стандартный ,комбинированный.
Технологии, используемые на уроке: тестовая, интерактивные методы, развивающее обучение.
Формы работы : индивидуальная, в парах, коллективная.
Оборудование: проектор, компьютер, экран.
Ход урока:
1.Оргмомент.
2.Сообщение темы и цели урока
3.Вводная беседа.
Чтение стихотворениея Я.Козловского «Усыновленные слова».
Был затуманен и задымлен
Их тайный путь, которым встарь
Они от персов или римлян
Пришли когда-то в наш словарь…
Всегда имели в русской речи
Неущемленные права.
И , находясь при славном деле,
Перед другими не в тени,
Давным-давно как обрусели,
Усыновленные они.
Язык – явление социальное, любое изменение, происходящее в обществе, естественно, отражается и на языковых процессах.
В.Г.Белинский сказал: «Все народы меняются словами и занимают их друг у друга».
-Как вы понимаете эти слова?
4.Объяснение нового материала.
- С глубокой древности русский народ устанавливал торговые, хозяйственные, культурные, политические связи с другими народами, заимствуя у них предметы обихода, орудия труда, понятия, а с ними и иностранные слова. Ученые считают, что их в русском языке приблизительно 10 процентов.
Со второй половины 17 века начинается активное усвоение русским языком так называемых европеизмов – слов из европейских языков. Особенно усиливается этот процесс в петровское время.
Из скандинавского акула ,пельмени,кнут
Из немецкого офицер,фронт,штаб
Из голландского верфь, гавань, лоцман, , флаг, флот, дюйм, рейд, зонтик
Из итальянского соло,дуэт ,карнавал
Из французского костюм,пальто,режиссер
Из английского конвейер,трамвай,чемпион,финиш
Из тюркских языков особенно много слов пришло во время татаро-монгольского ига:кафтан,тулуп,сарафан,деньги ,арбуз,базар, аркан, аршин, буран, деньги, казна, караул, сундук, чулан.
– Как же определить, из какого языка то или иное слово ?
– Для этого следует обратиться к словарю: иностранному, этимологическому, школьному толковому.
Но есть некоторые признаки , по которым можно определить заимствованные слова.Вот они.
1) Слово начинается с а, ф, ц, э: альпинист, цифра, флаг, экспорт.
2) Все существительные на -ия – заимствованные: армия, ситуация
3) Почти все слова, в корне которых есть удвоенные согласные, – заимствованные:терраса, туннель, профессия, биссектриса
4) Многие существительные, в корне которых встречаются подряд две гласные буквы, – заимствованные:поэт, маэстро, тротуар
5) Многие существительные, которые в соседних слогах имеют одинаковые гласные буквы: а, и, у, – заимствованные:
барабан, сарай, визит, лирика, сундук, кукуруза
Приставки: а-, архи,-дез (аполитичный, архиважно, дезинфекция).
Суффиксы: –ист, -ер (очеркист, ухажер).
Соседство двух и более гласных в корнях: поэт, дуэль, диета;
Свойственны такие сочетания: пю, бю, вю, кю и др.:пюре, купюра, бюрократ, кювет, бюджет;
Наличие в слове ф: кафе, графика, форма, кефир, рифма;
Сочетания – дж, -инг, -мен (из англ.), шт, шп, хт, -мейстер, -кинд (из нем.), кс (пс), мп (вп) (из греч.): джаз, джин, штаб, штамп, митинг, вундеркинд, гроссмейстер.
Морфологическая примета – несклоняемость: пальто, депо, кашне, метро.
Даже когда мы говорим по- русски- говорим на иностранном языке.Верите?
За завтраком: чай (китайск.), кофе (франц.), кекс (англ.), какао (америк.),мармелад (португал.), бутерброд (немецк.),сахар (индийск)
5. Распределите слова в два столбика:
1 -исконно русские, 2 – заимствованные
Биография, футбол , акварель, чистильщик, вуаль, портфель, шахта, джип, огнетушитель.
6. Замените данные русские наименования заимствованными.
- Срочный вывоз людей из местности, представляющей для них опасность.(эвакуация)
- Выпускник средней школы, претендующий на поступление в высшее учебное заведение.(абитуриент)
- Устройство, предназначенное для прыжков с самолета.(парашют)
- Помещение для стрельбы в цель.(тир)
7. Подберите русские синонимы к заимствованным словам.
Сувенир(подарок) , дискуссия-(обсуждение),абсурд-( бессмыслица, нелепость),дефект- (изъян, недостаток.)
афиша- (объявление),вибрация-( кoлебание),шоссе-(дорога)
8. Корректор
1)Всем участникам мероприятия
был вручен памятный сувенир.
2)В нашем учреждении есть свободные вакансии.
3)Этот артист впервые дебютировал на сцене московского театра.
9. Заменить иноязычные слова синонимами исконно русского происхождения.
Консенсус, который достигнут в ходе переговоров, привел к позитивным результатам в области политики и культуры.
(Консе́нсус (от лат. consensus — согласие) — способ принятия решений на основе общего согласия при отсутствии принципиальных возражений у большинства заинтересованных лиц.)
Коммуникабельный ведущий шоу на телевидении предстал в новом имидже, и это вызвало позитивный отклик у зрителей.
(Позитивный –положительный)
-Какой вариант текста вам больше нравится? Почему?
10.Какое слово лучше употребить? Случай или инцидент?
Серьезный пограничный-----обострил отношения между двумя соседними государствами.
В нашем классе недавно произошел забавный------.
Дрожание или вибрация?
------ рук после контузии мешало столяру работать.
Специальные устройства служат для уменьшения------- корпуса корабля.
11.Редактирование предложений.
Легко дышится в горах: атмосфера здесь чистая, прозрачная.
На грядках сорняки доминировали над редиской.
12. Работа с диалогом.
Прочитайте диалог. Сделайте вывод, всегда ли уместно употреблять заимствованные слова.
- Привет.
- Хай.
- А у меня новый постер с группой «Pussirft Dolls» (плакат)
- Супер, а у меня завтра сейшн, предки разрешили, придешь?
- Сори, никак не могу, идем с родаками на новый блокбастер.
- Ну, плиз, без тебя скука будет, одни лузеры соберутся. (неудачник)
- Пардон. Не получится.
- Ну, ладно, тогда на следующей неделе вместе в супермаркет сходим.
- Окей!
-Как вы думаете, не излишне ли много в этом диалоге ребята употребляют заимствованных слов?
Вывод: Используя в речи заимствованные слова, необходимо помнить, что неуместное их употребление ведет к засорению языка, делает речь непонятной. Теряется самобытность языка.
14.Объяснение нового материала.
- Русский язык всё время меняется, так как меняется жизнь. И слова, как люди, рождаются, живут и уходят из жизни.
-Как вы думаете,почему некоторые слова уходят из жизни ?
Давайте обратимся к устаревшим словам, которые делятся на две группы: историзмы и архаизмы.
Обратите внимание на вещи, изображенные на слайде (кафтан, онучи, понева, очеп, лучина, ендова). Есть ли среди них предметы, которыми мы сейчас пользуемся? (Нет. Изображенные предметы вышли из употребления).
– Употребляем ли мы сейчас слова, называющие эти предметы? Почему?
Слова уходят из языка по разным причинам. Многие из них забываются, как только исчезает из жизни какое-то явление или предмет. Подобные слова называются историзмами.
Но есть слова, которые забываются из-за того, что для названия того же предмета, признака, действия появляются новые. Например, в древнерусском языке было слово уста. Со временем в этом значении стало употребляться слово губы. Подобные устаревшие слова (предмет остается, а слово устаревает) называют архаизмами.
Отличительная черта этих слов в том, что у историзмов в русском языке нет синонимов, а у архаизмов есть.
15.Найти соответствие.
ланиты щеки чело лоб персты пальцы десница правая рука око глаз
уста губы шуйца левая рука
16.Вставьте подходящие по смыслу устаревшие слова.
Вашими устами да мед пить. Видит око, да зуб неймет.
17.Объяснение нового материала.
Иногда устаревшие слова начинают жить новой жизнью, приобретая новое лексическое значение. Например, в 1946г. Обрели новую жизнь ранее устаревшие слова министр, министерство.
Так, сравнительно недавно утратили оттенок архаичности слова: лицей, гимназия, департамент, дума (после 1917 года ХХ века они рассматривались как историзмы).
Для того, чтобы узнать понятие устаревшего слова вам необходимо обратится к словарям: “Словарь устаревших слов русского языка”, “Словарь редких и забытых слов”, “Словарь русских историзмов”,
18. Вставьте подходящие по смыслу устаревшие слова
Вашими ……………..да мед пить.
Видит ……………, да зуб неймет.
Беречь как………….................ока .
Вечным сном………………………..
В облаках …………………………...
Вносить свою …………………….
……………………….. вопиющего в пустыне,
Не стоит и……………………………
……………………….….. щи хлебать.
В мгновение …………………………
Бить…………………………………..
19.
20.Работа с текстом. Прочитай текст, выпиши устаревшие слова.
На другой день гусару стало хуже. Человек его поехал в город за лекарем…
Прошел день, и гусар совсем оправился. Он был чрезвычайно весел, без умолку шутил то с Дуней , то со смотрителем : насвистывал песни, разговаривал с проезжими, вписывал их подорожные в почтовую книгу…
День был воскресный; Дуня собиралась к обедне. Гусару подали кибитку…
Дуня села в кибитку подле гусара, слуга вскочил на облучок, ямщик свистнул, и лошади поскакали.
А.С.Пушкин «Станционный смотритель»
2) В далёком прошлом, когда не было железных дорог, самолётов, путешествие совершалось на лошадях. Вот как об этом пишет А.С.Пушкин:
Долго ль мне гулять на свете
То в коляске, то верхом,
То в кибитке, то в карете,
То в телеге, то пешком.
3) Отрывок из басни С.Михалкова “Назойливый комар”.
Комар пиитом возомнил себя.
Пищать он в рифму научился!
И вот, что было сил в свой хоботок трубя,
Терпение зверей испытывать пустился.
Устаревшее слово – пиит. Обозначает поэт.
21. Найдите лишнее слово.
амбар ратник лучник игра
указы приватизация золотник дьяк
кольчуга галерея цирюльник галера
сарафан сундук лучина земля
22. Выпишите в два столбика “историзмы” и “архаизмы”: треуголка, веретено, крепостной, дворянин, царица, рыбарь, чело, кольчуга, длань,
23.Выписать в четыре столбика. Еда: Посуда: Одежда: Женские головные уборы
Кокошник, кулебяка, кафтан, коврига, лохань, ступа, ботвинья, душегрейка, зипун, армяк, квашня, корчага, ушат, повойник.
24.Объяснение нового материала.
-Кроме устаревших слов в русской речи есть и новые слова.Устаревшим словам противопоставлены неологизмы Новые слова имеют своё название — неологизмы («нео» — новый,«логос» — слово (греч.)).
Бытовые:Активный — деятельный, живой
Ланч — обед
Супермаркет — рынок. Отсюда маркетинг - торговля
Баррель (нефти) — бочка
Рубрика — раздел, заголовок
Фазенда — загородный дом
Адмирал — предводитель
Паркинг — стоянка автомобилей
Кондиция — состояние, степень готовности
Перманентный — постоянный
Экономика и политика:
Митинг — встреча, собрание
VIP — особый гость
Интенсифицировать — усиливать, укреплять
Коньюктура — совокупность условий, создавшееся положение
Презентация — доклад, показ
Менеджмент — управление (ресурсами)
Рисепшн, рецептная, рецепция — приёмная
Пропаганда — распространять, проповедовать
Авторские неологизмы — это слова, придуманные писателями с определённой целью и не получившие широкого распространения.
- Я, гений Игорь Северянин,
Своей победой упоен:
Я повсеградно оэкранен!
Я повсесердно утвержден! И. Северяни
25. Найди самое «молодое» слово.
1) босоножки, сандалии, кроссовки;
2) кафтан, шуба, куртка;
3) арифметика, счёты, компьютер;
4) радио, фотоаппарат, магнитофон.
26 .Какой неологизм мы употребляем, когда говорим:
- О булочке с сосиской, которая полита кетчупом, горчицей или майонезом сверху. (хот-дог)
- О жареном хрустящем картофеле, порезанном соломкой(фри)
-Хорошо, а скажите, когда пройдет много времени, то эти слова будут считаться неологизмами? Будут ли они через несколько лет новыми словами? Почему? (Беседа).
Вывод: через определенное количество времени неологизм становится общеупотребительным словом, поэтому они перестает быть неологизмом.
27. тест.
1.Укажите слово, которое является исконно русскими.
а) ассигновать б) подарить в) пассаж г) жилет (б)
2. Укажите слово, которое является заимствованным.
а) голова б) этюд в) горох г) веретено (б)
3.Укажите слово, которое являтся историзмом.
а) ботфорты б) ланиты в) городничий г) уста (в)
4.Укажите слово, которое является архаизмом.
а) октябрята б) верста в) аршин г) оный (г)
5 . Укажите слово, которое было историзмом и вновь стало употребляться.
а) инфляция б) верста в) кольчуга г) лицей ( г)
Взаимопроверка. 1) б 2) б 3) в 4) г 5) г
«5» -0 ошибок, «4» -1-ошибка, «3» -2 ошибки, «2» -3 ошибки
28. Итог урока.
-Какие слова называются заимствованными?
-Как уточнить происхождение слова?
-Какие слова называются устаревшими?
- Какие слова называются неологизмами?
-Почему слова появляются и исчезают?
29. Оценка знаний.
-Ребята вы сегодня хорошо поработали.
Вы отвечали на вопросы теста .
Мне бы хотелось особо отметить прекрасную работу учеников…….
Сегодня на уроке вы заслужили оценки «5».
30.Домашнее задание.
1.Написать эссе «» - задание для тех, кто хочет получить «5» .
2. Написать 10 заимствованных слов ,10 неологизмов и 10 устаревших слов - задание для тех, кто хочет получить «4».
3.Упражнение №34- для тех, кто считает, что справится только с этим заданием .
31.Заключительное слово учителя.
– Мы не можем остановить процесс образования новых слов и исчезновение старых .
Важно понять, что изменение нашего лексикона – закономерный и вполне объяснимый процесс. Жизнь меняется, и язык чутко реагирует на все изменения. Пройдет время, изменится речь ,к которой мы привыкли, но русский язык останется.
|