Тема: Буквы «З», «з». Звуки [ з ], [з ´].
Цель: познакомить учащихся со звуками [ з ], [з ´], с буквами «З», «з»; формировать навыки плавного чтения; развивать речь, логическое мышление учащихся.
Ход урока
СЛАЙД 1
СЛАЙД 2
1. Организационный момент
- Сегодняшний урок я хочу начать словами древнегреческого философа Саади: «Ученик, который учится без желания - это птица без крыльев»
- Ребята, как вы понимаете это высказывание?
-Я хочу вам пожелать, чтобы у вас всегда было желание учиться, узнавать новое, неопознанное и тогда своими «крыльями» будете взлетать все выше и выше.
- Вы готовы к работе?
- Тогда давайте улыбнемся друг к другу. Пусть урок принесет нам радость от общения.
2. Повторение изученного материала
- Вспомним, чему научились на прошлых уроках.
Речь – предложение – звуки.
3. Сообщение темы и целей урока.
- Внимание на экран
Отрывок из мультфильма «Ну, погоди»
- Назовите героев мультфильма?
- Кто прошёл через охрану? (заяц)
- Произнесите первый звук в слове заяц.
- В кого решил превратиться волк? (в зёбру)
- Правильно, ли он назвал животного?
- Исправьте. Назовите первый звук в слове зебра.
- Определите тему урока.
- Молодцы. Составим план работы. Что мы должны выяснить, узнать?
СЛАЙД 3
- Ребята, а вы знаете, куда отправился заяц?
- Отгадаете загадку и узнаете место экскурсии.
Это очень странный сад,
Звери в клетках там сидят,
Его парком называют,
Люди в парке отдыхают.
Там укрытия, вольеры,
За забором ходят звери.
Как мы этот парк зовём
И смотреть зверей идём? (зоопарк)
- Ребята, а что такое зоопарк?
- Зоопарк - одна из уникальных лабораторий по сохранению разнообразия животного мира и музей живой природы, созданный человеком.
В зоопарках можно увидеть животных, которые живут не только в нашей местности, но и в жарких и дальних странах. Живут также в зоопарках и те животные, которым трудно выжить в природе, так как их осталось очень мало, ученые помогают им выжить и развиваться.
- Помогите нашему герою выполнить задания, и узнаете новый логотип Московского зоопарка.
4. Работа по теме урока
СЛАЙД 4
- Назовите животных, встретившихся зайцу.
- Как вы думаете, по какому признаку я их объединила в группы? (звери и птицы)
- К какой части речи относятся слова, называющие данный предмет.
- Что такое имя существительное?
- Исключите одно слово из первой группы по самостоятельному выбранному признаку.
(зубр – односложное, мужского рода
- Какое слово можно исключить из второй группы?
(Зеленушка – четырёхсложное, ж. р.)
- Итак, какие слова вы исключили? (зубр, зеленушка)
- Произнесите первые звуки в этих словах.
- Какие качества ученика помогли вам справиться с этим заданием? (внимание, копилка слов, память)
- Отлично. Я думаю. Мы можем получить первую деталь.
Работа в группах
- Сейчас наш класс превратится в исследовательский центр. Для этого разделимся на три группы.
СЛАЙД 5
- Повторим правила работы в группах.
Перед каждой группой поле со словами: ВСЕГДА. ИНОГДА. НИКОГДА.
Разложите таблички под нужным словом.
Группы работают. Представитель от группы держит защитное слово.
После выступления представителя от команды дать деталь!!!
- Ребята, какие качества ученика вам помогли справиться с данным заданием?
- Отлично. Получите следующие детали.
- Обобщим все выводы.
- звук [ з ] – согласный (при произношении есть преграда, воздух задерживается), звонкий (при произношении участвует голос – при прикладывании ладошки к горлу чувствуется дрожание), твёрдый;
- звук [ н´] – согласный, звонкий, мягкий;
5. Физкультминутка
Диск «Зверобика»
- Если услышите в словах твёрдый звук – один раз подпрыгнуть, мягкий звук – один раз присесть. Если в слове нет звука – стоим на месте.
Зима, золото, роза, Зина, зоопарк, змей, звонок.
- Вы были очень внимательны.
6. Продолжение работы по теме урока.
- Ребята, кто из вас уже знает, как на письме обозначаются звуки [ з ], [з ´].
- Сейчас эта буква называется «зэ» и является 9 буквой алфавита. А вот в старой славянской азбуке, каждая буква имела своё понятное значение, свой смысл. Наши предки называли букву «Зэ», очень красиво «земля», что в переводе и обозначало Землю, и всё что растёт на ней.
Мультфильм из серии «Предки»
Словарный сундучок.
- Назовите слова, с буквой «зэ», которые вы услышали в мультфильме.
СЛАЙД 6
- Рассмотрим, на что похожа буква З.
З – не просто завитушка,
З – пружинка, крендель, стружка.
Извиваюсь, словно змейка.
Срисовать меня сумей-ка!
В столбик два кружка поставим,
Слева дырочки оставим.
Да ты только посмотри:
Буква З, как цифра 3.
- Такие стихотворения сочинил про букву З Алексей Шибаев.
- Молодцы. Мы выполнили третий пункт плана. И деталь перед вами.
- Научимся печатать букву З.
Работа с диском.
Смотрим, как правильно печатать букву З.
- А сейчас в тетрадках напечатайте букву, но послушайте внимательно, сколько раз простучу в бубен, столько нужно напечатать заглавных и строчных печатных букв Зз (5)
Учимся печатать букву в тетради.
- Подчеркните самую удачную букву на ваш взгляд.
- Поменяйтесь тетрадями с соседом. Оцените его работу.
- Хорошо. Я думаю, мы можем добавить ещё деталь.
СЛАЙД 7
Работа со слогами.
Прибежал веселый А, почитали дети –за.
Прибежал задорный О, прочитали дети – зо.
Прибежал пузатый Ы, прочитали дети – зы.
Прибежал игривый И, прочитали дети – зи.
Прибежал упрямый У, прочитали дети – зу
Прибежала буква Е, прочитали дети - зе
- На какие группы можно разделить слоги?
СЛАЙД 8
- Давайте разговаривать
И будем выговаривать
Всё правильно и внятно
Чтоб было всем понятно.
За - зо – зу – мы поймали стрекозу.
Зи – зе – за – приближается гроза.
Зо – за – зы – убегаем от грозы.
Зай – зей – зой – мы бежим за стрекозой.
СЛАЙД 9
Работа со словами
СЛАЙД 10
7. Закрепление изученного материала.
- Заяц хочет проверить ваши знания, полученные на уроке и он приготовил вам игру «Верю - не верю» (Если согласны, говорим верю, показываем зеленый сигнал, если не согласны с утверждением - говорим не верю, красный сигнал карточки).
Вернуться к алгоритму урока. Проанализировать.
Вручить деталь.
- Вы отлично справились с заданием и последняя деталь ваша.
- Что вы видите?
- Четыре новых логотипа зоопарка с изображением пеликана, фазана, дельфина и белки. Изображения выполнены в четырех цветах — салатовом, лиловом, голубом и желтом.
8. Рефлексия
Дорисуем глаза:
зелёного цвета, у вас хорошее настроение, красного цвета – вам не очень комфортно.
Дорисуем нос:
! – если вы хорошо поняли тему и самостоятельно справитесь с заданием
? – если вы не совсем хорошо поняли тему и у вас есть вопросы.
Теперь дорисуем рот:
урок понравился и вы довольны своей работой,
урок не понравился, я не очень доволен своей работой.
|