Сегодня: 07.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Урок "Тепловой эффект химической реакции. Понятие об экзо-и эндотермических реакциях"

СКАЧАТЬ (22.0 Kb) 31.10.2024, 18:08
Толстолуцкая Елена Ивановна
учитель, ГБОУ "Школа №15 имени М.С.Батраковой г.о.Енакиево"
Тема. Тепловой эффект химической реакции. Понятие об экзо- и эндотермических реакциях
Цели. Продолжить формирование представлений о классификации химических реакций. Изучить классификацию химических реакций по тепловому эффекту. Сформировать понятие об экзо- и эндотермических реакциях.

Задачи. Образовательные: Обеспечить усвоение учащимися теоретических понятий «теплота», «энергия», «экзо- и эндотермические реакции», «тепловой эффект», «термохимическое уравнение», выделение и поглощение энергии. Развивающие: развитие умственной и познавательной активности учащихся в решении проблемы, умения обобщать и делать выводы при изучении материала темы. Воспитательные: создание условий для воспитания активности и самостоятельности, убежденности в познаваемости мира; воспитывать культуру научного труда; повышать интерес к проблемам современной науки.

Тип урока: комбинированный.
Приёмы и методы, используемые на уроке: химический диктант, самопроверка, рассказ, работа в парах.
Оборудование: компьютер и электронная презентация.

Ход урока
I. Организационный момент. Учитель приветствует учеников, проверят готовность к уроку, отмечает отсутствующих. (2 мин)

II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. Химический диктант. Учитель диктует вопросы, ученики кратко записывают ответы.(10 мин)

1. Как называется превращение одних веществ в другие? (Химическая реакция)
2. Как называется число, показывающее число атомов данного элемента в химической формуле? (Индекс)
3. Как реакции называется тип химической, при котором реагирующие вещества обмениваются составными частями? (Реакция обмена)
4. Как называется тип химической реакции, при котором в реакцию вступают два простых вещества, а образуется одно сложное? (Реакция соединения)
5. Как называется химический элемент, которого больше всего в земной коре? (Кислород)
6. Как называется число, которое показывает число молекул в химическом уравнении? (Коэффициент)
7. Как называется аллотропная модификация кислорода, образующаяся при грозовом разряде молнии? (Озон)
8. Как называется тип реакции, при котором из одного сложного вещества образуется два или более простых? (Реакция разложения)
9. Как называется тип реакции, при котором простое вещество заменяет составную часть в сложном веществе? (Реакция замещения)
10. Что такое простое вещество? (Вещество, состоящее из атомов одного элемента)
Ученики меняются работами с соседом по парте и осуществляют взаимопроверку с обсуждением в классе.
Зачитывается отрывок из стихотворения Б. Пастернака «Зимняя ночь»
Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Учитель: О каком явлении идет речь в этом стихотворении? (О горении свечи)
А горение свечи это какое явление физическое или химическое? ( Химическое)
А как иначе называются химические явления? ( Химическими реакциями)
Опишите признаки наблюдаемой реакции. (Выделение света и тепла.)
А все ли реакции сопровождаются выделением тепла и света?

III. Изучение нового материала. (18 мин)
Учитель: Одна из существующих классификаций химических реакций - по поглощению или по выделению теплоты.
Количество теплоты, которое выделяется или поглощается при химической реакции, называют тепловым эффектом реакции. (запись в тетрадь)
Тепловой эффект обозначается Q и измеряется в Дж или кДж.
Давайте запишем классификацию химических реакций по тепловому эффекту.
Реакции, протекающие с выделение теплоты, называют экзотермическими.
Реакции, протекающие с поглощением теплоты, называют эндотермическими. Химические уравнения, в которых указывается тепловой эффект, называют термохимическими.
Например: 2HgO —> 2Hg + O2 – 180 кДж, С(тв) + O2(г) —> СO2(г) + 394 кДж
Раздел химии, в задачу которого входит определение и изучение тепловых эффектов реакции называется термохимией.

Физкультминутка (2 мин)
Игра с мячом. Учитель бросает мяч ученику, при этом называя химический элемент. Ученик должен назвать символ и вернуть мяч учителю.
Учитель: Сейчас давайте познакомимся с алгоритмом решения задач по термохимическому уравнению реакции (на слайде)
• Кратко записать условия задачи (“дано”).
• Записать термохимическое уравнение реакции (ТХУ), одной чертой в уравнении реакции подчеркивают то, что известно, двумя чертами подчёркивают то, что необходимо определить.
• Провести вспомогательные вычисления (корень квадратный, Мr, М, m).
• Составить соотношение, используя вспомогательные вычисления и условия задачи; решить соотношение (пропорцию).
• Записать ответ.
Учитель решает задачу у доски с пояснениями.
Задача 1.Определите количество теплоты, которое выделится при образовании 120 г MgO в результате реакции горения магния, с помощью термохимического уравнения.
2 Mg + O2 = 2MgO + 1204 кДж
Дано
m (Mg0) = 120г
Найти:
Q1 -? Решение:
1) Определяем количества оксида магния, используя формулу для нахождения количества вещества через массу.

n = m / M
n(MgO) = 120г/ 40 г/моль = 3 моль

2) Составляем пропорцию с учетом коэффициентов в уравнении реакции
По уравнению 2 моль MgO - 1204 кДж
По условию 3 моль MgO - Q1
Отсюда
3 моль* 1204кДж
Q1 = ----------------------- = 1803 кДж
2моль
Ответ: при образовании 120г оксида магния выделится 1803 кДж энергии.
Задача 2. (предлагается решить ученикам)
Реакция разложения карбоната кальция выражается уравнением:
СаСО3 = СаО + СО2 Q = -145,3 кДж (ΔН = +145,3 кДж).
Сколько теплоты надо затратить для разложения 500 г СаСО3?
Решение:
Молекулярная масса СаСО3 = 100 г/моль. В уравнении указан коэффициент 1, значит количество вещества равно 1. Отсюда масса СаСО3 равна 100 г. Из уравнения реакции следует, что для разложения 100 г СаСО3 требуется 145,3 кДж теплоты, а для разложения 500 г – X кДж.
100 г СаСО3 − (-145,3 кДж).
500 г СаСО3 − X кДж. X = -726,5 кДж.
Ответ: -726,5 кДж (ΔН = +726,5 кДж).

IV. Закрепление материала. (10 мин)
1. Реакции, протекающие с выделением теплоты и света называются реакциями …..
 а) разложения;
 б) эндотермические;
 в) экзотермические
 г)замещения
2. Какие схемы можно назвать термохимическими уравнениями реакций?
 а) 2 H2(г) + O2(г) = 2 H2О(ж) + 572 кДж
 б) 2 H2 + O2 = 2 H2О + 572 кДж
 в) 2 H2(г) + O2(г) = 2 H2О(ж)
3. Какая запись, соответствует эндотермической реакции?
 а) С(тв) + O2(г) = СO2(г) + 394 кДж
 б) СаСO3 = СO2 + СаО – 310 кДж
 г) Н2 + I2 = 2HI – 52 кДж
 д) 3Fe + O2 = Fe3O4 + 118 кДж
4. Приведены уравнения реакций:
1. С+О2 = СО2 + 402,24кДж
2. 2HgO = 2Hg + О2 -180кДж
Определите тип, к которому относятся данные реакции.
 А) обе реакции экзотермические
 Б) обе реакции эндотермические
 В) А – эндотермическая, а Б – экзотермическая
 Г) А – экзотермическая, а Б – эндотермическая

V. Рефлексия (3 мин)
На доске изображено «дерево успехов». Ученики крепят к нему разноцветные стикеры, отражающие отношение к уроку: зелёный – мне всё понравилось и всё удалось, желтый - было сложно, но интересно, розовый – я мало что понял, мне нужна помощь.

V. Домашнее задание. Повторить параграф 21, выучить конспект, составить 5 вопросов по теме (2 мин)


Категория: Блоги | Добавил: elenazozulya
Просмотров: 20 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 07.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог