ФИО автора: Кириллова Валентина Петровна
Место работы: МБОУ "СОШ №22 имени Героя РФ Н.Ф.Гаврилова" г. Чебоксары Чувашской Республики
Должность: учитель географии
Предмет: география
Класс: 7
Тема урока: Климат Северной Америки
Цель: формирование знаний об особенностях климата и представлений о разных климатических условиях в пределах одного климатического пояса
Образовательные задачи:
- создать представление о климатических условиях на территории материка;
- продолжить формирование навыков выделять существенные признаки явлений;
- описать причины образования различных типов климата в пределах одного климатического пояса;
- развивать умения высказывать свою точку зрения, вести аргументированный разговор, делать выводы на основе сопоставления фактической, картографической информации;
- продолжить совершенствовать навык работы с различными источниками информации.
Развивающие задачи:
- развивать логическое мышление (на основе усвоения учащимися причинно-следственных связей между сформированными климатическими условиями и причинами. повлиявшими на их формирование);
- развивать способности правильно формулировать свои мысли в процессе обобщения полученной информации;
Воспитательные задачи:
- продолжить формирование у учащихся научного мировоззрения.
- воспитывать познавательную активность, самостоятельность.
Методы: наглядно-словесный, исследовательский (индуктивный), проблемно-поисковый,
эвристический.
Формы обучения: фронтальная, парами, индивидуальная.
Оборудование: учебник Е. М. Домогацких «География 7 класс», настенная карта
«Физическая карта Северной Америки»; мультимедийный проектор; видеосюжет "Долина Смерти", "штат Аризона","Кетчикан" , "гора Рейнир",«Торнадо»; презентация " Форт-Гуд-Хоп", атлас и контурные карты
Ход урока.
Ах, как же прекрасна наша планета!
Вот - белая лента,
Вот - синего цвета,
А вот голубеет под ней полоса...
Земля в разноцветные ленты одета,
Точней - в климатические пояса.
Учитель: Сегодня на уроке, мы с вами рассмотрим климатические пояса и области Северной Америки. Климатические условия зависят от климатообразующих факторов.
Учитель: Назовите климатообразующие факторы и приведите примеры (учебник стр.135)
Работа по климатической карте Северной Америки стр. 45
Учитель: Перечислите климатические пояса Северной Америки с севера на юг?
Ответ: Арктический, субарктический, умеренный, субтропический, тропический, субэкваториальный.
Учитель:. На какие две группы подразделяются все климатические пояса?
Ответ: основные и переходные.
Учитель: Назовите основные пояса.
Ответ: арктический, умеренный, тропический.
Учитель: Назовите переходные пояса.
Ответ: субарктический, субтропический, субэкваториальный.
Учитель: Давайте охарактеризуем климатические пояса с севера на юг. Арктический- какой? Какие воздушные массы летом и зимой?
Ответ: арктический основной, АВМ.
Учитель: Назовите свойства этих воздушных масс.
Ответ: Авм- холодные и сухие.
Учитель: Объясните: почему холодные?
Ответ: Холодные, территория солнцем не освещается.
Учитель: Объясните: почему сухие?
Ответ: сухие, холодный воздух тяжелый и испаряется медленно
Учитель: Субарктический- какой, воздушные массы летом и зимой
Ответ: летом - УВМ, зимой - АВМ
Учитель: Почему?
Ответ: Земля вращается вокруг Солнца против часовой стрелки, происходит смещение основных поясов летом на север, зимой - на юг
Учитель: Умеренный- какой, воздушные массы летом и зимой?
Ответ: Умеренный основной, УВМ
Учитель: Назовите свойства этих воздушных масс.
Ответ: влажные, а t° меняются по временам года
Учитель: Объясните свойства УВМ.
Ответ: влажные, t° меняется по временам года
Учитель: Субтропический- какой, воздушные массы летом и зимой
Ответ: летом - ТВМ, зимой - УВМ
Учитель: Почему?
Ответ: Земля вращается вокруг Солнца против часовой стрелки, происходит смещение основных поясов летом на север, зимой - на юг
Учитель: Тропический - какой, воздушные массы летом и зимой?
Ответ: основной, ТВМ
Учитель: Объясните свойства ТВМ.
Ответ: жаркие, сухие
Учитель: Почему жаркие?
Ответ: солнечные лучи освещают круглый год под прямым углом.
Учитель: Почему сухие?
Ответ: т.к. на тропиках в.д., а на экваторе и в умеренных широтах н.д. влага уносится ветрами на экватор и в умеренные широты.
Учитель: Субэкваториальный- какой, воздушные массы летом и зимой?
Ответ: летом - ЭВМ, зимой - ТВМ
Учитель: Почему?
Ответ: Земля вращается вокруг Солнца против часовой стрелки, происходит смещение основных поясов летом на север, зимой - на юг
Учитель: Объясните свойства ЭВМ
Ответ: жаркие - солнечные лучи освещают круглый год под прямым углом, влажные – из-за того, что здесь жарко, теплый воздух легкий, испаряется, осадки еще принося ветры – пассаты с тропиков.
Учитель: Назовите отличия основных климатических поясов от переходных?
Ответ: в основных - 1 вм, а в переходных - 2 вм.
Заполнение таблицы, используя страницы атласа:
|
П-ов Калифорния |
П-ов Флорида |
1.Климатич. пояс |
Тропический |
Тропический |
2. ВМ |
ТВМ |
ТВМ |
3.Ср. t° я, ср. t° и |
Ср. t° я +8+16, ср. t° и +32 и выше |
Ср. t° я+8+24, ср. t° и +32 и выше |
4.Количество осадков |
100-250 мм |
1000-2000 мм |
5. Климатическая область |
засушливый |
влажный |
6.Клматообразующие факторы |
холодное Калифорнийское течение Тихого океана |
теплое течение Гольфстрим Атлантического океана |
Учитель: Почему в одних и тех же широтах тропического климата на Тихоокеанском побережье расположена Калифорнийская пустыня, а в восточной части материка — п-ов Флорида, который испанцы назвали «цветущим»?
Ответ: потому что на климат п-ова калифорния влияет холодное течение, а на климат п-ова Флорида – теплое течение.
Учитель: Следовательно, внутри каждого климатического пояса есть территории,
которые отличаются от соседних температурой и количеством осадков. Учёные назвали эти территории климатическими областями.
Климатические рекорды материка:
Учитель: определите следующие объекты на карте по географическим координатам:
1.66° с.ш. 128° з.д. мин. t° -68° Канада, Форт-Гуд-Хоп - деревня на правом берегу реки Маккензи - самое холодное место (презентация)
2.36°с.ш. 116° з.д. мак. . t° +59, 2 ° США (штат Калифорния), Долина смерти - самое жаркое и сухое (за год выпадает 51 мм осадков) место (видео)
3.36°с.ш. 112° з.д. США, штат Аризона - самое солнечное место (90% дней в году - солнечные) (видео)
4. 46° с.ш. 121° з.д. США, гора Рейнир (штат Вашингтон), максимальное количество снега 31, 1 м (1971-1972г.г.) - самая большая высота снежного покрова (презентация)
5.55° с.ш. 131° з.д. среднегодовое количество осадков 3830 мм зафиксировано в Кетчикане (штат Аляска США) - самое влажное место (видео)
Работа на контурной карте.
Все рекорды отметить на к/к.
Работа по климатической карте атласа. Индивидуальные вопросы для учащихся:
1. Какую ты возьмёшь с собой одежду и почему, если ты отправляешься на побережье Гудзонова залива зимой?
Ответ: Гудзонов залив находится в умеренном и субарктическом поясах
2. Какую ты возьмёшь с собой одежду и почему, если ты отправляешься на побережье Мексиканского залива зимой?
Ответ: Мексиканский залив в субэкваториальном поясе
3.Какую ты возьмёшь с собой одежду и почему, если ты отправляешься в Сахару?
Ответ: Сахара находится в Африке.
4. Какую ты возьмёшь с собой одежду и почему, если ты отправляешься на летом на о. Гренландия?
Ответ: о. Гренландия находится в арктическом поясе
5. Какую ты возьмёшь с собой одежду и почему, если ты отправляешься на Амазонскую низменность летом и зимой?
Ответ: Амазонская низменность в Южной Америке.
Домашнее задание: просмотр видео "Торнадо", §53 прочитать и объяснить образование торнадо, на контурной карте обозначить области благоприятные (зеленым) и неблагоприятные (черным) для жизни людей.
Подведение итогов урока.
Рефлексия:
В квадратик вставить смайлик: урок понравился , не очень ,
не понравился.
Выставление оценок.
|