Цель:
1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.
2. Познакомить ребят с понятием блокада; со страшным периодом в жизни нашей страны.
3. Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда
4. привлечение к чтению, формирование коллективного читательского мнения, воспитание у ребят умения глубоко анализировать прочитанное, высказывать и защищать собственное мнение
5. изучить материал повести для постановки спектакля о детях блокадного Ленинграда
Блокада Ленинграда длилась долгих 900 дней смерти, голода, холода, бомбежек, отчаянья и мужества жителей Северной столицы.
В 1941 году Гитлер развернул военные действия на подступах к Ленинграду, чтобы полностью уничтожить город. 8 сентября 1941 года кольцо вокруг важного стратегического и политического центра сомкнулось.
В городе осталось 2,5 миллиона жителей. Постоянные бомбардировки вражеской авиации уничтожали людей, дома, архитектурные памятники, склады с продовольствием. Во время блокады в Ленинграде не было района, до которого не мог бы долететь вражеский снаряд. Были определены районы и улицы, где риск стать жертвой вражеской артиллерии был наибольшим. Там были развешены специальные предупреждающие таблички с таким, например, текстом: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна». Несколько из них сохранилось в городе и сегодня в память о блокаде.
Лютый голод косил людей тысячами. Карточная система не спасала положение. Хлебные нормы были настолько малы, что жители все равно умирали от истощения. Холод пришел с ранней зимой 1941 года. Но надежды Рейха на панику и хаос среди населения не оправдались. Город продолжал жить и трудиться.
Чтобы как-то помочь осажденным жителям, через Ладогу была организована «Дорога жизни», по которой смогли эвакуировать часть населения и доставить некоторые продукты.
За годы блокады погибло, по разным данным, от 400 тысяч до 1,5 млн. человек. Огромный ущерб был нанесён историческим зданиям и памятникам Ленинграда.
18 января 1943 года силами Ленинградского и Волховского фронтов блокада была прорвана, а 27 января 1944 года блокада Ленинграда была окончательно снята. Вечером небо озарилось салютом в честь освобождения города на Неве.
Мы, кто так далёк от этой истории и в пространстве, и во времени, узнаём эти факты, когда раз в год об этом сообщается в новостных программах. Признаемся, что, когда едем в Санкт-Петербург, мы в первую очередь посещаем дворцы, парки и художественные музеи. А ведь был Ленинград! И замечательно, что история предстаёт перед нами в ярких художественных образах, в сюжете, в истории пусть вымышленных, но всё равно реальных людей. Посмотрим, какой предстает эта история в книге Людмилы Никольской «Должна остаться живой».
См. вопросы на доске. Ответы на них – наша цель.
Посмотрим на реальные фотографии (презентация). Расскажите, какие сцены, эпизоды повести они могли бы проиллюстрировать.
Набирают кипяток. В повести описан декабрь 1941 года – первая зима блокады. Холод.
- В семье Майи вместо камина – «буржуйка»; «Духовка на кривых железных ножках»; «На ней можно еду готовить»; «Конфорка есть! Нагревается быстро!»
- «Тепло – второй хлеб».
- «Комната без стекол, окна забиты, затянуты ватными матрацами, тряпками».
- «Но стоит буржуйке протопиться, она тут же остывает, и крупная дрожь тут же карабкается на спину Майе».
- «Несколько часов их выручает нагретый утюг и закутанный в подушки чайник с кипятком».
Хлебные карточки. Описываются карточки – были рабочие, служащие, детские. Голод.
- «В очередях нет болтовни и сутолоки».
- «Блокадные очереди молчаливы и терпеливы».
- Описывается, как продавщица отмеряет хлеб, отрезает талоны.
- Истории с карточками (отбирают карточки или хлеб; забирают у мёртвых (дворник и его сообщники); Будкин забрал карточки у семьи; Майя нашла карточку!)
- «Хлеб» - не хлеб вовсе, маленькие нормы. Мама возмущалась, что детям меньше дают, а ведь у них «растущий организм».
- Майе снится сон о хлебе и молоке, она вспоминает, что до войны еще бросила недоеденную булку с маслом в подвал.
- Повидло из сладкой земли.
Разрушенный дом. Обстрелы.
- Фашисты бомбили город.
- Отец Фридьки Железнякова погиб при обстреле (был кровельщиком). «Это была первая военная смерть, увиденная и осознанная всеми».
- Мать Юрика из 48 квартиры убило осколком снаряда.
Ленинградцы набирают воду.
- Майя ходит за водой для своей семьи, для Юрика с бабушкой из 48 квартиры, для соседей. Описывается, как она упала, потеряла кастрюлю. Своё ведро ей отдал умирающий старик, которого потом забрала сандружина.
Сандружинницы.
- Специально подготовленные девушки, которые собирали ослабевших, кого еще можно было спасти, на улицах, в квартирах.
Солдаты. Страх за близких.
- На фронте отец и брат Майи (впоследствии сообщается, что папа погиб – утонул в болоте).
- Брат Толик хочет на фронт, мама против. В конце повести рассказывается, что он всё-таки уходит на фронт.
- Соседский сын Игорь на фронте. «Почти весь его 10-ый класс уходил на фронт добровольцами».
- Из Майиной коммуналки на фронт ушли трое мужчин и трое юношей.
- Разговор Майи с художником Петром Андреичем: «Писал Игорёк, что с тремя винтовками на отделение погнали против фашистских танков. Дивизии в землю ложатся… вот горе…»
Траурная процессия на Невском проспекте. Смерть рядом.
- Много смертей: у Мани Будкиной умерла сестра Зоя; умирает инженер Арвид, его мать Эмилия Христофоровна.
- За Арвидом идут в морг Майя и её мама с Эмилией Христофоровной. «Блокадный морг располагался под открытым небом». Майя, «похолодев от ужаса», стояла и глядела, как грузят умерших.
- Майя боится умереть.
- Перестав есть, умирает Эмилия Христофоровна. Её везут в тот же морг.
- «Снова снимала очередную жатву блокада».
- Майя плачет: «Я не хочу вот так лежать… как дрова! Я не могу… мне же…», «Война кончится? Она ждёт, когда мы все умрём?», «Мне нельзя умирать, правда, мама?»
- Умерла бабушка Юрика из 48 квартиры.
- У Мани Будкиной умерли все.
- На грани смерти Петр Андреич.
- «Майе приходилось видеть мертвых людей на заснеженных улицах».
Младенцы. Дети остаются сиротами.
- Майя приносит домой Юрика из 48 квартиры: «У него никого нет. Все у него убитые и умершие»; «А Юрик живой… он бы умер, мамочка, если бы я не принесла его сюда».
- Мама: «Мы не имеем на него прав. Ладно, разберемся, пусть пока побудет у нас. Не нести же его обратно к покойнице».
Комсомолка-стахановка у станка. Работа для фронта.
- Соседи Майи по квартире (Арвид Янович и Эмилия Христофоровна). Арвид – военный инженер на Кировском заводе. Смертельно устает. Домой ночевать не всегда приходит. «От бомбёжек рушились вековые стены, не выдерживал металл, а Кировский заводработал. Смелые ленинградские рабочие не выходили неделями из своих цехов. Чтобы не падать от слабости, привязывали себя веревками к станкам. Всё больше фронту требовалось танков. Всё больше требовалось гранат и снарядов. Фронт требовал, и рабочие отдавали всё, что могли. Даже свои жизни. Они были уверены, что бойцы отстоят город». Узнаём, что Арвид Янович умирает у подъезда своего дома.
Таким образом, в повести Л.Никольской подробно описана жизнь в блокадном Ленинграде.
Самостоятельно запишите в тетради, что пришлось пережить ленинградцам (обобщается обсужденный материал, записывается вывод, зачитывается). Дополнение: иногда люди вынуждены делать то, чего не сделали бы в нормальной, мирной жизни (скорее всего, Майя отдаст котенка Кадика, чтобы спасти от смерти Петра Андреича).
Как же выжить в этих нечеловеческих условиях? В повести показаны разные варианты поведения. Приведем примеры.
Отрицательные персонажи.
- Дворник Софроныч. Хотел забрать у Мани и Майи карточки. Он и его сообщники присваивали карточки умерших.
- Отец Мани Будкиной. Забрал карточки всей семьи, они умирают от голода. Потом вообще исчез.
- Подстаканников. Носил со склада муку в карманах, за стакан муки купил двухкомнатную квартиру. «Одни голодают, а другие продают. Одни воюют, а другие складами заведуют».
- Парень Ромка Чернопузов (Пузо). Отбирает у Майи сумку с продуктами: «Убью, зараза!» Стал выламывать ей руку, достал еду из сумки. Майя: «Вором и бандитом стать хочешь? Это не моё. У ребенка еду отбирать?»
Положительные персонажи
- Майя. «Тимуровка». Она помогает всем: Юрику, его бабушке, Эмилии Христофоровне, Мане Будкиной, Петру Андреичу, даже котёнку Кадику.
- Семья Майи. Мама Наталья Васильевна тоже помогает соседям, брат Толя уходит на фронт.
- Петр Андреевич. Художник рисовал Победу. «Что она придёт, он не сомневается. Сомневается, что доживет. А он хотел её увидеть. Своими глазами. Он хотел пережить её, перечувствовать всё, что доведется увидеть и пережить счастливчикам. Уцелевшим и дожившим». Он объяснял Мане Будкиной то, что ей было непонятно про войну, про людей, про смерть.
- Продавщица в булочной. «Грубые весы неточны, если захотеть, чтобы они стали неточными. Всякое случалось. Но в этой маленькой неприметной булочной работает честная продавщица. Люди это знают, идут издалека, и поэтому хлеб здесь расхватывают в считанные часы».
Сделаем вывод: мало просто выжить, пережить войну. Надо остаться человеком. Запишите в тетради, что значит «оставаться человеком» в нечеловеческих условиях блокады. Выводы зачитываются (например, сохранить совесть, честь сострадание, желание помочь другому, сохранить способность заботиться о близких, способность думать не только о себе).
Подведём итоги. Книга Людмилы Никольской, написанная в 2003 году, полная трагических ситуаций, оставляющая открытыми некоторые вопросы, заставляет задуматься о важном. А можно сказать, что и открывает на некоторые вещи глаза. Попробуем оформить свои впечатления в виде предложения с таким началом: «Прочитав книгу Л.Никольской «Должна остаться живой», я узнал…/я понял…»
- Например: …как тяжело приходилось ленинградцам в дни блокады… нет ничего страшнее блокады и войны… люди могут повести себя по-разному в страшных условиях войны… надо беречь мир… даже в самых страшных условиях надо оставаться человеком… надо с уважением относиться к пережившим войну… и т.п.
***
Составим небольшое рассуждение, где в качестве тезиса будет предложение, в котором сочетаются слова «война» и «дети». Предложите тезис и два аргумента с примерами-иллюстрациями из прочитанных произведений. Зачитываются получившиеся варианты.
На основе этой повести был поставлен спектакль, где ученикам удалось передать переживания героев, их настроение. Спектакль никого не оставил равнодушным.
|