Сегодня: 05.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Урок внеклассного чтения по повести Л.Никольской "Должна остаться живой"

СКАЧАТЬ (900.0 Kb) 08.02.2022, 18:03
Ряшина Наталия Николаевна
учитель русского языка и литературы, МБОУ "Мгинская СОШ" Ленинградская область п.Мга
Цель:
1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.
2. Познакомить ребят с понятием блокада; со страшным периодом в жизни нашей страны.
3. Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда
4. привлечение к чтению, формирование коллективного читательского мнения, воспитание у ребят умения глубоко анализировать прочитанное, высказывать и защищать собственное мнение
5. изучить материал повести для постановки спектакля о детях блокадного Ленинграда

Блокада Ленинграда длилась долгих 900 дней смерти, голода, холода, бомбежек, отчаянья и мужества жителей Северной столицы.

В 1941 году Гитлер развернул военные действия на подступах к Ленинграду, чтобы полностью уничтожить город. 8 сентября 1941 года кольцо вокруг важного стратегического и политического центра сомкнулось.

В городе осталось 2,5 миллиона жителей. Постоянные бомбардировки вражеской авиации уничтожали людей, дома, архитектурные памятники, склады с продовольствием. Во время блокады в Ленинграде не было района, до которого не мог бы долететь вражеский снаряд. Были определены районы и улицы, где риск стать жертвой вражеской артиллерии был наибольшим. Там были развешены специальные предупреждающие таблички с таким, например, текстом: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна». Несколько из них сохранилось в городе и сегодня в память о блокаде.

Лютый голод косил людей тысячами. Карточная система не спасала положение. Хлебные нормы были настолько малы, что жители все равно умирали от истощения. Холод пришел с ранней зимой 1941 года. Но надежды Рейха на панику и хаос среди населения не оправдались. Город продолжал жить и трудиться.

Чтобы как-то помочь осажденным жителям, через Ладогу была организована «Дорога жизни», по которой смогли эвакуировать часть населения и доставить некоторые продукты.
За годы блокады погибло, по разным данным, от 400 тысяч до 1,5 млн. человек. Огромный ущерб был нанесён историческим зданиям и памятникам Ленинграда.

18 января 1943 года силами Ленинградского и Волховского фронтов блокада была прорвана, а 27 января 1944 года блокада Ленинграда была окончательно снята. Вечером небо озарилось салютом в честь освобождения города на Неве.

Мы, кто так далёк от этой истории и в пространстве, и во времени, узнаём эти факты, когда раз в год об этом сообщается в новостных программах. Признаемся, что, когда едем в Санкт-Петербург, мы в первую очередь посещаем дворцы, парки и художественные музеи. А ведь был Ленинград! И замечательно, что история предстаёт перед нами в ярких художественных образах, в сюжете, в истории пусть вымышленных, но всё равно реальных людей. Посмотрим, какой предстает эта история в книге Людмилы Никольской «Должна остаться живой».

См. вопросы на доске. Ответы на них – наша цель.
Посмотрим на реальные фотографии (презентация). Расскажите, какие сцены, эпизоды повести они могли бы проиллюстрировать.

Набирают кипяток. В повести описан декабрь 1941 года – первая зима блокады. Холод.
- В семье Майи вместо камина – «буржуйка»; «Духовка на кривых железных ножках»; «На ней можно еду готовить»; «Конфорка есть! Нагревается быстро!»
- «Тепло – второй хлеб».
- «Комната без стекол, окна забиты, затянуты ватными матрацами, тряпками».
- «Но стоит буржуйке протопиться, она тут же остывает, и крупная дрожь тут же карабкается на спину Майе».
- «Несколько часов их выручает нагретый утюг и закутанный в подушки чайник с кипятком».

Хлебные карточки. Описываются карточки – были рабочие, служащие, детские. Голод.
- «В очередях нет болтовни и сутолоки».
- «Блокадные очереди молчаливы и терпеливы».
- Описывается, как продавщица отмеряет хлеб, отрезает талоны.
- Истории с карточками (отбирают карточки или хлеб; забирают у мёртвых (дворник и его сообщники); Будкин забрал карточки у семьи; Майя нашла карточку!)
- «Хлеб» - не хлеб вовсе, маленькие нормы. Мама возмущалась, что детям меньше дают, а ведь у них «растущий организм».
- Майе снится сон о хлебе и молоке, она вспоминает, что до войны еще бросила недоеденную булку с маслом в подвал.
- Повидло из сладкой земли.

Разрушенный дом. Обстрелы.
- Фашисты бомбили город.
- Отец Фридьки Железнякова погиб при обстреле (был кровельщиком). «Это была первая военная смерть, увиденная и осознанная всеми».
- Мать Юрика из 48 квартиры убило осколком снаряда.

Ленинградцы набирают воду.
- Майя ходит за водой для своей семьи, для Юрика с бабушкой из 48 квартиры, для соседей. Описывается, как она упала, потеряла кастрюлю. Своё ведро ей отдал умирающий старик, которого потом забрала сандружина.

Сандружинницы.
- Специально подготовленные девушки, которые собирали ослабевших, кого еще можно было спасти, на улицах, в квартирах.

Солдаты. Страх за близких.
- На фронте отец и брат Майи (впоследствии сообщается, что папа погиб – утонул в болоте).
- Брат Толик хочет на фронт, мама против. В конце повести рассказывается, что он всё-таки уходит на фронт.
- Соседский сын Игорь на фронте. «Почти весь его 10-ый класс уходил на фронт добровольцами».
- Из Майиной коммуналки на фронт ушли трое мужчин и трое юношей.
- Разговор Майи с художником Петром Андреичем: «Писал Игорёк, что с тремя винтовками на отделение погнали против фашистских танков. Дивизии в землю ложатся… вот горе…»

Траурная процессия на Невском проспекте. Смерть рядом.
- Много смертей: у Мани Будкиной умерла сестра Зоя; умирает инженер Арвид, его мать Эмилия Христофоровна.
- За Арвидом идут в морг Майя и её мама с Эмилией Христофоровной. «Блокадный морг располагался под открытым небом». Майя, «похолодев от ужаса», стояла и глядела, как грузят умерших.
- Майя боится умереть.
- Перестав есть, умирает Эмилия Христофоровна. Её везут в тот же морг.
- «Снова снимала очередную жатву блокада».
- Майя плачет: «Я не хочу вот так лежать… как дрова! Я не могу… мне же…», «Война кончится? Она ждёт, когда мы все умрём?», «Мне нельзя умирать, правда, мама?»
- Умерла бабушка Юрика из 48 квартиры.
- У Мани Будкиной умерли все.
- На грани смерти Петр Андреич.
- «Майе приходилось видеть мертвых людей на заснеженных улицах».

Младенцы. Дети остаются сиротами.
- Майя приносит домой Юрика из 48 квартиры: «У него никого нет. Все у него убитые и умершие»; «А Юрик живой… он бы умер, мамочка, если бы я не принесла его сюда».
- Мама: «Мы не имеем на него прав. Ладно, разберемся, пусть пока побудет у нас. Не нести же его обратно к покойнице».

Комсомолка-стахановка у станка. Работа для фронта.
- Соседи Майи по квартире (Арвид Янович и Эмилия Христофоровна). Арвид – военный инженер на Кировском заводе. Смертельно устает. Домой ночевать не всегда приходит. «От бомбёжек рушились вековые стены, не выдерживал металл, а Кировский заводработал. Смелые ленинградские рабочие не выходили неделями из своих цехов. Чтобы не падать от слабости, привязывали себя веревками к станкам. Всё больше фронту требовалось танков. Всё больше требовалось гранат и снарядов. Фронт требовал, и рабочие отдавали всё, что могли. Даже свои жизни. Они были уверены, что бойцы отстоят город». Узнаём, что Арвид Янович умирает у подъезда своего дома.

Таким образом, в повести Л.Никольской подробно описана жизнь в блокадном Ленинграде.
Самостоятельно запишите в тетради, что пришлось пережить ленинградцам (обобщается обсужденный материал, записывается вывод, зачитывается). Дополнение: иногда люди вынуждены делать то, чего не сделали бы в нормальной, мирной жизни (скорее всего, Майя отдаст котенка Кадика, чтобы спасти от смерти Петра Андреича).

Как же выжить в этих нечеловеческих условиях? В повести показаны разные варианты поведения. Приведем примеры.

Отрицательные персонажи.
- Дворник Софроныч. Хотел забрать у Мани и Майи карточки. Он и его сообщники присваивали карточки умерших.
- Отец Мани Будкиной. Забрал карточки всей семьи, они умирают от голода. Потом вообще исчез.
- Подстаканников. Носил со склада муку в карманах, за стакан муки купил двухкомнатную квартиру. «Одни голодают, а другие продают. Одни воюют, а другие складами заведуют».
- Парень Ромка Чернопузов (Пузо). Отбирает у Майи сумку с продуктами: «Убью, зараза!» Стал выламывать ей руку, достал еду из сумки. Майя: «Вором и бандитом стать хочешь? Это не моё. У ребенка еду отбирать?»

Положительные персонажи
- Майя. «Тимуровка». Она помогает всем: Юрику, его бабушке, Эмилии Христофоровне, Мане Будкиной, Петру Андреичу, даже котёнку Кадику.
- Семья Майи. Мама Наталья Васильевна тоже помогает соседям, брат Толя уходит на фронт.
- Петр Андреевич. Художник рисовал Победу. «Что она придёт, он не сомневается. Сомневается, что доживет. А он хотел её увидеть. Своими глазами. Он хотел пережить её, перечувствовать всё, что доведется увидеть и пережить счастливчикам. Уцелевшим и дожившим». Он объяснял Мане Будкиной то, что ей было непонятно про войну, про людей, про смерть.
- Продавщица в булочной. «Грубые весы неточны, если захотеть, чтобы они стали неточными. Всякое случалось. Но в этой маленькой неприметной булочной работает честная продавщица. Люди это знают, идут издалека, и поэтому хлеб здесь расхватывают в считанные часы».

Сделаем вывод: мало просто выжить, пережить войну. Надо остаться человеком. Запишите в тетради, что значит «оставаться человеком» в нечеловеческих условиях блокады. Выводы зачитываются (например, сохранить совесть, честь сострадание, желание помочь другому, сохранить способность заботиться о близких, способность думать не только о себе).

Подведём итоги. Книга Людмилы Никольской, написанная в 2003 году, полная трагических ситуаций, оставляющая открытыми некоторые вопросы, заставляет задуматься о важном. А можно сказать, что и открывает на некоторые вещи глаза. Попробуем оформить свои впечатления в виде предложения с таким началом: «Прочитав книгу Л.Никольской «Должна остаться живой», я узнал…/я понял…»

- Например: …как тяжело приходилось ленинградцам в дни блокады… нет ничего страшнее блокады и войны… люди могут повести себя по-разному в страшных условиях войны… надо беречь мир… даже в самых страшных условиях надо оставаться человеком… надо с уважением относиться к пережившим войну… и т.п.
***
Составим небольшое рассуждение, где в качестве тезиса будет предложение, в котором сочетаются слова «война» и «дети». Предложите тезис и два аргумента с примерами-иллюстрациями из прочитанных произведений. Зачитываются получившиеся варианты.

На основе этой повести был поставлен спектакль, где ученикам удалось передать переживания героев, их настроение. Спектакль никого не оставил равнодушным.


Категория: Блоги | Добавил: ЧЕРНЫШ
Просмотров: 390 | Загрузок: 16 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 05.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог