Урок истории 8 класс
Тема урока :Восстание под предводительством Емельяна Пугачева (1773-1775). 8 кл
Тип урока: освоение новых знаний
Цель урока: познакомить учащихся с восстанием Е.Пугачева.
Задачи: Образовательные - познакомить учащихся с причинами, целями, движущими силами, основными этапами и событиями, результатами восстания, дать характеристику личности Е. Пугачева,
Развивающие - совершенствовать умения сравнивать, анализировать, делать выводы: способствовать развитию умения находить в тексте необходимую информацию.
Воспитательные - показать, что восстание, жестокость- это не самый лучший способ решения проблемы
Планируемые предметные результаты: познакомятся с "Восстанием под предводительством Е.И.Пугачева»;
Метапредметные УУД: Познавательные: усовершенствуют свои навыки работы с текстом-анализировать, делать выводы, находить в тексте необходимую информацию, выявлять причинно-следственные связи.
Регулятивные: понимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения; коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.
Личностные результаты: осознавать прошлое как неотъемлемую часть истории своего Отечества; понимать важность исторических событий.
Оборудование: слайдовая презентация, компьютер, проектор, маршрутные листы, карта восстания.
Даты: 1773-1775 г.г. – крестьянская война под предводительством Е. Пугачева.
Персоналии: Е.И. Пугачев, Екатерина II.
Структура урока:
- Организационный этап
- Введение в тему. Сообщение темы урока. Определение целей урока.
- Изучение нового материала
- Закрепление
- Рефлексия и подведение итогов
- Домашнее задание
I.Организационный этап
Добрый день уважаемые гости урока, здравствуйте ребята. Я надеюсь на вашу поддержку и верю что у нас с вами на уроке сегодня все получится. Давайте посмотрим небольшой фото ряд, который поможет нам перейти к теме урока. . Зачитать песнь о Пугачеве. Показываю несколько картинок одна за другой.
Ты звезда ли, мо... да моя звездочка,
Высоко, звезда, да ты восходила, —
Выше леса, выше тёмного,
Выше садика зелёного,
Становилась та звёздочка,
Над воротами решётчатыми.
Как во темнице, во тюремище,
Сидел добрый молодец,
Он по темнице похаживает,
Кандалами побрякивает...
„Кандалы, мои кандалики,
Кандалы мои тяжёлые,
По ком вы кандалики, доставалися?
Доставались мне кандалики,
Доставались мне тяжёлые,
Не по тятеньке, не по маменьке -
За походы удалые, за житьё свободное!".
II. Введение в тему. Сообщение темы урока. Определение целей урока
Как вы думаете, что общего между этими фотографиями? О чем сегодня пойдет речь на уроке?(дети говорят- это восстания, война и тд)
Вы правы, сегодня у нас на уроке речь пойдет о восстании. О каком восстании? (о восстании крестьян).
Попробуйте определить тему нашего урока сегодня.
«Восстание под предводительством Е.И.Пугачёва».
Давайте запишем тему урока в маршрутный лист. Слайд с темой на доске.
Что же мы сегодня на уроке можем узнать? Сформулируем цель и задачи, используя опорные слова, представленные на слайде
- Сегодня на уроке мы познакомимся с ...( восстание под предводительством Е.И. Пугачева),
- Мы узнаем... (о руководителе и составе участников восстания, о ходе восстания)
- Мы сможем поразмышлять...(из-за чего произошло восстание, о целях восставших, об итогах восстания)
Сегодня на уроке мы работаем с маршрутными листами, в которых будем выполнять задания и делать некоторые записи. Номера заданий указаны в листах, не забывайте делать свои пометки. Оценивайте выполнение каждого задания. В конце урока вы сможете получить результат вашей работы на уроке, посчитать количество заданий, с которыми вы справились, и выставить себе оценку.
Ребята, это не первое восстание , которое мы изучаем , поэтому я думаю вы уже можете сами назвать мне план изучения любого восстания. С чего мы начинаем разговор о любом восстании? Запишите кратко в листах план изучения восстания. Это Задание 1.
После того как они записали, называют план устно. Проверьте что вы записали в своих листах и оцените.
План выводится на слайд
1. Причины
2. Участники
3. Цели восставших
4. Основные этапы и итог
5. Значение
Ребята, а вы сегодня впервые услышали о Пугачеве? Или уже знали что-то о нем? (на уроках литературы) Из какого произведения? ( Капитанская дочка , А.С. Пушкин). Помните ли вы как вы его характеризовали? Какой он был личностью?
Стоит отметить, что многие писатели, поэты затрагивали в своих произведениях тему крестьянского восстания и личности Емельяна Пугачева. Безусловно, он был очень яркой и харизматичной личностью в истории.
Любое восстание сопровождается жестокостью и насилием.
Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный.
Так писал А. С. Пушкин
Давайте подумаем, А настолько ли бессмысленны бунты и восстания? К этому вопросу мы вернемся в конце урока.
III. Изучение нового материала
К этому уроку Лена получила дополнительное задание, она приготовила сообщение о Емельяне Пугачеве. Давайте послушаем. Влада, попробует оценить выступление Лены. Какие мы с вами выделяем критерии устных ответов, сообщений? (уложились по времени, рассказ а не чтение с листка, информация интересна и понятна, излагает четко и ясно)
Спасибо за сообщение. Да, Емельян Пугачев – донской казак, смелый и энергичный, обладавший военными способностями объявляет себя «спасшимся» царем Петром Федоровичем, Петром III.
Что можно сказать о выступлении Лены? Влада, как ты оценишь ? Да, я соглашусь с вами, мы можем поставить 5 за такое сообщение.
Итак, Начнем изучение восстания с рассмотрения причин. В этом нам поможет учебник. Откройте, пожалуйста, 21 параграф, пункт 1. Прочитайте и запишите причины восстания в таблицу в своих маршрутных листах. Задание 2.
Затем зачитали вслух все причины. Посмотрите на доску и допишите причины, которые, возможно, вы не указали.
1)Усиление власти и произвола помещиков над крестьянами
2) Крепостные не имели никаких прав
3) Тяжелые условия работы на мануфактурах
4) Недовольство казачества отменой ряда привилегий
5)Стремление представителей нерусских народов на территории Российской империи получить равные права с русским населением.
Отметьте + или - в оценочном листе , смотря как вы справились с этим заданием.
Ребята, посмотрите еще раз на причины восстания, чьи права нарушены, а значит кто были главными участниками этих событий? Запишите в маршрутный лист участников восстания. Это Задание 3. Дети записали, я спросила устно, проверили и заполнили.
Выводится на слайд ответ.
Участники восстания
1)крестьяне
2) работные люди
3) казаки
4)коренные народы Поволжья и Урала
Для того, чтобы определить цели восставших, мы поработаем с историческим источником. Текст на партах у каждого. Прочитайте текст и выпишите в маршрутный лист цели восставших. На вопросы после текста мы ответим устно. Это Задание 4
«Манифеста» Емельяна Пугачева.
Я, единственный царь всей России, Петр III.... В ближайшее время всю Россию и престол, доставшийся мне еще от дедов, верну под свое крыло, а моим любимым (уважаемым народам) дам возможность жить свободно, счастливо и мирно.
Поэтому все солдаты, воюющие против моих войск, должны немедленно прекратить войну и перейти на мою сторону. Коменданты городов и крепостей должны сдаться на мою милость. Князья должны прекратить притеснять народ, помещики должны наделить своих крестьян землей и отпустить на свободу. Все, кто немедленно исполнит этот мой приказ и присоединится ко мне, по моей милости будут прощены за борьбу против нас, а кто ослушается и будет продолжать борьбу, впоследствии будет жестоко казнен. Я хочу, чтобы весь народ был свободным. Поэтому и народам иной веры даю свободу. Ликвидирую власть князей над ними. Приказываю им избрать руководителей из своей среды, кого они пожелают. Казаки, киргизы, башкиры, татары, чуваши и черемисы пусть уже сейчас воспользуются моим обещанием. Все угнетенные и ограбленные народы радуйтесь, пришли дни вашей свободы.
Вопросы по тексту.
Какие цели ставили восставшие? Запишите в свои листы. Обсудить устно. Цели выходят на слайд
1.Пугачев рассчитывает свергнуть императрицу Екатерину II и занять российский престол.
2.Помещики должны наделить крестьян землей
3.Свобода крепостным крестьянам
4.Свобода народам «иной веры»
Отметить в оценочном листе правильно ли ответили.
- Что Пугачев предлагал делать с непокорными? (А кто ослушается и будет продолжать борьбу, впоследствии будет жестоко казнен)
- Всех ли дворян Пугачев признал врагами? (помещики должны наделить своих крестьян землей и отпустить на свободу. Все, кто немедленно исполнит этот мой приказ и присоединится ко мне по моей милости будут прощены за борьбу против нас, а кто ослушается и будет продолжать борьбу, впоследствии будет жестоко казнен)
В чем он обвиняет дворян? Он обвиняет дворян в жестокости, насилии над крестьянами, в нарушении христианских заповедей. А как он сам себя ведет по отношению к дворянам? А сам в то же время нарушает заповеди, разжигает в восставших звериные инстинкты, насаждая произвол и беззаконие.
А сейчас, ребята, мы познакомимся с основными этапами и событиям крестьянского восстания 1773-1775гг.В восстании выделяют три основных этапа.
-Необходимо охарактеризовать каждый из 3-х основных этапов., которые выделяют в этом восстании.
Пользуясь текстом учебника стр 27 П.3 и картой на стр 29 ученики самостоятельно характеризуют каждый этап, описывая основные события. Это Задание 5 в ваших маршрутных листах.
Слушаем устные ответы и соотносим их с информацией на слайде.
I этап – сентябрь 1773 – март 1774 г.: (6месяцев)
1) «Открывает тайну своего имени»
2)Неудачная осада Оренбурга восставшими
3) Царская армия во главе с А.И.Бибиковым под Татищевой крепостью одержала победу над восставшими
Итог 1 этапа??? Первый период восстания закончился неудачей Пугачева при осаде Оренбурга и в бою под Татищевой крепостью.
II этап – апрель – июль 1774 г.:(4месяца)
1)Снята осада Оренбурга , восставшие отошли на территорию Башкирии и Южного Урала, где работные люди уральских заводов пополнили его поредевшую армию и привезли ему пушки.
2)Пугачев осадил Казань, но взять город не смог, так как подошли правительственные войска.
Итог 2 этапа :Самым успешным был второй период крестьянской войны, который длился с апреля по июль 1774 года-: Пугачев провозгласил поход на Москву. Екатерина II была в ужасе и была готова в любой момент покинуть страну.
III этап – июль – сентябрь 1774 г.:(3месяца)
1) Взял ряд волжских городов, но вынужден был позже их оставить
2)Осадил город Царицын, но взять не смог. Был настигнут правительственными войсками и был вынужден отступить.
3)Переправился на левый берег Волги, но в сентябре 1774 г. был схвачен казаками и передан властям
4)крестьянские выступления длились еще год
Вывод: Третий этап был самым массовым по составу участников, были также победы и поражения. Именно в этот период 12 сентября 1774 года Пугачев был схвачен и выдан Михельсону.
Дописали в таблицу кратко по каждому этапу. Оцените свою работу над этим заданием.
-Так Чем же завершился этот народный бунт?
Восставшие проиграли. Пугачева в железной клетке привёз в Москву великий полководец Суворов. В январе 1775 г. в Москве состоялась казнь Пугачева на Болотной площади.
Картинка казни . Он был приговорён к жестокой казни - четвертованию
Ребята, а как вы думаете, в чем причина поражения восставших? (дети называют сами, если сложно, даю им варианты) Это Задание 6. Отметьте ваши результаты работы в листах.
Причины поражения восставших: на слайде
1. Нет чёткой программы и плана действий.
2. Плохое вооружение.
3. Слабая военная подготовка, нет опыта
боевых действий.
4. Локальный характер.
5. Разрозненность, несогласованность.
6.Применение для подавления восстания регулярной армии.
7.Предательство казаков – пленение Е. Пугачева и выдача его в руки правительства
Да, восстание было подавлено ,но прошло ли оно бесследно, и какое оно имело значение ? Быцл ли этот бунт действительно бессмысленным и беспощадным?
Прокомментируйте определение значения пугачевского бунта, данное историком Н. Я. Эйдельманом: «Вообще в России с крестьян «драли три шкуры», но если бы не Пугачев — содрали бы все десять...»
Слушаются варианты ответов детей. Давайте дополним высказывания информацией из учебника. Стр 30 пункт 5. Прочитайте и запишите в своих листах значение крестьянского восстания. Это Задание 7.
Проверяем устно и смотрим на доску. Выводятся на слайд.
Значение крестьянской войны.
- Показало глубокие противоречия русского общества.
- Не изменилось к лучшему положение крестьянства, казачества, народов Поволжья, Приуралья.
- Заставило власть искать пути решения крестьянского вопроса.
Оцените свою работу.
IV. Закрепление
Итак ,мы познакомились ещё с одним народным бунтом. Мы рассмотрели противостояние власти и общества..
Восстание было жестоко подавлено. Власти были жестоки по отношению к крестьянам, как и те в свою очередь по отношению к дворянам.
Генерал Панин, который преследовал Пугачёва подверг наказаниям несколько десятков тысяч человек: «Города, селения и дороги в Поволжье были уставлены по приказу Панина виселицами с трупами повешенных повстанцев, которых запрещалось снимать и хоронить месяцами» По Волге плыли плоты с колыхавшимися трупами повешенных.
Разгневанная Екатерина ,чтобы стереть из памяти народа это событие приказала переименовать реку Яик в реку Урал,а яицких казаков в уральских.
Мы вспоминали уроки литературы, на которых вы оценивали Емельяна Пугачева с позиции добра и зла, жестоким или справедливым был этот литературный герой. Сегодня на уроке мы рассмотрели фактический материал о событиях восстания крестьян. Теперь вы можете иметь более точную картину этих событий , зная уже фактический материал.
Литературные произведения- это своего род а исторические источники.
Что-то изменилось в вашем представлении о Емельяне Пугачеве после нашего урока?
Вернемсяя к нашему проблемному вопросу- Так есть ли смысл бороться за свои права? Был ли какой-то смысл в этом восстании?(да, Екатерина задумалась об улучшении положения крестьян) А стоит ли добиваться своих прав и свобод таким путем? Можно ли отвечать жестокостью на жестокость?
V. Рефлексия
Давайте подведем итоги нашего урока . Продолжите фразы (они на слайде)
Сегодня на уроке Я узнал, что …..
Мне было интересно…..
Сложности возникли с заданием….
Почему…..?
Что нужно сделать, чтобы преодолеть эти трудности в дальнейшем..... ?
А теперь вернемся к вашим маршрутным листам. Посчитайте количество полученных +, волнистых линий. Напоминаю о памятке внизу маршрутного листа по переведу знаков в баллы.
Критерии оценки-
«5»-12-14 баллов
«4»- 9-11 баллов
«3»- 6-8 балла
VI.Домашнее задание: (на слайде)
На оценку «5»- параг 21 и стр 32 из рубрики думаем, сравниваем вопр № 3
На оценку «4»- параг 21 и на стр 31 документ и вопросы к нему
На оценку «3»- параграф 21
Спасибо за урок!!!! Сегодня у нас с вами все получилось!!!!!
|