Цель: обобщение знаний учащихся по теме «Имя существительное».
Задачи:
1.Выявить пробелы и наметить пути их устранения.
2.Способствовать формированию коммуникативных умений учащихся, а также навыков контроля и самоконтроля.
Ход урока
1.Отгадайте загадку.
Чтоб не обижался весь честной народ
Я всегда имею и число, и род.
У меня к тому же три склонения есть,
Падежей различных сразу целых шесть.
- Подошла к концу тема «Имя существительное». Как вы думаете, чему мы посвятим сегодняшний урок?
- Сегодня мы не только повторим пройденный материал, у вас будет возможность самостоятельно оценить свои знания по данной теме.
Каждое задание вам необходимо будет оценить, раскрасив соответствующим цветом кружочек. Зелёный – усвоил отлично.
Синий – усвоил хорошо, но иногда допускаю ошибки.
Красный – усвоил плохо, надо еще тренироваться.
Актуализация знаний теории.
Задание №1. «Разминка»
- Начнём с разминки. Прочитайте утверждения и напротив каждого из них поставьте знак «Плюс» или «Минус», в зависимости от того, согласны вы с ним или не согласны.
Имя существительное – это член предложения.
Имя существительное обозначает предмет.
Имена существительные отвечают на вопросы: что делать?, что сделать?
Имена существительные изменяются по родам.
Имена существительные бывают одушевлёнными и неодушевлёнными.
Имена собственные пишутся с большой буквы, нарицательные – с маленькой буквы.
Склонение – это изменение имён существительных по числам.
Существительные изменяются по падежам.
Существительные в именительном падеже в предложении чаще всего являются подлежащим.
К 1 склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конце.
Чтобы правильно написать безударное окончание существительного, надо уметь определять падеж и склонение.
После шипящей буквы на конце существительного всегда пишется мягкий знак.
(Проверка осуществляется с помощью сигнальных карточек и устного пояснения своего выбора)
Задание №2. «Заселите домик «Имя существительное».
Имя существительное
Постоянные признаки Непостоянные признаки
(Проверка осуществляется фронтально с приведением примеров)
Задание №3. «Лови ошибку». Работа в парах.
-Это задание вы будете выполнять в парах. Прочитайте и скажите, что необходимо сделать.
- Верно, надо найти и исправить ошибки, допущенные в морфологических признаках существительных.
Мчался на лошади – Ж.р., 1 скл., одушевл., нариц., в Т.п., в ед. ч.
Вдоль тропинки – Ср.р., 2 скл., одушевл., нариц., в Р.п., во мн. ч.
Кружились в воздухе – М.р., 1 скл., неодушевл., собств., в П.п., в ед.ч.
(Проверка по одной из пар)
Задание №4.
- Прочитайте следующее задание.
(Прочитайте слова, вставьте, где нужно мягкий знак и подчеркните существительные 3 склонения).
- Какие знания пригодятся, чтобы справиться сданным заданием?
Дрож…, брош…, ключ…, туш…, товарищ…, смерч…, экипаж…, трубач…, манеж…, теч…, овощ…, ноч…, молодёж…, плащ…, вещ…, шалаш… .
(Самопроверка по образцу)
Задание №5.
- Что надо сделать в следующем задании? (Обозначь цифрами словосочетания с существительным школа в порядке изучения падежей). Какими знаниями необходимо обладать, чтобы выполнить это задание?
помощь школе
уроки в школе
новая школа
работать со школой
поступить в школу
стены школы
(Взаимопроверка по образцу на мониторе)
- Ребята, для чего мы научились определять склонение и падеж?
- Значит, человек, который знает падежи, склонения и окончания существительных, сможет без ошибок писать безударные окончания?
- Не всегда, есть ещё одно очень важное умение – заметить, где нужно применить эти знания! Это умение называется орфографической зоркостью. В следующем задании вы сможете проверить свою орфографическую зоркость.
Задание №6. Выборочный диктант.
Из предложений, которые я вам продиктую, надо выписать существительные с опасными безударными окончаниями, определить склонение и падеж, выделить окончание.
На лесной вырубке пахнет мёдом.
Тропинка вывела нас к чаще.
На площади люди пели и водили хороводы.
(Фронтальная проверка)
Задание №7
-Послушайте стихотворение.
Как-то рано поутру
С другом сели мы в метру.
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре.
Вот сидим мы с ним в кине
Без пальта и без кашне,
А вернее, я и ты
Без кашне и без пальты.
Смысл, какого слова вам был не совсем понятен?
Кашне — шейный платок или шарф, надеваемый на шею под пальто с целью закрыть горло от холода. Слово происходит от французского «cache-nez», что обозначает «спрячь нос» или «тайник для носа»
- Какие слова произнесены неверно? К какой части речи они относятся? Что мы знаем о таких существительных?
- Следующее задание вы будете выполнять в группах.
Запишите в таблицу слова, которые не склоняются. Не менее трёх слов, которые всегда стоят в единственном числе и не менее трёх слов, которые всегда употребляются во множественном числе. Из каждого столбика выберите по одному слову, составьте и запишите предложения.
(При проверке каждая группа зачитывает свой вариант работы)
- При самооценке этого задания учтите то, какой вклад вы лично внесли в общую работу.
- Подводим итог урока. Чему мы посвятили весь урок?
- Оцените свои знания по теме «Имя существительное» и произведите выстрел по мишени.
-У кого есть желание поделиться своими мыслями?
Можете воспользоваться началом фразы.
Я усвоил тему …
Самым сложным…
Мне понравилось…
Думаю, что …
Домашнее задание.
Пользуясь Памяткой надо написать новогоднее поздравление. Оформить открытку с поздравлением.
|