УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МАСТЕРСКИХ
Карпова Елена Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №12 «Центр образования» города Серпухова Московской области
Я мыслю – значит, я существую.
Декарт.
Развитие школы без освоения новых идей невозможно, необходим инновационный процесс. В процессе педагогического поиска важную роль играет выбор технологии, которая не только отвечает современным требованиям организации урока, но и соответствует взглядам, творческим устремлениям конкретного учителя, его видению проблем, цели, задач, результатов обучения.
В последние годы в образовательной практике появился новый жанр – инновационная технология «мастерская».
Мастерская – это инновационная по форме, личностно значимая по цели, развивающая по сути технология поиска личных смыслов, новых знаний, приобретения эмоционально-чувственного опыта общения через деятельность, в процессе которой обязательно рождается творческий продукт.
Урок - мастерская - явление многомерное и многогранное, которое может быть представлено в самых разных вариантах; единственным условием является творчество.
Технология педагогических мастерских пришла в Россию в 90-е годы 20 века из Франции в результате контакта с представителями движения ЖФЭН ( Французская группа нового образования).Основные идеи ЖФЭН, ставшие международными, выражаются в следующем: личность сама способна строить свое знание; каждый человек ( ребенок в том числе) обладает способностями практически во всех видах человеческой деятельности.
Применение творческих мастерских в педагогическом процессе отвечает требованиям не только современной педагогики, но и социальному заказу:
- в мастерских реализуется личностно ориентированное обучение;
- содержание мастерских наполнено гуманистическим смыслом;
- самоактуализация и рефлексия личности происходит в деятельности, у учащихся формируются важнейшие компетенции.
Главное условие мастерской- свободное самовыражение, внутренняя независимость, способность по-новому реагировать на происходящее, создание собственного продукта творчества.
Уроки-мастерские бывают разных типов. Самые распространенные, пожалуй, «Мастерская построения знаний» и «Мастерская творческого письма». В мастерской каждый раз происходит нечто, подобное чуду, мир начинает светиться неожиданными гранями, слово кажется вкусным, объемным, весомым. Оно обретает цвет, запах, становится шероховатым и скользким, влажным и колючим… «Почему бы не изображать слова, не дарить их?» - не спрашивает, а утверждает один из основателей мастерских Пьер Колен. Не случайно многие уроки-мастерские начинаются с игры ассоциаций, вызванных словом.
Общая схема уроков – мастерских довольно проста.
Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию и формам организации, но при этом их объединяет общий алгоритм (шаги процесса):
1 этап. Предъявление так называемого индуктора - побудителя познавательной деятельности - постановка проблемы. (В качестве индуктора могут выступать слово, образ, фраза, текст, предмет, звук, мелодия, рисунок – все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.Предлагается задание неожиданное, в чем-то загадочное.)
2 этап.Организация поиска ответа на проблемный вопрос. (Работа с материалом: например, текстом, создание своего текста, рисунка, гипотезы, проекта, решения, соотнесение своей деятельности с деятельностью остальных, работа в парах, малых группах выливается в представление всем промежуточного, а потом и окончательного результата своего труда.)
3 этап. Разрыв – кульминация творческого процесса: озарение, новое видение предмета, явления, внутреннее осознание неполноты или несоответствия своего старого знания новому, побуждающие к углублению в проблему, к поиску ответов, сверке нового знания с литературным или научным источником. У участников возникает потребность обращения к словарям, энциклопедиям, учебникам, компьютеру. Таким образом, то, что обычно спускается ученику в традиционном преподавании, теперь он запрашивает сам, ищет самостоятельно или с помощью товарища, родителей.
4 этап. Афиширование - предъявление своих идей, планов, результатов своей работы.
5 этап. Рефлексия на уровне мысли, анализа своего пути, своих ощущений, впечатлений.
В перечне этих этапов отражены представления о природе творческой деятельности, которую не всегда удается реализовать на практике в процессе традиционного обучения.
Мастерские не только развивают речь, мышление, дают новые знания, но и обогащают духовно, учат творчески осмысливать действительность. Творческий процесс в мастерской является главным технологическим средством достижения цели обучения: открытия закона, формулирования правил, создания текста, накопления фактических знаний, приобретения опыта исследования, выработки определенного отношения к явлению, осознания ценностных ориентации.
Алгоритм работы на таких уроках – чередование погружений в материал, индивидуальной работы с ним, рефлексии, сопоставление старых знаний со своими новыми открытиями и социализации.
Педагогическая мастерская – форма сотрудничества, которая счастливо объединяет все направления педагогической деятельности учителя. Для любой мастерской характерна прежде всего доброжелательная атмосфера, движение в классе, общая увлеченность.
По времени мастерская не равна уроку, для ее проведения необходимо, как правило, не менее двух уроков.
В ходе урока работа учащихся не оценивается учителем. Обучение идет в двух планах: информационное – по мере появляющейся мотивации и психологическое во внутренней рефлексии из-за сравнения себя с другими, по мере изменения самооценки.
Темы мастерских могут быть неразрывно связаны с предметом, но могут быть выбраны темы, которые не только каждому ребенку, но и каждому взрослому.
Главное отличие педагогической мастерской от обычного урока: рефлексия , т.е. анализ своего пути, успеха или неуспеха на всех этапах работы.
В педагогической мастерской учитель лишь создает алгоритм действий, который разворачивает творческий процесс, а принимают участие в нем все, в том числе сам учитель. Здесь могут быть использованы и приемы игры, и приемы активной самостоятельной работы на уроке, и превращение урока в практическое занятие.
Почему уроки-мастерские нужны современному учителю-словеснику?
Все знают, как любят малыши, чтобы им читали. Когда же в школе мы начинаем изучать, объяснять, весь интерес куда -то исчезает, хуже всего, чтение превращается в повинность.
В 9 –11 классах ребята уже совсем не хотят читать. А если и читают, то пытаются отсидеться, отмолчаться. Как их расшевелить? Как создать внутреннюю мотивацию? Как вызвать у ребят интерес к литературе? В этом нам, учителям-словесникам, может помочь технология педагогической мастерской.
Использование в школьной практике мастерских подтверждается рядом положительных фактов. Во-первых, мастерские дают богатый материал для рефлексии и последующей деятельности педагога. Во-вторых, мастерская позволяет использовать интерактивные формы обучения. В-третьих, данная технология может «соседствовать» со стандартными уроками школьного курса, реализуя образовательные стандарты по литературе и русскому языку. В-четвертых, в рамках мастерской акцентируется внимание не только на творчестве, но и на состоянии, мыслях, общении учащихся.
Творческие мастерские важны еще и потому, что помогают реализовать индивидуальный подход к каждому ученику, повысить воспитательную деятельность, так как на них можно поднимать актуальные и социально важные проблемы.
Уроки литературы с использованием технологии творческих мастерских — настоящая школа воспитания больших чувств, глубины мысли, самостоятельных поисков.
В рамках школьных курсов можно практически реализовать следующие виды мастерских: «Мастерская художника слова», «Портрет в литературном произведении», «Мастерская творческого письма», «Мастерская ценностных ориентаций» и др.
Практические мастерские объединяются задачами предметного преподавания, но несут в себе огромные возможности для интегрированного обучения, так как реализуют цели образования и воспитания комплексно.
Школьникам, особенно в средних классах, нравятся уроки-мастерские.
Приведу пример урока- мастерской «Душа с душою говорит»(по рассказу В. Распутина «Уроки французского» ), проведенного в 6 классе.
В основу данного урока положен алгоритм, когда все: ученики и учитель – заняты общей работой – «чтением как трудом и творчеством», открывающим глубинный философский смысл повествования, когда «читатель сам должен участвовать в событиях, иметь к ним свое отношение (В. Распутин.)
Мастерская дает возможность раскрыться каждому, она помогает развить в ребенке талант читателя, не рассыпает урок на множество вопросов, за которыми теряется понимание учениками смысла и цели всей беседы, а собирает его.
Основные этапы урока:
1 этап. Рассказ учителя о судьбе писателя В.П. Распутина. Главное – духовный опыт детства писателя. Чтение в учебнике статьи «Уроки доброты», которая является канвой для восприятия художественного текста, для погружения в переживания событий. Участниками которых дети становятся как «наивные реалисты». Чтение заканчивается постановкой вопроса: «Почему в названии и статьи, и рассказа употреблено слово уроки? Сколько смыслов в этом слове?
2 этап .Работа с текстом. Его переживание. Осмысление содержания, проникновение в мотивы поступков героев путем выделения деталей. Класс работает в парах, имея право выбрать одно из трех заданий.
3 этап. Самостоятельная работа. Учащиеся перечитывают текст с карандашом , выписывают детали, отдельные слова и выражения, обсуждают в парах их выбор, устно комментируют. Каждая группа соотносит свою деятельность, раскрытие своей темы ( по выбору) с результатами работы других
4 этап. Письменный ответ на один из вопросов:
- Почему память автора сохранила эти воспоминания? (прошлое – настоящее)
- Почему Лидия Михайловна прислала вторую посылку? (учительница – ученик)
- Как автор и вы, как читатель относитесь к герою? (герой – автор – читатель).
5 этап Кульминация творческого процесса. После такой кропотливой работы с текстом каждому ученику открывается новое видение рассказа – у каждого свои ответы на вопросы, поставленные в начале урока. Чем же завершился поиск смыслов слова уроки? Ученики должны закончить предложение:« С моей точки зрения, уроки – это…»Размышляя над ответами, обсуждая их, делается вывод, что для писателя важен духовный опыт человека, который приобретается в течение всей жизни.
6 этап. Итог мастерской. Каждый выбирает «свой» - нужный ему в этот момент жизни урок- делает на полях тетради к нему комментарии. Происходит обогащение своего духовного опыта мыслями автора, «урок добролюбия».
«Мастерская для меня – это урок, который открывает в нас способности к сочинению стихов», «Мастерская – это чудесная игра, которую я всегда жду с нетерпением», «Мастерская – это радость. Я узнаю ближе своих одноклассников», - так пишут мои ученики о своих впечатлениях после таких уроков-мастерских, и это о многом говорит.
Самое сложное в мастерской - подобрать задания, стимулирующие творческую мысль учащихся. Мастерские предусматривают вовлечение ребят в исследовательскую и проектную деятельность, приобщение их к творчеству. Эта форма обучения позволяет не только развивать творческие способности учащихся, но и воспитывать у них умение слушать, общаться, вести диалог, уважать мнение других, учит ставить задачи и добиваться их осуществления, вырабатывает готовность к самоанализу и самопознанию.
Таким образом, урок - мастерская – это не только восхождение ученика к себе и знаниям, но и появление удивительного чувства веры учителя в чудо сотворчества, в воспитание у учеников лучших человеческих качеств.
В «Мастерской» учат главному: каждый человек неповторим, он интересен именно своей непохожестью на других. Группа – радуга, где каждый участник – носитель своего мнения, своего знания, индивидуального и неповторимого, непохожего ни на чьё другое, как не похожи между собой цветовые полосы спектра. Истина – белый цвет, объединение многоцветных полос – иначе ее просто нет. Чем богаче спектр - тем ближе к истине. Рефлексия - осмысление себя, социализация – радостный выход к общению. Они сменяют друг друга, как волны в море…
Используемая литература.
1. Еремина Т.Я. Мастерские по литературе. Методическое пособие.– СПб.: Паритет, 2004.
2. Мухина И.А., Еремина Т.Я. Мастерские по литературе: интеграция инновационного и традиционного опыта: Книга для учителя. – СПб, 2002
3. Еремина Т.Я. Учение. Общение. Творчество: Мастерские как часть системы изучения литературы в 10–11 кл. СПб., 2000. 220 с.
4. Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е. Современный урок. Инновационные уроки. Педагогика нового времени .2007.
5. Белова Н.И. Мастерская: приглашение к поиску. На пути к новой школе. 1994. №1(6)
|