Сегодня: 06.12.2022
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Блоги


Статья "Уроки литературы на основе технологии педагогических мастерских"

СКАЧАТЬ (29.6 Kb) 13.10.2022, 17:18
Карпова Елена Александровна
учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ №12 "Центр образования" г.о.Серпухова
УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МАСТЕРСКИХ

Карпова Елена Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №12 «Центр образования» города Серпухова Московской области

Я мыслю – значит, я    суще­ствую.
Декарт.

Развитие школы без освоения новых идей невозможно, необходим иннова­ционный процесс. В процессе педагогического поиска важную роль играет вы­бор технологии, ко­торая не только отвечает современным требованиям органи­зации урока, но и соот­ветст­вует взглядам, творческим устремлениям конкрет­ного учителя, его видению про­блем, цели, задач, результатов обучения.

В последние годы в образовательной практике появился новый жанр – инно­вацион­ная технология «мастерская».

Мастерская – это инновационная по форме, личностно значимая по цели, развивающая по сути технология поиска личных смыслов, новых знаний, приобретения эмоционально-чувственного опыта общения через деятельность, в процессе которой обязательно рождается творческий про­дукт.  

Урок - мастерская  - явление многомерное и многогран­ное, ко­торое может быть представлено в самых разных вариантах; единственным усло­вием явля­ется творчество.

Технология педагогических мастерских пришла в Россию в  90-е годы 20 века из Франции в результате контакта с представителями движения ЖФЭН  ( Французская группа нового образования).Основные идеи ЖФЭН, ставшие международными, выража­ются в следующем: личность сама способна строить свое знание; каждый чело­век ( ребе­нок в том числе) обладает способностями практически во всех видах челове­ческой дея­тельности.

Применение творческих мастерских в педагогическом процессе отвечает требо­ваниям не только современной педагогики, но и социальному заказу:
  • в мастерских реализуется личностно ориентированное обучение;
  • содержание мастерских наполнено гуманистическим смыслом;
  • самоактуализация и рефлексия личности происходит в деятельности, у уча­щихся формируются важнейшие компетенции.

Главное условие мастерской- свободное самовыражение, внутренняя независи­мость, способность по-новому реагировать на происходящее, создание соб­ственного продукта творчества.

Уроки-мастерские  бывают  разных типов.  Самые распространенные, пожалуй,   «Мастерская построения  знаний» и  «Мастерская творческого письма». В мас­терской  каждый  раз происходит нечто, подобное  чуду, мир начинает све­титься неожиданными гранями, слово кажется вкусным, объемным, весомым. Оно обре­тает цвет, запах, ста­новится  шероховатым  и скользким, влажным  и колючим… «По­чему  бы не  изобра­жать слова, не дарить  их?» -  не  спраши­вает,  а ут­вер­ждает один  из  основателей  мас­терских  Пьер  Колен. Не слу­чайно многие уроки-мастерские   начинаются  с  игры ас­социаций, вызванных словом.

Общая схема  уроков – мастерских  довольно проста.
Мастерские разнообразны по своей тематике, содержанию и формам органи­зации, но при этом их объединяет общий алгоритм (шаги процесса):


1 этап. Предъявление так называемого индуктора - побудителя познаватель­ной деятельности - постановка проблемы. (В качестве индуктора могут высту­пать слово, образ, фраза, текст, предмет, звук, мелодия, рисунок – все, что мо­жет разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.Предлагается задание неожиданное, в чем-то загадочное.)

2 этап.Организация поиска ответа на проблемный вопрос. (Работа с мате­риалом: например, текстом, создание своего текста, рисунка, гипотезы, про­екта, решения, соотнесение своей деятельности с деятельностью остальных, ра­бота в парах, малых группах выливается в представление всем промежуточ­ного, а потом и окончательного результата своего труда.)

3 этап. Разрыв – кульминация творческого процесса: озарение, новое виде­ние предмета, явления, внутреннее осознание неполноты или несоответствия своего старого знания новому, побуждающие к углублению в проблему, к по­иску ответов, сверке нового знания с литературным или научным источником. У участников возникает потребность обращения к словарям, энциклопедиям, учебникам, компьютеру. Таким образом, то, что обычно спускается ученику в традиционном преподавании, теперь он запрашивает сам, ищет самостоятельно или с помощью товарища, родителей.


4 этап. Афиширование - предъявление своих идей, планов, результатов своей работы.

5 этап. Рефлексия на уровне мысли, анализа своего пути, своих ощущений, впечатлений.
В перечне этих этапов отражены представления о природе творческой дея­тельности, которую не всегда удается реализовать на практике в процессе тра­диционного обучения.

Мастерские не только развивают речь, мышление, дают новые знания, но и обогащают духовно, учат творчески осмысливать дей­ствительность. Творческий процесс в мастерской является главным технологи­ческим средством достижения цели обучения: открытия закона, формулирова­ния правил, создания текста, накопления фактических знаний, приобретения опыта исследования, выработки определенного отношения к явлению, осознания ценностных ориентации.


Алгоритм  работы  на  таких  уроках – чередование погружений  в   мате­риал,  индивидуальной  работы  с ним,  рефлексии,  сопоставление  старых  знаний  со  своими  новыми  открытиями  и   социализации. 

Педагогическая мастерская – форма сотрудничества, которая счастливо объ­единяет все направления педагогической деятельности учителя. Для любой ма­стерской характерна прежде всего доброжелательная атмосфера, движение в классе, общая увлеченность.

По времени мастерская не равна уроку, для ее проведения необходимо, как правило, не менее двух уроков.
В ходе урока работа учащихся не оценивается учителем. Обучение идет в двух планах: информационное – по мере появляющейся мотивации и психологиче­ское во внутренней рефлексии из-за сравнения себя с другими, по мере измене­ния самооценки.

Темы мастерских могут быть неразрывно связаны с предметом, но могут быть выбраны темы, которые не только каждому ребенку, но и каждому взрослому.
Главное отличие  педагогической мастерской от обычного урока: рефлексия , т.е. анализ своего пути, успеха или неуспеха на всех этапах работы.

В педагогической мастерской учитель лишь создает алгоритм дей­ствий, ко­торый развора­чивает творче­ский процесс, а принимают участие в нем все, в том числе сам учитель. Здесь могут быть использованы и приемы игры, и приемы ак­тивной самостоятельной работы на уроке, и превращение урока в практиче­ское заня­тие.

Почему уроки-мастерские нужны современному учителю-словеснику?
Все знают, как любят малыши, чтобы им читали. Когда же  в  школе  мы  начи­наем    изучать, объяснять, весь  интерес  куда -то   исчезает,  хуже  всего,  чте­ние превраща­ется   в   повинность.  

В   9 –11  классах  ребята  уже  совсем   не  хотят   читать.  А  если   и   чи­тают,  то  пытаются    отсидеться,   отмолчаться.   Как   их  расшевелить?   Как   создать   внутрен­нюю мотивацию?   Как вызвать у ребят интерес к литературе? В этом нам, учителям-сло­весникам, может помочь технология педагогической мастерской.
 
Использование в школьной практике мастерских подтверждается рядом поло­жи­тель­ных фактов. Во-первых, мастерские дают богатый материал для рефлек­сии и по­следую­щей деятельности педагога. Во-вторых, мастерская позволяет использовать ин­терактив­ные формы обучения. В-третьих, данная технология может «соседствовать» со стандарт­ными уроками школьного курса, реализуя образовательные стандарты по ли­тературе и русскому языку. В-четвертых, в рамках мастерской акцентируется внимание не только на творчестве, но и на состоянии, мыслях, общении учащихся.

     
Творческие мастерские важны еще и потому, что помогают реализовать ин­дивиду­альный подход к каждому ученику, повысить воспитательную деятель­ность, так как на них можно поднимать актуальные и социально важные про­блемы.


Уроки литературы с использованием технологии творческих мастерских — настоящая школа воспитания больших чувств, глубины мысли, самостоятель­ных поисков.

В рамках школьных курсов можно практически реализовать следующие виды мас­тер­ских: «Мастерская художника слова», «Портрет в литературном произ­ведении», «Мастер­ская творческого письма», «Мастерская ценностных ориен­таций» и др.

Практические мастерские объединяются задачами предметного преподавания, но несут в себе огромные возможности для интегрированного обучения, так как реализуют цели образования и воспитания комплексно.
Школьникам, особенно в средних классах, нравятся уроки-мастерские.

Приведу пример урока- мастерской  «Душа с душою говорит»(по рассказу В. Рас­пу­тина «Уроки французского» ), проведенного в 6 классе.
В основу данного урока положен алгоритм, когда все: ученики и учитель – за­няты об­щей работой – «чтением как трудом и творчеством», открывающим глубинный фи­лософ­ский смысл повествования, когда «читатель сам должен участвовать в событиях, иметь к ним свое отношение (В. Распутин.)

Мастерская дает возможность раскрыться каждому, она помогает развить в ребенке та­лант читателя, не рассыпает урок на множество вопросов, за кото­рыми теряется по­нима­ние учениками смысла и цели всей беседы, а собирает его.

Основные этапы урока:
1 этап. Рассказ учителя о судьбе писателя В.П. Распутина. Главное – духовный опыт детства писателя. Чтение в учебнике статьи «Уроки доброты», которая явля­ется  кан­вой для восприятия художественного текста, для погружения в пе­реживания событий. Участниками которых дети становятся как «наивные реа­листы». Чтение за­канчивается по­становкой вопроса: «Почему в названии и ста­тьи, и рассказа употреб­лено слово уроки? Сколько смыслов в этом слове?

2 этап .Работа с текстом. Его переживание. Осмысление содержания, про­никновение в мотивы поступков героев путем выделения деталей. Класс рабо­тает в парах, имея право выбрать одно из трех заданий.

 3 этап. Самостоятельная работа. Учащиеся перечитывают текст с каранда­шом , выпи­сывают детали, отдельные слова и выражения, обсуждают в парах их выбор, устно ком­ментируют. Каждая группа соотносит свою деятельность, раскрытие своей темы ( по вы­бору) с результатами работы других

 4 этап. Письменный ответ на один из вопросов:
  • Почему память автора сохранила эти воспоминания? (прошлое – настоя­щее)
  • Почему Лидия Михайловна прислала вторую посылку? (учительница – уче­ник)
  • Как автор и вы, как читатель относитесь к герою?  (герой – автор – чита­тель).
5 этап Кульминация творческого процесса. После такой кропотливой работы с текстом каждому ученику открывается новое видение рассказа – у каждого свои ответы на во­просы, поставленные в начале урока. Чем же завершился по­иск смыслов слова уроки? Ученики должны закончить предложение:« С моей точки зрения, уроки – это…»Раз­мышляя над ответами, обсуждая их, делается вывод, что для писателя важен духов­ный опыт человека, который приобрета­ется в течение всей жизни.

 6 этап. Итог мастерской. Каждый выбирает «свой» - нужный ему в этот мо­мент жизни урок- делает на полях тетради к нему комментарии. Происходит обогащение своего ду­ховного опыта мыслями автора, «урок добролюбия».

«Мастерская для меня – это урок, который открывает в нас способности к со­чине­нию стихов», «Мастерская – это чудесная игра, которую я всегда жду с не­терпением», «Мас­терская – это радость. Я узнаю ближе своих одноклассни­ков», - так пишут  мои ученики о своих впечатлениях после таких уроков-ма­стерских, и это о многом говорит.

Самое сложное в мастерской - подобрать задания, стимулирующие творче­скую  мысль учащихся. Мастерские предусматривают вовлечение ребят в ис­следовательскую и проектную деятельность, приобщение их к творчеству. Эта форма обучения позво­ляет не только развивать творческие способности уча­щихся, но и воспитывать у них умение слушать, общаться, вести диалог, ува­жать мнение других, учит ставить задачи и добиваться их осуществления, вы­рабатывает готовность к самоанализу и самопознанию.

Таким образом,  урок - мастерская – это не только восхождение ученика к себе и знаниям, но и появление удивительного чувства веры учителя в  чудо сотвор­чества, в воспитание у учеников лучших человеческих качеств.

В  «Мастерской»  учат   главному:   каждый  человек  неповторим,  он  интере­сен  именно  своей  непохожестью  на  других.   Группа – радуга,  где  каждый  участник – носитель  своего  мнения,   своего  знания,   индивидуального  и   неповторимого,   непохожего  ни  на  чьё  другое,   как  не  похожи  между  со­бой  цветовые  полосы  спектра.   Истина – белый  цвет,  объединение  много­цветных  полос –  иначе  ее  просто  нет.   Чем  богаче  спектр  -  тем  ближе   к  истине.  Рефлексия -   осмысление   себя,  социализация – радостный  выход  к  общению.   Они  сменяют  друг  друга,   как  волны  в  море…

Используемая литература.
1.  Еремина Т.Я. Мастерские по литературе. Методическое пособие.– СПб.: Па­ритет, 2004.
2.  Мухина И.А., Еремина Т.Я. Мастерские по литературе: интеграция иннова­ционного и традиционного опыта: Книга для учителя. – СПб, 2002
3. Еремина Т.Я. Учение. Общение. Творчество: Мастерские как часть системы изуче­ния литературы в 10–11 кл. СПб., 2000. 220 с.
4.  Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е. Современный урок. Инновационные уроки. Педаго­гика нового времени .2007.
5. Белова Н.И. Мастерская: приглашение к поиску. На пути к новой школе.   1994. №1(6)


Категория: Блоги | Добавил: elenakar228
Просмотров: 53 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
Всероссийский творческий конкурс "Символ года - Кролик!"
IX Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
X Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
IV Всероссийский творческий конкурс "Новогодняя красавица"
VII Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
IX Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
IX Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"
XXII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
X Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"


© 2012 - 2022 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 06.12.2022

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог