Сегодня: 15.12.2025
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


В.Бианки "Музыкант"

СКАЧАТЬ (35.3 Kb) 04.02.2025, 13:49
Николаева Ольга Викторовна
учитель начальных классов, МАОУ "Поярковская СОШ№1"
Тема. В.Бианки. «Музыкант».
Цели: Учить работать с художественным, текстом ( формировать осмысленное, быстрое, выразительное чтение), формировать читательскую компетентность.

Задачи урока:
Образовательные:
- познакомить детей с биографией и творчеством В. Бианки;
- познакомить детей с рассказом «Музыкант», его идейно-смысловым и художественным содержанием;
- формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи.
Развивающие:
- развивать устную речь учащихся;
- развивать образное и логическое мышление;
- расширять кругозор детей;
- развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять.
Воспитательные:
- воспитание интереса к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей;
- воспитание интереса к изучению природы через принятие идейной нагрузки художественного произведения;
- воспитание критического мышления.

Тип урока. Урок открытия новых знаний. Комбинированный
Методы работы: объяснительно – иллюстративные, словесные, практические, наглядные, частично – поисковые.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, книги Виталия Бианки для выставки, дидактический раздаточный материал для парной работы.
Планируемые результаты :
регулятивные УУД:
1) учащиеся формулируют тему и цели урока;
2) принимают и удерживают учебную задачу.
3) оценивают свою работу, деятельность;
4) осуществляют навык контроля и самоконтроля при чтении .
познавательные УУД:
  1. ориентируются в учебнике, в книгах, в тексте; анализируют предлагаемую литературу;
  2. используют логические приёмы мышления; анализируют текст для выявления мотивации, причинно-следственных связей .
коммуникативные УУД:
  1. слушают, вступают в диалог, отвечают на вопросы, рассуждают; выражают свою точку зрения, аргументируют своё мнение;
  2. формируют навыки учебного сотрудничества.
личностные УУД :
  1. осознают условия для формирования положительной мотивации к обучению в школе, к урокам литературного чтения и к чтению книг;
  2. воспитывают любовь и бережное отношение к животным.
Ход  урока:

I.Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
 Начинается урок.
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Ответы полные давать,
Чтоб потом вам получать
Только лишь оценку «5»!

II . Речевая разминка.
  1. – Прочитайте скороговорку, записанную на слайде:
МЁД В ЛЕСУ МЕДВЕДЬ НАШЁЛ, МАЛО МЁДА МНОГО ПЧЁЛ.
 - Кто главный герой скороговорки?  (медведь)
- И это не случайно, почему вы поймёте позже.
- Прочитаем её хором медленно, быстрее, ещё быстрее.
- Прочитаем её тихо, громко.
- Прочитайте её с удивлением, с радостью, с сожалением.
2.- Взяли листочки со слоговыми таблицами. Работаем по ним.
Читай по слогам, затем целыми словами
ЗА – ВА – ЛИН – КА – ЗАВАЛИНКА
РАС – СПРО – СИЛ – РАССПРОСИЛ
ВЫ – ПРЯ – МИ- ЛАСЬ – ВЫПРЯМИЛАСЬ
МЕД – ВЕ – ЖАТ – НИК – МЕДВЕЖАТНИК
РАС – ЩЕП – ЛЁН – НОМ -         РАСЩЕПЛЁННОМ

III. Мотивация к учебной деятельности.
(У доски выставка книг)
-Ребята, посмотрите на выставку книг, что вы заметили? (автор книг  В. Бианки)
- А можно догадаться, о ком  писал Виталий Валентинович Бианки? (о животных, на обложках книг нарисованы животные)
- Сегодня мы познакомимся с одним из его рассказов. А как он называется, вы сейчас узнаете.
- Расшифруйте слово.
                                                              У К Н М З А Ы Т
                                                              2  5  7   1  3  6  4  8
- Какое слово получилось?
- Так с каким рассказом познакомимся на уроке?
- Кто такой музыкант? (я  прошу моих помощников из группы РВС помочь нам :
Разведай…
Выясни…
Сообщи…

 Я разведал значение этого слова в словаре Ожегова  и выяснил, что музыкант -  это артист, играющий на музыкальном инструменте, вообще, человек, занимающийся музыкой.

IV. Постановка учебной темы и цели
На доске появляется запись:
Тема: Виталий Валентинович Бианки «Музыкант»
- Зная тему, поставьте цель урока.
- Цель урока: познакомиться с творчеством В.В. Бианки; 
познакомиться с его произведением «Музыкант»; 
учиться правильно, выразительно его читать и анализировать. 

Подготовительная работа

 
  1. Работа с биографией автора.
  2. (я  прошу моих помощников из группы РВС помочь нам :
  3. Разведай…
  4. Выясни…
  5. Сообщи…
  6. - Познакомьте нас с автором этого произведения.
Виталий Бианки родился в Петербурге. Бианки вырос в семье учёного- орнитолога. Орнитолог — это биолог, изучающий птиц. Учился в Петербургском университете. Много путешествовал по Волге, Уралу, Алтаю. Создал для маленьких читателей множество произведений о природе. Их герои –звери, птицы, растения. Он написал около трёхсот произведений. Бианки мастер литературной сказки. Почти все его сказки научны, они рассказывают о живом мире природы. Самой знаменитой книгой Бианки стала«Леснаягазета».

V. Работа с текстом до чтения.  Стр. 144 рассмотреть иллюстрацию

- Зная название произведения, слово-отгадку из речевой разминки и , рассмотрев иллюстрацию к произведению ,попытайтесь определить, о чём или о ком  в нём пойдёт речь. (Учащиеся высказывают свои предположения).

Физкультминутка 
- Если я произнесу название музыкального инструмента, вы присядете, подпрыгнете, хлопните в ладоши. 

Игра «Определи музыкальный инструмент» ( Гармонь, гиря, груша, баян, баран,труба). 

VI. Работа с текстом во время чтения

а) первичное чтение
1 остановка
Чтение текста до слов «Старик отложил скрипку…»
  1. Работа над  словарными словами
Медвежатник – охотник на медведя;
Завалинка – невысокая земляная   насыпь возле избы;
Колхозник – человек, занимающийся сельским хозяйством;
Вопрос: Что произойдет дальше? Пойдёт старик на охоту или нет?
(выслушиваются ответы детей)
Продолжить чтение со слов «Старик отложил скрипку, расспросил колхозника, где он видел медведя.» до слов «Звук слышался с опушки».
2 остановка
Работа над словарными словами
Опушка – край леса.
Вопрос: Предположите, кто в лесу мог издавать звонкий, ласковый звук?
(выслушиваются ответы детей)
Продолжить чтение со слов «Старик подкрался из – за ёлочки» до слов «Замолк звук – медведь опять за свое: оттянул щепку и пустил».
3 остановка
Работа над словарными словами
Щепка  -  тонкая пластинка, отколотая от дерева.

Вопрос: Предположите, как поступит старик с медведем?
(выслушиваются ответы детей)
 
Дочитывается рассказ.
- Сбылись ли ваши предположения?
- Можно ли утверждать, что эта история имеет добрый, благополучный конец? Почему?

VII. Анализ текста.
- Понравилось ли вам произведение?
- Кто является героями рассказа?
- К кому из героев относится название рассказа «Музыкант»?
- Сравните музыкальные способности охотника и медведя.
- Как понимаете крылатое выражение «Медведь на ухо наступил»
-Может это выражение относится к нашему  главному герою, докажите словами из текста
- Почему старый медвежатник добровольно упустил добычу, не убил медведя?
- Предположите, как развернулась бы ситуация будь на месте старика кто-то другой?
- Какой это рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный? Почему?
Какой смысл заключил в свое произведение автор?

VIII. Творческая деятельность (работа в группах)
1 группа. Сочинить синквейн на тему: «Старик – медвежатник»
2 группа  Составление  по порядку пунктов плана рассказа. 
 План рассказа «Музыкант».
1 часть. Старый медвежатник любил музыку.
2 часть. Старик пошёл охотиться на медведя.
3 часть. Медведь – музыкант.
4 часть. Охотник пожалел медведя.
3 группа  Вы должны в краткий пересказ рассказа «Музыкант» вставить подходящие слова - помощники.
Старый медвежатник хотел научиться играть … скрипке. Знакомый колхозник посоветовал ему идти лучше … лес охотиться … медведя.
Старик отложил скрипку, взял ружьё и пошёл … лес. Долго ходил он … лесу, устал и сел отдохнуть … пенёк. Вдруг слышит -  … глубины леса доносится красивый звук.  Старик пошёл туда и видит: … опушке … разбитого грозой дерева сидит медведь. Он трогает лапой торчащие … разбитого дерева длинные щепки. Щепка задрожит, и … воздухе раздаётся звук. Медведь слушает, и старик тоже заслушался, как поёт щепка, как будто струна. Послушал, послушал старик и пошёл … леса домой.  Разве можно … такого музыканта стрелять!
  4 группа
Работа с иллюстрацией. Выберите  подходяший заголовок   к иллюстрации
1. 1.Встреча с медведем.
2. Медведь-музыкант.
3.Медвежатник пиликает на скрипке.
VIII. Рефлексия. (да + или нет - )
1. Старик медвежатник играл на балалайке? (-) НА СКРИПКЕ
2. Знакомый колхозник видел в лесу волка? (-) МЕДВЕДЯ.
3. Старик присел отдохнуть на пенёк? (+).
4. Звук, который услышал старик слышался с опушки? (+)
5. Медведь сидел на дереве? (-) ПОД ДЕРЕВОМ.
6. Старик убил медведя? (-)
- Поменяйтесь тетрадями и проверяем. (Я читаю, дети по одному отвечают).
- Если работа выполнена без ошибок, ставим оценку 5, если 1 ошибка - 4, две – 3, а если больше - ничего.
- Встаньте те, кто написал на 5, 4, 3.
9.Итог:
- Что поучительное вы взяли для себя из этого рассказа? (быть наблюдательным, любить природу, беречь её, находить и замечать в природе необычное)

Чтение стихотворения
Берегите эту землю, эту воду,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы
Убивайте лишь зверей внутри себя.
Домашнее задание чтение и пересказ рассказа «Музыкант», нарисовать иллюстрации к рассказу.


Категория: Блоги | Добавил: Olga2602
Просмотров: 129 | Загрузок: 17 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
Всероссийский творческий конкурс, посвященный Символу года "Лошадка Деда Мороза"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
X Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
XXXVIII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
XII Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"
XVII Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XVII Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2025 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте





Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Тел. 89277797310 Эл. адрес: info@pochemu4ka.ru
Информация на сайте обновлена: 15.12.2025

ИП Власова Наталья Владимировна ИНН 631943037284
ОГРНИП № 317631300102947


Политика конфиденциальности

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог