| 
				
			 Тема. В.Бианки. «Музыкант».Цели: Учить работать с художественным, текстом ( формировать осмысленное, быстрое, выразительное чтение), формировать читательскую компетентность.
 
 Задачи урока:
 Образовательные:
 - познакомить детей с биографией и творчеством В. Бианки;
 - познакомить детей с рассказом «Музыкант», его идейно-смысловым и художественным содержанием;
 - формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи.
 Развивающие:
 - развивать устную речь учащихся;
 - развивать образное и логическое мышление;
 - расширять кругозор детей;
 - развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять.
 Воспитательные:
 - воспитание интереса к миру детской художественной литературы и жизни талантливых людей;
 - воспитание интереса к изучению природы через принятие идейной нагрузки художественного произведения;
 - воспитание критического мышления.
 
 Тип урока. Урок открытия новых знаний. Комбинированный
 Методы работы: объяснительно – иллюстративные, словесные, практические, наглядные, частично – поисковые.
 Оборудование: компьютер, проектор, экран, книги Виталия Бианки для выставки, дидактический раздаточный материал для парной работы.
 Планируемые результаты :
 регулятивные УУД:
 1) учащиеся формулируют тему и цели урока;
 2) принимают и удерживают учебную задачу.
 3) оценивают свою работу, деятельность;
 4) осуществляют навык контроля и самоконтроля при чтении .
 познавательные УУД:
 
 ориентируются в учебнике, в книгах, в тексте; анализируют предлагаемую литературу;используют логические приёмы мышления; анализируют текст для выявления мотивации, причинно-следственных связей . коммуникативные УУД: 
 слушают, вступают в диалог, отвечают на вопросы, рассуждают; выражают свою точку зрения, аргументируют своё мнение;формируют навыки учебного сотрудничества. личностные УУД : 
 осознают условия для формирования положительной мотивации к обучению в школе, к урокам литературного чтения и к чтению книг;воспитывают любовь и бережное отношение к животным. Ход  урока:
 I.Организационный момент.
 Долгожданный дан звонок,Начинается урок.
 Он пойдёт ребятам впрок.
 Постарайтесь всё понять,
 Ответы полные давать,
 Чтоб потом вам получать
 Только лишь оценку «5»!
 
 II . Речевая разминка.
 
 – Прочитайте скороговорку, записанную на слайде: МЁД В ЛЕСУ МЕДВЕДЬ НАШЁЛ, МАЛО МЁДА МНОГО ПЧЁЛ.- Кто главный герой скороговорки?  (медведь)
 - И это не случайно, почему вы поймёте позже.
 - Прочитаем её хором медленно, быстрее, ещё быстрее.
 - Прочитаем её тихо, громко.
 - Прочитайте её с удивлением, с радостью, с сожалением.
 2.- Взяли листочки со слоговыми таблицами. Работаем по ним.
 Читай по слогам, затем целыми словами
 ЗА – ВА – ЛИН – КА – ЗАВАЛИНКА
 РАС – СПРО – СИЛ – РАССПРОСИЛ
 ВЫ – ПРЯ – МИ- ЛАСЬ – ВЫПРЯМИЛАСЬ
 МЕД – ВЕ – ЖАТ – НИК – МЕДВЕЖАТНИК
 РАС – ЩЕП – ЛЁН – НОМ -         РАСЩЕПЛЁННОМ
 
 III. Мотивация к учебной деятельности.
 (У доски выставка книг)
 -Ребята, посмотрите на выставку книг, что вы заметили? (автор книг  В. Бианки)
 - А можно догадаться, о ком  писал Виталий Валентинович Бианки? (о животных, на обложках книг нарисованы животные)
 - Сегодня мы познакомимся с одним из его рассказов. А как он называется, вы сейчас узнаете.
 - Расшифруйте слово.
 У К Н М З А Ы Т
 2  5  7   1  3  6  4  8
 - Какое слово получилось?
 - Так с каким рассказом познакомимся на уроке?
 - Кто такой музыкант? (я  прошу моих помощников из группы РВС помочь нам :
 Разведай…
 Выясни…
 Сообщи…
 
 Я разведал значение этого слова в словаре Ожегова  и выяснил, что музыкант -  это артист, играющий на музыкальном инструменте, вообще, человек, занимающийся музыкой.
 
 IV. Постановка учебной темы и цели
 На доске появляется запись:
 Тема: Виталий Валентинович Бианки «Музыкант»
 - Зная тему, поставьте цель урока.
 - Цель урока: познакомиться с творчеством В.В. Бианки;
 познакомиться с его произведением «Музыкант»;
 учиться правильно, выразительно его читать и анализировать.
 Подготовительная работа
 
 
 Работа с биографией автора.(я  прошу моих помощников из группы РВС помочь нам :Разведай…Выясни…Сообщи…- Познакомьте нас с автором этого произведения. Виталий Бианки родился в Петербурге. Бианки вырос в семье учёного- орнитолога. Орнитолог — это биолог, изучающий птиц. Учился в Петербургском университете. Много путешествовал по Волге, Уралу, Алтаю. Создал для маленьких читателей множество произведений о природе. Их герои –звери, птицы, растения. Он написал около трёхсот произведений. Бианки мастер литературной сказки. Почти все его сказки научны, они рассказывают о живом мире природы. Самой знаменитой книгой Бианки стала«Леснаягазета».
 V. Работа с текстом до чтения.  Стр. 144 рассмотреть иллюстрацию
 - Зная название произведения, слово-отгадку из речевой разминки и , рассмотрев иллюстрацию к произведению ,попытайтесь определить, о чём или о ком  в нём пойдёт речь. (Учащиеся высказывают свои предположения).
 
 Физкультминутка
 - Если я произнесу название музыкального инструмента, вы присядете, подпрыгнете, хлопните в ладоши.
 Игра «Определи музыкальный инструмент» ( Гармонь, гиря, груша, баян, баран,труба).
 
 VI. Работа с текстом во время чтения
 а) первичное чтение
 1 остановка
 Чтение текста до слов «Старик отложил скрипку…»
 
 Работа над  словарными словами Медвежатник – охотник на медведя;Завалинка – невысокая земляная   насыпь возле избы;
 Колхозник – человек, занимающийся сельским хозяйством;
 Вопрос: Что произойдет дальше? Пойдёт старик на охоту или нет?
 (выслушиваются ответы детей)
 Продолжить чтение со слов «Старик отложил скрипку, расспросил колхозника, где он видел медведя.» до слов «Звук слышался с опушки».
 2 остановка
 Работа над словарными словами
 Опушка – край леса.
 Вопрос: Предположите, кто в лесу мог издавать звонкий, ласковый звук?
 (выслушиваются ответы детей)
 Продолжить чтение со слов «Старик подкрался из – за ёлочки» до слов «Замолк звук – медведь опять за свое: оттянул щепку и пустил».
 3 остановка
 Работа над словарными словами
 Щепка  -  тонкая пластинка, отколотая от дерева.
 
 Вопрос: Предположите, как поступит старик с медведем?
 (выслушиваются ответы детей)
 
 Дочитывается рассказ.
 - Сбылись ли ваши предположения?
 - Можно ли утверждать, что эта история имеет добрый, благополучный конец? Почему?
 
 VII. Анализ текста.
 - Понравилось ли вам произведение?
 - Кто является героями рассказа?
 - К кому из героев относится название рассказа «Музыкант»?
 - Сравните музыкальные способности охотника и медведя.
 - Как понимаете крылатое выражение «Медведь на ухо наступил»
 -Может это выражение относится к нашему  главному герою, докажите словами из текста
 - Почему старый медвежатник добровольно упустил добычу, не убил медведя?
 - Предположите, как развернулась бы ситуация будь на месте старика кто-то другой?
 - Какой это рассказ: развлекательный, познавательный или поучительный? Почему?
 Какой смысл заключил в свое произведение автор?
 
 VIII. Творческая деятельность (работа в группах)
 1 группа. Сочинить синквейн на тему: «Старик – медвежатник»
 2 группа  Составление  по порядку пунктов плана рассказа.
 План рассказа «Музыкант».
 1 часть. Старый медвежатник любил музыку.
 2 часть. Старик пошёл охотиться на медведя.
 3 часть. Медведь – музыкант.
 4 часть. Охотник пожалел медведя.
 3 группа  Вы должны в краткий пересказ рассказа «Музыкант» вставить подходящие слова - помощники.
 Старый медвежатник хотел научиться играть … скрипке. Знакомый колхозник посоветовал ему идти лучше … лес охотиться … медведя.
 Старик отложил скрипку, взял ружьё и пошёл … лес. Долго ходил он … лесу, устал и сел отдохнуть … пенёк. Вдруг слышит -  … глубины леса доносится красивый звук.  Старик пошёл туда и видит: … опушке … разбитого грозой дерева сидит медведь. Он трогает лапой торчащие … разбитого дерева длинные щепки. Щепка задрожит, и … воздухе раздаётся звук. Медведь слушает, и старик тоже заслушался, как поёт щепка, как будто струна. Послушал, послушал старик и пошёл … леса домой.  Разве можно … такого музыканта стрелять!
 4 группа
 Работа с иллюстрацией. Выберите  подходяший заголовок   к иллюстрации
 1. 1.Встреча с медведем.
 2. Медведь-музыкант.
 3.Медвежатник пиликает на скрипке.
 VIII. Рефлексия. (да + или нет - )
 1. Старик медвежатник играл на балалайке? (-) НА СКРИПКЕ
 2. Знакомый колхозник видел в лесу волка? (-) МЕДВЕДЯ.
 3. Старик присел отдохнуть на пенёк? (+).
 4. Звук, который услышал старик слышался с опушки? (+)
 5. Медведь сидел на дереве? (-) ПОД ДЕРЕВОМ.
 6. Старик убил медведя? (-)
 - Поменяйтесь тетрадями и проверяем. (Я читаю, дети по одному отвечают).
 - Если работа выполнена без ошибок, ставим оценку 5, если 1 ошибка - 4, две – 3, а если больше - ничего.
 - Встаньте те, кто написал на 5, 4, 3.
 9.Итог:
 - Что поучительное вы взяли для себя из этого рассказа? (быть наблюдательным, любить природу, беречь её, находить и замечать в природе необычное)
 
 Чтение стихотворения
 Берегите эту землю, эту воду,
 Даже малую былиночку любя,
 Берегите всех зверей внутри природы
 Убивайте лишь зверей внутри себя.
 Домашнее задание чтение и пересказ рассказа «Музыкант», нарисовать иллюстрации к рассказу.
 
 
 |