Вечер в стиле "JAZZ"
| 30.03.2020, 11:46 |
Попова Елена Александровна |
преподаватель фортепиано и теории музыки, МБУ ДО Сергиевская детская школа искусств |
Сценарий концерта-лектория «Вечер в стиле JAZZ»
На экране фрагмент к/ф «Мы-из джаза»
Вед.- Ровесник XX века, родившийся в среде афро-американцев - уже не рабов , но еще не полноправных граждан, - джаз подарил миру богатство ранее неведомых музыкальных и эмоциональных ощущений. Раскованность и грусть, протест и смирение, откровенная чувственность и холодная сдержанность. Все, что обрушивается на современного человека и снаружи, и изнутри,- его одиночество, реакция психики на глобальные катаклизмы,- создает неповторимый художественный мир, который невозможно выразить музыкальным языком предшествующих эпох. Возникла необходимость в новом музыкальном языке. Им стал джаз. И нет ни одной сферы современной музыки, как академической, так и популярной, в которой не проявились бы его ритмы и интонации.
На сцене Татьяна Прохорычева . Свободная аранжировка
мелодии А. Петрова из к/ф « Служебный роман» ,
Вед.- Поговорим об истоках джаза. Прежде всего, это- блюз. « Блюз-это когда хорошему человеку плохо»,- объясняют джазмены. Действительно, blue devils- по-английски «грусть, хандра». Блюз- песенный жанр .Это тягучие, светло-грустные песни афро-американцев, родившихся на берегах Миссисипи 130-150 лет назад .Сначала рабы, а после окончания гражданской войны Севера и Юга- свободные, но бесправные, живущие в чуждом, враждебном обществе, люди находили духовное прибежище в музыке. В ней- душа потерянного народа, ищущего родину, как сказал один из американских искусствоведов. Блюз не терпит запрограммированности, он наполнен импровизацией: исполнитель сочиняет музыку в процессе пения или игры на инструменте. Необычайно своеобразная мелодика блюзов оказала влияние на джаз, рок и профессиональную музыку.
Около 1914 г. композитор Уильям Кристофер Хэнди написал ставший культовым «Сент-Луис блюз», названный так в честь города на Юге США
( звучит фонограмма). Эта песня послужила материалом для многочисленных джазовых аранжировок, одну из которых мы предлагаем вашему вниманию.
Хэнди У.- Грэй Дж. Аранжировка и переложение М. Куликова.
«Сент –Луис блюз марш», исп. Елена Попова и Диана Белоглазова.
Вед.- Другой предтеча джаза - рэгтайм (на экране- начало к/ф «Джоплин»).
« Ragtimе» -с англ.- «разорванное время». Музыкальный стиль, отличающийся беспорядочным, «рваным», но невероятно темпераментным, зажигательным ритмом родился в среде североамериканских черных пианистов в кафе и танцевальных залах в конце позапрошлого века. Его ритмическая острота, несовпадение акцентов в правой и левой руках, блестящие переливы пассажей- все это унаследовали инструментальные формы джаза .Рэгтайм как модный салонный танец покорил Европу в 1900-1918г. От него пошли фокстрот, чарльстон, тустеп и другие клубные танцы.
Скотт Джоплин считается непревзойденным создателем регтаймов. Но признание он получил только после смерти. При жизни его музыку черные американцы воспринимали как слишком «белую», белые американцы- как слишком черную. Жизнь этого талантливого композитора и пианиста была трудной и полной лишений . В 70-х годах прошлого века вышел художественный фильм о С. Джоплине, правдиво рассказывающий о судьбе этого выдающегося музыканта, его можно посмотреть в интернете. А мы предлагаем вашему вниманию один из рэгтаймов Джоплина -
«Кленовый лист», исп. Елена Попова.
Вед.- Унаследованные от африканских предков, глубоко своеобразные мелодии и ритмы в сочетании с традициями европейской музыки породили совершенно новый, оригинальный стиль . Первые джазовые коллективы появились на Юге США, в Новом Орлеане в среде негритянских музыкантов. Фортепиано, духовые , ударные инструменты- вот арсенал первых джазовых коллективов, джаз-бэндов. Их живое, темпераментное искусство поражало слушателей непривычным синкопированным ритмом ( синкопа-смещение акцента с сильной доли такта на слабую). Именно на заре джаза появился термин «свинг» , имеющий несколько значений. Это и волнообразный ритмический рисунок, и интенсивная пульсация, и особое взаимодействие ритм-секции с мелодикой.
Дюк Эллингтон. «Без свинга нет джаза»
Исп. инструментальный квартет :Татьяна Базанова, Владимир Кузнецов,
Юрий Скачков, Лев Горбачев.
Вед. – В исполнении квартета прозвучит композиция в стиле джаз-кантри.
Крамер Д. «Танцующий скрипач».
- звучит фонограмма «Рапсодии в стиле блюз», на экране –портрет Дж. Гершвина-
Вед.- Парадоксально, но самый знаменитый классик американской музыки, как академической , так и популярной, имел российские корни. Родители Джорджа Гершвина (настоящее имя- Янкель Гришовиц) были еврейскими иммигрантами из России. Они изо всех сил старались дать детям достойное образование, обязательной частью которого была музыка. Было куплено подержанное пианино. Будущий композитор поначалу осваивал инструмент самоучкой, вслед за старшим братом, затем стал брать частные уроки игры на фортепиано. А в 16 лет устроился работать в музыкальный магазин продавцом нот. В торговом зале стояло фортепиано, и юноша часами музицировал. Он берет уроки гармонии , параллельно играет в ресторанах. Пишет песни и инструментальную музыку, в основе своей академическую, но пропитанную негритянскими ритмами и мотивами .
В исполнении Марины Ананьченко прозвучит песня Дж. Гершвина
«Любимый мой», партию фортепиано исп. Татьяна Базанова.
Вед. – Всемирную славу Гершвину принесла опера «Порги и Бесс». Это был смелый шаг: вывести на оперную сцену представителей низов современной Америки, жителей негритянского гетто. Порги- инвалид ,бедняк, лузер. Бесс- девушка с улицы. Их связала любовь, ставшая для обоих и спасением, и испытанием ( на экране – сцена из оперы Дж. Гершвина «Порги и Бесс»).
Жаркий летний полдень, в тени , во дворе между домами, расположились отдохнуть Клара, жена ушедшего в море рыбака, и ее соседки. Клара баюкает ребенка, не подозревая о грядущем несчастье. Колыбельная Клары, написанная в стиле лирических негритянских песен- блюзов,- один из самых узнаваемых оперных номеров 20-го века.
Дж. Гершвин. Колыбельная Клары из оперы «Порги и Бесс», исполняет Марина Ананьченко в сопровождении инструментального квартета и группы бэк-вокала.
Вед. – Триумф первой джаз-оперы не принес Гершвину материального успеха: дорогая постановка, в которую немалые средства вложили братья Гершвины, не окупилась. Но приглашение работать в Голливуде впоследствии сделало Дж. Гершвина состоятельным человеком. Он писал музыку к кинофильмам, в основном, песни. Музыка в стиле джаз стала неотъемлемой частью кино 20-го века ( на экране фрагмент фильма «Серенада Солнечной Долины»).
1-я мировая война (1914-1918) обрушила не только три европейские империи, Российскую, Германскую и Австро-Венгерскую, но и традиционную европейскую культуру. Перед катастрофичностью жизни, одиночеством человека, его беззащитностью в жестоком мире, традиционные формы искусства казались современному человеку несостоятельными. Академическая музыка в поисках новых форм становилась все более элитарной, а массовая аудитория обратилась к джазу, точнее, к легкой музыке в стиле джаз. Американская буржуазия, хорошо заработавшая на военных поставках, щедро финансировала коммерческое направление джаза (его справедливо называли «музыкой толстых»), культивировавшее культ бездумного наслаждения, потребительства, отгораживание от социальных и моральных проблем. Два направления джаза: художественно-творчекое и развлекательно-коммерческое сосуществовали на протяжении первой половины 20-го столетия как в Америке , так и в Европе, куда после окончания войны хлынула новая музыка и моментально покорила массового слушателя ( на экране- фрагмент джазового концерта).
История джаза в СССР глубоко драматична. Художественный фильм К. Шахназарова « Мы из джаза» -правдивый, местами шутливый, местами грустный рассказ о первых джазовых музыкантах в нашей стране( на экране - фрагмент к/ф ).
Минков М. «Старый рояль» исп. Татьяна Кляуба, Елена Попова и Светлана Измайлова.
В СССР джаз завезли в начале 20-х годов. Выступления заокеанских музыкантов произвели неизгладимое впечатление на советских артистов легкого жанра, в частности, на Леонида Утесова. А поездка в Париж в 1927 году, где Утесов слушал американский джаз в мюзик-холле, укрепила его в мысли создать на российской почве тип костюмированного эстрадного представления. Он воплотил эту идею, создав т.н. тео-джаз (театрализованный джаз).
Судьбоносной оказалась встреча Леонида Утесова и Исаака Дунаевского. Они часами разговаривали и импровизировали , Дунаевский- на рояле, Утесов- на скрипке. По рекомендации Утесова Дунаевского приняли в Ленинградский мюзик-холл. Но главным успехом для них стал фильм «Веселые ребята», снятый режиссером Г. Александровым по типу голливудской музыкальной комедии. Музыку к фильму написал И.Дунаевский, а главную роль артиста из народа сыграл Л. Утесов.
-на экране фрагмент к/ф «Веселые ребята»-
Вед. – Муз. И. Дунаевского, стихи В. Лебедева – Кумача, песня из к/ф «Веселые ребята» «Я вся горю», исп. Татьяне Кляуба, за фортепиано- Елена Попова.
Г. Александров стал непревзойденным мастером музыкальной кинокомедии, а его жена, Любовь Орлова, главной звездой советского кино. Начав творческую карьеру в оперетте, она сочетала талант актрисы и дивный голос. Все песни своих героинь Орлова исполняла сама ( фрагмент к/ф).
А на сцене снова Татьяна Кляуба с песней И. Дунаевского из к/ф «Цирк»-
«Спи мой мальчик», партию фортепиано исполняет Диана Белоглазова.
Вед. – Исаак Дунаевский получил классическое музыкальное образование в Одесской консерватории , он виртуозно владел как академическими жанрами, так и современными. Народная песенная стихия питала его творчество, достаточно вспомнить песни из к/ф «Кубанские казаки». Но там, где сюжет требовал современно-эстрадного музыкального сопровождения, композитор был неподражаемым мастером джазовых форм.
Музыка И. Дунаевского, стихи А. д,Актиля, «Песня о любви» из к/ф «Моя любовь».
Исп. Татьяна Кляуба, концертмейстер - Елена Попова.
Вед. – Справедливости ради следует сказать, что гениальная киномузыка Дунаевского, несмотря на характерные джазовые гармонии и ритмы, не является джазом как таковым. Это – эстрадная музыка с элементами джаза. Главное отличие джаза - импровизационность, когда музыка рождается в процессе исполнения. Несмотря на то, что многие джазовые композиции записаны в соответствии с академической нотной традицией и сыграть их может любой профессиональный музыкант, джазовое произведение предполагает полосу свободы - джазовой импровизации, которой владеют истинные джазмены ( на экране- фрагмент выступления джазового коллектива).
А между тем история развития джаза в СССР протекала сложно и драматично. Джаз объявляли то «музыкой толстых», «то музыкой угнетенных», то снисходительно терпели, то зажимали. А с конца 40-х до конца 50-х гг. джаз вообще запретили как тлетворное влияние Запада. Музыка стала жертвой «борьбы с космополитизмом». Но даже в 60-х джаз находился в полулегальном положении и ,несмотря на самоотверженность молодых талантливых музыкантов, частично утратил свою аудиторию. Об этом непростом периоде рассказывает к/ф « Когда святые маршируют» ( на экране фрагмент фильма).
Но настоящее искусство «не задушишь, не убьешь». Джаз пробился и выжил. А.наши джазмены, такие как О.Лундстрем, А. Козлов, И. Бриль, Г. Гаранин , Д. Голощекин, В.Тарасов и другие,- имеют мировую славу. Так, великий Дюк Эллингтон, услышав, как Голощекин играет в процессе джем-сейшена(совместное выступление джазменов) поочередно на разных инструментах , сказал: « Ну, парень, если ты приедешь в Нью-Йорк, мы все останемся без работы!».
Знаменитый, сначала советский, а теперь латвийский композитор Раймонд Паулс, известен не только как автор популярных песен, но и как мастер инструментальных композиций в стиле джаз ( на экране – портрет Р. Паулса).
Для вас играет Татьяна Прохорычева. Паулс Р. « Таинственное похищение»
Вед. – Джаз стал неотъемлемой частью мировой музыкальной культуры. Несмотря на то, что за джазом в массовом сознании тянется шлейф некоторой элитарности, джазовые фестивали собирают многочисленную аудиторию. В последние 20-25 лет педагоги российских музыкальных школ включают в учебный репертуар джазовые пьесы , существует дополнительные программы по джазу в музыкальных школах. Специально для наших юных зрителей Анастасия Хандога и Татьяна Базанова приготовили две джазовые миниатюры.
Шмиц М. джаз в 4 руки.
Вед. – Но и в настоящее время истинным джазменам приходится нелегко. Нонконформисты, люди большой внутренней свободы, они зачастую сталкиваются с непониманием окружающих, совсем, как главный герой художественного фильма «Любовь и Сакс».
- на экране- фрагмент к/ф «Любовь и Сакс»-
Вед. - « К какой бы группе духовых- медных или деревянных – мы не попытались отнести саксофон, попали бы впросак, несмотря на то, что инструмент сделан из сплава меди, никеля и цинка; меди ,цинка или латуни. Он имеет строение, свойственное деревянным духовым: мундштук с тростью и систему клапанов» (Рыцарева М.Г. Музыка и я: Популярная энциклопедия для детей. – М.: Музыка, 1998). Сила и мощь звука сочетается в нем с гибкостью и индивидуальностью тембра, необыкновенно теплого, напоминающего человеческий голос. Саксофон был сконструирован бельгийским мастером А. Саксом в 1841 году. И хотя саксофон иногда используется в симфонической и оперной музыке, с 20-х гг. прошлого века этот инструмент прочно вошел в джазовую практику.
А на сцене Лев Горбачев , он исполнит две композиции для саксофона.
Беше С. «Маленький цветок»
Маркс Дж . «All of me».
Вед - Андрей Петров , выдающийся композитор 20-го века , писал как академическую музыку, так и легкую. Массовую популярность приобрели его песни из кинофильмов советской эпохи, в них слышен голос эпохи, с присущими ей ритмами и интонациями. Форма блюза легко угадывается в «Песне рыбака» из к/ф «Человек-амфибия», ритм буги-вуги, переходящий в рок-н-ролл - в «Песенке о морском дьяволе».. На сцене- Марина Ананьченко и джаз-квартет. Песни А. Петрова из к/ф «Человек-амфибия»
Вед.- Джаз, как искусство импровизации чрезвычайно активно развивает в музыкантах творческое начало , воспитывает музыкальное мышление. Джаз дает не только свободу сценическую, но и внутреннюю свободу. Поэтому всем начинающим музыкантам наряду с классикой непременно нужно играть джаз. И пусть сегодняшний концерт послужит нашим ученикам стимулом для творческих исканий. Слушайте джаз, играйте и пойте джаз!
Е.А. Попова, преподаватель МБУ ДО Сергиевская детская школа искусств, с. Сергиевск, Самарская обл.
|
Категория: Блоги | Добавил: 9170194120
|
Просмотров: 672 | Загрузок: 0
| Рейтинг: 0.0/0 |
Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;) Всего комментариев: 0 | |
|
|
|
|
|