Сегодня: 29.03.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Весна идёт-весне дорогу

СКАЧАТЬ (3.65 Mb) 21.03.2023, 18:13
Тюник Вера Ивановна
учитель начальных классов, МКОУ Великоархангельская СОШ Бутурлиновского муниципального района Воронежской области
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Великоархангельская средняя общеобразовательная школа
Бутурлиновского муниципального района Воронежской области


Конспект внеурочного занятия
«Весна идёт – весне дорогу!»

3 класс

Учитель начальных классов: Тюник В.И.

2022-2023 учебный год

 


Класс: 3
Тема занятия: растения Воронежской области весной
Автор: Тюник Вера Ивановна
Должность: учитель начальных классов
Образовательное учреждение: МКОУ Великоархангельская СОШ
Количество обучающихся: 12
Количество занятий: 1
Продолжительность 1 занятия: 45 мин
Название программы: «Берегите первоцветы»
Направление: экологическое и общекультурное
Форма поведения: внеурочное занятие с мастер-классом
Тип проекта: творческий

Цель: Воспитание экологической культуры обучающихся через формирование бережного отношения к растениям Воронежской области

Задачи:
Обучающие:
- изучить влияние лекарственных растений на организм человека;
- выявить причины исчезновения растений;
Развивающие:
- развивать способность формулировать экологические правила сохранения растений;
- формировать позицию признания ценности сохранения исчезающих растений;
- развивать личностные ресурсы, способствующие формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения:
Воспитательные:
- воспитать личностные качеств, через формирование ответственного и бережного отношения к природе, как источнику здоровья;
- воспитывать и сформировать ответственное отношение к сохранению исчезающих растений;

Практическая часть
- сделать фито-чай, помогающий укрепить здоровье.
Оборудование:
- плакат с надписью « В мире растений. С растениями в мире»;
- герой в костюме светофора (или бумажный светофор);
- компьютер;
- интерактивная доска;
- выставка «Лавка жизни», где представлены фиточаи, фитосборы, букетики лекарственных трав, подушечки с травами для ароматерапии и т.д)
- выставка книг и журналов ( «Красная книга. Растения Воронежской области»; «Лекарственные растения», «В мире растений» и т.д.);
- набор лекарственных трав, бумажные пакетики для создания фиточая.

Ход занятия:
Учитель: Загадка
Цвет зеленый – Проходи!
Желтый – Малость погоди.
Ну, а если красный – Стой, дружок! Опасно!
Что это ребята? (Ответы детей) (слайд 4)



Для чего нужен светофор?
(дети отвечают)
Правильно, чтобы сохранить жизнь и здоровье.

Учитель приглашает героя в костюме светофора.
- Я экосветофор, я хочу сохранить жизнь и здоровье не только людям, но и природе. Но мои цвета не горят.
Учитель:
- Сегодня на уроке нам предстоит помочь светофору зажечь свои цвета.
А помогут нам в этом наши друзья-растения.

Учитель демонстрирует Красную книгу. (слайд 5)
Краткая информационная справка о красной книге Воронежской области.
- Почему эта книга названа красной?

-Как и на светофоре, красный цвет говорит о том, что нужно остановиться. Растения, попавшие в эту книгу, находятся в опасности. Находятся на грани исчезновения.

Вот некоторые из них, все они нам хорошо знакомы.
Учитель демонстрирует слайды.

Появился из-под снега.
Увидал кусочек неба.
Самый первый, самый нежный,
Чистый, маленький... (Подснежник) (слайд 6)

Цветок душистый каждый знает,
Он расцветает только в мае —
Зеленый тонкий стебелёк,
Где белых бусинок рядок.(Ландыш) (слайд 7)

Он растет повсюду летом –
В поле и у кочек.
Он изящен, фиолетов,
Это… (Колокольчик)

Ярко-синий сарафанчик.
И зелёный стебелёк.
Распустился в поле чистом
Нам на радость … (Василек) (слайд 8)

К первоцветам относятся: фиалка, мать –и- мачеха, примула, калужница. (слайды 8,9)

Герой-Светофор обращается к ребятам:
- Красный загорится цвет, коль на вопрос найдете вы ответ.
Почему, скажите дети
Исчезают растения эти?

- Давайте подумаем, почему эти цветы находятся в опасности.
Ребята с помощью учителя выявляют причины исчезновения растений и формулируют правила сохранения растений.
Предполагаемые ответы:
- Загрязнение окружающей среды;
- рвут цветы с луковицей;
- рвут цветы в больших количествах
- вытаптывают и т.д.
(слайд 10)

Светофор:
- Скажите ребята, что означает жёлтый цвет светофора.
- Правильно, он предупреждает об опасности.
Есть растения, которых боятся люди. Почему же люди могут бояться растений?
Предполагаемые ответы детей.

Демонстрация слайдов.

Волчья ягода или волчье лыко.(слайд11)



Волчеягодник с виду очень привлекателен, и это неспроста! Смертельной дозой для ребенка могут стать 5 съеденных ягод, для взрослого же риск летального исхода наступает после поедания 12 волчьих ягод. В лучшем случае волчеягодник не просто вызывает отравление, а провоцирует заболевания желудка и почек, покраснение кожи на всем теле, волдыри. В весеннее время кустарники украшены нежными цветками кремового, розового и лилового оттенков. Пыльца этих цветков вызывает головную боль и головокружение. Когда волчеягодник перестает цвести, на нем появляются ярко-алые ягоды. По некоторым данным, волчья ягода – самое ядовитое растение в России. Любопытно, что оно занесено в Красную книгу России как растение, находящееся на грани исчезновения.

Белена (слайд12)
Помните выражение: «Ты белены объелся, что ли?» Так говорят в адрес не совсем адекватно ведущего себя человека. И это не случайно. Когда-то в древности знаменитый философ и лекарь Авиценна писал: «Белена – это настоящий яд, превращающийся в умопомешательство, лишающий памяти и вызывающий бесноватость в совокупности с удушьем». Белена – растение неприхотливое, встретить его можно на пустырях, во дворах, в огородах, по обочинам шоссе. Это опасное растение характеризуется дурным запахом. Животные из-за этого обходят его стороной. Яд у белены находится везде: в корнях, в стебле, в цветках, в семенах.

Борщевик (слайд13)

 

Борщевик Сосновского занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самый крупный сорняк в мире.
Растение выдерживает даже десятиградусные морозы. Борщевик не допускает в свою компанию чужаков. Деревьев среди его зарослей не встретишь. Если и появятся всходы от «залетных» семян, то они очень быстро гибнут под воздействием яда борщевика. Жгучие волоски оставляют на коже ожоги.

Вороний глаз - одна из самых ядовитых ягод.
Если встретите красивое растение не спешите его срывать.
Не пробуйте незнакомых ягод- это может навредить здоровью.
Не смотря на то, что эти растения опасны для человека уничтожать их нельзя. Многие из них полезны для животных, а на основе некоторых ядовитых растений изготавливают лекарства.(слайд14)

Последний цвет светофора-зеленый.
Что означает зеленый цвет?
Предполагаемые ответы детей.
Есть полезные растения занесенные в красную книгу.
Показ слайдов.

Адонис или Горицвет. Его отвар применяют для укрепления сна, для укрепления сердца, при гриппе, при желтухе, как успокаивающее средство.
(слайд15)

Голубика. Ягоды голубики содержат витамины В1, В2, РР, С, А, Р, кальций, фосфор, железо.
(слайд16)

Зверобой-обладает антидепрессантным, противовоспалительным, успокаивающим, вяжущим, кровоостанавливающим, регенерирующим, ранозаживляющим, мочегонным и желчегонным действием.
(слайд17)

Бессмертник-оказывает желчегонное, противовоспалительное и спазмолитическое действие.
(слайд18)

Иван-чай (кипрей)
Иван-чай отличается богатым химическим составом. В него входят фосфор, калий, марганец, кальций, титан, цинк, натрий, медь, магний, селен, железо, молибден, бор. В состав кипрея входят многие витамины
(слайд19)

А как быть с теми растениями, которые не занесены в Красную книгу?
Ответы детей.
Может, вам знакомы растения, которые полезны для здоровья?
Ответы детей. (слайд 20-24)

И сейчас мы с вами сделаем полезный фиточай (слово «фито»- происходит от греческого слова phyto - «растение»), который вы сможете подарить своим родителям, бабушкам и дедушкам.

Практическая часть.
В наше время лекарственные растения выращивают в «аптекарских огородах». Сухие растения можно купить в аптеке и заваривать чай, повышающий иммунитет. А можно и самим насушить нужные травы, но соблюдайте правила. И для каждого растения своё время.

Например, чабрец собирают с начала мая по июнь в период активного цветения.

Цветки липы собирают тогда, когда над ними вьются пчёлы.

Сбор душицы можно начать со второго года жизни растения. Отправляться за лекарственным сырьем рекомендуется в июне – августе. В этот период трава цветет. Заготавливают траву в солнечную погоду с 10.00 до 16.00. Важно проверить, чтобы все части растения были сухими.

Листья смородины для чая следует собирать в хорошую сухую погоду в августе и начале сентября, когда урожай ягод собран, а период опадания еще не наступил.

Красива наша природа! Давайте её беречь!
(слайд25)

Какое правило нарушила девочка? ( собрала слишком много цветов и тем навредила природе)
(слайд 26)

Практическая часть.
Обучающие 3 класса склеили пакетики из бумаги и разукрасили их растительными орнаментами.
Принесли из дома засушеные растения и плоды: цветы липы и ромашки, листья чёрной смородины, плоды шиповника.
Купили в магазине зелёный чай «Майский».
Дети самостоятельно составляют ароматы.
Решили подарить фиточаи учителям . Дома заварить фиточай и устроить чаепитие в семейном кругу . Можно с мёдом.
Летом отправиться в поход по родному краю с целью собрать лекарственные травы, правильно засушить их, применять для поправки здоровья.
В травах великая сила! (слайд 28)

Использованы фото из личного альбома и интернет ресурсы:
(слайд 29 )


Категория: Блоги | Добавил: VfCzYz1958
Просмотров: 145 | Загрузок: 4 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
X Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Весна идёт - Весне дорогу!"
III Всероссийский творческий конкурс "8 марта - праздник весны, цветов и любви"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Моя мама - принцесса!"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, Масленица!"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 29.03.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог