Цели: Теоретически обосновать и практически доказать влияние уроков технологии на формирование конструкторских умений у школьников
Задачи: .
1. Раскрыть содержание понятий, связанных с темой..
2. Изучить виды конструирования
3. Рассмотреть и проанализировать педагогические условия для развития конструкторских умений.
4. Проанализировать программы по технологии и выполнить их сравнительный анализ.
5. Разработать и апробировать уроки по обучению младших школьников разным видам конструирования.
«Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; одно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни. Но таково ли воспитание в наше время?
Воспитание должно неусыпно заботиться, чтобы, с одной стороны, открыть воспитаннику возможность найти себе полезный труд в мире, а с другой - внушить ему неутолимую жажду труда ».К.Д. Ушинский.
Образовательная область «Технология» способствует развитию у школьников функциональной технологической грамотности, общетрудовых политехнических знаний и умений, необходимых по всех сферах профессиональной деятельности, формирует такие важные качества личности, как трудолюбие, уважительное отношение к труду, бережливость, упорство в достижении поставленной цели, предприимчивость, творческий подход к принятию решений.
Занятия по технологии, как и по любому другому предмету, представляет собой законченный, целостный, ограниченный временными рамками отрезок учебно-воспитательного процесса, логическую единицу темы, раздела, курса. Оно является звеном в цепи и решает конкретные образовательные и воспитательные задачи, которые определяются программой трудового обучения.
Исходя из этого, можно сформулировать конкретные задачи изучения предмета «Технология» на каждой школьной ступени.
В начальной школе образовательная область «Технология» решает следующие задачи: привитие детям любви и привычки к труду, развитие чувства удовольствия от процесса участия в нем и удовлетворения его результатами, обеспечивает понимание роли труда в жизни людей, ознакомление с материалами и ручными инструментами, применяемыми в быту, и получение навыков ручной работы. Необходимо также привить учащимся навыки аккуратности, бережливости, трудолюбие. Результатом обучения должны стать общая положительная установка на труд, начальные знания о труде и элементарные трудовые навыки.
В среднем школьном звене должна быть продолжена работы по выработке взглядов, системы ценностей, психологических установок, качеств личности, которые необходимы для того, чтобы стать эффективным работником, и позволяют, с одной стороны, быть полезным обществу, а с другой - реализовать личные устремления. В процессе обучения необходимо ознакомить с отраслями народного хозяйства, видами труда, распространенными профессиями, научить использовать наиболее часто применяемое оборудование и инструменты, вовлечь в общественно полезные труд, который является необходимым условием воспитания и становления гражданина и труженика. Полученные знания, умения и навыки должны быть достаточными для оптимального выбора школьниками своей будущей карьеры.
Итогом обучения в старшей школе должны стать умения обосновывать цель деятельности с учетом общественных потребностей; находить и обрабатывать необходимую информацию; сотрудничать в коллективе, объективно оценивать свои профессиональные возможности и уметь соотносить их с реальной обстановкой на рынке труда; получение профессиональной начальной подготовки, позволяющей включиться в трудовую деятельность или продолжить образование в специальных учебных заведениях.
Реализация этих целей, дополненная последовательной работой по профориентации, помогла бы как решению народнохозяйственных задач, так и грамотному формированию и исполнению личных планов школьников.
В процессе обучения педагог создает необходимые условия, вооружает школьников технологическими знаниями и практическими умениями, организует работу по их освоению и руководит ею. В результате этого процесса учащиеся проходят путь от «незнания» к «знанию», от «неумения» к «умению». Обучение будет успешным, если знания и умения усваиваются учащимися в строгой последовательности, постепенно, в порядке возрастающей трудности.
Каждый ребенок любит конструировать и моделировать, но не каждый может научиться это делать самостоятельно. Работа учащихся по конструированию и моделированию содействует развитию у них технологического мышления. Анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукция, дедукция - вот те умственные операции, с помощью которых учащиеся усваивают технико-технологические знания. Поэтому педагогу важно (на каждом уроке технологии) учить детей сравнивать изделия по разным параметрам, обобщать их в группы, соотносить свою работу с образцом, логически рассуждать, делать выводы. Значение конструирования и моделирования состоит еще и в том, что в процессе изготовления изделий дети практически уточняют и расширяют свои представления о внешних признаках и принципах действия, о назначении и устройстве, об использовании в жизни натуральных технических объектов и сооружений.
В исследованиях В.С. Мухиной высказывается мысль о том, что продуктивная деятельность детей не только выражает определенные результаты их психического развития, но и сама обеспечивает это развитие, ведет к обогащению и перестройке психических свойств и способностей. Одними из видов продуктивной деятельности на уроках технологии являются конструирование и моделирование.
По мнению А.Н. Давидчук, З.В. Лиштван и других исследователей, конструирование и моделирование предъявляют специфические требования к ребенку - к его умению предварительно создать образ будущего изделия, планировать этапы работы с учетом особенностей используемого материала, следовать намеченному плану.
Моделирование и конструирование – это неотъемлемые части всей системы трудового обучения и воспитания.
План лекции
1. Основы графической грамотности.
2. Конструирование на уроках технологии.
3. Моделирование на уроках технологи
4. Творческое проектирование
1. Основы графической грамотности.
Концепция технологического образования школьников в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации основывается на том, что отечественная школа выступает в роли института общества, удовлетворяющего потребность в подготовке молодежи к жизни и реальной трудовой деятельности. Одной из граней такой подготовки всегда являлась графическая грамотность. Расширение требований к технологической культуре общества, выдвигаемых окружающей техносферой, еще более подтвердило значимость “языка техники” для углубления знаний о технологическом мире. При отсутствии предмета «Черчение» можно констатировать, что фактически основы графической грамотности школьников закладываются на занятиях технологии.
Большой объем художественно-графических умений формируется на уроках технологии при изучении таких разделов как «Интерьер», «Элементы машиноведения», «Рукоделие», «Проектирование и изготовление рабочей одежды».
Изучение графики:
• помогает школьникам овладеть одним из средств познания окружающего мира;
• имеет большое значение для общего и политехнического образования учащихся и подготовки их к непосредственной практической деятельности;
• дает материал для чувственного (наглядного) и теоретического познания природы и человеческой техники;
• помогает учащимся глубже познать технику и технологию современного производства, разбираться в устройстве и пространственных отношениях предметов, а также процессов, не поддающихся непосредственному наблюдению;
• содействует развитию технического мышления и познавательных способностей учащихся, их пространственных представлений, склонности к усовершенствованию и созданию новых моделей, приспособлений, устройств, что особенно важно для развития творческих качеств личности школьников;
• оказывает большое влияние на воспитание у школьников внимания и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, самостоятельности и плановости, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда;
• обеспечивает приобретение учащимися умения читать чертежи и развивает у них точность движений, является важнейшим условием успешного овладения школьниками многими видами труда и помогает их дальнейшему образованию;
• благоприятно воздействует на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их эстетического воспитания.
На уроках по конструированию швейных изделий у учащихся закладываются умения строить, правильно оформлять, понимать и читать чертежи. Учащиеся выполняют эскизы, знакомятся с типами линий. При моделировании швейного изделия учащиеся изучают закономерности цвета, пропорции человека, закономерности композиции. Конструирование и моделирование швейных изделий- это одна из наиболее трудных для усвоения тем программы «Технология».
2. Конструирование на уроках технологии.
Конструирование - это процесс, в результате которого определяются внешний вид и структура изделия.
Конструирование одежды заключается в разработке чертежей деталей изделия и изготовлении выкроек для раскроя ткани и пошива одежды.
На изучение конструирования и моделирования рабочей одежды программой «Технология. Обслуживающий труд» предусмотрено в 5-ом классе 6 учебных часов: 4 часа - конструирование передника, 2 часа - моделирование передника. Уроки по конструированию и моделированию следует начинать с демонстрации образца изделия – передника, который будет изготавливаться на последующих занятиях. Следует задать учащимся вопрос: «Что необходимо знать, чтобы изготовить подобное изделие?» Как правило, школьницы отвечают, что для этого нужно знать размеры отдельных элементов, иметь чертежи.
Обобщая ответы, важно подчеркнуть, что на предприятии ни одно изделие не изготавливают без чертежа конструкции. Далее необходимо спросить, какие способы изображения деталей изделия на бумаге знают ученицы. Каждое изделие можно изобразить на бумаге в виде обыкновенного или технического рисунка, эскиза или чертежа.
Школьницам на этих уроках необходимо усвоить такие основные теоретические сведения, как:
• виды рабочей одежды;
• передники в национальном костюме;
• общие правила построения и оформления чертежей швейных изделий;
• типы линий в системе ЕСКД; (См. приложение № 1)
• правила пользования чертежными инструментами и принадлежностями;
• понятие о масштабе, чертеже, эскизе;
• фигура человека и ее измерение;
• правила снятия мерок;
• понятие о форме, контрасте, симметрии и ассиметрии;
• использование цвета, фактуры материала, различных видов отделки при моделировании швейных изделий. (См. приложение № 2).
На уроках предусмотрены следующие практические работы:
• снятие мерок и запись результатов измерений;
• построение чертежа передника в масштабе 1:4 и в натуральную величину по своим меркам;(См. приложение № 3)
• зарисовка эскиза модели;(См. приложение № 8)
• моделирование передника выбранного фасона;(См. приложение № 6)
• подготовка выкройки к раскрою.
Для успешного формирования художественно-графических умений на уроках по конструированию и моделированию передника ставятся следующие задачи:
1. овладение учащимися знаниями элементарных правил построения и чтения чертежа, пользования чертежными инструментами, формирование навыков моделирования, конструирования, ознакомление с особенностями оформления чертежа;
2. развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, фантазии, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного;
3. развитие конструктивного мышления.
Для выполнения поставленных задач намечаются основные пути их практического осуществления через:
1. увлекательную манеру изложения материала с использованием дидактических пособий, инструкционных карт по элементам швейного конструирования, наглядного материала, средств ИКТ; (См. приложение № 2)
2. дифференцированный подход к учащимся на уроке, который предполагает наличие достаточного количества инструкционно - технологических карт, карточек - заданий, различных по степени трудности;
3. самоконтроль учащихся;
4. использование на уроках проблемных и творческих заданий; (См. приложение № 5, № 7)
5. проведение выставок детских интересных разработок, творческих работ;
6. использование на уроках графических упражнений.
Представляется важным, что первые занятия по проектированию и изготовлению передника должны пробудить интерес школьниц к швейным работам. Увлекательные рассказы о значении одежды в жизни человека, перемежающиеся с показом изделий, выполненных старшеклассницами, призваны заинтересовать девочек, вызвать желание быстрее и лучше усвоить умения по конструированию и изготовлению первого изделия – передника. На этом этапе обучения, методически оправдано не акцентировать внимание на неизбежных ошибках, а всемерно укреплять уверенность в ученицах, что они смогут отлично справиться с этой работой.
3.Моделирование на уроках технологии.
Моделирование — разработка или выбор фасона, который воплощается в эскизах и моделях одежды.
При моделировании швейного изделия учащиеся изучают закономерности цвета, пропорции человека, закономерности композиции, сталкиваются с понятием эскиза. Необходимо обратить их внимание на требования, предъявляемые к эскизам. Эскиз изделия часто выполняется несоразмерно, непропорционально, то есть не соблюдается одно из требований к нему. Поэтому следует объяснить учащимся, что понятие эскиза в черчении и технологии одинаково. На уроках по моделированию учитель должен поощрять любую выдумку учениц, так как у них еще не сформирован вкус.
На уроках по моделированию можно использовать инновационные формы проведения занятий. Например, с помощью программы «PAINT» на чертеже основы можно изменить линию низа изделия, форму карманов, линию верхнего среза и т. д.
На уроках по моделированию передника при проверке знаний и умений можно провести дидактическую игру. Дидактические игры способствуют активизации мыслительной деятельности учащихся, вызывают живой интерес к предмету и помогают усваивать учебный материал. С помощью игры можно привить ученицам стремление пополнять недостающие знания, совершенствовать специальные умения и навыки, необходимые для повышения творческой активности. Игровая ситуация помогает снять чувство усталости, усиливает непроизвольное запоминание. В игре ярче и полнее раскрываются способности детей, их индивидуальность. Создавая игровые моменты при проверке качества знаний на уроках технологии необходимо учитывать интересы учащихся.
4. Творческое проектирование.
Творческое проектирование или выполнение творческих проектов занимает в программе образовательной области "Технология" видное место. Программа предусматривает выполнение учащимися 2-11 классов ежегодно не менее одного творческого проекта. Под творческим проектом понимается учебно-трудовое задание, активизирующее деятельность учащихся, в результате которого ими создаётся продукт, обладающий субъективной, а иногда и объективной новизной. В основе создания творческого проекта лежит процесс творчества учителя и ученика. Слово "творчество" происходит от слова "творить", т.е. в общественном смысле это означает "искать", изобретать и создавать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте – индивидуальном или общественном. В психолого-педагогическом определении творчества отражается момент субъективной значимости этого процесса, т.е. творчество есть деятельность, способствующая созданию, открытию чего-либо ранее неизвестного для данного субъекта.
Творчество – это исследование. Человек исследует, а это значит, что он наблюдает и познаёт окружающий нас мир. Поисковая творческая деятельность создаёт все материальные и духовные ценности. Элементы творчества могут присутствовать в самых различных видах деятельности человека: в создании новой техники, пошиве одежды, приготовлении пищи, рукоделии.
В основе творчества лежит система творческого воспитания, которая обусловлена двумя основными принципами:
–индивидуальной-заинтересованностью;
– социальной значимостью.
Система творческого воспитания должна строиться на свободе творчества школьников, которая имеет глубокий педагогический смысл, т.к. расширяет умственный кругозор учащегося, усиливает продуктивность его фантазии, вызывает положительные эмоции, возбуждает активность, волю к действию, помогает с большей настойчивостью и изобретательностью преодолевать трудности, приобретать без принуждения трудовые навыки, нередко весьма сложные. Чем опытнее становятся ученики, тем сложнее их творческие замыслы, тем больше они предъявляют требований к себе в отношении техники выполнения и результата деятельности по сравнению с намерениями. Рассматривая процесс творчества, следует обращать внимание на формирование творческого климата среди учащихся, сам творческий процесс, наличие у учащихся творческих способностей и определение творческой личности. Творческие способности присущи любому человеку, любому нормальному ребёнку, только нужно вовремя их раскрыть и развить. Элементы творчества проявляются в решении повседневных жизненных задач, их можно наблюдать в обычном школьном учебном процессе, они проявляются в самостоятельности личности.
Логика подтверждает, что чем больше идей порождает человек, тем больше шансов, что среди них будут хорошие идеи.
Опыт показывает, что если с раннего возраста детей включать в творческую деятельность, то у них развиваются пытливость ума, гибкость мышления, память, способность к оценке, видение проблемы, способность предвидения и других качества, характерные для человека с развитым интеллектом. С возрастом эти качества совершенствуются, укрепляются и становятся неотъемлемыми чертами личности человека.
Можно ли и нужно ли руководить творчеством детей? Можно ли вмешиваться в их творчество?
Можно и нужно, так как творчество школьника по самой природе – деятельность кооперативная, которая осуществляется при непосредственном участии взрослого, т.е. учителя. Чтобы такое участие оказало положительное влияние на подростка, а руководство развитием школьника было эффективным, необходимо уяснить, как и когда возникают предпосылки творческой активности личности.
Следует помнить, что предметы творчества следует рассматривать не только как предметы, обучающие каким-то трудовым и конструктивно-художественным навыкам и знаниям, а как предметы, формирующие мышление, эмоциональную деятельность. Они связаны с природой, этикой, эстетикой, наукой, техникой и другими сферами деятельности, окружающими человека.
Подросток чувствует себя творцом. Он создает продукт своего творчества, который доставляет радость и ему, и взрослым. Школьник видит, как серьёзно оценивают его работу, и сам серьёзно относится к ней. Только тогда можно ожидать хороших результатов, когда процесс творчества учащихся имеет серьёзную организацию.
Творческая деятельность ученика не может выйти за пределы имеющихся у него знаний. Значит, эти знания он должен получить на уроке. Учитель также обязан научить ученика навыкам и приёмам работы, которые были бы нужны ему для создания запроектированных изделий. Кроме того, творческий процесс не исключает знаний технологии выполнения изделий, правил безопасности труда. Здесь от учителя требуются огромные усилия, такт, чтобы поддержать школьника, не допускать разочарования в своих силах, отказу от творчества по "неумению".
Выполнение учащимися творческих проектов следует рассматривать не только как процесс, направленный на ознакомление учеников с разнообразным миром предметов и развитием их способностей, но и как один из эффективных способов трудового воспитания и политехнического образования.
Подростковая проектная деятельность – это такая деятельность, в основе которой лежит активизация творческой, познавательной и практической составляющих, в результате которой школьник производит продукт, обладающий субъективной (иногда объективной) новизной.
Изменение социальной позиции подростка, его стремление занять определенное место в жизни находят отражение в резко повышенной потребности оценить самого себя как полезного для общества.
Любая деятельность человека состоит из следующих элементов: потребность, мотив, цель, задачи, действия, операции.
Потребность – состояние человека, отражающее его нужду в чём-либо или в ком-либо. Всякие действия и поступки человека определяются потребностями.
Мотивация – процесс преобразования потребности в деятельность, направленную на удовлетворение этой потребности.
Деятельность учащихся можно рассматривать в 2 этапа: трудовую и учебную. На трудовом этапе происходит становление деятельности, а на втором – приобретённые знания, умения и навыки выступают средством выполнения деятельности, а также учащиеся здесь получают новые знания.
В процессе выполнения творческих проектов – целенаправленная проектная деятельность имеет прямым и главным результатом изменение самого субъекта.
Развитием творческой активности является формирование мотивов, стимулирующих личность к самостоятельным творческим действиям, к проявлению собственной уникальности, включение учащихся в процесс творческого поиска нестандартных решений, возможность демонстрации продуктов учебно-творческой деятельности.
Целенаправленная работа по выполнению творческих проектов способствует развитию творческой активности при соблюдении следующих педагогических условий: сформированность положительной мотивации учащихся на творческую деятельность, характеризующейся стремлением к творческой самореализации; стимулировании учителем развития творческой активности школьников; включении учащихся в активную творческую деятельность на основе сотворчества учителя и ученика.
Выводы.
Работая над развитием творческой активности детей, я заметила, что у них появился устойчивый интерес к технологическому творчеству, который способствует пониманию структуры и состава технологического процесса в обобщенном виде и обеспечивает перенос усвоенных знаний в самые разнообразные ситуации.
Повысился уровень самостоятельности, изобретательской активности, мастерства учащихся, появились результаты влияния такой работы на детей. Учащиеся из объекта деятельности превратились в субъект, которому дозволено творить, порождать новое. А ведь это именно то, без чего ребенок просто не может существовать, без чего не может в полной мере развиваться его личность, его индивидуальность. И если мы хотим видеть своих детей всесторонне развитыми, творчески свободными личностями, то, вступая в контакт с ними, должны уметь понять их мотивы и потребности и умело направлять ход их развития.
Дети с интересом берутся за выполнение самых сложных проектов и часто находят интересные способы их решения.
С усилением стремления к творческой активности, постепенно увеличивался объём работы на уроке, как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности детей.
Ребята ждут новых интересных заданий, сами проявляют инициативу в их поиске. Улучшается и общий психологический климат на уроках: ребята не боятся ошибок, помогают друг другу, с удовольствием участвуют в различных мероприятиях, проводимых как в школе, так и на городском уровне.
Таким образом, широко используя различные приемы активизации творческой активности и применяя их в учебном процессе, я добиваюсь положительных результатов в обучении и воспитании школьников.
Список литературы:
1. Закон «Об образовании» от 10.07.1992года №3266 (с изменениями и дополнениями);
2. Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10 №1897);
3. Примерная программа по технологии для учащихся 5-9 классов, М.: Просвещение, 2010 год (стандарты второго поколения);
4. Программа основного общего образования «Технология. Обслуживающий труд» рекомендованная Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2010г. Авторы программы: М.В.Хохлова, П.С.Самородский, Н.В.Синица, В.Д.Симоненко;
5. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. – М: Знание, 1981.– 96с. – (Новое в жизни, науке, технике. сер. «Педагогика и психология» №10)
6. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ(глава 2, ст.10);
7. Федеральный Государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства Образования и Науки РФ от 17.12.10 №1897);
8. Примерная программа по технологии для учащихся 5-9 классов, М.: Просвещение, 2010 год (стандарты второго поколения);
9. Программа основного общего образования «Технология. Обслуживающий труд» рекомендованная Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2010г.;
10. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М., 1981. — 240 с
11. Генезис сенсорных способностей, 1976, с. 240—241
|