3 слайд
Любой урок как звено системы обучения обладает определённым воспитательным потенциалом – совокупностью имеющихся возможностей для воспитания учащихся.
Обучение обязательно воспитывает, формирует у школьников определённые взгляды, убеждения, качества личности. Однако воспитательный процесс на уроке необходимо организовывать и направлять исходя из целей и задач воспитания; только в этом случае результат воспитания будет соответствовать его цели.
4 слайд
Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Системно - деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.
5 слайд
Личностные универсальные учебные действия
Личностные УУД(нравственно-оценочные умения) - оценка своих и чужих поступков
Выражаются формулами:
«Я и природа»,
«Я и другие люди»,
«Я и общество», «Я и познание»,
«Я и Я», что позволяет ребенку выполнять разные социальные роли («гражданин», «школьник», «ученик», «собеседник», «одноклассник», «пешеход» и др.).
6 слайд
Личностное определение - это самопознание, представление о самом себе, знание о том, кто я, какими качествами я обладаю, что для меня приоритетно, что главное,
– что во мне хорошо, а что плохо (личные качества, черты характера),
– что я хочу (какие цели я ставлю)
– что я могу (представление о своих возможностях )
– что я делаю с удовольствием, а что – нет (какие мотивы я преследую),
– что у меня получается хорошо, а что нет (свои результаты, наиболее заметные достижения)
7 слайд
Одной из составляющих Личностных УУД является развитие самооценки (рефлексии), которая необходима как базовый компонент и должна быть сформирована при поступлении в школу..
Самооценка отражает степень развития у ребенка чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его Я.
Учитель должен научить ребенка адекватно выражать свои изменения.
Самооценка начинается там, где ребенок сам участвует в производстве оценки — в выработке ее критериев, в применении этих критериев к разным конкретным ситуациям. Сравнение своих достижений вчера и сегодня и выработка конкретной самооценки.
8 слайд
Еще одним направлением в личностном определении является действие, связанное с формированием Самоопределения личности. Это представление о том, к какой гендерной группе ты относишься, о семейной роли, о социальной роли и принятие этих ролей. Осознание этнической принадлежности и культурной идентичности, формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности к делам страны, гордости за свою Родину, свой народ, историю своей страны;
Внутренняя позиция ученика одно из проявлений самоопределения, принятие роли ученика, понятие о хорошем и плохом ученике, положительное отношение к школе, к своему новому статусу ученика. Это и профессиональное самоопределение.
9 слайд
Нравственно-эстетическая оценка Отношения нравственности и морали пронизывают всю нашу жизнь, в том числе и учебную деятельность, отношения с учителями, со сверстниками.
Нравственно-эстетическая оценка ученика это: способность соотносить свои поступки с общепринятыми этическими и моральными нормами, способность оценивать свое поведения и поступки, понимание основных моральных норм: взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности; нравственно – эмоциональной отзывчивости на основе способности к восприятию чувств других людей; установки на здоровый и безопасный образ жизни;
10 слайд
Эмоциональная отзывчивость ребенка воплощается в положительном отношении к миру, в желании помочь окружающим людям ,в сопереживании в распознавании эмоциональных состояний других людей, в интересе к внутреннему миру другого человека. Эмоционально –отзывчивые дети умеют заглянуть в себя фиксировать свои ощущения, ставить себя на место другого человека, деятельно отзываются на просьбы о помощи, проявляют заботу, сочувствие.
11 слайд
Регулятивные УУД (организация умения)-организация своих дел.
Отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).
12 слайд
Несомненно, овладение этими действиями является огромным преимуществом для школьника, поскольку он:
1. Может поставить учебную или воспитательную задачу.
2. Может составить план и последовательность действий.
3. Составить прогноз деятельности.
4. Контролирует и оценивает процесс и результаты деятельности .
5. Вносит необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия.
6. Способен преодолевать учебные трудности, адекватно реагировать на ошибки.
13 слайд
Коррекция
–Ученик вносит необходимые дополнения и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
Ученик ориентируется, на сопоставление плана и реального процесса, обнаружение ошибок и отклонений, внесение соответствующих исправлений
14 слайд
Не менее важные компоненты учебно -воспитательной деятельности – контроль и оценка.
Формирование оценочной самостоятельности начинается с первых дней пребывания ребёнка в школе. Наша задача — научить учеников самостоятельно оценивать свой труд.
Оценивание достижений происходит не в сравнении с другими, а с самим собой, сегодняшний результат с предыдущим, где поощряется любое незначительное достижение. Преимущество оценки заключается в том, что она позволяет увидеть ученику свои сильные и слабые стороны.
Рефлексивный контроль сформирован если :Ученик самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные не соответствием усвоенного способа действия и условий задачи, вносит коррективы и контролирует соответствие действий способу.
15 слайд
Саморегуляция
Способность к саморегуляции играет важную роль в организации сложных форм произвольной деятельности, к которым в первую очередь относится учение.
16 слайд
Критериями сформированности у учащегося произвольной саморегуляции своего поведения и деятельности выступают следующие умения: выбирать средства для организации своего поведения; помнить и удерживать правило, инструкцию во времени; планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу и правилу;предвосхищать результаты своих действий и возможные ошибки; начинать выполнение действия и заканчивать его в требуемый временной момент; тормозить реакции, не имеющие отношения к цели.
17 слайд
Коммуникативные УУД это действия, обеспечивающие социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
18 слайд
Сотрудничество – это один из параметров социального окружения, который является источником развития в школьном возрасте. Благодаря сотрудничеству ученик приобретает уверенность в своих знаниях и умениях . Развитие высших психических функций, согласно Л. С. Выготскому, происходит во время совместной деятельности, из формы коллективных взаимоотношений и взаимодействий.
19 слайд
Главными показателями развития у ребенка сотрудничества на уроке, можно считать :
-умение договариваться,
-находить общее решение практической задачи даже в неоднозначных и спорных обстоятельствах;
-умение не просто высказывать, но и аргументировать свое предложение, умение и убеждать, и уступать;
-способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов, умение с помощью вопросов выяснить недостающую информацию;
-способность брать на себя инициативу в организации совместного действия, а также осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения
20 слайд
Построение речевых высказываний
как коммуникативное действие предполагает умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.
21 слайд
Главными показателями развития Построения речевых высказываний на уроке, можно считать , когда ученик:
с достаточной полнотой и точностью может выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;
- представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- использовать речь для регуляции своего действия и действий партнера;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое контекстное высказывание, владеть диалогической формой речи;
- отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.
22 слайд
Умение слушать и слышать
С точки зрения психологии
«Слушать» и «слышать» - два близких, но по сути разных умения.
Распространенная проблема в воспитании детей — они вас вроде бы слушают, но не слышат. Ведь слушать и слышать — это разные вещи. Умение слушать связано с концентрацией внимания и зависит от работы мозга, а умение слышать является функцией ушей. Именно умение слушать — один из основных коммуникативных навыков.
23 слайд
Главными показателями развития Умения слушать и слышать на уроке, можно считать :
-Двусторонняя связь-это диалог между учителем и учеником.
-Ученик реагирует невербальными сигналами, комментариями и вопросами.
-Ученик-полностью вовлечен и реагирует на идеи, представленные учителем.
-Схватывает полностью все сообщение — факты и эмоции, вербальные и невербальные компоненты
-Ученик анализирует, оценивает и резюмирует
24 слайд
Коммуникативные действия учащегося, направленные на согласование действий с партнером по достижению общей цели; на организацию и осуществление совместной деятельности.
• Умение договариваться, находить общее решение.
• Умение аргументировать, убеждать и уступать.
• Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов.
• Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.
25 слайд
Доказательство и обоснованность собственного мнения
В правах учащегося прописано:
Каждый учащийся имеет
- Право на свободное выражение собственных взглядов, убеждений и мнений в корректной форме, не унижающей прав других людей. Взглядам учащегося уделяется должное внимание в соответствии с его возрастом и зрелостью.
- Право быть выслушанным.
26 слайд
Иметь собственное мнение и уметь выражать его , доказывать является важным качеством. Без этого, не возможно, считать человека личностью.
Выражение ребенком собственного мнения неразрывно связано с его умением, аргументировано, это мнение, отстаивать.
Формируя у детей навык аргументации и выражения своего мнения полезно прививать
- уважительное отношение к чужой точке зрения.
-Уметь выслушать собеседника, понять, что чужая точка зрения тоже имеет право на существование.
Работа по формированию у учеников в воспитательном и учебном процессе. навыков выражения собственного мнения и его аргументации. нацеливает на последовательное введение ребенка в социальный мир
27 слайд
вывод
К настоящему времени в практике школьного обучения работа по развитию универсальных учебных действий, как психологической составляющей образовательного процесса, осуществляется стихийным образом. Стихийный и случайный характер развития универсальных учебных действий находит отражение в острых проблемах школьного обучения и воспитания - в низком уровне мотивации и познавательной инициативы учащихся, способности учащихся регулировать учебную и познавательную деятельность, недостаточной сформированности общепознавательных и логических действий, и как следствие школьной дезадаптации, росте девиантного поведения.
Альтернативой сложившемуся положению должно стать целенаправленное планомерное формирование универсальных учебных действий с заранее заданными свойствами, такими как осознанность, разумность, высокий уровень общения и готовность применения в различных предметных областях, критичность, освоенность.
28 слайд
Упражнения на развитие саморегуляции и
на умение слушать и слышать
|