| 
 
 Викторина "Тайны славянской азбуки: путешествие с Кириллом и Мефодием" 
|  (2.96 Mb) | 08.08.2025, 18:32 |  | Лукоянов Роман Денисович |  | учитель русского языка и литературы, ГБОУ "Васильевская кадетская школа-интернат им. Героя Советского Союза Н. Волостнова" |  | 
				
			 ВведениеНастоящая пояснительная записка описывает содержание и цели викторины «Тайны славянской азбуки: Путешествие с Кириллом и Мефодием», предназначенной для учащихся 4-5 классов. Викторина призвана в увлекательной и доступной форме познакомить школьников с историей создания славянской письменности, жизнью и деятельностью святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, а также с основами церковнославянского языка и его влиянием на современный русский язык. Мероприятие приурочено ко Дню славянской письменности и культуры (24 мая).
 
 Цели и задачи викторины
 Образовательные цели:
 Познакомить учащихся с ключевыми фактами биографии Кирилла и Мефодия, их ролью в формировании славянской письменности и культуры.
 Дать начальное представление о церковнославянском языке, его алфавите и числительных.
 Показать преемственность современного русского языка от старославянского.
 Расширить словарный запас учащихся, познакомив их с некоторыми старославянскими словами.
 Развивающие цели:
 Развивать логическое мышление, смекалку, внимание и память.
 Формировать навыки работы в команде, взаимопомощи и сотрудничества.
 Развивать познавательный интерес к истории родного языка и культуры.
 Стимулировать творческие способности при решении нестандартных задач.
 Воспитательные цели:
 Воспитывать уважение к историческому прошлому своей страны и её культурному наследию.
 Формировать чувство гордости за славянских просветителей и их великий подвиг.
 Прививать любовь к чтению и изучению русского языка.
 
 Формат проведения и описание заданий
 Викторина проводится в формате командной игры (2-4 команды), что способствует развитию навыков коллективной работы. Общая продолжительность викторины – 45 минут. Задания разнообразны и включают в себя элементы лингвистики, математики, логики и истории, что делает процесс познания динамичным и увлекательным для детей данного возраста.
 
 Ход урока:
 I. Мотивация
 Представьте, что вы живете в мире без Интернета, без книг, без возможности написать письмо другу. Трудно? А ведь так жили наши предки до появления двух удивительных людей.
 Сегодня мы будем не просто отвечать на вопросы, а разгадывать секреты, которые позволили нам сегодня читать, писать и учиться. Мы поговорим о:
 • Настоящих культурных героях, чье изобретение изменило мир.
 • Приключениях и опасностях, подстерегавших их на пути.
 • И о том, как их дело живет и развивается до сих пор.
 Готовы узнать, кто эти загадочные люди и как они связаны с нашей современной жизнью? Тогда приготовьтесь, викторина начинается
 II. Работа по теме
 1. Знакомство с жизнью Кирилла и Мефодия.
 Каждой команде раздаются листы с заданием. Это задание, в котором участникам предстоит разгадать серию ребусов. Каждое разгаданное слово из ребуса является частью, из которой в итоге составляется небольшой связный текст, рассказывающий о жизни и деятельности Кирилла и Мефодия.
 
  
  После расшифровки текста необходимо показать мультфильм про жизнь Кирилла и Мефодия.
 2. "Откроем древние свитки" (Перевод текста с церковнославянского языка):
 Описание: Участникам предлагаются короткие, адаптированные для их возраста отрывки текста или отдельные слова на церковнославянском языке. Это могут быть простые существительные (например, "Дѣтьство", "Земля", "Книга"), пословицы, имеющие аналоги в русском языке, или несложные предложения. Задание направлено на развитие интуитивного понимания старых слов и формирование представления о родстве языков. Для облегчения задания выдается азбука церковнославянского языка. Так же может быть предложен небольшой словарик с ключевыми словами или подсказки в виде иллюстраций.
 Пример задания: Переведите слова: "ОКО", "УСТА", "ГЛАГОЛЪ". (Ответы: глаз, рот, слово/речь).
 
  3. "Числа Кирилла и Мефодия" (Решение примеров и запись цифр на церковнославянском языке):
 Описание: В этом блоке дети познакомятся с церковнославянской системой счисления, где числа обозначались буквами. Участникам предлагаются простые математические примеры (сложение, вычитание) с использованием арабских цифр, а ответы необходимо записать церковнославянскими буквами-цифрами. Также могут быть даны церковнославянские числа, которые нужно перевести в арабские. Задание развивает логическое мышление и внимание к деталям, а также знакомит с необычной для современного человека системой счёта.
 
  Пример задания:
 Решите пример: 5 + 3 = ? Запишите ответ на церковнославянском языке. (Ответ: 8 = И).
 
  4. Задание: Расшифруй сообщения. Для этого поочередно выбирай по одной букве из каждой строки.
 Сообщения:
 1. К О Н Г М Т А Е Т Т У Е М О И Б Я Ь Я
 Т М О И С Р Ш Н О Б Д Т Н Г Х О Т С
 2. Б З М А В А Т Б В Е П И И О З А
 Е У Н Я Л С Ь Ы А Т Р Ч Н И Л.
 3. С Е У Т В Ж Ы Л Ш Т А Д Н А С А А Ь
 Л Д Е Д А Д С У А Ь О И Р З К З Т.
 III. Подведение итогов. Считаются баллы каждой команды, по усмотрению учителя выставляются оценки самым активным участникам игры. В процессе игры мы смогли познакомиться с жизнью Кирилла и Мефодия и попробовать себя в роли переводчиков текста.
 
 IV. Рефлексия. Поздравляем победившую команду. Теперь мы поняли, что для победы даже в игре нам нужны знания. Чтобы получить знания, нужно читать книги. Теперь каждая команда поделиться своими впечатлениями и расскажет, что нового узнала в результате сегодняшней игры.
 
 
 |  | Категория: Блоги | Добавил: lukoyanov |  | Просмотров: 56 | Загрузок: 10
| Рейтинг: 0.0/0 |  
 
| Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;) Всего комментариев: 0
 |  |  |  |  |  |  |  |  | 
 
 
 
 |