Сегодня: 16.12.2025
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Золотой ключик от всех дверей - как визуальная поддержка открывает перед детьми с РАС безграничные перспективы в познании мира

СКАЧАТЬ (20.8 Kb) 14.10.2025, 20:16
Пушкарева Анна Михайловна
логопед-дефектолог, МБДОУ "Детский сад №211"
ФИО автора: Пушкарева А.М.
Место работы: МБДОУ «Детский сад №211» г. Нижний Новгород
Должность: логопед-дефектолог

Золотой ключик от всех дверей - как визуальная поддержка открывает перед детьми с РАС безграничные перспективы в познании мира.

Родители, педагоги и другие самые обычные люди, входящие в ограниченный социальный круг маленького особенного ребенка, часто испытывают похожие эмоции и переживания. Нас одолевает чувство, будто ведется беседа с маленьким инопланетянином, жизнь которого подчинена своим законам и правилам, неведомым остальным. Мир для ребенка с РАС это сплошной хаоса и непостоянство. Слова, которые казалось бы вложены в нас с рождения и могут быть легко поняты и сказаны, для них — бессмысленное нагромождение звуков. Как же помочь нашим маленьким гостям с другой планеты? Ответ на самом деле достаточно прост – нужно перевернуть наш постоянно меняющийся мир на 180 градусов, превратив хаос в порядок и структуру, добавить звукам смысл и опору для понимания. В этом помогут особые волшебные инструменты, которые могут стать мостиком в мир ребенка. Это визуальная поддержка.

Представьте, что вы попали в страну, где все говорят на незнакомом языке, а от вас постоянно что-то требуют. Лишь на миг закройте глаза и окунитесь в атмосферу например – китайского Нового года: свет, вспышки, шум, крики, постоянный, шумный нескончаемый калейдоскоп красок и цвета. Что Вы почувствуете в этот момент? Радость, уверенность и спокойствие? Хотелось бы, но к сожалению нет, Вы бы чувствовали тревогу, страх и желание закрыться. Для ребенка с аутизмом это обычный будний день в нашем с вами мире. Визуальные подсказки становятся его «разговорником» и «картой местности».
Давайте же погрузимся в тему более подробно, ответив на несколько вопросов.

«Что это такое»?
Визуальное расписание — это последовательность картинок, которая показывает, что будет происходить в течение дня или отдельной его части. Например: «Завтрак → Занятие → Прогулка → Сон».
Визуальная поддержка — это любые «наглядные помощники»: карточки, показывающие выбор, например, «Яблоко или сок?», напоминают о правиле - «Закрой дверь», или обозначают действие - «помыть руки».

«Почему это эффективно именно для детей с РАС»?
1. «Конкретика». Слово «умывайся» ребенок услышал и возможно даже сразу понял сегодня, но завтра оно может «испариться» из его памяти. В то же время картинка «Умывание», прикрепленная на зеркало, — это постоянный, понятный, невербальный сигнал.
2. «Снижение тревоги». Ребенок не знает и не может предположить, что он будет делать после прогулки. Его это пугает и может вызвать негативную реакцию отвержения окружающего. Расписание дает ему предсказуемость. Он постоянно видит, что последует за прогулкой и настраивается на дальнейшее действие, например, на обед. Мир становится упорядоченным и безопасным.
3. «Развитие речи». Речь начинается только тогда, когда понимается повторяемое слово, когда ребенок может выстроить внутреннюю программу проговаривания, осознав его образ. Картинка — это и есть тот самый зрительный образ. Мы сначала учим его понимать слово «яблоко» через карточку, и только потом ждем, его произнесения.
4. «Самостоятельность». Ребенок сам может посмотреть на расписание и понять, что делать дальше. Это снижает зависимость от постоянных словесных подсказок взрослых и дает ему неоценимое чувство контроля над ситуацией: «Я все сделал сам!».

«Как мы это используем в саду? И как можно использовать визуальную поддержку дома?»
1. «Сначала — Потом» — магия простой последовательности.
Это основа основ. Мы показываем две картинки, где изображено два события: что произойдет сейчас и что будет после этого, например: сначала – обед, потом – конфета.
Вариант использования в детском саду: «Сначала занятие (собираем пазл), потом сюрприз».
Дома: «Сначала уберём машинки (картинка «уборка»), потом мультик (картинка «телевизор»)».
Эта структура помогает справиться с отказом, выраженном в негативизме, и мотивирует ребенка к деятельности.
2. Расписание дня.
Утром родители дома, а специалисты в детском саду вместе с ребенком выстраивают ряд картинок, наглядно описывающий весь его день. Он в любой момент может подойти и посмотреть, что было и что будет. Это снимает 90% истерик, вызванных непониманием окружающего.
3. Визуальный выбор.
Вместо вопроса «Что ты будешь пить?» (слишком сложного в формулировке для понимания речи и слишком абстрактного для понимания пределов выбора), предлагается две карточки: сок и вода. Ребенок может просто показать пальцем, сделав самостоятельный выбор. Это первый шаг к коммуникации.
4. Напоминание о правилах.
Картинка: «Сидим на стуле» на столе, «Говори тише» в игровой зоне, «Моем руки» в ванной. Это работает лучше, чем многократные повторения.

«С чего начать дома»?
1. Не усложнять. Начинать нужно с 2-3 самых проблемных моментов дня (например, одевание, умывание, прием пищи).
2. Быть последовательным. Показывайте карточку каждый раз в одной и той же ситуации.
3. Использовать реальные фото. Необходима максимальная конкретика, четкая визуализация и ориентир на ребенка. Необходимо сфотографировать его зубную щетку, его тарелку, его кровать. Для детей с РАС личные вещи на фото понятнее, чем нарисованная абстрактная картинка.
4. Делать все совместно. Разрешить ребенку самому приклеить карточку на липучку или отнести ее на место.
Визуальная поддержка — это не упрощение жизни, уничтожающее мотивацию детей к переходу на более высокую ступень восприятия, а ключ, который открывает дверь в сознание особенного ребенка. Это способ сказать ему: «Я тебя понимаю. Я помогу тебе понять этот мир».

Список литературы
1. McClannahan, L. E., & Krantz, P. J. (2010). «Расписания для детей с аутизмом: как научить самостоятельному поведению» (перевод с англ.).
2. Bondy, A., & Frost, L. (2001). «The Picture Exchange Communication System (PECS) Training Manual».
3. Гринспен, С., Уидер, С. (2013). «На ты с аутизмом: Использование методики Floortime для развития отношений, общения и мышления».
4. Стивен фон Течнер, Харальд Мартинсен (2021). «Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию: жесты и графические символы для людей с нарушениями развития».
5. Делани, Т. (2018). «Развитие основных навыков у детей с аутизмом. Эффективная методика игровых занятий с особыми детьми».
6. Ирис Юханссон (2017). «Особое детство».
7. Фонд «Обнаженные сердца».
8. Центр проблем аутизма.
9. Mayer-Johnson (Division of Tobii Dynavox).


Категория: Блоги | Добавил: annapushkareva
Просмотров: 31 | Загрузок: 13 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
Всероссийский творческий конкурс, посвященный Символу года "Лошадка Деда Мороза"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Волшебница-Зима"
X Всероссийский творческий конкурс "Совушка - умная головушка"
XXXVIII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
XII Всероссийский творческий конкурс "Марш ёлочных игрушек"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мультпарад"
XVII Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"
XVII Всероссийский творческий конкурс про животных "Дикие, домашние и очень-очень важные"


© 2012 - 2025 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте





Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
Тел. 89277797310 Эл. адрес: info@pochemu4ka.ru
Информация на сайте обновлена: 16.12.2025

ИП Власова Наталья Владимировна ИНН 631943037284
ОГРНИП № 317631300102947


Политика конфиденциальности

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог