ФИО автора: Пушкарева А.М.
Место работы: МБДОУ «Детский сад №211» г. Нижний Новгород
Должность: логопед-дефектолог
Золотой ключик от всех дверей - как визуальная поддержка открывает перед детьми с РАС безграничные перспективы в познании мира.
Родители, педагоги и другие самые обычные люди, входящие в ограниченный социальный круг маленького особенного ребенка, часто испытывают похожие эмоции и переживания. Нас одолевает чувство, будто ведется беседа с маленьким инопланетянином, жизнь которого подчинена своим законам и правилам, неведомым остальным. Мир для ребенка с РАС это сплошной хаоса и непостоянство. Слова, которые казалось бы вложены в нас с рождения и могут быть легко поняты и сказаны, для них — бессмысленное нагромождение звуков. Как же помочь нашим маленьким гостям с другой планеты? Ответ на самом деле достаточно прост – нужно перевернуть наш постоянно меняющийся мир на 180 градусов, превратив хаос в порядок и структуру, добавить звукам смысл и опору для понимания. В этом помогут особые волшебные инструменты, которые могут стать мостиком в мир ребенка. Это визуальная поддержка.
Представьте, что вы попали в страну, где все говорят на незнакомом языке, а от вас постоянно что-то требуют. Лишь на миг закройте глаза и окунитесь в атмосферу например – китайского Нового года: свет, вспышки, шум, крики, постоянный, шумный нескончаемый калейдоскоп красок и цвета. Что Вы почувствуете в этот момент? Радость, уверенность и спокойствие? Хотелось бы, но к сожалению нет, Вы бы чувствовали тревогу, страх и желание закрыться. Для ребенка с аутизмом это обычный будний день в нашем с вами мире. Визуальные подсказки становятся его «разговорником» и «картой местности».
Давайте же погрузимся в тему более подробно, ответив на несколько вопросов.
«Что это такое»?
Визуальное расписание — это последовательность картинок, которая показывает, что будет происходить в течение дня или отдельной его части. Например: «Завтрак → Занятие → Прогулка → Сон».
Визуальная поддержка — это любые «наглядные помощники»: карточки, показывающие выбор, например, «Яблоко или сок?», напоминают о правиле - «Закрой дверь», или обозначают действие - «помыть руки».
«Почему это эффективно именно для детей с РАС»?
1. «Конкретика». Слово «умывайся» ребенок услышал и возможно даже сразу понял сегодня, но завтра оно может «испариться» из его памяти. В то же время картинка «Умывание», прикрепленная на зеркало, — это постоянный, понятный, невербальный сигнал.
2. «Снижение тревоги». Ребенок не знает и не может предположить, что он будет делать после прогулки. Его это пугает и может вызвать негативную реакцию отвержения окружающего. Расписание дает ему предсказуемость. Он постоянно видит, что последует за прогулкой и настраивается на дальнейшее действие, например, на обед. Мир становится упорядоченным и безопасным.
3. «Развитие речи». Речь начинается только тогда, когда понимается повторяемое слово, когда ребенок может выстроить внутреннюю программу проговаривания, осознав его образ. Картинка — это и есть тот самый зрительный образ. Мы сначала учим его понимать слово «яблоко» через карточку, и только потом ждем, его произнесения.
4. «Самостоятельность». Ребенок сам может посмотреть на расписание и понять, что делать дальше. Это снижает зависимость от постоянных словесных подсказок взрослых и дает ему неоценимое чувство контроля над ситуацией: «Я все сделал сам!».
«Как мы это используем в саду? И как можно использовать визуальную поддержку дома?»
1. «Сначала — Потом» — магия простой последовательности.
Это основа основ. Мы показываем две картинки, где изображено два события: что произойдет сейчас и что будет после этого, например: сначала – обед, потом – конфета.
Вариант использования в детском саду: «Сначала занятие (собираем пазл), потом сюрприз».
Дома: «Сначала уберём машинки (картинка «уборка»), потом мультик (картинка «телевизор»)».
Эта структура помогает справиться с отказом, выраженном в негативизме, и мотивирует ребенка к деятельности.
2. Расписание дня.
Утром родители дома, а специалисты в детском саду вместе с ребенком выстраивают ряд картинок, наглядно описывающий весь его день. Он в любой момент может подойти и посмотреть, что было и что будет. Это снимает 90% истерик, вызванных непониманием окружающего.
3. Визуальный выбор.
Вместо вопроса «Что ты будешь пить?» (слишком сложного в формулировке для понимания речи и слишком абстрактного для понимания пределов выбора), предлагается две карточки: сок и вода. Ребенок может просто показать пальцем, сделав самостоятельный выбор. Это первый шаг к коммуникации.
4. Напоминание о правилах.
Картинка: «Сидим на стуле» на столе, «Говори тише» в игровой зоне, «Моем руки» в ванной. Это работает лучше, чем многократные повторения.
«С чего начать дома»?
1. Не усложнять. Начинать нужно с 2-3 самых проблемных моментов дня (например, одевание, умывание, прием пищи).
2. Быть последовательным. Показывайте карточку каждый раз в одной и той же ситуации.
3. Использовать реальные фото. Необходима максимальная конкретика, четкая визуализация и ориентир на ребенка. Необходимо сфотографировать его зубную щетку, его тарелку, его кровать. Для детей с РАС личные вещи на фото понятнее, чем нарисованная абстрактная картинка.
4. Делать все совместно. Разрешить ребенку самому приклеить карточку на липучку или отнести ее на место.
Визуальная поддержка — это не упрощение жизни, уничтожающее мотивацию детей к переходу на более высокую ступень восприятия, а ключ, который открывает дверь в сознание особенного ребенка. Это способ сказать ему: «Я тебя понимаю. Я помогу тебе понять этот мир».
Список литературы
1. McClannahan, L. E., & Krantz, P. J. (2010). «Расписания для детей с аутизмом: как научить самостоятельному поведению» (перевод с англ.).
2. Bondy, A., & Frost, L. (2001). «The Picture Exchange Communication System (PECS) Training Manual».
3. Гринспен, С., Уидер, С. (2013). «На ты с аутизмом: Использование методики Floortime для развития отношений, общения и мышления».
4. Стивен фон Течнер, Харальд Мартинсен (2021). «Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию: жесты и графические символы для людей с нарушениями развития».
5. Делани, Т. (2018). «Развитие основных навыков у детей с аутизмом. Эффективная методика игровых занятий с особыми детьми».
6. Ирис Юханссон (2017). «Особое детство».
7. Фонд «Обнаженные сердца».
8. Центр проблем аутизма.
9. Mayer-Johnson (Division of Tobii Dynavox).
|