Влияние аэробных нагрузок в воде на функциональное состояние студенток 5 курса ЮУРГУ
(221.0 Kb)
| 21.01.2024, 16:07 |
Вострякова Екатерина Александровна |
тренер-преподаватель, МБУ ДО СШ ЮНИКА |
Введение. Научными исследованиями установлено, что физические упражнения в воде помогают женщинам избавиться от лишнего веса, стимулируют ведение здорового образа жизни, формируют терапевтический и расслабляющий эффект, улучшают общее самочувствие, укрепляют здоровье [1, 3].
Методики, разработанные и используемые для других, более старших возрастных групп, имеют цель по поддержанию сниженных физических кондиций и улучшению состояния здоровья занимающихся. В нашем случае основным результатом занятий аквааэробикой является эффект повышения физической подготовленности девушек, антропометрических и функциональных показателей состояния их организма. Этот эффект достигается посредством разработки и применения методики, предусматривающей более интенсивные нагрузки на организм девушек исключительно за счет выполнения упражнений в водной среде [2].
Не секрет, что студентки вузов уделяют особое внимание красоте, гибкости, подвижности своего тела и поэтому стремятся заниматься упражнениями, которые способствуют развитию гармоничного телосложения, поскольку это привлекает внимание у представителей противоположного пола. Студенток в значительной степени не удовлетворяют только традиционные средства физического воспитания, используемые на занятиях по физической культуре [3]. У них отмечается повышенный интерес к различным видам оздоровительной аэробики на суше (степ, слайд, джаз, танцевальная аэробика) и в воде (гидро- и аквааэробика) [2, 5]. Следовательно анализ эффективности влияния аквааэробики на функциональное состояние студенток 5 курсов является актуальным и своевременным.
Организация и методы исследования Исследование проводилось с 2007 по 2010 учебный год с участием 40 студенток 5 курса на базе учебно-спортивного комплекса Южно-Уральского государственного университета.
Для решения поставленных в эксперименте задач при его реализации были сформированы две группы девушек: контрольная (n=20) и экспериментальная (n=20). Девушки экспериментальной группы участвовали в систематических занятиях аквааэробикой, которые проводились по разработанной программе. Занятия девушек контрольной группы проводились по программе оздоровительной аэробики в спортивном зале. Построение занятий и задаваемые нагрузки были такие же, как и в экспериментальной группе.
Экспериментальная программа включала три комплекса упражнений в воде:
1 Вводный с пониженной интенсивностью упражнений, который предусматривал адаптацию девушек к физическим нагрузкам в условиях водной среды и обучение технике выполнения упражнений в воде, музыкальный темп 125-130 уд/мин., длительность занятий два месяца.
2 Основной с повышенной интенсивностью, который предусматривал выполнение упражнений в меняющихся условиях: периодическое выполнение упражнений на неглубокой и глубокой воде с использованием специализированного оборудования, темп 130-135 уд/мин., длительность три месяца.
3 Тренирующий с высокой интенсивностью, который предусматривал значительное повышение физических нагрузок на организм девушек за счет увеличения количества упражнений, их разнообразия и повышения сложности выполнения, темп 135-140 уд/мин., длительность четыре месяца.
На всех этапах темп выполнения упражнений задавался с помощью музыкального сопровождения.
Все испытуемые на этапах эксперимента проходили врачебный контроль и не имели противопоказаний к занятиям оздоровительной аэробикой и посещению бассейна. Для обеих групп занятия проводились два раза в неделю, продолжительность занятия – один час. Контроль физического состояния участниц эксперимента был организован на основе метода тестирования с регистрацией антропометрических, силовых и функциональных показателей организма.
Результаты и их обсуждение. До начала эксперимента результаты тестов у девушек были практически одинаковыми. Результаты выполнения функциональных тестов демонстрируют влияние занятий в водной среде на величину ЖЕЛ у девушек экспериментальной группы. Результаты наблюдений показали достоверное улучшение изучаемых показателей в экспериментальной группе, прирост которого составил 0,3 л. В контрольной группе – 0,2. Так же в экспериментальной группе намного выше оказался уровень по результатам проба Штанге, где прирост составил 9 с, когда в контрольной группе всего 3 с. и Гарвардский степ-тест, где в экспериментальной группе прирост составил 27,1, а в контрольной только 13,9. По показателю МПК в контрольной группе девушек не произошло существенных изменений, прирост составил 0,77 мл/мин, а в экспериментальной – прирост составил 1,96 мл/мин (рисунок 1).
Рисунок 1 – Диаграмма показателей функционального состояния обследуемых девушек
Средний показатель массы тела у девушек экспериментальной группы уменьшился на 1,2 кг, в контрольной группе на 1,8 кг, это свидетельствует, что в контрольной группе произошли более заметные изменения в массе тела, по причине большего теплообмена. По остальным показателям, в экспериментальной группе результаты оказались выше, чем в контрольной.
Средний показатель окружности талии у девушек в экспериментальной группе уменьшился на 1,3 см, в контрольной – на 0,8 см. По показателю «Окружность живота» в экспериментальной группе данные оказались меньше на 1,1 см, в контрольной – меньше на 0,8 см. Средний показатель окружности бедра в экспериментальной группе изменился на 1 см в лучшую сторону, в контрольной группе на 0,7 см (рисунок 2).
Рисунок 2 – Диаграмма антропометрических показателей у девушек
В экспериментальной группе установлены достоверные значительные улучшения среднегрупповых показателей «Сгибание-разгибание рук в упоре лежа» на 5 раз и «Прыжок вверх с места» на 0,13 см.
По другому показателю физической подготовленности «Приседания» результаты оказались одинаковыми, в обеих группах прирост составил 21 раз (рисунок 3).
Рисунок 3 – Диаграмма показателей физической подготовленности девушек (1 – приседания; 2 – сгибание-разгибание рук в упоре лежа; 3 – прыжок вверх)
Достоверные повышения показателей психоэмоционального состояния у девушек экспериментальной группы, это является результатом положительного влияния водной среды.
По показателю «Самочувствие» в экспериментальной группе прирост составил 0,6 ед., как в контрольной группе только 0,2 ед. В показателе «Настроение» выявлены существенные изменения у девушек экспериментальной группы. Там прирост составил 1,3 ед. В контрольной же группе всего 0,1 ед. По показателю «Активность» существенной разницы в данных не обнаружено. В контрольной группе прирост составил 0,3 ед., а в экспериментальной 0,5 ед (p<0,05) (рисунок 4).
Рисунок 4 – Диаграмма показателей психоэмоционального состояния девушек
Выводы. Во всем мире широкое распространение получило направление в виде организованных упражнений в воде (аквааэробика), которые могут успешно применяться в системе физического воспитания вузов для девушек. На основе разработанной методики с применением комплексов физических упражнений в воде, получены результаты эксперимента для студенток ЮУрГУ, где:.
1 По антропометрическим показателям средний результат массы тела у девушек в контрольной группе оказался меньше, чем в экспериментальной на 0,6 см, по причине большего теплообмена. По остальным показателям, в экспериментальной группе результаты оказались ниже, чем в контрольной.
2 В функциональных тестах в экспериментальной группе получены достоверно лучшие результаты по всем показателям, чем в контрольной. ЖЕЛ увеличилась на 0,3 л в экспериментальной группе и на 0,2 л в контрольной группе. Наибольшая динамика получена в экспериментальной группе в результатах Гарвардского степ-теста (на 13,2 усл.ед) и проба Штанге (на 6 с). По показателю МПК результаты оказались выше в экспериментальной группе на 0,19 мл/мин, чем в контрольной группе.
3 Достоверные повышения показателей психоэмоционального состояния у девушек экспериментальной группы по сравнению с девушками контрольной группы, что, несомненно, является результатом положительного влияния водной среды.
Литература
1 Бальсевич, В.К. Физическая активность человека / В.К. Бальсевич, В.Н. Запорожанов. – Киев: Здоровье, 1991. – 482 с.
2 Булгакова, Н.Ж. Водные виды спорта: Учебник для студ. высш. учебн. Заведений / Н.Ж. Булгакова, М.Н. Максимова, Н.М. Маринич и др. – М.: Изд. центр «Академия», 2003. – 320 с.
3 Виленский, М.Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студентов: учеб пособие / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. – М.: Гардарики, 2007. – 218 с
4 Дубровский, В.И. Спортивная физиология: Учеб. для сред. и высш. учеб. заведений по физической культуры / В.И. Дубровский. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 462 с.
5 Лисицкая, Т.С. Тестирование физической подготовленности в аэробике / Т.С. Лисицкая, П.В. Сиднева. – М., 2001.
6 Рохлов, В.С. Практикум по анатомии и физиологии человека: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издат. центр «Академия», 1999. – 160 с.
|
Категория: Блоги | Добавил: spongebio
|
Просмотров: 115 | Загрузок: 3
| Рейтинг: 0.0/0 |
Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;) Всего комментариев: 0 | |
|
|
|
|
|