Сегодня: 18.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Влияние аэробных нагрузок в воде на функциональное состояние студенток 5 курса ЮУРГУ

СКАЧАТЬ (221.0 Kb) 21.01.2024, 16:07
Вострякова Екатерина Александровна
тренер-преподаватель, МБУ ДО СШ ЮНИКА
Введение. Научными исследованиями установлено, что физические упражнения в воде помогают женщинам избавиться от лишнего веса, стимулируют ведение здорового образа жизни, формируют терапевтический и расслабляющий эффект, улучшают общее самочувствие, укрепляют здоровье [1, 3].
        
Методики, разработанные и используемые для других, более старших возрастных групп, имеют цель по поддержанию сниженных физических кондиций и улучшению состояния здоровья занимающихся. В нашем случае основным результатом занятий аквааэробикой является эффект повышения физической подготовленности девушек, антропометрических и функциональных показателей состояния их организма. Этот эффект достигается посредством разработки и применения методики, предусматривающей более интенсивные нагрузки на организм девушек исключительно за счет выполнения упражнений в водной среде [2].


Не секрет, что студентки вузов уделяют особое внимание красоте, гибкости, подвижности своего тела и поэтому стремятся заниматься упражнениями, которые способствуют развитию гармоничного телосложения, поскольку это привлекает внимание у представителей противоположного пола. Студенток в значительной степени не удовлетворяют только традиционные средства физического воспитания, используемые на занятиях по физической культуре [3]. У них отмечается повышенный интерес к различным видам оздоровительной аэробики на суше (степ, слайд, джаз, танцевальная аэробика) и в воде (гидро- и аквааэробика) [2, 5]. Следовательно анализ эффективности влияния аквааэробики на функциональное состояние студенток 5 курсов является актуальным и своевременным.
        
Организация и методы исследования Исследование проводилось с 2007 по 2010 учебный год с участием 40 студенток 5 курса на базе учебно-спортивного комплекса Южно-Уральского государственного университета.


Для решения поставленных в эксперименте задач при его реализации были сформированы две группы девушек: контрольная (n=20) и экспериментальная (n=20). Девушки экспериментальной группы участвовали в систематических занятиях аквааэробикой, которые проводились по разработанной программе. Занятия девушек контрольной группы проводились по программе оздоровительной аэробики в спортивном зале. Построение занятий и задаваемые нагрузки были такие же, как и в экспериментальной группе.

Экспериментальная программа включала три комплекса упражнений в воде:
1 Вводный с пониженной интенсивностью упражнений, который предусматривал адаптацию девушек к физическим нагрузкам в условиях водной среды и обучение технике выполнения упражнений в воде, музыкальный темп 125-130 уд/мин., длительность занятий два месяца.
2 Основной с повышенной интенсивностью, который предусматривал выполнение упражнений в меняющихся условиях: периодическое  выполнение  упражнений  на  неглубокой и глубокой воде с использованием специализированного оборудования, темп 130-135 уд/мин., длительность три месяца.
3 Тренирующий с высокой интенсивностью, который предусматривал значительное повышение физических нагрузок на организм девушек за счет увеличения количества упражнений, их разнообразия и повышения сложности выполнения, темп 135-140 уд/мин., длительность четыре месяца.

На всех этапах темп выполнения упражнений задавался с помощью музыкального сопровождения.
Все испытуемые на этапах эксперимента проходили врачебный контроль и не имели противопоказаний к занятиям оздоровительной аэробикой и посещению бассейна. Для обеих групп занятия проводились два раза в неделю, продолжительность занятия – один час. Контроль физического состояния участниц эксперимента был организован на основе метода тестирования с регистрацией антропометрических, силовых и функциональных показателей организма.

Результаты и их обсуждение.  До начала эксперимента результаты тестов у девушек были практически одинаковыми. Результаты выполнения функциональных тестов демонстрируют влияние занятий в водной среде на величину ЖЕЛ у девушек экспериментальной группы. Результаты наблюдений показали достоверное улучшение изучаемых показателей в экспериментальной группе, прирост которого составил 0,3 л. В контрольной группе – 0,2. Так же в экспериментальной группе намного выше оказался уровень по результатам проба Штанге, где прирост составил 9 с, когда в контрольной группе всего 3 с. и Гарвардский степ-тест, где в экспериментальной группе прирост составил 27,1, а в контрольной только 13,9. По показателю МПК в контрольной группе девушек не произошло существенных изменений, прирост составил 0,77 мл/мин, а в экспериментальной – прирост составил 1,96 мл/мин (рисунок 1).


 

Рисунок 1 – Диаграмма показателей функционального состояния обследуемых девушек

Средний показатель массы тела у девушек экспериментальной группы уменьшился на 1,2 кг, в контрольной группе на 1,8 кг, это свидетельствует, что в контрольной группе произошли более заметные изменения в массе тела, по причине большего теплообмена. По остальным показателям, в экспериментальной группе результаты оказались выше, чем в контрольной.
Средний показатель окружности талии у девушек в экспериментальной группе  уменьшился на 1,3 см, в контрольной – на 0,8 см. По показателю «Окружность живота» в экспериментальной группе данные оказались меньше на 1,1 см, в контрольной – меньше на 0,8 см. Средний показатель окружности бедра  в экспериментальной группе изменился на 1 см в лучшую сторону, в контрольной группе на 0,7 см (рисунок 2).



Рисунок 2 – Диаграмма антропометрических показателей у девушек

В экспериментальной группе установлены достоверные значительные улучшения среднегрупповых показателей «Сгибание-разгибание рук в упоре лежа» на 5 раз и «Прыжок вверх с места» на 0,13 см.
По другому показателю физической подготовленности «Приседания» результаты оказались одинаковыми, в обеих группах прирост составил 21 раз (рисунок 3).



Рисунок 3 – Диаграмма показателей физической подготовленности девушек (1 – приседания; 2 – сгибание-разгибание рук в упоре лежа; 3 – прыжок вверх)
Достоверные повышения показателей психоэмоционального состояния у девушек экспериментальной группы, это является результатом положительного влияния водной среды.
По показателю «Самочувствие» в экспериментальной группе прирост составил 0,6 ед., как в контрольной группе только 0,2 ед. В показателе «Настроение» выявлены существенные изменения у девушек экспериментальной группы. Там прирост составил 1,3 ед. В контрольной же группе всего 0,1 ед. По показателю «Активность» существенной разницы в данных не обнаружено. В контрольной группе прирост составил 0,3 ед., а в экспериментальной 0,5 ед (p<0,05) (рисунок 4).



Рисунок 4 – Диаграмма показателей психоэмоционального состояния девушек
Выводы.  Во всем мире широкое распространение получило направление в виде организованных упражнений в воде (аквааэробика), которые могут успешно применяться в системе физического воспитания вузов для девушек. На основе разработанной методики с применением комплексов физических упражнений в воде, получены результаты эксперимента для студенток ЮУрГУ, где:.
1 По антропометрическим показателям средний результат массы тела у девушек в контрольной группе оказался меньше, чем в экспериментальной на 0,6 см, по причине большего теплообмена. По остальным показателям, в экспериментальной группе результаты оказались ниже, чем в контрольной.
2 В функциональных тестах в экспериментальной группе получены достоверно лучшие результаты по всем показателям, чем в контрольной. ЖЕЛ увеличилась на 0,3 л в экспериментальной группе и на 0,2 л в контрольной группе. Наибольшая динамика получена в экспериментальной группе в результатах Гарвардского степ-теста (на 13,2 усл.ед) и проба Штанге (на 6 с). По показателю МПК результаты оказались выше в экспериментальной группе на 0,19 мл/мин, чем в контрольной группе.
3 Достоверные повышения показателей психоэмоционального состояния у девушек экспериментальной группы по сравнению с девушками контрольной группы, что, несомненно, является результатом положительного влияния водной среды.

Литература
1 Бальсевич, В.К. Физическая активность человека / В.К. Бальсевич, В.Н. Запорожанов. – Киев: Здоровье, 1991. – 482 с.
2 Булгакова, Н.Ж. Водные виды спорта: Учебник для студ. высш. учебн. Заведений / Н.Ж. Булгакова, М.Н. Максимова, Н.М. Маринич и др. – М.: Изд. центр «Академия», 2003. – 320 с.
3  Виленский, М.Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студентов: учеб пособие / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. – М.: Гардарики, 2007. – 218 с
4 Дубровский, В.И. Спортивная физиология: Учеб. для сред. и высш. учеб. заведений по физической культуры / В.И. Дубровский. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 462 с.
5 Лисицкая, Т.С. Тестирование физической подготовленности в аэробике / Т.С. Лисицкая, П.В. Сиднева. – М., 2001.
6 Рохлов, В.С. Практикум по анатомии и физиологии человека: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издат. центр «Академия», 1999. – 160 с.


Категория: Блоги | Добавил: spongebio
Просмотров: 115 | Загрузок: 3 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 18.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог