В начале ХХ в. появляются педагогические системы музыкального воспитания, составной частью которых стала музыкально-двигательная деятельность (Ж.-Далькроз, К. Орф), создавались школы (Институт музыки и ритма в Геллерау; школа музыки и танца Гунтершуле), благодаря которым эти идеи широко распространялись и порождали новые направления (выразительный танец, созданный Р. Лабаном и М. Вигман) и новые общественные движения—стремления молодежи развивать своё тело, заниматься гимнастикой и танцами. Издавались произведения о музыкально-педагогических системах («Шульверк» К. Орфа, «Ритм» Э. Ж.-Далькроза).
Так, в системе К. Орфа сочетаются в едином процессе звучание голоса, игра на музыкальных инструментах и движение, возникшее из естественной потребности проявить себя [6].
Ритмическая гимнастика Ж. Далькроза сочетает в себе развитие музыкально ритмического чувства с идеей нравственного совершенствования и «освобождения духа» через мышечно-двигательное переживание музыки [2].
Далькроз считавший, что ритм формирует тело и дух человека, избавляет от физических и психологических комплексов, помогает осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество [3].
В связи с этим вызывают интерес психолого-педагогические исследования (труды) о взаимосвязи эмоций, движений и музыки, о развитии эмоциональной сферы (ребенка) через музыкальное движение.
Дошкольный период считается наиболее благоприятным для становления, как детского творчества, так и креативных качеств личности ребенка.
В.М. Бехтерев в своих работах по развитию музыкального слуха у детей отмечал, что музыка играет значительно большую роль в развитии в отличие от живописи, так как начиная с раннего возраста, способна возбуждать эстетическую эмоцию. В.М. Бехтерев, убежден, что от детально разработанного вопроса о музыкальном воспитании с раннего детского возраста в значительной мере зависит эстетическое, а следовательно, и нравственное развитие человеческой личности [1].
Значимость воспитания эмоционального восприятия и отзывчивости дошкольника в условиях дошкольной образовательной организации во многом обусловлена тем, что, являясь ядром личностного развития, эмоциональная сфера ребенка влияет на его дальнейшее психофизическое, общекультурное, духовно-нравственное становление. Изучением различных аспектов развития эмоциональности взрослеющей личности занимались многие ученые-исследователи: Л.С.Выготский, Н.А. Ветлугина, Б.И.Додонов, А.В.Запорожец, О.П. Радынова, В.Г. Ражников, Л.С.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, Б.М.Теплов и мн. др.).
В тоже время в последние десятилетия педагоги и психологи, в том числе дошкольного образования, говорят о значительных изменениях в эмоциональном развитии современного ребенка, об увеличении количества дошкольников с имеющимися проблемами в развитии эмоциональной сферы. Известные педагоги-музыканты (В.П.Анисимов, Д.К.Кирнарская, Д.Б.Кабалевский, Е.В.Назайкинский, В.Г.Ражников, Н.А.Ветлугина, Б.М.Теплов и др.) отмечая особую значимость эмоционально-образной сущности музыкального искусства, акцентируют внимание на потенциальных возможностях музыкальной деятельности для становления эмоциональной сферы личности ребенка.
На сегодняшний день возросла потребность музыкально-педагогической практики в инновационных педагогических технологиях музыкального образования дошкольников, направленных на раскрытие и развитие творческого потенциала дошкольников, креативного развития целостной личности ребенка.
Видный психолог Б.М. Теплов писал: «В наиболее прямом и непосредственном содержании музыки являются чувства, эмоции, настроения». Благодаря тому, что музыка представляет собой временный вид искусства, она передает смену настроений, переживаний, динамику эмоционально-психологических состояний. «Большое значение в эмоциональном развитии ребенка принадлежит музыке. Б.М. Теплов подчеркивал, что музыка — это, прежде всего, путь к познанию огромного и содержательнейшего мира человеческих чувств. Лишенная своего эмоционального содержания музыка перестает быть искусством» [8]. С этих позиций большое значение в развитии ребенка имеет эмоциональная отзывчивость на музыку.
В музыкально-двигательной работе движение является средством выражения музыки. Движение, связанное с музыкой, всегда сопровождается эмоциональным подъёмом, поэтому оно благотворно влияет и на физическое развитие детей [4, с. 5]. Поэтому с психологической точки зрения, очень важно какое музыкальное произведение звучит для детского движения. Оно должно соответствовать слуху ребёнка, служить его сосредоточением, доступно уровню его развития. Так как то, что превосходит силы ребёнка,—сразу сказывается невозможностью привлечь и удержать его сосредоточенность.
Известно, как колыбельная привлекает ребёнка, действуя на его психику успокоительно. В.М. Бехтерев приводит пример, как 3-летний капризный шаловливый ребёнок, при нежных звуках дуэта из «Пиковой дамы» — успокаивался и забывал о своих капризах. Известен факт, что отношение детей к музыкальным произведениям, с возрастом резко меняется.
Так, В.М. Бехтерев отмечает, что бравурная музыка в раннем детском возрасте не переносится, вызывая у ребёнка слёзы, а со временем оживляет ребёнка, возбуждая радостную эмоцию, как и оживляет детей мирная музыка танцев.
Дошкольника отличает впечатлительность и эмоциональность. Понять содержание музыки без эмоционального "прочувствования" крайне сложно. Поэтому важно на музыкальных занятиях создавать условия для проявления эмоциональной отзывчивости дошкольника и развития его эмоционально-образной сферы.
Восприятие произведений музыкального искусства дошкольниками довольно часто можно охарактеризовать как сложный многоступенчатый процесс – от "поверхностного" общего восприятия (без выявления интонационных особенностей) до постижения и осмысления сущности музыкального искусства как особой формы отражения действительности, как эстетического художественного феномена [5]
Научить детей любить и понимать музыку возможно с помощью использования всех видов музыкальной деятельности и творческих возможностей ребенка. Пение, ритмизированная речь, игра на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированные движения под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомима, импровизированная театрализация все это объединяется в коллективную деятельность, которая лежит в основе инновационных технологий музыкального воспитания.
Формы инновационных технологий музыкального образования в разных видах музыкальной деятельности разнообразны:
- Коммуникативные танцы помогают вовлекать ребенка в процесс музицирования, эмоционально-психически раскрепощаться. Разучивая танец дети учатся свободно вести себя в обширном пространстве зала. При введении в танец незнакомого персонажа детям приходится искать неординарные пути для знакомства с ним.
- Координационно-подвижные игры дают ощущение музыкальной динамики, темпа, речевого и пластического интонирования. Двигаясь, у ребёнка развивается чувство ансамблевой слаженности и точности исполнения движений, учатся реагировать на смену характера музыки, стимулируют развитие ловкости. Для проявления креативности даются разнообразные творческие задания и упражнения, которые стимулируют ребенка к воплощению своих фантазий и замыслов, обогащают внутренний мир ребенка.
- Ритмодекламация. Её можно определить как музыкально-педагогическую модель, в которой текст не поётся, а ритмично декламируется. Дети, с помощью таких упражнений развивается развитие музыкального, поэтического слуха, чувства слова, воображения, учатся импровизировать. Ребенок слышит, как он говорит, контролирует свою речь и со временем учится правильно и выразительно петь.
- Хор рук используется для развития двигательной фантазии и импровизации детей, координационной свободы движения, слухового восприятия музыки, внимания, чувства ритма, способности к двигательной импровизации. Такая форма делит детей на два «голоса» (имитация движений руками) и двух ведущих «дирижеров».
- Игры звуками направлены на познание звукового мира. С помощью шумовых инструментов и подручных средств ребенок учится воспроизводить тот или иной звук. Не так-то просто исполнить песню используя голоса животных. При этом ребёнку необходимо иметь богатую фантазию, что в свою очередь является первым признаком креативности. С помощью таких игр развивается музыкальность и импровизационно-творческие способности детей. Для создания оркестра из подручных материалов привлекаются родители, которые проявляют свое творчество. Данные формы могут варьироваться и открывать новые возможности педагогическому творчеству. Важно воодушевить детей на игру, создать атмосферу сказки, тайны и волшебства
Вводить ребенка в мир музыки необходимо естественным путем, нисколько не отрывая его от привычной детской жизни и тем более не вытесняя из детского бытия ничего, что кажется малышу приятным и необходимым (вроде игры в куклы для девочек или в солдатики – для мальчиков).
Важно обращать на душевное, эмоциональное состояние дошкольников в данный момент (если присутствует тревога, страх, предлагается грустная мелодия, воспринимаемая в этот момент как сочувствие его переживаниям). Следующий отрывок должен противостоять действию предыдущего музыкального фрагмента и нейтрализовать его. Такое состояние дают мелодии со светлым звучанием, вселяющие надежду. И в завершение можно предложить произведение, обладающее наибольшей силой эмоционального воздействия, которое вызывало бы у детей необходимое настроение. Это музыка динамичная, жизнеутверждающая, формирующая уверенность в себе, твердость духа.
Воспитатель, ведущий «Минутку шалости» должен создавать непринужденную, радостную атмосферу, поддерживать в детях игровое настроение, пробуждать их воображение. Движения детей под разнохарактерную музыку развивает эмоциональное восприятие, музыкальную память, звуковысотный слух.
Познание музыки и выражение в ней себя для детей дошкольного возраста проходит эффективнее в коллективе. Реакция своих товарищей, дает ребенку стимул включиться как бы в игру, проще взаимодействовать с ними, воспринимать музыку более внимательно и полнее.
Чем более разные дети в группе, тем легче им проявлять себя во всем объеме своей маленькой личности. Когда один ребенок молчалив и скрытен, то другой сразу это замечает и восполняет своей активностью, аналогично, когда один забияка, слишком задиристый и прыткий, сильно выделяется из окружения, другие дети на подсознании начнут его «усмирять», когда кто-то проявляет особые способности, «удивляет» и невольно тянет за собой флегматичных или робеющих.
Начиная вводить маленьких детей в мир музыки, прежде всего надо стараться не отпугнуть их чем-то слишком серьезным, что может показаться им утомительным или скучным. Для этой цели нужно создать ассоциации во всем, что им привычно и приятно. Больше сказки, больше фантазии! Не уставая, рассказывать и показывать «колдовать» вокруг музыки.
Использование такой формы работы как «Минутка тишины» способствует развитию у детей эмоциональной отзывчивости, облагораживает окружающий мир, расширяет познания детей.
Слушание произведений проходит в определенной последовательности: усложняются музыкальные образы, становятся разнообразнее чувства, настроения, переданные в музыке. Дети знакомятся с содержанием произведения, с наиболее яркими средствами выразительности, различают по характеру услышанное.
«Минутку тишины» желательно проводить на фоне тихой музыки, которая должна тщательно подбираться. Вот почему я в своем подборе произведений, использовала много разновидностей колыбельных песен: как отечественных, так и зарубежных.
Для создания радостного, оптимистичного настроения, снятия напряжения можно прослушивать детские песни. С этой целью используются:
- песни-формулы, способствующие гармонизации внутреннего мира ребенка («Если с другом вышел в путь» — муз. В. Шаинского, сл. М. Танича);
- песни, основанные на самовнушении положительных установок («От улыбки станет всем светлей» — муз. В. Шаинского, сл. М. Пляцковского и др.);
- знакомые оптимистичные по содержанию детские песни, которые могут исполняться под фонограмму группой детей. Такое исполнение песен служит коррекционной поддержкой, дает ребенку возможность почувствовать уверенность в себе во время пения, положительные эмоции от коллективной вокальной деятельности. Можно предложить детям пропеть знакомые песни хором.
Занятия важно строить таким образом, чтобы восприятие музыки сопровождалось просмотром видеозаписи картин природы. Можно использовать музыку П.И. Чайковского и С.В. Рахманинова и сопровождать ее прослушивание показом картин родной природы. А светлая, приподнятая музыка И. Гайдна, В. Моцарта хорошо сочетается с показом ярких лугов и порхающих над ними бабочек.
Таким образом, за счет использования различных форм инновационных технологий музыкального образования, происходит обучение дошкольников чувствовать различие жанров, осознают их особенности, замечать движение мелодии. Вовлечение в музыкально-игровую деятельность с использованием музыкально-игровых ситуаций и музыкально-дидактических игр способствует целенаправленной организации музыкальной деятельности; используемые в работе различные музыкальные игры, музыкальные инсценировки и игры драматизации помогают поддерживать интерес детей к занятиям музыкой. Творческие игры на музыкальных занятиях способствуют креативному формированию личности, что, в свою очередь, влияет на воспитание эмоциональной отзывчивости, образно-ассоциативного мышления.
Правильность и тщательность подбора музыкальных мелодий важна потому что при слушании разной музыки у нас появляется различное настроение, и мы далеко не одинаково относимся к каждому из них; так, например «слушая одни лады, мы испытываем более жалостное и подавленное настроение, слушая другие, менее строгие лады, мы в нашем настроении размягчаемся; иные лады вызывают в нас по преимуществу среднее, уравновешенное настроение». В наш бурный век такие спокойные минуты совершенно необходимы.
Список использованных источников
1 Бехтерев В.М. Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства / [Соч.] Акад. В.М. Бехтерева; Психоневрол. ин-т.—Москва: типо-лит. т-ва И.Н. Кушнерев и К°. 1916.— 13 с.; 22.
2 Жак-Далькроз Э. и его метод (система) музыкального воспитания / Сост. Н.Л. Вашкевич. Тверь: «Правка», 2012.— 32 с.
3. Жак-Далькроз Э. Ритм. М.: Классика XXI века. 2021.— 248 с.
4. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду: сост. Е.П. Раевская и др.—М.: Просвещение, 1991
5. Пиджоян Л.А. К проблеме развития эмоциональной отзывчивости дошкольников на музыкальных занятиях в детском саду Тенденции развития науки и образования
6. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа. Под редакцией Л.А. Баренбойма.— Ленинград: «Музыка», 1970.— 160 с.
7. Тарасова В.В. Теоретическое исследование возможности эмоционального развития дошкольников 5–6 лет посредством музыкально-двигательных заданий на образное взаимодействие
8 Теплов Б. М. О музыкальном переживании // К 35-летию научной деятельности Д.Н. Узнадзе. Тбилиси, 1945. С. 427–447
9. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей / Б.М. Теплов. – 2-е изд., стер. – Санкт- Петербург: Планета музыки, 2020. – 448 с.
10. Анисова А.М. Опыт работы по теме: «Развитие музыкальных способностей детей в детском саду через такие формы работы как: «Минутка тишины», «Минутка шалости»
|