Хоровое пение - важнейшая сфера музыкальной культуры, исторически составляющая источник музыки, ее фундамент и в то же время доступная абсолютно каждому, поскольку каждый от природы обладает необходимыми для этого инструментами. Оно имеет многовековые традиции, уходящие корнями далеко в историю музыкального искусства. Особое место в нем занимает хоровое исполнение. Происхождение и развитие музыки на протяжении многих веков было тесно связано с хоровым пением.
Хоровое пение - это самый верный способ познакомить детей с западноевропейскими и русскими сокровищами духовной и классической музыки, а также с блестящими произведениями великих композиторов прошлого и настоящего. Хоровое пение уходит своими корнями в традиции церковной музыки. Православное пение изучалось во всех приходских школах и провинциальных гимназиях и было неотъемлемой частью ежедневных церковных служб. Выдающийся музыкальный педагог и хоровой дирижер конца XVIII - начала XIX веков С.В. Смоленский считал, что музыкальная культура, музыкальное образование и хоровое пение играют важную роль в многогранном развитии ребенка. По его мнению, хоровой класс - это массовый коллектив, который решает дидактические и художественные задачи, развивая технику пения и артистизм.
В настоящее время музыкальному творчеству и хоровому пению обучают детей, у которых есть способности и интерес к этому делу. Огромная роль педагога заключается в том, чтобы заинтересовать детей и привить им любовь к музыкальному творчеству, особенно к хоровому пению, так как это источник вдохновения для достижения успеха, а успех - это проявление артистических способностей. С экранов телевизоров звучит в основном легкая, малосодержательная музыка, которая никак не влияет на духовное развитие детей. Дети очень мало слышат классическую музыку и хоровые произведения, которые имеют глубокий текстовый смысл, так как они опираются на мировую художественную литературу, что влияет на гармоничное развитие личности. Дети выражают свое отношение к природе, чувства, окружающий мир, любовь к своим близким через исполнение хоровых произведений.
Хоровое пение направлено на духовное единение певцов (их гармонию и созвучие чувств), на воспитание личности через приобщение к высокому искусству. Многие выдающиеся деятели прошлого века подчеркивали важность хоровой деятельности как системы, которая воспитывает через восприятие и понимание музыкальных и поэтических текстов, пробуждает эмоциональный отклик. Когда голоса поющих в хоре детей сливаются в унисон или образуют сложный гармонический аккорд, ребёнок испытывает душевный подъем. Хоровое пение объединяет людей. Ребёнок, поющий в хоре, чувствует, что он не одинок и что окружающий мир ему сочувствует.
Музыкальное образование является важным фактором в изучении детьми русского языка и литературы. Таким образом, развитие музыкального слуха, ритма, а также работа над словом в песне способствуют лучшему усвоению вопросов морфологии и синтаксиса, помогают на практике овладеть орфографическими и пунктуационными навыками. Народные песни с исконно песенными интонациями, а также песенное творчество и обычаи народов мира помогают узнать историю своего народа.
Хоровое пение - это мощный вид творчества, где слово обогащает музыку, а музыка - это слово, она усиливает эмоциональность слова, а слово делает музыку специфичной, и вместе они оказывают огромное влияние на формирование личности ребенка. Хоровая музыка всегда ярко программна, ее содержание раскрывается через слова, поэтический текст, музыкальную интонацию, мелодию, поэтому овладение различными песенными интонациями помогает изучать историю своего народа и песенное творчество других народов. Коллективное музицирование сплачивает детей, они с большим энтузиазмом и интересом выступают на школьных и городских мероприятиях, участвуют в различных конкурсах. Дети, посещающие хоровые занятия, более активны и быстрее запоминают материал. Исполняя произведения русской и зарубежной классики, песни военных лет, они проникаются их содержанием, с любовью поют песни о природе и дружбе, что делает их добрее. Каждый руководитель должен понимать цели и задачи, поставленные перед детским хоровым коллективом, и в соответствии с этим выстраивать работу и подбирать хороший репертуар, одной из главных целей которого является разностороннее развитие подрастающего поколения посредством искусства (в хоре – через музыку, текст и хоровое исполнение).
|