Чувство Родины нужно заботливо взращивать,
прививать духовную оседлость.
Д. С. Лихачев
Одной из образовательных услуг, которую на сегодняшний день предлагает студентам Технологический колледж, является факультатив «Литературное краеведение». Факультатив проводится в рамках утверждённой программы, цель которой - воспитание любви к родным местам, развитие чувства органической связи с ними. Местом организации и проведения литературно-краеведческой работы со студентами является колледж. Это помогает связать изучение предметов гуманитарного цикла с внеклассной работой. Факультатив знакомит студентов колледжа с прошлым и настоящим родного края, его особенностями и достопримечательностями.
"Краеведение,- по словам Д. С. Лихачёва,- воспитывает любовь к родному краю и даёт те знания, без которых невозможно сохранение памятников культуры на местах".
Актуальность программы по литературному краеведению обусловлена потребностью воспитания в студентах бережного отношения к культурной среде наших предков, знакомство с которой во многом воздействует на формирование мировоззрения молодого поколения.
Изучая творчество писателей, студенты внимательнее начинают относиться к тем из них, которые побывали на новгородской земле. Традиционно привлекают внимание имена А. С. Пушкина, М. Ю Лермонтова, Ф. И. Тютчева, Н. С. Гумилёва и А. А. Ахматовой.
Особенностью факультативной программы является не только использование доступных источников информации, лекционных занятий и других видов деятельности, выполняемых на уроке, но и возможность соприкоснуться воочию с памятниками архитектуры прошедших столетий, экспозицией местного музейного комплекса, с его иконографией, предметами церковной и светской культуры.
Студенты в стенах колледжа получают профессии, востребованные в сфере услуг. На выпуске они становятся специалистами, которые трудятся в гостиничном хозяйстве, салонах красоты, строительных компаниях и на других местах. Знания, получаемые на факультативных занятиях, влияют на формирование иного отношения к родному краю. Следствием этого становится более тёплое отношения студентов к исторической части города, умение сориентировать приходящего клиента не только в сфере услуг, но и в городских топонимах.
Выпускники, получившие профессию строительного профиля, не смогут не учитывать ценность тех памятников архитектурного наследия, которыми по праву гордятся новгородцы. Студенты получают прививку, способную защитить их от умерщвления культуры. Хорошо, если современный человек, оснащённый новыми технологиями, понимает ценность памятников культуры и стремится сохранить то, что веками служило поколениям предков, живших на территории нашего края.
При проведении факультативных занятий иногда приходится наблюдать, как меняется само восприятие архитектуры памятника. Так при посещении Владычной (Грановитой) палаты Новгородского кремля студенты с удивлением смотрят на стрельчатую форму окон и арок, открывая для себя искусство кирпичной кладки. Многие впервые именно на экскурсии переступают порог Софийского собора Кремля, слышат такое привычное для древних новгородцев выражение: «Где София, там и Новгород», видят Огнезрачного Ангела, олицетворяющего собой Премудрость Божию, и впервые задумываются о самом значении этих слов. Уже само стояние у южных врат Софии, откуда уходила дружина благоверного князя Александра Невского, даёт чувство сопричастности событиям давно минувшей старины.
Один из разделов программы посвящен личностям, которые оставили след в истории новгородского края. Это и представители новгородского купечества, одним из которых является городской голова Григорий Максимович Сметанин. Нельзя обойти вниманием места, связанные с жизнью и творчеством Ф.М. Достоевского, Н. А. Некрасова, Г. Р. Державина, С. В. Рахманинова. Выполняя презентации, раскрывающие период жизни этих людей, связанный с новгородским краем, многие студенты вспоминают и о своём посещение этих мест. Изучение жизни выдающихся личностей способствует пониманию того, что исторический город населяют не только те, кто в них живёт сейчас, но и великие люди прошлого, память о которых мы призваны сохранить и передать молодому поколению. Исследовательское направление деятельности студентов связано, не только с литературными текстами, но и с углублённым знакомством с памятником «Тысячелетие России». Этот памятник - благодатный материал для такого вида работы. За каждой фигурой стоит не только судьба и жизнь, но и тот вклад в славу Отечества, который проверен временем и по достоинству оценён в веках.
Изучая монумент, студенты особенно обращают внимание на легендарную фигуру Рюрика, вспоминают месторасположение Рюрикова Городища. Не остаётся без внимания фигура Марфы Борецкой, запоминается её скорбный образ, говорящая фамилия. Студенты с интересом открывают для себя, как менялось отношение к Марфе Борецкой с течением времени, узнают в каких литературных памятниках запечатлён её образ. Художественные тексты Н. М. Карамзина и Д. М. Балашова помогают увидеть по-новому «величавую республиканку». Живой интерес вызывает легенда о встрече Марфы с Соловецким иноком Зосимой, его пророчестве и исполнении этого пророчества.
Работа с текстами литературных произведений помогает студентам лучше понять художественную правду авторов, красоту языка, глубину мыслей и чувств.
При посещении комплекса Десятинного монастыря студенты готовят сообщения об истории этого комплекса, о предании, связанном с чудесным заступничеством Новгородской иконы «Знамение». Воскрешается одна из трогательнейших историй дочерней любви Параши Сибирячки, почти забытая в наше время. Чудом кажется и сейчас поступок девушки, добравшейся из сибирского города Ишим в Петербург и взявшей с собою в дорогу только серебряный рубль, образ Божией Матери и родительское благословение. Студенты рассматривают, как это событие отразилось в литературе. Говорят о перекличке сюжета французской писательницы Мари-Софи Коттен с повестью Н. А. Полевого, необыкновенной популярности этой истории до начала XX века, влиянии главной героини на образ пушкинской капитанской дочки.
Такое знакомство с историческим краем пробуждает у молодого человека патриотическое чувство, восстанавливает связь поколений, даёт понимание того, что увиденное, услышанное, прочувствованное связано с тобой и твоими предками.
Патриотизм - основа государственной политики современной России. Глава нашего государства подчёркивает, что это и есть наша национальная идея. Осуществление её возможно только тогда, когда нет бездумного отношения к прошлому, и этому во многом способствуют занятия, связанные с изучением культуры родного края.
|