ВВЕДЕНИЕ
В современной игре в водное поло атакующие действия носят разнообразный характер и завершаются точными и внезапными бросками по воротам. Поэтому от успешной игры вратаря во многом зависит как исход отдельной встречи, так и результат турнирных соревнований в целом. Отражение атакующих бросков в водном поло в значительной мере, по сравнению с другими спортивными играми, отличается тем, что вратарь имеет опору о водную среду. В ходе соревнования атакующие игроки, применяя скрытые передачи и отвлекающие действия, имитирующие броски по воротам, часто вызывают рефлексивные реакции вратаря (В. С. Келлер, 1975) и затем, при потере им опоры, осуществляют бросок по воротам.
Доминирующим фактором соревновательной деятельности ватерпольных вратарей является предугадывание истинных намерений атакующих игроков соперника, связанных с прогнозом броскового движения и не реагирования на отвлекающие действия, способность к повторному выпрыгиванию в случае ошибочного принятия решения и умение относительно длительное время поддерживать туловище в высоком положении (до уровня диафрагмы) в момент подготовки и реализации нападающих бросков соперника.
В связи с этим в данной работе чрезвычайно важным представляется изучение этих компонентов игровой деятельности вратарей, а также выявление их значимости, возможности их дальнейшего развития и совершенствования.
1. Анатомо-физиологические и психические свойства игроков водного поло
В детско-юношеской спортивной школе по водному поло возраст занимающихся на разных этапах обучения колеблется от 10 до 20 лет. Вот почему так важно, чтобы весь процесс учебно-тренировочной работы строился в зависимости от возрастных особенностей занимаю¬щихся. Незнание или пренебрежение ими приведет не только к низкой эффективности процесса обучения, увеличению отсева из спортивной школы, но и может нанести вред здоровью детей.
Развитие различных функций растущего организма направляется центральной нервной системой и ее высшим отделом — корой головного мозга. Формирование двигательных анализаторов заканчивается к 12—13 годам. Перестройка функций коры головного мозга по мере роста организма проявляется в поведении детей и в изменении их психики. Понимание особенностей ее изменения важно для педагога. Оно будет благоприятствовать всему ходу обучения в спортивной школе, образованию тесных контактов между тренерами и занимающимися в решении всех задач подготовки юных ватерполистов.
Отличительные особенности психики в младшем возрасте - быстрая возбудимость, неумение сосредоточиваться, некритичное восприятие тех или иных явлений. Однообразная двигательная работа в этом возрасте вызывает у детей сравнительно быстрое утомление нервной системы, желание прекратить малоинтересные для них занятия. Длительные словесные объяснения воспринимаются с трудом, абстрагированные сведения запоминаются плохо. В памяти легко фиксируются конкретные явления; абстрактно мыслить и логически рассуждать дети младшего возраста еще не умеют. Сильно выражено стремление подражать взрослым, в особенности тем, кого они любят и уважают.
Постепенно психика детей изменяется. К 10—12 годам значительно растет, в частности, способность к запоминанию. Предлагаемые, пока еще сравнительно легкие по координации движения, осваиваются значительно легче, точнее и быстрее, с меньшей затратой энергии.
В процессе начального обучения у детей развиваются способности к логическому рассуждению и абстрактному мышлению. Проявляется способность критически оценивать все происходящее, нетерпимость к несправедливости. Постепенно характер становится более уравновешенным, формируются его основные черты [8, 18 с.].
Перед тренером стоит задача возможно полнее учитывать особенности психики и ее индивидуальные проявления при проведении учебно-тренировочной работы. Решающая роль здесь принадлежит воспитанию. С ранних лет дети растут и воспитываются в коллективе спортивной школы и секции. Товарищи оказывают непосредственное и сильное воздействие на формирование юного спортсмена. Педагогу надо постоянно и умело использовать положительное влияние коллектива. Он всегда опирается на коллектив, решает все вопросы исходя из общих интересов. Такая направленность работы позволит тренеру воспитать спортсменов, преданных своему спортивному обществу, умеющих подчинить свои интересы общим. Тренер, воспитывая своих учеников, сам в первую очередь служит для них примером. Он поддерживает у ребят стойкий интерес к занятиям спортом, желание систематически укреплять свое здоровье и совершен¬ствовать физические способности. Речь тренера должна быть гра¬мотной, понятной, образной и лаконичной, свободной от жаргонных выражений.
Показатели роста и веса — характерные признаки развивающегося тела подростка. Они служат основными характеристиками антропо¬метрических исследований юных спортсменов. В различные возрастные периоды имеют место несоответствия в показателях роста и веса у детей. Так, к 12—13 годам мальчики быстро растут в длину, а мышечная масса, определяющая показатели веса, отстает в развитии. Фигура подростка заметно вытягивается, и часто при этом дети выглядят нескладными. К 15-летнему возрасту годовой прирост тела в длину уменьшается, интенсифицируется его рост в ширину, развивается мышечный рельеф, и временные диспропорции постепенно пропадают. К 17—18 годам сформировываются пропорции взрослого человека. Часто у ровесников наблюдаются существенные различия в пропорциях из-за скачкообразного развития показателей роста и веса. Они объясняются принадлежностью подростка к так называемому раннему или позднему типу развития. Это обстоятельство надо учитывать при отборе и комплектовании детских групп и команд, а также при сравнительной оценке показанных результатов. Юные ватерполисты раннего типа развития благодаря временным физическим преимуще¬ствам будут по многим показателям опережать своих сверстников. Переоценивать их возможности не следует. Вполне вероятно, что их ровесники, относящиеся к более позднему типу развития, окажутся более сильными и перспективными, но раскроют свои истинные возможности позднее.
Опыт многолетней практики работы ДЮСШ по водному поло и медицинские исследования показали, что организм детей отлично адаптируется к постепенно увеличивающимся тренировочным нагруз¬кам. В первую очередь это относится к скоростным физическим упражнениям, требующим высокого темпа выполнения движений. Возрастная динамика развития быстроты у подростков показывает, что способность достигать максимального темпа формируется к 15—16 го¬дам. Скоростные нагрузки легко осваиваются в самом раннем возрасте. Менее характерно выражены способности детей к освоению нагрузок, направленных на формирование качества выносливости. Здесь на первый план выступают индивидуальные особенности занимающихся, которые в значительной мере определяют допустимые объем и интен¬сивность этого рода нагрузок. Тем не менее, было бы совершенно неоп¬равданным исключать работу над формированием качества выносли¬вости даже в самом раннем возрасте. Практика показала, что при планомерном и постепенном использовании упражнений на выносли¬вость юные ватерполисты без негативных симптомов достаточно свободно справляются с нагрузками этого рода. Вместе с тем очень важно на ранних ступенях специализации по водному поло нацелить занимающихся на всестороннее развитие своей выносливости.
2. Планирование учебно-тренировочной работы в ДЮСШ
Поступа¬тельное, без спадов, повышение уровня подготовленности юных ватерполистов в процессе девятилетней учебно-тренировочной работы прежде всего зависит от правильного планирования деятельности всей спортивной школы. Многолетнюю подготовку в ней надо базировать на четкой преемственности работы каждого подразделения. Вся работа детской спортивной школы должна быть подчинена занятиям юных спортсменов в общеобразовательной школе. Необходимо согласовываться с распорядком ее работы и создавать благоприятные условия занимающимся в спортивной школе для выполнения предложенных гам домашних заданий. Вместе с тем спортивная школа должна помочь детворе с ранних лет строго организовывать свой режим, чтобы успешно сочетать учебу в общеобразовательной школе с серьезными занятиями спортом. Расписание занятий спортивной школы должно быть построено со строгим учетом занятости детей и подростков в общеобразовательной школе или на производстве. В предэкзаменаци-онную и экзаменационную пору пребывание детей в спортивной школе должно быть сокращено.
Тренировочные режимы, определенные программой для ДЮСШ по водному поло, позволяют готовить в них высококвалифицированные резервы молодых ватерполистов. Поэтому, планируя работу ДЮСШ, надо ориентироваться на выполнение главной задачи — готовить игроков высшей квалификации.
3. Техническая подготовка
Техническая подготовка ватерполистов, начинаемая в раннем детском возрасте, на начальном этапе пребывания в спортивной школе и продолжающаяся беспрерывно, вплоть до достижения игроками высот спортивного мастерства, — сложная и трудоемкая работа.
В группах начальной подготовки элементарные приемы техники владения мячом с первого же года пребывания в них юных ватерполи¬стов разучиваются на суше. Для большей эффективности этих занятий используется стенка. Выполняя в нее бросок, занимающийся затем ловит отскочивший от нее мяч. Такое простейшее упражнение надо выполнять при малом, среднем и относительно большом удалении от стенки. Упражнение выполняют правой и левой рукой в различных положениях: стоя, сидя и полулежа. При занятиях по технике в двух последних положениях целесообразно использовать гимнастические маты. Упражнения в бросках и ловле мяча можно проводить попарно или группами в 4—6 человек через диспетчера, находящегося в середине. Изучение приемов техники владения мячом на суше много дает для последующего ее закрепления в воде. Поэтому эти занятия целесо¬образно систематически вести и во второй год пребывания в группах начальной подготовки; несомненную пользу занятия по технике на суше принесут также и в учебно-тренировочных группах. Имитация на суше всех разучиваемых приемов техники владения мячом, даже таких сложных, как переводные броски, будет облегчать обучение и совершен¬ствование в воде [41, 27 с.].
Занятия, посвященные технике владения мячом в воде, целесо¬образно, как правило, начинать в конце второго года пребывания детей в группах начального обучения, когда они достигнут определенного, пусть еще невысокого, уровня подготовленности в плавании. Без этого проводить целенаправленные занятия в воде по изучению и освоению техники владения мячом нецелесообразно. При недостаточной плава¬тельной подготовке тело юного ватерполиста в исходном положении при взятии мяча из-за слабой поддерживающей работы ногами или иных дефектов будет занимать в воде низкое и неустойчивое положение. Взяв мяч, новичок либо будет погружаться в воду, либо висеть на мяче. И то и другое нежелательно и будет в дальнейшем затруднять формирование техники.
4. Тактическая подготовка
Хорошо развитые у подростков мышление, внимание, память в сочетании с физической, плавательной и технической подготовленностью позволяют воспитать тактические умения. Способность спортсменов хорошо и быстро ориентироваться в самых сложных игровых действиях развивается нелегко. Многое здесь зависит от индивидуальных особенностей детей, склонности к совме¬стным действиям, понимания их особой значимости в решении возникающих задач. Немалое значение имеет игровая работоспо¬собность, готовность к широкому маневрированию, техническая оснащенность. Арсенал средств техники должен позволить без затруднений, применением соответствующих приемов в каждом конкретном случае, попутно разрешать и возникающие тактические задачи.
Надо постепенно научить юных ватерполистов полностью отдавать свои силы поединку, оценивать свой личный вклад в игру с общих позиций, всячески искоренять проявления индивидуализма, погоню за лично забитыми голами. Большое внимание наставник должен уделить дисциплине поведения на поле, строгому выполнению намеченного плана игры. Тренер постоянно должен быть с коллективом, вместе с ним переживать радости и огорчения. После игры нельзя ругать ребят, оставлять их одних. Умело и тактично тренер должен пользоваться заменами. Как правило, все дети хотят играть, внести свою долю в игровой труд их команды.
Анализ показал, что по тому, насколько верно разработана программа обучения юных ватерполистов и насколько правильно ей следуют тренеры, настолько хороших специалистов и профессионалов в данном виде спорта мы сможем получить.
В настоящее время для правильного построения учебно-трениро¬вочного процесса необходимо знание модельных характеристик сорев¬новательной деятельности.
В игре ватерпольных вратарей к таким характеристикам относятся: во-первых, основные тактические варианты и способы атакующих действий соперника, во-вторых, характер и величина нагрузок в процессе соревнований и, в-третьих, активизация специфических прояв¬лений анализаторных систем и физических возможностей спортсменов.
Анализ количественных показателей процентного соотношения забитых и отраженных мячей в игре ватерпольных вратарей при различных способах атаки показал, что, исключая броски с близких расстояний, штрафные броски с 4-х метров и навесные броски, дейст¬вия ватерпольных вратарей в заранее известных условиях протекают в 27,2% случаях, а в неопределенных, неожиданных ситуациях-72,8%. При этом в заранее известных условиях вратари принимают и париру¬ют, до 45% мячей, а в вероятностных условиях проведения атакующих действий всего 18%.
Если на тренировке длительность атаки находится в пределах 1,40 секунды, то в условиях соревнования она продолжается почти в два раза больше.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. На основании анализа литературы проведенных исследований соревновательной деятельности вратарей, в игре водное поло позволили выявить специфические характеристики, черты, признаки и особенности этой деятельности, которые находят свое проявление в следующем:
- в характере развертывания атакующих действий соперника, ко¬торые могут протекать как в заранее известных, так и в неожиданных (вероятностных) условиях.
- в использовании девяти основных способов построения инди¬видуальных и групповых атакующих действий соперника.
-в характере экспериментальных атакующих ситуа¬ций, длительность которых увеличивается по мере повышения квалифи¬кации ватерпольных вратарей.
2. В результате данных видеосъемки синхронно фиксирующей действия вратарей и атакующих игроков соперника, был выявлен фа¬зовый характер движений вратарей, обусловленный движениями ата¬кующих игроков.
Данные видеосъемки позволили также определить, что в условиях тренировки вратари успешнее предугадывают действия соперников, чем в условиях соревнований. Это обстоятельство связано с предварительным изучением манеры атакующих действий своих партнеров по команде и отсутствием неожиданных бросковых движений, которые применяются в условиях соревнований.
В вероятностных соревновательных ситуациях при многократной имитации бросковых движений игроками соперника вратари недостаточно отличают имитационные движения от реального броска.
3. Результаты экспериментальных исследований подготовки ватерпольных вратарей на основе моделирования соревновательной дея¬тельности позволили получить следующую информацию:
- систематическая тренировка вратарей с использованием комп¬лексов упражнений вероятностного характера (в частности, с приме¬нением тренажерной шторки) показала, с одной стороны, возможность совершенствования антиципирующих реакций, а с другой – улучшение хронометрических показателей реагирования на фазу замаха, предброскового движения и вылета мяча (р < 0,05). В связи с этим уве-личилась точность выбора позиции вратаря в воротах по отношению к летящему мячу (на 9,4%)и повысилась результативность парирова¬ния нападающих бросков (на 17,7%).
- специализированная тренировка юных вратарей, направленная на выработку дифференцированного торможения на отвлекающие дейст¬вия соперника (имитация замаха и броска),способствовала, с одной стороны, сокращению латентного времени сложных зрительно-двига¬тельных реакции (р < 0,05) ,а с другой - выработке дифференциро¬ванного торможения на индифферентные раздражители, что имело непосредственный положительный перенос на результаты показателей юных вратарей в контрольно-тестовых испытаниях и в процессе сорев¬нований (р<0.05);
- выработка способности ватерпольных вратарей к быстрому и точному реагированию на внезапно появляющийся объект (мяч) показа¬ла, что при систематической тренировке в таких условиях у них про¬исходят достоверные изменения как латентного, так и моторного ком¬понентов таких реакций (р < 0,05),что свидетельствует о возможнос¬ти увеличения разрешающий способностей сенсомоторики вратарей при реагировании на внезапно появляющийся объект. Это обстоятельство является чрезвычайно важным для построения специальных тренирующих заданий, в которых вратарь, получая минимум информации о движениях игрока, бросающего мяч, реагирует только на появление мяча и его последующую траекторию движения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Авдеев, М.М. Сочетание работы различной преимущественной направленности в занятиях и микроциклах при тренировке квалифицированных ватерполистов / М.М. Авдеев. — Киев : КГИФК, 1984. - 24 с.
2. Булгакова, Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов / Н. Булгакова. — М. : Физкультура и спорт, 1986. - 90 с.
3. Борисова, Ю.А. Медико-биологические показатели функционального состояния организма и физической подготовленности у спортсменов-ватерполистов : метод. рек. для слушателей фак.у совершенствования и ВШТ / Ю.А. Борисова. — М. : ГЦОЛИФК, 1981. - 25 с.
4. Васильев, В.С. Обучение ватерполистов / В.С. Васильев. — М. : Физкультура и спорт, 1989. - 96 с.
5. Воронцов, А.Р. Методика развития выносливости у юных пловцов : метод. разраб. / А.Р. Воронцов. — М. : РГАФК, 1995. - 28 с.
6. Воронцов, А.Р. Научно - методические основы построения многолетней спортивной подготовки юных пловцов на основе учета возрастной динамики физического развития : учеб. пособие для студентов специализации и слушателей ВШТ ГЦОЛИФКа / А.Р. Воронцов, В.Р. Соломатин, Н.Н. Сидоров. — М. : ГЦОЛИФК, 1987. - 66 с.
7. Голомазов, С. Футбол : тренировка вратаря / С. Голомазов, Б. Чирова. — М. : РГАФК, 1996. - 202 с.
8. Жук, Э.И. Моторная зрелость детей и влияние на нее различных физических упражнений / Э.И. Жук. — М. : ВНИИФК, 1986. - 24 с.
9. Зацепин, А.В. Тактические действия при шестом лишнем / А.В. Зацепин. - М. : РГАФК, 1989. - 150 с.
10. Инясевский, К.А. Плавание : метод. пособие для преподавателей и студентов вузов / К.А. Инясевский. — М. : Высшая школа, 1978. - 183 с.
11. Кашкин, А.А. Планирование плавательной подготовки в годичных циклах на этапах многолетней тренировки в ДЮСШ и СДЮШОР по водному поло // Детский тренер. — [Б.м.] — 2007 .— №1. - С.70 - 78.
12. Кашкин, А.А. Физиологическая характеристика однократных и повторных упражнений в плавании : метод. разраб. для специализации плавание, слушателей ФПК и ВШТ ГЦОЛИФКа / А.А. Кашкин. — М. : ГЦОЛИФК, 1992. – 64 с.
13. Крутских, В.В. Особенности физической подготовки хоккейных вратарей 15-16 лет на этапах подготовительного периода : автореф. дис. ... канд. пед. наук / В.В. Крутских. — М. : РГАФК, 2003. – 20 с.
14. Лейбовский, А.Ю. Методика контроля и совершенствования антиципирующих способностей юных вратарей в футболе : автореф. дис. … канд. пед. наук / А.Ю. Лейбовский. — Краснодар : Кубанский ГУКФ, 2005. - 22 с.
15. Макаренко, Л.П. Построение спортивной тренировки высококвалифицированных пловцов : метод. разраб. для слушателей ВШТ / Л.П. Макаренко, Е.А. Ширковец. — М. : ГЦОЛИФК, 1992. – 49 с.
16. Макаренко, Л.П. Плавание / Л.П. Макаренко. — М. : Физкультура и спорт, 1979. – 143 с.
17. Макаренко, Л.П. Подготовка юных пловцов / Л.Макаренко. — М. : Физкультура и спорт, 1974. – 285 с.
18. Никитинский, Н.А. Игровые виды спорта. / Никитинский Н.А. — М. : Просвещение, 1990. – 126 с.
19. Парфенов, В.А. Тактика борьбы в игре / В.А. Парфенов, В.Н. Платонов. — М. : Физкультура и спорт, 1979. – 166 с.
20. Петренко, Г.Г. Водные виды спорта / Петренко Г.Г. - М. : ФиС, 1986. – 132 с.
21. Праздников, В.П.Особенности скелетной мускулатуры в игровых видах спорта / Праздников В.П. — М. : ФиС, 1981. – 113 с.
22. Распопова, Е.А. Водное поло: Учебник для вузов ФК / Распопова Е.А. —М. : ФОН, 2000. – 122 с.
23. Рыжак, М.М. Водное поло / М.М. Рыжак, В.В. Михайлов. — М. : Физкультура и спорт, 1977. – 95 с.
24. Рыжак, М.М. Подготовка ватерпольного вратаря : автореф. дис. ... канд. пед. наук / М.М. Рыжак — М. : ВНИИФК, 1975. – 24 с.
25. Рунов, А.А. Тактика игр / Рунов А.А. — М. : Просвещение, 1987. – 133 с.
26. Сапин, М.Р. Анатомия и физиология человека : Учебное пособие для студ.ср.уч.завед / М.Р. Сапин. — Челябинск. : «Академия», 1998. – 111 с.
27. Сеченов, И.М. Водное поло / И.М. Сеченов. — М. : Издательство АМН СССР, 1952. – 143 с.
28. Синаков, М.Л. Тактика игры в водное поло / М.Л. Синаков. — М. : РГАФК, 1996. – 132 с.
29. Соколов, И.А. Спортивные игры. Правила, тактика, техника / И.А. Соколов. — М. : Феникс, 2004. – 121 с.
30. Сысоева, Ч.Е. Водное поло / Ч.Е. Сысоева. — М. : Просвещение, 1985. - 241 с.
31. Усманова, Г.Т. Тактические приемы в водных видах спорта / Г.Т. Усманова. — М. : Просвещение, 1985. – 250 с.
32. Фролов, С.П. Методика начального обучения технике владения мячом в водном поло / С.Н. Фролов // Методическая разработка. — М. : РГАФК, 1996. – 320 с.
33. Фролов, С.Н. Диагностика соревновательной деятельности на основе компьютерной методики оценки технико-тактических показателей в водном поло : …. канд. пед. наук / С.Н. Фролов. — М. : РГУФК, 2007. – 23 с.
34. Фролов, С.Н. Особенности физического развития силовых возможностей и специальной подготовленности ватерполистов 15-16 лет различных игровых амплуа // Физическая культура : воспитание, образование, тренировка. — [Б.м.] — 2000. — №1. — С.30 - 32.
35. Хачатрян, С.Т. Индивидуально - тактическая подготовка вратарей на основе антиципации движений футболиста : автореф. дис. ... канд. пед. наук / С.Т. Хачатрян. — М. : РГАФК, 2000. – 19 с.
36. Хрипкова, А.Г. Возрастная физиология: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / А.Г. Хрипкова, М.В. Антропова, Д.А. Фарбер. — М. : Просвещение, 1990. – 319 с.
37. Чернов, В.Н. Особенности подготовки спортсменов - ватерполистов в учебно - тренировочных группах ДЮСШ : метод. разраб. для студентов ГЦОЛИФКа / В.Н. Чернов, О.П. Топышев, М.И.Кочубей. : ГЦОЛИФК, 1988. – 34 с.
38. Чернов, В.Н. Контрольные тесты показателей технической и специальной плавательной подготовленности ватерполистов в процессе многолетней подготовки : метод. рек. для студентов и слушателей фак. усовершенствования ГЦОЛИФК / В.Н. Чернов, С.В. Голомазов, М.И.Кочубей. — М. : ГЦОЛИФК, 1988. – 26 с.
39. Черапкина, Л.П. Физиологические основы водных видов спорта : учеб. пособие / Л.П. Черапкина. — Омск : СибГУФК, 2005. – 91 с.
40. Шмелева, Л.В. Средства и методы управления процессом подготовки высококвалифицированных ватерполисток : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л.В. Шмелева. — СПб : СПбНИИФК, 2003. – 25 с.
41. Шумаков, А.М.Приемы ударов в водном поло / Шумаков А.М. — М. : ФиС, 1987. – 240 с.
|