Ведущим видом деятельности на музыкальном занятии с детьми любого возраста является восприятие музыки.
Коррекционные задачи, в число которых входят и речевые, являются приоритетными.
Известно, что наша речь и музыкальный язык похожи по своему строению и другим параметрам. Так, например, слову в музыке соответствует мотив (выразительная частица мелодии), фразам – мелодии или музыкальные фразы, предложения и т.д. Как в речи, так и в музыке присутствуют такие элементы, как ритм, темп, лад, динамика, интонация, фразировка. В каждой речевой и музыкальной фразе есть высшая точка развития – кульминация. Паузы в музыке выполняют функции знаков препинания.
В работе с детьми художественное поэтическое слово занимает очень большое место. Дети любят слушать сказки, стихи, рассказы. Детская литература, прежде всего, доставляет им радость интересным содержанием, красотой художественных образов, выразительностью языка, музыкой стихотворной речи. Поэтическое слово обогащает эмоциональную жизнь, помогает воспитывать художественно-эстетический вкус.
Нашу школу посещают дети с проблемами слуха и с проблемами речи. У них недостаточно развиты психические процессы, внимание, память, мышление, координация движения, мелкая моторика. И поэтому очень важно начинать работу с детьми с малых песенных форм. В них дано сочетание музыки и речи. Это делает вокальные произведения наиболее понятными и доступными.
Основным средством овладения музыкальным языком и развития речевой деятельности является повтор. Пение мотивирует детей повторять слова и фразы в гораздо более приятной форме. Они не осознают того, что через повторение заучивают слова, так как произносят их снова и снова.
Песни, сопровождающиеся, жестами, движениями способствуют не только прочному запоминанию, но и развитию координации движений.
На музыкальных занятиях мы с детьми сочиняем свои стихи на услышанную мелодию и наоборот, это стимулирует у детей образное мышление, что очень полезны для развития речевой деятельности.
Песни-сказки дают свободу для самовыражения в движениях, танцах, жестах. Эти песня развивает у детей способность последовательного изложения фактов, событий.
Для ребят с задержкой речевого развития подбираю песни не только с короткими музыкальными фразами, но и несложным словарем. Постепенно у детей увеличивается словарный запас и поэтому у них усложняется и песенный репертуар.
В песне есть рифма, а способность чувствовать рифму для детей — логопатов - это навык, выработка и закрепление которого требует длительного времени и грамотного подхода многих специалистов. Процесс рифмовки дает возможность развивать навыки пения и речь. В своей работе я особое внимание уделяю поэтическому музицированию, что помогает детям ощутить красоту звучания поэзии в музыке. Благодаря поэтическому музицированию, дети не только с удовольствием заучивают стихи на память, но и читают их с особым чувством и выражением, осознают связь музыки и слова.
В работе над связью поэтической речи и музыки используются театрализованные игры и упражнения. Они являются подготовительным этапом для работы над театрализацией.
Элементарный музыкальный театр предполагает совместное воздействие музыки, речи, движения танца и художественного образа в изобразительной игре.
Театрализация имеет ряд преимуществ по сравнению с другими видами деятельности в работе над коррекцией речи ребенка.
В процессе театральной деятельности, у детей развиваются основные психические и познавательные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, воображение, коммуникативные качества, пополняется словарный запас, развивается речь. Работая над спектаклем, все дети, даже самые стеснительные, вовлекаются в интересный творческий процесс, раскрепощаются, проявляют выдумку и находчивость, речь их становится выразительной, движения более пластичными. То, что дети не могут выразить словами, они пытаются выразить под музыку с помощью пластики, мимики, жеста. Стихотворный текст заучивается детьми легко, своей ритмичностью активизирует детей, помогает держать определенный темп. Перед исполнением любой роли ставятся определенные задачи, которые помогают будить их фантазию и воображение, они легко перевоплощаются. Дети учатся понимать литературное произведение, его смысл, настроение. Учатся пересказывать текст, соединяя речь с вышесказанным.
Итак, только в синтезе развития поэтической речи и великой силы музыки, воспитание детей проходит гармонично и естественно. Свою работу я строю в тесном контакте с учителями русского языка и литературы и с учителями- логопедами.
|