Основные принципы Монтессори образования – это предоставление максимальной самостоятельности детям, свобода в определенных дозволенных рамках, максимально комфортные в психологическом плане условия, естественное физическое развитие ребенка, активные социальные взаимодействия между детьми в разновозрастных группах. Мария Монтессори разрабатывая свою систему обучения предполагала индивидуальный подход к каждому ребенку, т.к. каждый ребенок развивается в своем собственном темпе. Обязательна практика наблюдения и планирования ближайшей перспективы развития ребенка; наблюдая за тем как он работает с тем или иным материалом можно предположить, какой материал выберет ребенок после.
В настоящее время в России открывается все больше и больше Монтессори школ, где работают педагоги как с международными дипломами (AMI стандарт), так и с дипломами, полученными в России, например обучившись у педагогов АМПР (Ассоциации Монтессори Педагогов России) или Межрегиональной Монтессори Ассоциации. Монтессори образование востребовано, поэтому крупные школы внедряют у себя и инклюзивную практику, чтобы охватить как можно большее количество разных категорий как детей, так и родителей, чтобы дать возможность получить качественное образование и детям с ограниченными возможностями здоровья.
Создается впечатление, что инклюзивную практику внедрить в Монтессори школе проще. Количество детей в классах меньше, разновозрастность так же благоприятно отражается на внедрении инклюзии. Но преграда появляется совсем с другой стороны. Чаще бывает, что некоторое количество родителей против внедрения такой практики - появление особого ребенка в классе воспринимается как помеха для обучения. Инклюзия должна зародиться в сознании не только руководства школы и педагогов, но и в сердцах родителей. Есть разные примеры инклюзии, как хорошие так и неудачные, но тем не менее это пусть медленный, но путь, который проходит инклюзия с самого своего зарождения в России. В Москве этот процесс идет активнее, чем в регионах.
Что же нужно сделать руководителям Монтессори школ, чтобы развеять предрассудки родителей, выступающих против инклюзивной практики?
Родители должны понимать, что так или иначе в Монтессори школе уже есть индивидуальный подход к каждому ребенку. И появление ребенка в ОВЗ вряд ли сильно отразиться на работе других детей, если у них есть внутренняя мотивация к работе, класс нормализован и у детей сформирована воля через достаточное количество свободы предоставленной им в классе. Педагог же в свою очередь, выделяя для себя особого ребенка - учится новым приемам, помня всегда и про его ограничения, но и про его способности.
Родители должны осознавать, что появление особого ребенка в классе как подарок. Как большая привилегия для детей, ведь им будет проще учится гуманизму. Обогащая тем самым учебный процесс, ребенок с ОВЗ сам того не зная наполняет класс новыми взаимодействиями, в которых дети (пусть даже трехлетки) могут почувствовать себя учителями, ведь объясняя что-то кому либо, ты научаешься быстрее и качественнее.
В заключении хочется отметить, что инклюзивное образование имеет право на существование. И раз появляется все большее количество педагогов и руководителей школ, понимающих это, появятся и родители – одобряющие данную практику. Им необходимо лишь немного помочь принять это для себя. Недостаток достоверной информации, заблуждения, предрассудки и боязнь чего то нового мешают современным родителям. Задача хорошего руководителя школы - дать как можно больше информации, развеять предрассудки и показать родителям, что быть в одном классе их детям с ребенком с овз – не страшно.
|