В России федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – ФГОС ООО) принят и действует уже более десяти лет. Вокруг образовательного стандарта, включающего целый арсенал взаимосвязанных регуляторов, выстраивается сбалансированная система управления качеством образования. Очевидны его положительные результаты. Образовательные организации получили в необходимом объеме нормативные ориентиры и средства контроля в решении таких важных задач, как определение личностных достижений обучающихся, осваивающих основную образовательную программу; повышение качества учебного содержания и привлекательности процесса обучения; создание качественно новой инфраструктуры обучения, адекватной современным требованиям. ФГОС имеет не только практическое значение для повышения качества образования, но и включает в себя значительно больше возможностей, чем того требует «рамочная регламентация» образовательного процесса. Результативное применение ФГОС предполагает разнообразные формы социокультурной активности образовательных организаций, ориентацию на приоритеты развития региональной экономики, партнерские отношения между образовательными организациями разного уровня, сетевое взаимодействие педагогического сообщества (включая сетевой формат), готовность педагогов к коллективной инновационной деятельности и др. Следует особо выделить и подчеркнуть масштаб значимости ФГОС, поскольку он выполняет вполне определенную функцию в плане укрепления авторитета российского образования на международном уровне.
Основные изменения обновленного ФГОС также содержат: изменение общего объема аудиторной работы обучающихся, включая обучающихся с ОВЗ; изменения в количестве учебных предметов, изучающихся на углубленном уровне; введение понятия «учебный модуль». Все это требует пересмотра учебного плана образовательной организации, рабочих программ по учебным предметам, программ внеурочной деятельности. Поэтому для обеспечения единства образовательного пространства Российской Федерации и снижения нагрузки на педагогов разработаны примерные рабочие программы. Иными словами, в настоящее время на ФГОС возлагаются ориентирующая, прогностическая, регламентирующая и инициирующая функции в сфере образования.
Ключевое отличие новой редакции ФГОС — конкретизация. Каждое требование раскрыто и четко сформулировано.
Патриотизм
- Личностные результаты, которые достигаются в единстве учебной и воспитательной работы школы, теперь сгруппированы по направлениям. На первом месте в этом списке гражданская идентичность и патриотизм.
- Акцент на патриотизм присутствует и в предметных результатах. Например, требования к результатам по предмету «иностранный язык» включают умение «представлять родную страну и ее культуру на иностранном языке», по обществознанию — «осознанно выполнять обязанности гражданина РФ».
- События последних десятилетий включены в программу изучения истории. К результатам по этому предмету появились новые требования: «понимание причин и следствий распада СССР, возрождения РФ как мировой державы, воссоединения Крыма с Россией, специальной военной операции на Украине», а также «понимание значимости России в политических процессах, знание достижений страны и ее народа».
Предметные результаты
- ФГОС определяет минимум содержания среднего общего образования по предметам, которое гарантирует государство. Однако предметы по-прежнему будут изучать на базовом либо на углубленном уровне. Поправки, внесенные Приказом № 732, уточняют и конкретизируют требования к результатам освоения основных учебных предметов на обоих уровнях.
- Например, ученик, изучающий иностранный язык на базовом уровне, должен уметь «писать электронное сообщение личного характера объемом до 140 слов, соблюдая принятый речевой этикет». А при углубленном изучении — «писать официальное (деловое) письмо, в том числе электронное, объемом до 180 слов, в соответствии с нормами официального общения, принятыми в стране изучаемого языка».
Коррекционная работа
- Приказ № 732 утверждает новую редакцию пункта 18.2.4, касающегося программы коррекционной работы. Среди прочих поправок — предоставление ученику с ОВЗ ассистента для технической помощи.
Учебный план
- Изменения коснулись списка обязательных учебных предметов. Теперь их 13 (раньше было 11 (12). Углубленно старшеклассники будут изучать 2 из них (ранее — 3 (4). Из перечня обязательных учебных предметов исключили «Право», «Россию в мире», «Экономику», «Астрономию» и «Естествознание», а также «Экологию».
- Приказ № 732 определяет особые условия для изучения родного языка и родной литературы, а также второго иностранного языка. Эти предметы введут по заявлениям родителей и при наличии у школы соответствующих возможностей.
- Максимальное количество учебных занятий за 2 года сократилось на 74 часа и составляет 2516 часов.
Следует упомянуть вариативность обновленного ФГОС. Школам дана возможность разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы и программы, предусматривающие углубленное изучение отдельных учебных предметов.
Появление нового понятия «функциональная грамотность»
Функциональная грамотность вошла в состав государственных гарантий качества основного общего образования.
ФГОС третьего поколения определяет функциональную грамотность как способность решать учебные задачи и жизненные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности. Иными словами, ученики должны понимать, как изучаемые предметы помогают найти профессию и место в жизни. В идеале школьники перестанут постоянно спрашивать: «А зачем мне учить ваши синусы и косинусы?». К этому изменению готовились давно. При этом не идет речи об обязательном введении отдельных уроков. Предполагается, что в образовательный процесс будут органично встраиваться формирование и оценка различных видов функциональной грамотности.
Новый ФГОС делает акцент и на тесном взаимодействии учебной и воспитательной деятельности в русле достижения личностных результатов освоения программы.
Уточнены и направления воспитания: гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, экологическое воспитание и ценности научного познания. При этом каждый пункт конкретизирован, и становится понятно, что в него входит.
Гражданский» блок должен привить неприятие любых форм экстремизма, дискриминации, готовность к участию в гуманитарной деятельности и понимание роли различных социальных институтов в жизни человека.
Летом 2021 года СМИ активно освещали включение воспитания патриотизма во ФГОС третьего поколения. Тогда у инициативы были только общие контуры, и родители не знали, что ждать. Сейчас понятно, что патриотизм понимается как:
- интерес к изучению родного языка, понимание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, истории и культуры;
- ценностное отношение к достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях, к боевым подвигам и трудовым достижениям россиян;
- уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в стране.
-
Исключение второго иностранного языка из обязательных предметов
Теперь второй иностранный язык перестал быть обязательным. Его судьба решается с учетом мнения родителей и возможности школы.
Старые установки вынуждали преподавать второй иностранный язык по остаточному принципу, часто это было два урока в неделю. Это касалось учреждений, у которых не было возможности обеспечить большее количество уроков.
Согласно новым ФГОС 2021 школам разрешено не включать второй язык в программы, если для этого отсутствуют кадровые или иные условия. Относится это и к тем, кто пошел в пятый
Перспективы реализации обновленного ФГОС
Каждый последующий федеральный образовательный стандарт учитывает опыт своего предшественника и стремится ликвидировать выявленные пробелы, внедрить инновации согласно потребностям системы образования и возможностям учебного заведения (с учетом финансирования и пр.).
Среди очевидных плюсов ФГОСа третьего поколения можно выделить следующие моменты:
·Были уточнены все размытые и неточные моменты из предшествующих версий, конкретизированы обязательства и права учебного заведения, учащихся и пр.;
·Учитывает особенности формирования учебных планов и устанавливает единую форму для всех. Преподавателю остается лишь продумать «текстуру», тематику, глубину погружения, методологию обучения и практические задания с учетом выделенного объема академических часов, особенностей программы («уклон класса», этап обучения и пр.);
·Подробно расписан формат проведения занятий (по каждой теме, занятию) с детализацией объема теоретической части, практических заданий (задачи, кейсы, тесты и пр.), лабораторных и контрольных работ и пр. Фактически каждое занятие расписывается в учебном плане и плане-конспекте от и до, поминутно. Такой подход позволяет тщательно планировать учебное время, уделяя внимание как важным, так и дополнительным моментам, грамотно формировать программу самообучения (список рекомендованной к изучению литературы и пр.);
·Уточнен список обязательных и дополнительных предметных и межпредметных, общих навыков, которые учащийся должен развить в процессе освоения каждой дисциплины. Особый акцент ФГОС третье6го поколения делает на становлении мышления (критического и общего), аналитического склада ума, творческого подхода к решению задач, адаптации классических правил к реалиям. Учащиеся не просто учатся читать и писать, но и вникать в материал, текст, осмысливать его, выдвигать гипотезы и обосновывать их, аргументировать свою позицию, грамотно преподносить собранный материал, работать с большим объемом информации с учетом соблюдения правил авторской этики, оперировать терминами и механизмами, а также решать различные задачи (то учебных до научных и пр.);
·Четко обозначены контрольные и аттестационные точки в течение учебного года, а также на финальной стадии – переходные рубежи, итоговые работы и экзамены. Также определен конкретный норматив по владению учебной программой: сколько понятий должен знать учащийся, средний объем сочинения и пр.);
·Новый ФГОС предполагает оптимизацию учебного процесса в пользу учащихся: снижение учебной нагрузки путем грамотного перераспределения времени на изучение предметов, акцент делается не только на обязательных дисциплинах, но и на дополнительном развитии индивидов;
·В процессе обучения акцент делается в тотальном изучении отечественных тенденций, особенностей развития, становления государства, науки и пр.;
·Ход обучения учитывает не просто стандартные правила и требования. Он также захватывает индивидуальные особенности учащихся: и способности и склонности, специфику психологического и физического, интеллектуального развития. Такой ход позволяет регулировать объем и количество заданий в отношении каждого учащегося в рамках общей интеграции (класса, учебной программы), разработать дополнительную программу обучения и пр.;
·Учебный план включает в себя вариативную часть. Притом каждый родитель вправе выбрать наиболее подходящий предмет для своего ребенка (изучать родной язык или определённый, го с учётом возможностей школы и пр.). Вариативная часть позволяет заинтересовать родителей и учеников, расширить кругозор и пр.;
·Образование ориентировано не на «чистую» теорию, а на конкретный результат в виде навыков, умений, владения информацией и ее умелым использованием. Притом развитие учащихся носит комплексный характер: интеллектуальный, патриотический, духовный, эстетический, физический, трудовой и пр.
Таким образом, ФГОС третьего поколения позволяет детализировать ход обучения, сформировать четкий перечь обязательных и вариативных дисциплин, сделать акцент на наиболее важных предметах с учетом личных потребностей и возможностей учащихся.
Среди минусов нового стандарта можно выделить:
·Развитие программы во многом зависит от финансирования, от которого зависит материально-техническая база и инфраструктура учебного заведения, возможности внедрения инноваций и современных технологий и пр.;
·Бюрократизм продолжает преобладать. В первую очередь, от него страдают педагоги, которым придется перекраивать учебные планы по новым правилам (единственный плюс – единый формат оформления, структура и содержание планов аналогичное).
·Введение новых предметов потребует тщательной проработки соответствующих программ и планов, а также подбор подходящего педагога с педагогическим образованием и владеющим необходимы предметом, наукой и пр.;
·Конкретизация перечня дисциплин для изучения в каждом классе или учебном году спровоцировала снижение доли проектной и творческой деятельности. Развитие гибких навыков школьников происходит в сжатых форматах и небольшом объеме. Данная часть сведена на самообразование.
·Введение более жесткой системы оценивания результатов обучения не учитывает особенности преподавания, количество академических часов, за которые преподавателю предстоит уложиться, чтобы развить у подопечных базовые навыки. Здесь придется маневрировать между планами и качеством, заданиями и теорией, требованиями и фактами.
·Несмотря на необязательный характер второго иностранного языка, школьникам все же предстоит изучать его. Главное, чтобы школа сумела обеспечить должное образование в этом плане: квалифицированный педагог, корректная программа, соответствующий уровень подготовки и пр. далеко не всегда в штате учебного заведения есть «второй лингвист» или выбор иностранного языка. Поэтому в данном случае вариативность остается формальностью, а второй язык преподается с учетом укомплектованности школы и текущих условий.
Таким образом, внедрение ФГОСа третьего поколения породит как новые достоинства, так и очередные проблемы.
|