Сегодня: 02.05.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Внеклассное мероприятие: демонстрационные показательные опыты различного уровня в профильном медицинском классе

СКАЧАТЬ (701.5 Kb) 24.04.2023, 18:51
Кучеренко Светлана Викторовна
учитель химии, ГБОУ МО Одинцовский "Десятый лицей"
Цель мероприятия: пробудить у обучающихся 8-ых классов познавательный интерес к химии, развить творческие способности учащихся, стимулировать самостоятельное
Задачи:
- подчеркнуть значение химии в жизни человека,
- продолжение знакомства учащихся с химией,
- повышение познавательной активности учащихся к химии, продемонстрировав ее занимательную сторону,
- воспитание соблюдения правил техники безопасности, на примере выполнения демонстрационных опытов
изучение нового предмета.
Оборудование и реактивы: в описании опытов даны необходимые реактивы и оборудование.
Место проведения мероприятия: кабинет химии.

Ход мероприятия
Вступительное слово учителя:
Уважаемые ребята! Сегодня вы пришли в самый удивительный кабинет нашей школы. Как вы думаете, какой предмет изучают в этом классе? Правильно, химию! Все вы в детстве читали немало сказок о добрых феях и могущественных волшебников, но в жизни нет ни тех, ни других. А вот чудеса - они и в самом деле бывают, хотя совершают их вовсе не джинны, а люди, вооруженные знаниями. Наука химия - вот истинная волшебница!

С ее помощью не только проникают в тайны природы, но и создают вторую природу – искусственные материалы. Ваша одежда и обувь – это нейлон и капрон, это искусственные мех и кожа, искусственный каучук, которые по своим свойствам и внешнему виду не уступают природным материалам. И какие бы чудесные превращения не происходили в природе и в лабораториях, они подвластны людям, вооруженным знаниями химии.

Опыт 1. Определение карбонатной (временной) жесткости воды
Данная методика основана на титровании гидрокарбонат- и карбонат-ионов стандартным раствором соляной кислоты в присутствии индикатора метилоранжа.

Ход опыта
В колбу емкостью 200 мл отмерить пипеткой 100 мл исследуемой водопроводной воды. Ввести 1-2 капли раствора метилоранжа. Титровать пробу из бюретки 0,1 н. раство-ром соляной кислоты до перехода окраски из желто-оранжевой в бледно-розовую. Опыт повторить до получения нескольких совпадающих результатов с точностью до 0,1 мл.
а б

Рис. 1 – Опыт по определению временной жесткости воды титриметрическим методом


Расчет временной жесткости производим по формуле:
Жвр = VHClNHCl1000/Vводы
где Жвр - временная жесткость воды, ммоль/л;
VHCl - объем стандартного раствора соляной кислоты, израсходованного на титрование, мл;
NHCl - нормальность стандартного раствора соляной кислоты (титранта), н;
Vводы - объем пробы исследуемой воды, мл.

Опыт 2. Определение кислотности молока
Кислотность – один из важнейших показателей качества молока, характеризующий свежесть молока, его пригодность к дальнейшей переработке и пастеризации, а также его сорт. На кислотность влияет несколько факторов:
1) особенности животных (возраст, порода, наличие мастита, условия выпаса скота, рацион питания);
2) лактационный период (кислотность повышается после отела и понижается перед концом лактации);
3) соблюдение санитарно-гигиенических норм (кислотность повышается, если в молоке содержатся микроорганизмы).

Чем ниже показатель кислотности, тем более свежим является молоко. Молоко с высоким показателем кислотности при нагревании сворачивается быстрее, поэтому под-лежит переработке на кисломолочные продукты. Такое молоко целесообразно перерабатывать в сыры, так как оно быстрее свертывается сычужным ферментом.

Ход опыта
Метод базируется на титровании молока раствором щелочи (гидроксидом натрия или калия) в присутствии индикатора фенолфталеина.

Необходимо отмерить 10 мл молока и добавить 20 мл дистиллированной воды и 3 капли 1%-ого раствора фенолфталеина. Вода необходима для того, чтобы отчетливее увидеть розовый оттенок при титровании. Получившуюся смесь перемешивают и титруют раствором 0,1 н. едкого натра до появления слабо-розового окрашивания, не исчезающего в течение 1 мин. Результат анализа получают путем расчета количества ушедшей на титрование щелочи, умноженного на 10.
а б

Рис. 2 – Опыт по определению кислотности молока титриметрическим методом
  

Опыт 3. Химический светофор
Главным действующим веществом в этом опыте является индигокармин или динатриевая соль индиго-5,5-дисульфокислоты. Его применяют как пищевой краситель в производстве напитков, выпечки и прочих сладостей, которым нужно придать синий цвет. Индигокармин даже зарегистрирован как добавка Е132 или индигокармин. Также индигокармин используется в медицине и в химии как реагент с интересными свойствами. Например, его способность служить индикатором мы используем в химическом опыте Светофор.
Ход опыта
В колбе растворим 4 таблетки глюкозы в небольшом количестве горячей воды. К раствору приливаем около 10 мг раствора каустической соды. Получили щелочной раствор глюкозы. Во второй колбе растворяем небольшое количество индигокармина. Полу-чаем синий раствор. Теперь осторожно вливаем в синий раствор щелочной раствор глюкозы. Жидкость изменит цвет на зеленый. Это синий индигокармин окисляется кислородом воздуха поскольку раствор насыщается кислородом при переливании. Постепенно зеленый раствор будет становиться красным, а затем желтым. Действительно как светофор! Если желтый раствор резко встряхнуть, то он вновь станет зеленым, т.к. жидкость насытит кислород.

Рис. 3 – Опыт "Химический светофор"


Опыт 4. Исследование рН кислотно-основных растворов
Форма: демонстрационный опыт
Цель опыта: продемонстрировать реакцию нейтрализации, которую практически нельзя обнаружить при помощи органов чувств. Сформулировать представление о стехиометрическом соотношении реагентов.
Задача опыта: пронаблюдать изменение рН при добавлении сильной кислоты к сильному основанию и сопоставить наблюдения с изменением окраски индикатора.
При приливании к раствору кислоты раствора щелочи рН сначала будет незначительно повышаться. Но пока в растворе остается хоть немного кислоты, его среда остается кислой. В момент, когда вся кислота нейтрализована, даже одна капля лишней щелочи создает щелочную среду и происходит резкий скачок рН. Далее рН снова растет плавно.

Ход опыта
Цилиндром налейте в стакан 100 мл соляной кислоты. Поставьте его на магнитную мешалку, погрузите якорь. Снарядите датчик объема жидкого реагента. Погрузите в стакан датчик рН. Запустите измерения. Добавляйте реагент и записывайте зависимость рН от объема добавленного реагента. Сначала добавляйте реагент порциями по 0,5 мл, а по мере приближения к 5 мл (точка эквивалентности) уменьшайте объем до отдельных капель. После скачка снова постепенно увеличивайте объем до тех пор, пока не израсходуете 10 мл щелочи NaOH.


Рис. 4 – Исследование рН кислотно-основных растворов

Опыт 5. Определение качества аспирина
Ход опыта
Для сравнения свойств нужно взять аспирин разных производителей и в разной форме: в виде твердой таблетки и в виде растворимой шипучей. Разотрите в ступке твердую таблетку лекарства, перенесите в пробирку и добавьте 2 мл дистиллированной воды. Шипучую форму растворите в небольшом количестве воды. Затем к каждой пробирке прилейте 1 мл хлорида железа. Что произошло?

Рис. 5 – Определение качества аспирина


Опыт 6. Синтез сложного эфира
Сложные эфиры – органические соединения на основе кислородосодержащих органических карбоновых или неорганических кислот. Сложные эфиры широко распространены в природе. Сказать, что сложные эфиры играют большую роль в жизни человека – ничего не сказать. Мы сталкиваемся с ними, когда нюхаем цветок, обязанный ароматом простейшим сложным эфирам. Подсолнечное или оливковое масло – это тоже сложный эфир, но уже высокомолекулярный – также, как и животные жиры. Мы моемся, моем и стираем средствами, которые получают химической реакцией переработки жиров, то есть сложных эфиров. Еще они используются в самых разных областях производства: с их помощью делают лекарства, краски и лаки, духи, смазки, полимеры, синтетические волокна и многое, многое другое.

Ход опыта
Налейте в пробирку 2 мл изоамилового спирта, 2 мл уксусной кислоты и 0,5 мл концентрированно серной кислоты. Пробирку нагревайте на кипящей водяной бане в течение нескольких минут. После охлаждения добавьте к содержимому пробирки несколько миллилитров воды. При этом образуются маслянистые капли нерастворимого в воде изоамилового эфира уксусной кислоты с характерным запахом грушевой эссенции.

Рис. 6 – Синтез сложного эфира


Опыт 7. Обнаружение лактозы в молоке
Лактоза – это вещество, которое относится к группе углеводных сахаридов. Этот природный сахар можно найти только в молоке и продуктах из него, поэтому он имеет второе название «молочный сахар». Несмотря на то, что вещество было открыто еще в начале XVII в., его влияние на человеческий организм стало изучаться совсем недавно. Основная функция лактозы – нести сахара и энергию. Также она может участвовать в аб-сорбции некоторых нутриентов, то есть в их поглощении организмом. Она есть в живот-ном молоке и продуктах, его содержащих.
Ход опыта
Налейте в пробирку молоко на одну треть объема и добавьте несколько капель уксусной кислоты. Содержимое пробирки перемешайте. Выпавший белок отфильтруйте, к фильтрату добавьте 1 мл 10-%-ного раствора гидроксида натрия и 0,5 мл раствора сульфата меди (II). Нагрейте содержимое пробирки на водяной бане, отметьте изменение цвета и образование осадка.

Рис. 7 – Обнаружение лактозы в молоке


Опыт 8. Зависимость скорости реакции от условий
Прибор предназначен для демонстрации зависимости скорости химических реакций от условий. Он состоит из двух сосудов Ландольта, связанных с поворотным устройством, и двух манометрических трубок с воронками вверху. Прибор смонтирован на платформе с оцифрованной шкалой. Принцип работы прибора состоит во взаимодействии твердой фазы (гранул цинка) и жидкой (раствора кислоты) в сосудах Ландольта. В результате реакции выделяется газ, который по пластиковым трубкам поступает в манометрические трубки, давит на окрашенную жидкость и вызывает ее подъем. О различной скорости химической реакции в двух сосудах Ландольта судят по разности уровней жидкости в манометрических трубках.

Ход опыта
В один сосуд Ландольта (в одно колено) наливают 10 мл раствора серной кислоты (1:5), а во второй - 10 мл раствора уксусной кислоты (1:5). В другое колено сосудов Ландольта опускают по 2-3 гранулы цинка. Поворотом сосудов с помощью поворотного устройства смешивают содержимое в двух сосудах Ландольта. Сравнивают уровни жид-кости в манометрических трубках, делают вывод о скорости.
а б

Рис. 8 – Зависимость скорости реакции от условий
 
​​​​​​​
И в заключении, хочется привести слова А.М. Горького : «Химия – область чудес. В ней скрыто счастье человека; величайшие завоевания будущего будут сделаны именно в этой области». И действительно, посмотрите вокруг. Весь окружающий нас мир – сложное сочетание химических элементов, сложных и простых химических и физических процессов. Желтеют и опадают листья на деревьях, а весной вновь возрождается жизнь, люди плавят сталь, строят дома, водят корабли по морям и океанам, покоряют космос и везде, во всем присутствует великая химия, могучая наука – химия!


Категория: Блоги | Добавил: kucherenkosv
Просмотров: 229 | Загрузок: 5 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XVI Всероссийский творческий конкурс "Прекрасные цветы"
VII Всероссийский творческий конкурс "Удивительный мир насекомых"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Умелые ручки"
Всероссийский творческий конкурс "Цветущая весна"
X Всероссийский творческий конкурс "Великая Победа!"
VII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
IX Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XXXII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Птицы большие и маленькие"
XIV Всероссийский творческий конкурс "Мастер на все руки"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 02.05.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог