Сегодня: 17.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Внеклассное мероприятие: демонстрационные показательные опыты различного уровня в профильном медицинском классе

СКАЧАТЬ (701.5 Kb) 24.04.2023, 18:51
Кучеренко Светлана Викторовна
учитель химии, ГБОУ МО Одинцовский "Десятый лицей"
Цель мероприятия: пробудить у обучающихся 8-ых классов познавательный интерес к химии, развить творческие способности учащихся, стимулировать самостоятельное
Задачи:
- подчеркнуть значение химии в жизни человека,
- продолжение знакомства учащихся с химией,
- повышение познавательной активности учащихся к химии, продемонстрировав ее занимательную сторону,
- воспитание соблюдения правил техники безопасности, на примере выполнения демонстрационных опытов
изучение нового предмета.
Оборудование и реактивы: в описании опытов даны необходимые реактивы и оборудование.
Место проведения мероприятия: кабинет химии.

Ход мероприятия
Вступительное слово учителя:
Уважаемые ребята! Сегодня вы пришли в самый удивительный кабинет нашей школы. Как вы думаете, какой предмет изучают в этом классе? Правильно, химию! Все вы в детстве читали немало сказок о добрых феях и могущественных волшебников, но в жизни нет ни тех, ни других. А вот чудеса - они и в самом деле бывают, хотя совершают их вовсе не джинны, а люди, вооруженные знаниями. Наука химия - вот истинная волшебница!

С ее помощью не только проникают в тайны природы, но и создают вторую природу – искусственные материалы. Ваша одежда и обувь – это нейлон и капрон, это искусственные мех и кожа, искусственный каучук, которые по своим свойствам и внешнему виду не уступают природным материалам. И какие бы чудесные превращения не происходили в природе и в лабораториях, они подвластны людям, вооруженным знаниями химии.

Опыт 1. Определение карбонатной (временной) жесткости воды
Данная методика основана на титровании гидрокарбонат- и карбонат-ионов стандартным раствором соляной кислоты в присутствии индикатора метилоранжа.

Ход опыта
В колбу емкостью 200 мл отмерить пипеткой 100 мл исследуемой водопроводной воды. Ввести 1-2 капли раствора метилоранжа. Титровать пробу из бюретки 0,1 н. раство-ром соляной кислоты до перехода окраски из желто-оранжевой в бледно-розовую. Опыт повторить до получения нескольких совпадающих результатов с точностью до 0,1 мл.
а б

Рис. 1 – Опыт по определению временной жесткости воды титриметрическим методом


Расчет временной жесткости производим по формуле:
Жвр = VHClNHCl1000/Vводы
где Жвр - временная жесткость воды, ммоль/л;
VHCl - объем стандартного раствора соляной кислоты, израсходованного на титрование, мл;
NHCl - нормальность стандартного раствора соляной кислоты (титранта), н;
Vводы - объем пробы исследуемой воды, мл.

Опыт 2. Определение кислотности молока
Кислотность – один из важнейших показателей качества молока, характеризующий свежесть молока, его пригодность к дальнейшей переработке и пастеризации, а также его сорт. На кислотность влияет несколько факторов:
1) особенности животных (возраст, порода, наличие мастита, условия выпаса скота, рацион питания);
2) лактационный период (кислотность повышается после отела и понижается перед концом лактации);
3) соблюдение санитарно-гигиенических норм (кислотность повышается, если в молоке содержатся микроорганизмы).

Чем ниже показатель кислотности, тем более свежим является молоко. Молоко с высоким показателем кислотности при нагревании сворачивается быстрее, поэтому под-лежит переработке на кисломолочные продукты. Такое молоко целесообразно перерабатывать в сыры, так как оно быстрее свертывается сычужным ферментом.

Ход опыта
Метод базируется на титровании молока раствором щелочи (гидроксидом натрия или калия) в присутствии индикатора фенолфталеина.

Необходимо отмерить 10 мл молока и добавить 20 мл дистиллированной воды и 3 капли 1%-ого раствора фенолфталеина. Вода необходима для того, чтобы отчетливее увидеть розовый оттенок при титровании. Получившуюся смесь перемешивают и титруют раствором 0,1 н. едкого натра до появления слабо-розового окрашивания, не исчезающего в течение 1 мин. Результат анализа получают путем расчета количества ушедшей на титрование щелочи, умноженного на 10.
а б

Рис. 2 – Опыт по определению кислотности молока титриметрическим методом
  

Опыт 3. Химический светофор
Главным действующим веществом в этом опыте является индигокармин или динатриевая соль индиго-5,5-дисульфокислоты. Его применяют как пищевой краситель в производстве напитков, выпечки и прочих сладостей, которым нужно придать синий цвет. Индигокармин даже зарегистрирован как добавка Е132 или индигокармин. Также индигокармин используется в медицине и в химии как реагент с интересными свойствами. Например, его способность служить индикатором мы используем в химическом опыте Светофор.
Ход опыта
В колбе растворим 4 таблетки глюкозы в небольшом количестве горячей воды. К раствору приливаем около 10 мг раствора каустической соды. Получили щелочной раствор глюкозы. Во второй колбе растворяем небольшое количество индигокармина. Полу-чаем синий раствор. Теперь осторожно вливаем в синий раствор щелочной раствор глюкозы. Жидкость изменит цвет на зеленый. Это синий индигокармин окисляется кислородом воздуха поскольку раствор насыщается кислородом при переливании. Постепенно зеленый раствор будет становиться красным, а затем желтым. Действительно как светофор! Если желтый раствор резко встряхнуть, то он вновь станет зеленым, т.к. жидкость насытит кислород.

Рис. 3 – Опыт "Химический светофор"


Опыт 4. Исследование рН кислотно-основных растворов
Форма: демонстрационный опыт
Цель опыта: продемонстрировать реакцию нейтрализации, которую практически нельзя обнаружить при помощи органов чувств. Сформулировать представление о стехиометрическом соотношении реагентов.
Задача опыта: пронаблюдать изменение рН при добавлении сильной кислоты к сильному основанию и сопоставить наблюдения с изменением окраски индикатора.
При приливании к раствору кислоты раствора щелочи рН сначала будет незначительно повышаться. Но пока в растворе остается хоть немного кислоты, его среда остается кислой. В момент, когда вся кислота нейтрализована, даже одна капля лишней щелочи создает щелочную среду и происходит резкий скачок рН. Далее рН снова растет плавно.

Ход опыта
Цилиндром налейте в стакан 100 мл соляной кислоты. Поставьте его на магнитную мешалку, погрузите якорь. Снарядите датчик объема жидкого реагента. Погрузите в стакан датчик рН. Запустите измерения. Добавляйте реагент и записывайте зависимость рН от объема добавленного реагента. Сначала добавляйте реагент порциями по 0,5 мл, а по мере приближения к 5 мл (точка эквивалентности) уменьшайте объем до отдельных капель. После скачка снова постепенно увеличивайте объем до тех пор, пока не израсходуете 10 мл щелочи NaOH.


Рис. 4 – Исследование рН кислотно-основных растворов

Опыт 5. Определение качества аспирина
Ход опыта
Для сравнения свойств нужно взять аспирин разных производителей и в разной форме: в виде твердой таблетки и в виде растворимой шипучей. Разотрите в ступке твердую таблетку лекарства, перенесите в пробирку и добавьте 2 мл дистиллированной воды. Шипучую форму растворите в небольшом количестве воды. Затем к каждой пробирке прилейте 1 мл хлорида железа. Что произошло?

Рис. 5 – Определение качества аспирина


Опыт 6. Синтез сложного эфира
Сложные эфиры – органические соединения на основе кислородосодержащих органических карбоновых или неорганических кислот. Сложные эфиры широко распространены в природе. Сказать, что сложные эфиры играют большую роль в жизни человека – ничего не сказать. Мы сталкиваемся с ними, когда нюхаем цветок, обязанный ароматом простейшим сложным эфирам. Подсолнечное или оливковое масло – это тоже сложный эфир, но уже высокомолекулярный – также, как и животные жиры. Мы моемся, моем и стираем средствами, которые получают химической реакцией переработки жиров, то есть сложных эфиров. Еще они используются в самых разных областях производства: с их помощью делают лекарства, краски и лаки, духи, смазки, полимеры, синтетические волокна и многое, многое другое.

Ход опыта
Налейте в пробирку 2 мл изоамилового спирта, 2 мл уксусной кислоты и 0,5 мл концентрированно серной кислоты. Пробирку нагревайте на кипящей водяной бане в течение нескольких минут. После охлаждения добавьте к содержимому пробирки несколько миллилитров воды. При этом образуются маслянистые капли нерастворимого в воде изоамилового эфира уксусной кислоты с характерным запахом грушевой эссенции.

Рис. 6 – Синтез сложного эфира


Опыт 7. Обнаружение лактозы в молоке
Лактоза – это вещество, которое относится к группе углеводных сахаридов. Этот природный сахар можно найти только в молоке и продуктах из него, поэтому он имеет второе название «молочный сахар». Несмотря на то, что вещество было открыто еще в начале XVII в., его влияние на человеческий организм стало изучаться совсем недавно. Основная функция лактозы – нести сахара и энергию. Также она может участвовать в аб-сорбции некоторых нутриентов, то есть в их поглощении организмом. Она есть в живот-ном молоке и продуктах, его содержащих.
Ход опыта
Налейте в пробирку молоко на одну треть объема и добавьте несколько капель уксусной кислоты. Содержимое пробирки перемешайте. Выпавший белок отфильтруйте, к фильтрату добавьте 1 мл 10-%-ного раствора гидроксида натрия и 0,5 мл раствора сульфата меди (II). Нагрейте содержимое пробирки на водяной бане, отметьте изменение цвета и образование осадка.

Рис. 7 – Обнаружение лактозы в молоке


Опыт 8. Зависимость скорости реакции от условий
Прибор предназначен для демонстрации зависимости скорости химических реакций от условий. Он состоит из двух сосудов Ландольта, связанных с поворотным устройством, и двух манометрических трубок с воронками вверху. Прибор смонтирован на платформе с оцифрованной шкалой. Принцип работы прибора состоит во взаимодействии твердой фазы (гранул цинка) и жидкой (раствора кислоты) в сосудах Ландольта. В результате реакции выделяется газ, который по пластиковым трубкам поступает в манометрические трубки, давит на окрашенную жидкость и вызывает ее подъем. О различной скорости химической реакции в двух сосудах Ландольта судят по разности уровней жидкости в манометрических трубках.

Ход опыта
В один сосуд Ландольта (в одно колено) наливают 10 мл раствора серной кислоты (1:5), а во второй - 10 мл раствора уксусной кислоты (1:5). В другое колено сосудов Ландольта опускают по 2-3 гранулы цинка. Поворотом сосудов с помощью поворотного устройства смешивают содержимое в двух сосудах Ландольта. Сравнивают уровни жид-кости в манометрических трубках, делают вывод о скорости.
а б

Рис. 8 – Зависимость скорости реакции от условий
 
​​​​​​​
И в заключении, хочется привести слова А.М. Горького : «Химия – область чудес. В ней скрыто счастье человека; величайшие завоевания будущего будут сделаны именно в этой области». И действительно, посмотрите вокруг. Весь окружающий нас мир – сложное сочетание химических элементов, сложных и простых химических и физических процессов. Желтеют и опадают листья на деревьях, а весной вновь возрождается жизнь, люди плавят сталь, строят дома, водят корабли по морям и океанам, покоряют космос и везде, во всем присутствует великая химия, могучая наука – химия!


Категория: Блоги | Добавил: kucherenkosv
Просмотров: 335 | Загрузок: 8 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 17.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог