Внеклассное занятие по литературному чтению
"В гостях у дедушки Крылова"
Учитель начальных классов
Остапенко Оксана Владимировна
Внеклассное занятие по литературному чтению.
Тема: "В гостях у дедушки Крылова"
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с творчеством И. А. Крылова, взглядами великого баснописца на жизнь, реальные отношения людей в обществе; обучения определения морали басен, использованию слов морального вывода в определённых случаях повседневной жизни; работе над выразительным чтением ( инсценированием).
Цели:
• Расширить представление о жанре басни, своеобразии басен Крылова и его вкладе в развитие русской басни;
• активизировать и расширить словарный запас учащихся;
• совершенствовать умение выразительно и осознанно читать басни;
• содействовать воспитанию нравственных качеств личности;
• развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы;
• закрепить и пополнить знания детей о творчестве И.А. Крылова, развивать творческую и познавательную активность учащихся;
• воспитывать интерес к литературе, к слову.
Формирование УУД.
Умение выражать свои мысли
Использовать речь для регуляции своего действия.
• Планируемые результаты
• Предметные: научатся называть известные особенности басенного жанра; читать стихотворные произведения наизусть; определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами;
• Метапредметные:
• познавательные: сравнивают и сопоставляют произведения между собой, называя общее и различное в них;
• регулятивные: формируют учебную задачу, принимают её и сохраняют на протяжении всего занятия; осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу;
• коммуникативные: осмысливают правила взаимодействия в паре и группе, готовят творческие задания, обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений.
• Личностные: проявляют интерес к творчеству И. А. Крылова и чтению его басен. Ценить и принимать самоконтроль к окружающим.
• Коммуникативные ;уметь работать в парах и в группах; уметь договариваться участвовать в диалоге и коллективном обсуждении, слушать понимать других.
• Образовательные ресурсы: портрет И. А. Крылова, книги с баснями, картинки с героями басен.
1. Мотивация
Ребята, послушайте, какая тишина!
Это в школе начались уроки.
Мы не будем тратить время зря,
И приступим все к работе.
2Актуализация знаний
Ведущий 1
Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков тьму,
Он баснями себя прославил,
И в гости мы идём к нему.
Ученик
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Ведущая 2
Наше внеклассное занятие посвящено И.А. Крылову, русскому баснописцу, юбилей, которого отмечают и школьники и взрослые любители русской литературы. Для вас мы приготовили выставку книг.
3.Открытие нового знания
(Рассказ о жизни Крылова)
Ведущая 1: В Петербурге в Летнем саду, поодаль от центральных аллей, на небольшой четырехугольной площадке стоит памятник. Около него всегда играет детвора. Это памятник великому русскому поэту-баснописцу Ивану Андреевичу Крылову.
Ведущая 2: Памятник создан известным скульптором Клодтом и художником Агиным. Бронзовый Иван Андреевич Крылов сидит в кресле, глубоко задумавшись о чем-то, а у ног его теснятся бронзовые животные – это герои его басен.
-О чем задумался Иван Андреевич?
Ученик
Родился будущий знаменитый писатель 13 февраля 1769 года в семье армейского офицера. Семья была бедной, и Ваня не смог получить в детстве хорошего образования, грамоте он выучился в семье.
Ведущий 1
Матушка вспоминала У всех дети как дети. Ма-ма. Па-па. А мой Ванечка! Первым словом у него было «АВ-АВ!». Молчал, молчал. И вдруг высказался. Да, Мурзик? ( гладит заводную игрушку, которая отзывается на прикосновение мурлыканьем). Грамоте его выучил отец. А позже семья жила в Твери довелось ему учиться “из милости”. У детей богатого помещика Львова были домашние учителя, которые их обучали разным наукам: русскому и французскому языкам, арифметике, и Ванечке разрешили заниматься вместе с детьми Львовых. Кроме французского, он выучился читать и писать по-немецки, позже изучил английский и греческий языки.
Ученик
Когда Ивану Крылову было 10 лет, умер его отец. После него ничего не осталось – ни денег, ни драгоценностей, только сундучок с книгами. В 11 лет Ване пришлось поступить на работу в тверской губернский суд
Ведущий 2
На службе у него был свой стол, заваленный бумагами и перьями, и Ваню стали иногда называть Иваном Андреевичем. Иван Андреевич, пора спать, завтра рано вставать.
Ведущая 1:
Позже, в 1782 году, Крылов с матерью и младшим братом Левушкой перебрались в Петербург. Мать всё хлопотала о пенсии. Крылов понимал, ему нужно полагаться лишь на свои силы, способности и ум. Отсутствие систематического образования Ивану приходилось восполнять самостоятельным изучением наук, языков и чтением. Без знаний, был уверен юноша, ему не выбраться из бедности.
Ведущая 2:
Обладая достаточно крепкой фигурой, Крылов увлёкся кулачными боями, из которых выходил победителем. Но этот успех не сбил его с толку. Живой ум и отменное чувство юмора помогли молодому Ивану Андреевичу получить первую известность в качестве драматурга. Им написано 13 комедий, они были опубликованы в журналах и поставлены в театре.
Ведущая 1:
Однако смелая сатира Крылова стала вызывать недовольство императрицы Екатерины Второй, что заставило молодого писателя прекратить свою литературную деятельность и скрыться в провинции на несколько лет.
Ведущая 2:
В 1805 году в Москве Крылов показал известному баснописцу И. Дмитриеву свой перевод двух басен Лафонтена. Дмитриев высоко оценил перевод и отметил, что автор нашёл своё истинное призвание. Но поэт этого опять не понял.
С 1812 работал библиотекарем в Петербургской Публичной библиотеке. Эта служба была ему по душе, ведь его окружали книги, первые и главные друзья. Он заведовал русским отделом. Вначале было всего 4 русских книги. Понадобилось много труда, чтобы приобрести книги, журналы прошлых лет, следить за тем, чтобы в библиотеку попадали вновь печатавшиеся книги. Он составлял списки книг, указателей, одних только каталожных карточек “чистым почерком” надо было написать много тысяч. Библиотека росла и множилась, 30 лет жизни Крылов посвятил Петербургской Публичной библиотеке.
Ведущая 1:
Басни Крылов начал писать, когда ему было уже 37 лет. Многих удивляло странное имя, которым они были подписаны: «Нави Волырк».
-Ребята, а почему Крылов так подписывался?
- Вы, сразу поймёте, если прочитаете справа налево. (Дети читают: «Иван Крылов») Верно.
Ведущая 2:
Постепенно баснописец начал находить всё больше оригинальных сюжетов, многие из которых связаны с событиями российской жизни.
Ведущая 1:
Однако басни, очень скоро стали восприниматься более широко. События, послужившие поводом для их написания, быстро забывались, а сами басни превращались в любимое чтение во всех образованных семьях.
-Ребята, а что нового вы узнали о И.А.Крылове?
Словарная работа
-А кто же такой баснописец!
А что такое басня? ( Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются недостатки людей – хитрость, лесть, жадность, глупость). (Басня краткое нравоучительное стихотворение, рассказ, в котором действуют звери, птицы, деревья, вещи, обычно они умеют говорить).
В баснях о образе зверей мы легко узнаём людей. Ведь у всех людей есть недостатки, а И. А. Крылов помогает увидеть их.
- На какой жанр литературы похожа басня? Почему? ( На сказку, потому что животные разговаривают и действуют, как люди).
- А что такое мораль?
– Мораль – это нравоучительный вывод, поучение, которое даётся в начале или конце басни.)
На партах лежат буквы. Сейчас вам нужно их собрать, чтобы получились слова.
-Какие слова у вас получились? (Муравей, стрекоза, лисица, ворона, лебедь, рак, щука, обезьяна).
А как вы думаете, почему мы составили такие слова?(Да, это герои басен Крылова.
Давайте поиграем.
-Угадайте . кто сказал эти слова ?
«Голубушка, как хороша!
Ну, что за шейка, что за глазки!» (Лисица)
«Не оставь меня, кум милый,
Дай ты мне собраться с силой…» (Стрекоза)
«Смотри-ка, кум милый мой!
Что там за рожа?» (Обезьяна)
Ты всё пела, это дело Так пойди же попляши (Муравей)
- У Крылова басен более 200 и вы с ними будете знакомится в других классах, а может и кто то сам возьмет и прочитает их.
-И сегодня ребята приготовили вам инсценировку, наизусть, чтение басни.
(Воложена К. басня наизусь «Лебедь,рак и щука»)
-Чему учит нас басня?
(Дедюхин В., Коровкин К.,Воложена К. басня инсценировка « Стрекоза и Муравей»)
-Чем она вам запомнилась? Чему мы должны научиться?
-( Платонова П. прочитает нам басню « Кукушка и петух»)
-А кто такая кукушка? Какой опыт мы возьмем для себя в жизни?
(Беседа по басням)
-А сейчас мы вам предлагаем составить картинки к басням. (Пазлы)
-А из каких басен вы получили картинки?
- А чему учат нас басни Крылова?( глупость, зазнайство, грубость, жадность)
-В баснях есть слова, которые запоминаются на всю жизнь. Их называют крылатыми выражениями.
«Продолжи строки из басни»
-Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться.(«Зеркало и Обезьяна»)
Употребляется иронически в ситуации, когда кто-либо указывает человеку на недостатки, которые есть у него самого.
-Ты все пела, это дело: так поди же, попляши. («Стрекоза и Муравей»)
Употребляется в качестве упрека беззаботному человеку.
-От радости в зобу дыханье сперло («Ворона и Лисица»)
От чувства радости захватывает дух.
-Как под каждым ей листком был готов и стол, и дом («Стрекоза и Муравей»)
Употребляется шутливо по отношению к человеку, который без всякого труда добивается благополучия.
-Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит оно кукушку. («Кукушка и Петух»)
Употребляется по отношению к людям, взаимно восхваляющим друг друга.
-Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. («Лебедь, Щука и Рак»)
Употребляется в случаях, когда нет согласованности в каком-либо деле.
-Да только воз и ныне там. («Лебедь, Щука и Рак»)
Употребляется в случаях, когда дело, не двигаясь, стоит на месте, а вокруг него ведутся бесплодные разговоры, суета.
-А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь. («Квартет»)
Употребляется по отношению к группе людей, неспособных к совместной деятельности.
-Кто в лес, кто по дрова.
Делать в разнобой.
Ты всё пела, это дело….. (Так пойди же попляши)
Когда в товарищах согласья нет…(на лад их дело не пойдёт)
Уж сколько раз твердили миру,….( что лесть гнусна, вредна,..)
Ай, Моська, знать она сильна….(что лает на слона)
За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха…(за то, что хвалит он Кукушку)
3 Итог
-А итогом нашего внеклассного мероприятия будет создание книжки малышки.
(Стрекоза и муравей, Ворона и лисица, Мартышка и очки, Лебедь, рак и щука, Кукушка и петух, И.В.Крылов, басни)
4 Рефлексия
- А хотели бы вы еще прочитать басни?
- Вы можете взять и прочитать книги домой.
И.А. Крылов прожил долгую жизнь. О себе он писал:
«Чинов я пышных не искал
И счастья в том не полагал,
Чтоб в низком важничать народе,-
В прихожих ползать не ходил.
Мне чин один лишь лестен был,
Который я ношу в природе,-
Чин человека; в нем лишь быть
Я ставил должностью, забавой.
Его достойно сохранить
Считал одной неложной славой».
-Ребята, вам понравилось наше занятие?
С каким настроением вы пойдете домой?(Покажите смайликами)
|