Сегодня: 17.11.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Внеклассный урок для учащихся 8 классов кружка "Биотехнологии"

СКАЧАТЬ (302.9 Kb) 26.05.2022, 09:02
Кучеренко Светлана Викторовна
учитель химии, ГБОУ МО "Одинцовский "Десятый лицей"
С.В. Кучеренко
ГБОУ МО "Одинцовский "Десятый лицей", г. Одинцово МО
учитель химии

АННОТАЦИЯ
Данный урок проводится в рамках внеурочной деятельности 8 класса в курсе "Биотехнологии". Тема урока была навеяна информацией из сети Интернет в теме научных достижениях за последние 5 лет в области химии. Изучение такой довольно сложной темы предполагает групповую форму работы, которая способствует развитию у обучающихся критического мышления и адекватной самооценки, самостоятельности и ответственности, способности к кооперации и сотрудничеству, повышает креативность. Следует учесть, что групповая работа - это прежде всего игра, игра в организацию, игра в обучение. Игровые приемы помогают ученикам глубже понять учебную тему.

Цели урока: дать понятие о генетике как науке и генетических ножницах как способе управления генетической информации; способствовать формированию умения представлять полученные знания в виде схем, применять приемы логического мышления; способствовать развитию грамотной устной химической речи; создать условия для развития коммуникативной культуры и диалогической речи учащихся, умения отстаивать свою точку зрения, работать в группе.

Ход урока
Вступление учителя
Ребята, а вы знаете, что Нобелевскую премию по химии 2020 года присудили за изобретение "генетических ножниц". Плазмиды - небольшие молекулы ДНК, физически обособленные от хромосом и способные к автономной репликации. Они представляют собой кольцевые (замкнутые) или линейные молекулы ДНК. При помощи CRISPR-Cas9 (это официальное название "генетических ножниц") ученые могут вносить точечные изменения в структуру ДНК. В последних хранится генетическая информация любого живого организма - от простейших бактерий до высших млекопитающих, в том числе человека.

Это открытие явилось одним из важнейших научных достижений этого столетия. Это открытие способно кардинально изменить сельское хозяйство и медицину, и даже помочь в лечении наследственных болезней.

Любой живой организм состоит из клеток, в каждой из которых в ядре свернута в клубок ДНК - двойная спираль генетического кода. У человека эта спираль - это цепочка информации длиной в 6 млрд звеньев.

Ход урока
Класс разделен по три-четыре человека на пять-шесть групп. Деление случайное, чтобы избежать образование групп, различных по силе. Вначале урока учитель показывает короткий ролик - экскурс в историю открытия "генетических ножниц", знакомит с женщинами-обладательницами Нобелевской премии за это открытие. Педагог обращает внимание, что женщин - Нобелевских лауреатов крайне мало в истории награждения по сравнению с мужчинами.

Ученикам предлагается совершить виртуальное путешествие в ядро клетки с целью исправления некоторых нарушений в структуре ДНК с помощью генетических ножниц. Для этого им предлагается сначала собрать клетку из четырех фрагментов и выделить ядро. Затем учитель предлагает открыть ядро клетки и развернуть свернутую в клубок двойную спираль ДНК. В ходе исследования выяснилось, что имеются два участка (они на макете помечены черно-белым фрагментом), на которых обнаружены патологические изменения в структуре ДНК (рис. 1).

 

Рис. 1 - Работа с "генетическими ножницами" на участке ДНК

Ученики, вооружившись "генетическими ножницами", исправляют обнаруженные дефекты. Они вырезают необходимый кусочек ДНК и прикрепив его к молекуле плазмиды транспортируют к нужному участку для замены (рис. 2).

 
 

Рис. 2 - Выделение нужной части из хромосомы (а) и прикрепение ее к плазмиде для транспортировки (б)

Подведение итогов урока
Таким образом в игровой форме учащиеся изучают молекулярный механизм метода редактирования генома, получившего неофициальное название "генетические ножницы".

Список использованных источников
1. Антипова, Н.В. Биохимия. 10-11 классы: учебное пособие для общеобразоват. организаций / Н.В. Антипова, Л.К. Даянова , А.А. Пахомов, Д.С. Третьякова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2021. - 128 с.: ил.
2. Щедровицкий, Г.П. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации и метод развития колективной мыследеятельности // Избранные труды. - М., 1995.


Категория: Блоги | Добавил: kucherenkosv
Просмотров: 375 | Загрузок: 4 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
XI Всероссийский творческий конкурс "Животные забавные - они такие славные!"
XII Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XX Всероссийский творческий конкурс "Сияние осени"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Осенний вернисаж"
XV Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
IX Всероссийский творческий конкурс ко Дню Матери "Подарочки для мамочки"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Наш любимый пластилин!"
XXXIV Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 17.11.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог