Внеурочное занятие по курсу "Я–культурный человек". Тема: "Верность слову"
(35.0 Kb)
| 05.11.2023, 22:38 |
Храпоненко Татьяна Сергеевна |
учитель начальных классов, МБОУ Школа №51 г.о.Самара |
Тема учебного занятия: Верность слову.
Методическая цель: формировать убеждение, что если дал слово, то его надо держать и показать, как это делать.
Цели учебного занятия:
1. Образовательные:
- обеспечить в ходе занятия закрепление ранее изученного материала
- продолжить учить детей на основании высказываний и поступков героев (в литературном произведении) представлять себе черты их характера;
2. Развивающие:
- работать над развитием речи, мышления;
3. Воспитательные:
- формировать у учащихся нравственные ценностные ориентации, способность формулировать нравственные суждения;
- формировать представление о честности, смелости, верности слову и обещанию.
Планируемые УУД:
познавательные: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и ранее полученную информацию; делать выводы в результате совместной работы;
коммуникативные: оформлять свою мысль в устной речи; слушать и понимать речь других, вступать в беседу; уметь работать в группе; совместно договариваться о правилах общения и следовать им;
регулятивные: определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, давать эмоциональную оценку деятельности;
личностные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми; оценка простых ситуаций с позиции общепринятых нравственных правил, важности исполнения роли «хорошего человека»; развивать умение объяснять самому себе «что нужно обещание выполнять».
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, мультфильм «Честное слово», карточки с заданиями для работы в группах, карточки с пословицами, «Сердечко честности», карандаши, солнышки, плакат, клей.
Ход занятия
Этап занятия |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
1. Мотивационный этап (2 минуты) |
Дети встают в круг. Упражнение «Передай свою улыбку».
Когда встречаем мы рассвет, то говорим…..
С улыбкой солнце дарит свет нам, посылая свой….
При встрече через много лет вы крикните друзьям….
И улыбнутся вам в ответ от слова доброго….
И вы запомните совет: дарите всем друзьям…
Давайте дружно, все в ответ, друг другу скажем мы ….
А теперь передайте своими улыбки друг другу, улыбнитесь нашим гостям. Постараемся сохранить наше хорошее настроение до конца занятия. И девиз нашей встречи
Добро желаешь – добро и делай. |
Дети хором произносят ПРИВЕТ
|
Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать свое рабочее место. |
2. Этап актуализации знаний (5 - 6 мин) |
Сегодняшнее занятие мы начнем с истории, которая произошла с ребятами. Внимательно послушайте и ответьте на вопрос « О чем мы сегодня будем говорить на занятии?»
« Честное слово»
А дело было так. Ребята решили всей компанией пойти на представление в цирк. Собрали деньги на билеты и стали соображать, кому поручить их купить.
- Давайте мне, - заявил Петухов, - я там все ходы и выходы знаю. Приду за час до начала, куплю самые хорошие билеты и буду ждать вас у входа.
- А не подведёшь?- усомнилась Наташа. Она почему-то на Васю не очень надеялась.
- Что ты! Честное слово! – поднял Петухов руку.
Утром ребята начистились, нарядились и ровно в половине двенадцатого собрались около цирка. Васи ещё не было. Все понимали, что достать билеты в выходной день нелегко.
- Наверное, в очереди стоит,- посочувствовала Лена.
Прошло 5…10…минут. Вася не появлялся. Мимо проходили оживлённые, взволнованные мальчики и девочки. Они вынимали билеты из карманов и скрывались в дверях цирка.
У ребят радостное настроение начало сменяться тревогой. Куда же пропал Петухов?
До начала представления оставалось 5 минут.
- А может быть, возьмём билеты сами? – робко предложила Лена. Стали подсчитывать, у кого сколько денег. Но оказалось, что не хватит и на 2 билета. Ведь накануне все отдали деньги Васе, оставили только на мороженое.
Стрелка на больших часах у входа подошла к 12 часам. Через неплотно закрытые двери вестибюля было слышно, как прозвенел 3 звонок. Раздалась весёлая музыка. Ребята не сводили глаз с каждого подходящего автобуса, с каждого троллейбуса.
Как обидно стоять и мёрзнуть, когда в цирке такое интересное представление! У Лены даже выступили на глазах слёзы. В этот момент показался деловитый и озабоченный Петухов.
- Ну, как? Все собрались? Сейчас мы всё организуем!
Но над кассой уже висело объявление: «На сегодня все билеты проданы».
Ведущий. Как, по вашему мнению, реагировали ребята на этот поступок Васи?
Какие чувства испытывали ребята в этой ситуации?
Что можно посоветовать Васе?
Что значит быть верным своему слову?
- Итак, о чем мы сегодня будем говорить на занятии?
Попробуйте определить тему и поставить цель перед собой. |
Инсценировка «Честное слово»
Ответы детей.
Дети пытаются ответить на вопрос.
Тема – Дал слово- держи его.
Цель- научиться держать слово, если пообещал.
|
Личностные УУД:
Иметь представление о честности, о выполнении обещания
Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи.
Регулятивные УУД:
определять цель учебной деятельности.
Познавательные УУД:
определять круг своего незнания, самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.
|
Этап открытий новых знаний.
( 20 мин)
1. Постановка проблемы
2. Выдвижение гипотезы
4. Работа с эталоном.
( 5- 7 мин) |
Ребята, давайте с вами посмотрим фрагмент мультфильма по рассказу Л. Пантелеева «Честное слово».
- Вам понравился герой этого рассказа?
- Ребята, как вы считаете, нужно ли держать обещанное слово?
- Трудно ли было мальчику оставаться верным долгу до конца?
- С чем ты согласен в поведении малыша, а с чем нет?
Как бы ты поступил сам?
- Как вы понимаете, что такое обещание?
- Правильно, данное обещание надо выполнять: обещал - сделал.
- А прав ли мальчик, что дал честное слово незнакомым мальчикам?
У: - Вначале хорошо подумай,
Потом, давай честное слово.
Обязательность - верность слову и делу, ответственность за порученное дело.
Работа в парах:
- Выберите из предложенного списка слова, которые характеризуют мальчиков
- 1 группа – первый случай мальчика Васю
- 2 группа – мальчика из рассказа «Честное слово»
Сравните эти две характеристики. Каким бы ты хотел стать? Почему? Объясни.
Давайте попробуем составить правила о том, как держать свое слово и обещание:
-
- Не обещай не подумав.
- Если не смог сдержать слово, то честно признайся.
- Если трудно сдерживать слово, то начни с небольшого обещания, но обязательно доведи его до конца.
- Не перекладывай свои обязанности, свои дела, свою вину на другого.
Физминутка
Если вы даёте положительный ответ на мой вопрос, надо утвердительно покачать головой, а если даёте отрицательный ответ, то надо поворачивать голову вправо и влево.
– Честно ли бросать друга в беде?
– Честно ли признавать свою вину?
– Честно ли притворяться больным, когда не выучил урок?
– Честно ли признаться родителям, что ты получил двойку?
– Честно ли без спроса брать чужие вещи?
– Честно ли пользоваться подсказками?
– Честно ли после уроков помочь товарищу разобраться с темой, которую он не понял?
– Честно ли свою вину перекладывать на другого человека?
Работа в группах
Продолжи пословицы.
1. Слово давать, так слово держать.
2. Соблюдать верность своему слову..
3. Верен – в деле проверен.
4. Будь своему слову хозяин.
5. Слово держать – не по ветру бежать.
6.Нет большего позора, как не выполнить уговора
7. «Помогу, помогу», – пришло: «Не могу, не могу!»
8. Коли взялся за гуж – не говори, что не дюж.
9. Не корми завтраками, а сделай сегодня.
10. На ошибках учатся.
11. Помогай не словом, а делом.
12. Уговор дороже денег.
Индивидуальная работа
- Вычеркни лишние предложения:
Обещал – делай!
Дал слово – сдержи его.
Дал слово – можно забыть о нем.
Объясните, почему вы выбрали это предложение.
|
(Честный, пустозвон, безответственный, ответственный, нечестный, халатный, лживый, правдивый, обманщик, достойный человек, не умеет держать своё слово, умеет держать своё слово )
1гр. Пустозвон, безответственный, нечестный, лживый, обманщик, не умеет держать своё слово
2 гр. Смелый, честный, ответственный, умеет держать слово
Ответы детей: Если раз солгал, не сдержал слово, то в другой раз тебе не поверят. Тебя не будут уважать. С тобой никто не захочет дружить…
Не нужно обещать, не обдумав, можно ли выполнить то, что обещаешь другому.
Верность слову, обещаниям невозможно без проявления настойчивости, требовательности к себе, умения распоряжаться своим словом
Собирают пословицы
Вычеркивают лишнее предложение
Дал слово – можно забыть о нем. |
Личностные УУД: Иметь представление о честности, о верности к слову и обещанию Коммуникативные УУД: участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом, слушать и понимать других, читать про себя информацию и понимать прочитанное.
Познавательные УУД:
перерабатывать, систематизировать информацию, выбирать нужную информацию.
Регулятивные УУД: самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий, определять цель учебной деятельности, план выполнения задания,
самоконтроль |
5. Итог
Рефлексия
( 10 мин) |
Я хочу прочитать стихотворение, а вы внимательно прислушайтесь к моему совету.
Если клялся народу солдат, что в бою не отступит назад,-
Твёрдо знают российские люди: - Будет насмерть стоять он. Будет!
Если мастер уральский сказал, что досрочно он сварит металл,-
Твёрдо знают российские люди: - Будет плавка до срока. Будет!
Если слово колхозник даёт, что двойной урожай соберёт,-
Твёрдо знают российские люди: - Будет хлеб в закромах. Будет!
Так держи своё честное слово, так же честно и так же сурово,
Как на пашне твой брат, на заводе отец.
Как сдержал своё слово на фронте боец.
Чтобы знали российские люди: - Как сказал ученик, - так и будет.
Если нынче отличником быть обещал, пусть на завтра пятёрка украсит журнал,
Если нынче дал слово расти закалённым, завтра выйди на яркий ковёр стадиона.
Чтобы рядом стояли слова и дела, чтоб Отчизна тобою гордиться могла!
- Какие слова вам показались самыми главными?
- О чем мы сегодня говорили?
(Верность к слову и обещанию - очень важное нравственное качество, без которого трудно стать хорошим человеком, хорошим другом, хорошим специалистом, просто трудно жить в обществе.)
Игра «Сердечко честности»
Дети встают в круг и получают от педагога по цветному фломастеру. Педагог дает кому-то одному вырезанное из картона сердечко честности, разделенное на клеточки по количеству детей в группе. Получивший сердечко, рассказывает о своем выполненном обещании, а затем закрашивает одну из клеточек фломастером. После этого сердечко передается дальше по кругу. В результате игры в группе рождается разноцветное сердечко честности.
Закончи предложение:
Я узнал…
Я научился…
Мне было интересно…
Мне еще нужно…
|
Читают подготовленные ученики.
Рассказывают о своем выполненном обещании, а затем закрашивают одну из клеточек фломастером |
Познавательные УУД:
систематизировать информацию, выбирать нужную информацию.
Регулятивные УУД:
Самоконтроль и коррекция.
Личностные УУД: Иметь представление о честности, о верности к слову и обещанию Коммуникативные УУД: участвовать в коллективном обсуждении, осуществлять контроль.
Познавательные УУД:
выполнять логические операции: сравнивать, синтезировать, классифицировать.
Регулятивные УУД:
способность к преодолению препятствий, оценивать результаты своей и чужой деятельности,
самоконтроль, самооценка. |
Полная информация во вложении.
|
Категория: Блоги | Добавил: hraponenko
|
Просмотров: 122 | Загрузок: 1
| Рейтинг: 0.0/0 |
Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;) Всего комментариев: 0 | |
|
|
|
|
|