Тема: «Коляда, коляда открывай ворота»
Дата 01.12.2022
Группа: 3-ий год обучения.
Цель: Разучивание колядной песни, как неотъемлемой части колядного обряда.
Задачи:
Обучающие –
- повторение знакомых символов и атрибутов обряда Колядования;
- знакомство с новыми атрибутами обряда Колядования;
- закрепление формирования певческого звука;
- знакомство с аутентичным аудио материалом;
- работа со слогоритмом, ритмом песни;
- работа над диалектом;
Воспитательные –
- формирование интереса к аутентичным аудио образцам;
- воспитание уважения к народным традициям и песенному наследию;
- воспитание доброжелательного общения с окружающими;
- воспитание усидчивости;
- воспитание умения доводить начатое дело до конца;
Развивающие –
- развитие музыкального восприятия;
- развитие навыков коммуникативной культуры;
- развитие кругозора;
Оборудование: ноутбук, мультимедийная аппаратура, фольклорные атрибуты костюма: маски для ряженных для мальчиков, для девочек - платки расписные, мешок и Звезду, цветные мешочки для распределения детей по группам
Методическое обеспечение: Презентация к этапам занятия, наглядные пособия
Методы и методические приемы обучения:
наглядные: показ презентации, демонстрация аудио (аутентичное исполнение)
словесные: рассказ, беседа, вопросы, поощрения
практические: исполнение распевок, колядки, инсценировка обряда
Технологии: информационно-коммуникативная, игровая
Этапы занятия и их содержание:
- Организационный мобилизация внимания, создание атмосферы творчества – исполнение колядки педагогом
- Подготовительный сообщение темы, цели занятия
- Проверочный Проверка имеющихся у детей знаний
- Основной
1 Беседа об обряде колядования, традиции, связанные с праздником Рождества.
2. Работа над постановкой голоса: разучивание упражнений на артикуляцию, дыхание, исполнительская деятельность (исполнение распевки)
3.Разучивание «Колядки»
4. Творческий интерактив (колядование)
5.Рефлексивный
Итог занятия, эмоциональная рефлексия детей, анализ оценка в достижении цели, поощрение детей за успешную работу на занятии, фиксация положительных эмоций.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Дети сидят на стульях.
Вход педагога с творческим исполнением колядки «А у этого двора пришла коляда»
- Здравствуйте, ребята, что это за песня?
Ответы детей - колядка.
- Правильно, ведь сегодня наступило какое время года?
Ответы детей- зима
Верно, сегодня первый день календарной зимы, а значит мы вспоминаем о русских зимних праздниках и песнях.
Какие русские традиционные праздники вы знаете? Только хором не отвечайте, руку поднимайте.
Ответы детей- Рождество Крещение. Святки. Масленица
(показываю слайды, подтверждающие ответы детей: 2,3,4,5)
- Правильно. Зима — это сказочное время года, когда в старину люди меньше работали и могли больше уделить свободное время для встреч с друзьями, родственниками. На это время года выпадало больше всего праздников: Рождество, Новый год, Крещение, Масленица.
- Как вам кажется, как в старину развлекался народ?
Примерный ответ детей
Верно. Зимой проходили большие уличные увеселения для всего народа — это ярмарки, где торговали выращенным урожаем, продавали товары свои и заморские. На ярмарках выступал Балаганный дед со своим театром Петрушки.
Зимой строились огромные ледяные горки высотой с 3-х этажный дом, где детвора каталась с утра до вечера.
_____________________________________________
- отличный рассказ, спасибо.
- Сегодня мы с вами будем разучивать новую колядку и давайте вспомним, что это за обряд такой-колядование. Кто хочет рассказать?
- Ответ детей.
- Да все, верно. (Включается презентация.)
Я хочу дополнить ваши знания новыми фактами
В XIX в. колядование превратилось в весёлый обычай, игру. Молодёжь с пением ходила от избы к избе, а хозяева награждали певцов яствами.
Однако эта забава была некогда обрядом.
тихий наигрыш концертмейстера
Коляда - праздник земледельческий. 7 слайд
Календал (рим. слово)- означает первые 10 дней каждого месяца в году.
Основная часть колядных песен состояла из величаний с благопожеланиями хозяину, которые имели магический смысл: богатство, изображённое в песне, должно было способствовать реальному богатству в жизни.
Обход проводился вечером: накануне Рождества, Васильева дня и Крещения. 8 слайд
Колядовщики обходили избы, группу возглавлял Мехоноша с большим мешком, а также парень или девушка несли звезду. Эта звезда изображала Вифлеемскую звезду, которая взошла на небо, когда родился Иисус Христос.
Колядовщики, обходили крестьянские дома, призывали хозяев достойно их встретить, и разрешить покликать и попеть. Песни, которые они пели, назывались Колядками, Овсенем или Виноградьем.
Хозяева относились серьезно, ждали их и пытались хорошо одарить. Приглашали в дом, а там колядовщики пели снова, благословляя хозяина и всю его семью.
9 слайд
Обряд колядование- это своеобразный обряд обмена дарами. Дар на дар.
Колядовщики- благополучие на весь год. А хозяева одаривали их фигурным печеньем: козулями, коровками, хлебом, ватрушками. (10 слайд) Пример колядования: Видео
Сегодня мы с вами окунемся в атмосферу обряда колядования -послушаем и разучим колядку «Приходила коляда»
Но для того, чтобы подготовить наши связки к пению что нужно сделать?
Дети: распеться.
Распевка:
- Упражнение на дыхание: кшшш(сброс)- бр бррр. (наверх, а потом вниз ход на б3 и обратно).
- Распевка на раздвоение голосов на большую секунду, сначала закрытый рот (мычание), затем на гласную – е. (объединение коллектива в единое целое)
- Распевка: Уж ты, зимушка, зима», работа с едиными гласными, высокой позицией. (верхняя нота- овердрайв, зов, плач)
Сегодня мы с вами разучим колядку из репертуара фольклорного ансамбля «Веретенце», которые поют в традиции Курской области. Это юно русская традиция
- Послушаем. (прослушивание) 11 слайд
- Скажите это колядка в каком ладу звучит, в мажоре или миноре?
- Охарактеризуйте исполнителей, как они исполняют эту песню.
- Сколько услышали голосовых партий?
- Какие особенности диалектные вы услышали?
- кто может повторить мелодию?
текст написан с диалектами вставками
Приходила коляда накануне Рож(д)ества
Сее , вей пАсевай с Новым годом пАздравляй
Авсень, авсень, хАди пА всем, Аткрывай двери, пАдымай с пАстели.
Аткрывай Акно запускай Рож(д)ество
Аткрывайте сундуки, дАстАвайте пятаки.
Кто не даст пирАга, мы кАрову за рога
Кто не даст пышку, тому в лоб шишку.
_____________________________________________________________________
Исполнительская традиция Курской области отличается резкостью, звонкостью, насыщенностью открытой вокальной манеры. Опытные певцы украшают, напев особыми короткими призвуками («иканьями») флажолетного тембра в высоком регистре. Общий характер южнорусской песенной культуры отмечен повышенной экспрессией, открытой эмоциональностью, большой непосредственностью в выражении чувства. Еще раз слушаем.
- Попробуем проговорить текст и ритмически прохлопать по коленкам слогоритм.
(все вместе, по два человека)
- Пропоем по голосам.
- основная мелодия
- высокая партия
- альтовый голос
Спасибо, молодцы. Мы с вами разучили колядку, и можем ее обыграть. Предлагаю вам попробовать самими поучаствовать в обряде, хотите?
Ответы детей
- Каждый из вас вытянет мешочек: красны или синий. Это определит, кто в какой творческой группе будет.
А теперь каждая группа исполнит по очереди выученную колядку, а Олег Валерьевич оценит исполнение ребят. Какие колядовщики лучше, дружнее и веселее?
Исполняют.
Все старались, трудно выбрать. Ребята я спрячу мешочки за спину и спрошу наших гостей – кому проводить обряд колядования? Выбирайте руку, уважаемые гости!
Прячешь мешочки в руках за спиной. Выбирают.
Ну, жребий выпал вышей творческой группе, значит, вам совершать обряд Колядования. (Выдается реквизит: маски для ряженных для мальчиков, для девочек - платки расписные, мешок и Звезду.)
Колядуют перед зрителями.
Отлично! Присаживайтесь на свои места.
Мы с вами сегодня говорили об обряде колядования. Который включает в себя и песни, «благопожелательные» приговоры.
Из репертуара какого ансамбля мы разучивали колядку?
В какой традиции они поют?
Чем примечательна исполнительская традиция Курской области?
В чем особенность диалекта колядки?
С каким атрибутом колядовщиков мы сегодня познакомились?
Ответы- Вифлеемская звезда.
Колядование – это обряд…(продолжить)
Я благодарю вас за работу на занятии
Список использованной литературы.
- Г. М. Науменко «Народное детское поэтическое творчество», Издательство: Центрполиграф, 2001 г.
- О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ: Детство-Пресс,2004
- Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005
- Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт. сост.Л.С.Куприна, Т.А.Бударина, О.А.Маханева, О.Н, Корепанова и др. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
|