Сегодня: 27.01.2023
6+
Регистрация
Вход на сайт



Главная » Методическая копилка » Блоги


Вокальная работа в детском фольклорном коллективе

СКАЧАТЬ (79.5 Kb) 17.01.2023, 13:14
Дальская Наталья Михайловна
педагог дополнительного образования, ГБУ ДО ЦТиО Фрунзенского р-на г.Санкт-Петербург
Тема: «Коляда, коляда открывай ворота»
Дата 01.12.2022
Группа: 3-ий год обучения.
Цель: Разучивание колядной песни, как неотъемлемой части колядного обряда.
Задачи:    
Обучающие
  • повторение знакомых символов и атрибутов обряда Колядования;
  • знакомство с новыми атрибутами обряда Колядования;
  • закрепление формирования певческого звука;
  • знакомство с аутентичным аудио материалом;
  • работа со слогоритмом, ритмом песни;
  • работа над диалектом;
Воспитательные
  • формирование интереса к аутентичным аудио образцам;
  • воспитание уважения к народным традициям и песенному наследию;
  • воспитание доброжелательного общения с окружающими;
  • воспитание усидчивости;
  • воспитание умения доводить начатое дело до конца;
Развивающие
  • развитие музыкального восприятия;
  • развитие навыков коммуникативной культуры;
  •  развитие кругозора;
Оборудование: ноутбук, мультимедийная аппаратура, фольклорные атрибуты костюма: маски для ряженных для мальчиков, для девочек - платки расписные, мешок и Звезду, цветные мешочки для распределения детей по группам

Методическое обеспечение: Презентация к этапам занятия, наглядные пособия

Методы и методические приемы обучения:
наглядные: показ презентации, демонстрация аудио (аутентичное исполнение)
словесные: рассказ, беседа, вопросы, поощрения
практические: исполнение распевок, колядки, инсценировка обряда

Технологии: информационно-коммуникативная, игровая

 
Этапы занятия и их содержание:
  1. Организационный мобилизация внимания, создание атмосферы творчества – исполнение колядки педагогом
  2. Подготовительный сообщение темы, цели занятия
  3.  Проверочный Проверка имеющихся у детей знаний
  4. Основной
1 Беседа об обряде колядования, традиции, связанные с праздником Рождества.
2. Работа над постановкой голоса: разучивание упражнений на артикуляцию, дыхание, исполнительская деятельность (исполнение распевки)
3.Разучивание «Колядки»
4. Творческий интерактив (колядование)
   
5.Рефлексивный
Итог занятия, эмоциональная рефлексия детей, анализ оценка в достижении цели, поощрение детей за успешную работу на занятии, фиксация положительных эмоций.




ХОД ЗАНЯТИЯ.
Дети сидят на стульях.
Вход педагога с творческим исполнением колядки «А у этого двора пришла коляда»

-   Здравствуйте, ребята, что это за песня?
Ответы детей - колядка.
- Правильно, ведь сегодня наступило какое время года?
Ответы детей- зима
Верно, сегодня первый день календарной зимы, а значит мы вспоминаем о русских зимних праздниках и песнях.

Какие русские традиционные праздники вы знаете?   Только хором не отвечайте, руку поднимайте.
 Ответы детей- Рождество Крещение. Святки. Масленица
(показываю слайды, подтверждающие ответы детей: 2,3,4,5)

- Правильно. Зима — это сказочное время года, когда в старину люди меньше работали и могли больше уделить свободное время для встреч с друзьями, родственниками.  На это время года выпадало больше всего праздников: Рождество, Новый год, Крещение, Масленица.
  
- Как вам кажется, как в старину развлекался народ?

Примерный ответ детей
Верно. Зимой проходили большие уличные увеселения для всего народа — это ярмарки, где торговали выращенным урожаем, продавали товары свои и заморские. На ярмарках выступал Балаганный дед со своим театром Петрушки.
Зимой строились огромные ледяные горки высотой с 3-х этажный дом, где детвора каталась с утра до вечера.
_____________________________________________

- отличный рассказ, спасибо.

- Сегодня мы с вами будем разучивать новую колядку и давайте вспомним, что это за обряд такой-колядование. Кто хочет рассказать?
- Ответ  детей.
- Да все, верно. (Включается презентация.)

Я хочу дополнить ваши знания новыми фактами
 В XIX в. колядование превратилось в весёлый обычай, игру. Молодёжь с пением ходила от избы к избе, а хозяева награждали певцов яствами.
Однако эта забава была некогда обрядом.

тихий наигрыш концертмейстера

Коляда - праздник земледельческий. 7 слайд
Календал (рим. слово)- означает первые 10 дней каждого месяца в году.
Основная часть колядных песен состояла из величаний с благопожеланиями хозяину, которые имели магический смысл: богатство, изображённое в песне, должно было способствовать реальному богатству в жизни.
Обход проводился вечером: накануне Рождества, Васильева дня и Крещения. 8 слайд
Колядовщики обходили избы, группу возглавлял Мехоноша с большим мешком, а также парень или девушка несли звезду. Эта звезда изображала Вифлеемскую звезду, которая взошла на небо, когда родился Иисус Христос.
Колядовщики, обходили крестьянские дома, призывали хозяев достойно их встретить, и разрешить покликать и попеть. Песни, которые они пели, назывались Колядками, Овсенем или Виноградьем.
Хозяева относились серьезно, ждали их и пытались хорошо одарить. Приглашали в дом, а там колядовщики пели снова, благословляя хозяина и всю его семью.
9 слайд

Обряд колядование- это своеобразный обряд обмена дарами. Дар на дар.
Колядовщики- благополучие на весь год. А хозяева одаривали их фигурным печеньем: козулями, коровками, хлебом, ватрушками. (10 слайд) Пример колядования: Видео
 
Сегодня мы с вами окунемся в атмосферу обряда колядования -послушаем и разучим колядку «Приходила коляда»  

Но для того, чтобы подготовить наши связки к пению что нужно сделать?
Дети: распеться.
      Распевка:
  1. Упражнение на дыхание: кшшш(сброс)- бр бррр. (наверх, а потом вниз ход на б3 и обратно).
  2. Распевка на раздвоение голосов на большую секунду, сначала закрытый рот (мычание), затем на гласную – е. (объединение коллектива в единое целое)
  3. Распевка: Уж ты, зимушка, зима», работа с едиными гласными, высокой позицией. (верхняя нота- овердрайв, зов, плач)
Сегодня мы с вами разучим колядку из репертуара фольклорного ансамбля «Веретенце», которые поют в традиции Курской области. Это юно русская традиция
- Послушаем. (прослушивание) 11 слайд
- Скажите это колядка в каком ладу звучит, в мажоре или миноре?
- Охарактеризуйте исполнителей, как они исполняют эту песню.
- Сколько услышали голосовых партий?
- Какие особенности диалектные вы услышали?
- кто может повторить  мелодию?

текст написан с диалектами вставками

Приходила коляда накануне Рож(д)ества
   Сее , вей пАсевай с Новым годом пАздравляй
   Авсень, авсень, хАди пА всем, Аткрывай двери, пАдымай с пАстели.
           Аткрывай Акно запускай Рож(д)ество
           Аткрывайте сундуки, дАстАвайте пятаки.
           Кто не даст пирАга, мы кАрову за рога
           Кто не даст пышку, тому в лоб шишку.
_____________________________________________________________________


Исполнительская традиция Курской области отличается  резкостью, звонкостью, насыщенностью открытой вокальной манеры. Опытные певцы украшают, напев особыми короткими при­звуками («иканьями») флажолетного тембра в высоком реги­стре. Общий характер южнорусской песенной культуры от­мечен повышенной экспрессией, открытой эмоционально­стью, большой непосредственностью в выражении чувства.  Еще раз слушаем.
- Попробуем проговорить текст и ритмически прохлопать по коленкам слогоритм.
(все вместе, по два человека)
- Пропоем по голосам.

- основная мелодия
- высокая партия
- альтовый голос


Спасибо, молодцы. Мы с вами разучили колядку, и можем ее обыграть. Предлагаю вам попробовать самими поучаствовать в обряде, хотите?
Ответы детей
- Каждый из вас вытянет мешочек: красны или синий.  Это определит, кто в какой творческой группе будет.
А теперь каждая группа исполнит по очереди выученную колядку, а Олег Валерьевич оценит исполнение ребят. Какие колядовщики лучше, дружнее и веселее?
Исполняют.
Все старались, трудно выбрать. Ребята я спрячу мешочки за спину и спрошу наших гостей – кому проводить обряд колядования?  Выбирайте руку, уважаемые гости!  
 Прячешь мешочки в руках за спиной. Выбирают.
Ну, жребий выпал вышей творческой группе, значит, вам совершать обряд Колядования. (Выдается реквизит: маски для ряженных для мальчиков,  для девочек - платки расписные, мешок и Звезду.)

Колядуют перед зрителями.    
Отлично! Присаживайтесь на свои места.

Мы с вами сегодня говорили об обряде колядования. Который включает в себя и песни, «благопожелательные» приговоры.

Из репертуара какого ансамбля мы разучивали колядку?
В какой традиции они поют?
Чем примечательна исполнительская традиция Курской области?
В чем особенность диалекта колядки?
С каким атрибутом колядовщиков мы сегодня познакомились?
Ответы- Вифлеемская звезда.
Колядование – это обряд…(продолжить)

Я благодарю вас за работу на занятии

Список использованной литературы.

 
  1. Г. М. Науменко «Народное детское поэтическое творчество», Издательство: Центрполиграф, 2001 г.
  2. О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ: Детство-Пресс,2004
  3. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005
  4. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт. сост.Л.С.Куприна, Т.А.Бударина, О.А.Маханева, О.Н, Корепанова и др. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. 


Категория: Блоги | Добавил: наталья2023
Просмотров: 35 | Загрузок: 2 | Рейтинг: 0.0/0

Нравится

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:



Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
V Всероссийский творческий конкурс "Зимняя сказка"
II Всероссийский творческий конкурс "Жил да был Снеговичок"
II Всероссийский творческий конкурс "Рождественское чудо"
VII Всероссийский творческий конкурс "Вальс снежинок"
XI Всероссийский творческий конкурс "Умелые ручки"
VII Всероссийский творческий конкурс "Путешествие в зоопарк"
V Всероссийский творческий конкурс "Птицы вокруг нас"
III Всероссийский творческий конкурс "Волшебный мир сказок"
XXIII Всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов "Призвание"
XI Всероссийский конкурс профессионального мастерства "Педагог-профессионал: от идеи к практике"


© 2012 - 2023 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 27.01.2023

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог