Сегодня: 28.03.2024
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Вокальная работа в детском фольклорном коллективе

СКАЧАТЬ (79.5 Kb) 17.01.2023, 13:14
Дальская Наталья Михайловна
педагог дополнительного образования, ГБУ ДО ЦТиО Фрунзенского р-на г.Санкт-Петербург
Тема: «Коляда, коляда открывай ворота»
Дата 01.12.2022
Группа: 3-ий год обучения.
Цель: Разучивание колядной песни, как неотъемлемой части колядного обряда.
Задачи:    
Обучающие
  • повторение знакомых символов и атрибутов обряда Колядования;
  • знакомство с новыми атрибутами обряда Колядования;
  • закрепление формирования певческого звука;
  • знакомство с аутентичным аудио материалом;
  • работа со слогоритмом, ритмом песни;
  • работа над диалектом;
Воспитательные
  • формирование интереса к аутентичным аудио образцам;
  • воспитание уважения к народным традициям и песенному наследию;
  • воспитание доброжелательного общения с окружающими;
  • воспитание усидчивости;
  • воспитание умения доводить начатое дело до конца;
Развивающие
  • развитие музыкального восприятия;
  • развитие навыков коммуникативной культуры;
  •  развитие кругозора;
Оборудование: ноутбук, мультимедийная аппаратура, фольклорные атрибуты костюма: маски для ряженных для мальчиков, для девочек - платки расписные, мешок и Звезду, цветные мешочки для распределения детей по группам

Методическое обеспечение: Презентация к этапам занятия, наглядные пособия

Методы и методические приемы обучения:
наглядные: показ презентации, демонстрация аудио (аутентичное исполнение)
словесные: рассказ, беседа, вопросы, поощрения
практические: исполнение распевок, колядки, инсценировка обряда

Технологии: информационно-коммуникативная, игровая

 
Этапы занятия и их содержание:
  1. Организационный мобилизация внимания, создание атмосферы творчества – исполнение колядки педагогом
  2. Подготовительный сообщение темы, цели занятия
  3.  Проверочный Проверка имеющихся у детей знаний
  4. Основной
1 Беседа об обряде колядования, традиции, связанные с праздником Рождества.
2. Работа над постановкой голоса: разучивание упражнений на артикуляцию, дыхание, исполнительская деятельность (исполнение распевки)
3.Разучивание «Колядки»
4. Творческий интерактив (колядование)
   
5.Рефлексивный
Итог занятия, эмоциональная рефлексия детей, анализ оценка в достижении цели, поощрение детей за успешную работу на занятии, фиксация положительных эмоций.




ХОД ЗАНЯТИЯ.
Дети сидят на стульях.
Вход педагога с творческим исполнением колядки «А у этого двора пришла коляда»

-   Здравствуйте, ребята, что это за песня?
Ответы детей - колядка.
- Правильно, ведь сегодня наступило какое время года?
Ответы детей- зима
Верно, сегодня первый день календарной зимы, а значит мы вспоминаем о русских зимних праздниках и песнях.

Какие русские традиционные праздники вы знаете?   Только хором не отвечайте, руку поднимайте.
 Ответы детей- Рождество Крещение. Святки. Масленица
(показываю слайды, подтверждающие ответы детей: 2,3,4,5)

- Правильно. Зима — это сказочное время года, когда в старину люди меньше работали и могли больше уделить свободное время для встреч с друзьями, родственниками.  На это время года выпадало больше всего праздников: Рождество, Новый год, Крещение, Масленица.
  
- Как вам кажется, как в старину развлекался народ?

Примерный ответ детей
Верно. Зимой проходили большие уличные увеселения для всего народа — это ярмарки, где торговали выращенным урожаем, продавали товары свои и заморские. На ярмарках выступал Балаганный дед со своим театром Петрушки.
Зимой строились огромные ледяные горки высотой с 3-х этажный дом, где детвора каталась с утра до вечера.
_____________________________________________

- отличный рассказ, спасибо.

- Сегодня мы с вами будем разучивать новую колядку и давайте вспомним, что это за обряд такой-колядование. Кто хочет рассказать?
- Ответ  детей.
- Да все, верно. (Включается презентация.)

Я хочу дополнить ваши знания новыми фактами
 В XIX в. колядование превратилось в весёлый обычай, игру. Молодёжь с пением ходила от избы к избе, а хозяева награждали певцов яствами.
Однако эта забава была некогда обрядом.

тихий наигрыш концертмейстера

Коляда - праздник земледельческий. 7 слайд
Календал (рим. слово)- означает первые 10 дней каждого месяца в году.
Основная часть колядных песен состояла из величаний с благопожеланиями хозяину, которые имели магический смысл: богатство, изображённое в песне, должно было способствовать реальному богатству в жизни.
Обход проводился вечером: накануне Рождества, Васильева дня и Крещения. 8 слайд
Колядовщики обходили избы, группу возглавлял Мехоноша с большим мешком, а также парень или девушка несли звезду. Эта звезда изображала Вифлеемскую звезду, которая взошла на небо, когда родился Иисус Христос.
Колядовщики, обходили крестьянские дома, призывали хозяев достойно их встретить, и разрешить покликать и попеть. Песни, которые они пели, назывались Колядками, Овсенем или Виноградьем.
Хозяева относились серьезно, ждали их и пытались хорошо одарить. Приглашали в дом, а там колядовщики пели снова, благословляя хозяина и всю его семью.
9 слайд

Обряд колядование- это своеобразный обряд обмена дарами. Дар на дар.
Колядовщики- благополучие на весь год. А хозяева одаривали их фигурным печеньем: козулями, коровками, хлебом, ватрушками. (10 слайд) Пример колядования: Видео
 
Сегодня мы с вами окунемся в атмосферу обряда колядования -послушаем и разучим колядку «Приходила коляда»  

Но для того, чтобы подготовить наши связки к пению что нужно сделать?
Дети: распеться.
      Распевка:
  1. Упражнение на дыхание: кшшш(сброс)- бр бррр. (наверх, а потом вниз ход на б3 и обратно).
  2. Распевка на раздвоение голосов на большую секунду, сначала закрытый рот (мычание), затем на гласную – е. (объединение коллектива в единое целое)
  3. Распевка: Уж ты, зимушка, зима», работа с едиными гласными, высокой позицией. (верхняя нота- овердрайв, зов, плач)
Сегодня мы с вами разучим колядку из репертуара фольклорного ансамбля «Веретенце», которые поют в традиции Курской области. Это юно русская традиция
- Послушаем. (прослушивание) 11 слайд
- Скажите это колядка в каком ладу звучит, в мажоре или миноре?
- Охарактеризуйте исполнителей, как они исполняют эту песню.
- Сколько услышали голосовых партий?
- Какие особенности диалектные вы услышали?
- кто может повторить  мелодию?

текст написан с диалектами вставками

Приходила коляда накануне Рож(д)ества
   Сее , вей пАсевай с Новым годом пАздравляй
   Авсень, авсень, хАди пА всем, Аткрывай двери, пАдымай с пАстели.
           Аткрывай Акно запускай Рож(д)ество
           Аткрывайте сундуки, дАстАвайте пятаки.
           Кто не даст пирАга, мы кАрову за рога
           Кто не даст пышку, тому в лоб шишку.
_____________________________________________________________________


Исполнительская традиция Курской области отличается  резкостью, звонкостью, насыщенностью открытой вокальной манеры. Опытные певцы украшают, напев особыми короткими при­звуками («иканьями») флажолетного тембра в высоком реги­стре. Общий характер южнорусской песенной культуры от­мечен повышенной экспрессией, открытой эмоционально­стью, большой непосредственностью в выражении чувства.  Еще раз слушаем.
- Попробуем проговорить текст и ритмически прохлопать по коленкам слогоритм.
(все вместе, по два человека)
- Пропоем по голосам.

- основная мелодия
- высокая партия
- альтовый голос


Спасибо, молодцы. Мы с вами разучили колядку, и можем ее обыграть. Предлагаю вам попробовать самими поучаствовать в обряде, хотите?
Ответы детей
- Каждый из вас вытянет мешочек: красны или синий.  Это определит, кто в какой творческой группе будет.
А теперь каждая группа исполнит по очереди выученную колядку, а Олег Валерьевич оценит исполнение ребят. Какие колядовщики лучше, дружнее и веселее?
Исполняют.
Все старались, трудно выбрать. Ребята я спрячу мешочки за спину и спрошу наших гостей – кому проводить обряд колядования?  Выбирайте руку, уважаемые гости!  
 Прячешь мешочки в руках за спиной. Выбирают.
Ну, жребий выпал вышей творческой группе, значит, вам совершать обряд Колядования. (Выдается реквизит: маски для ряженных для мальчиков,  для девочек - платки расписные, мешок и Звезду.)

Колядуют перед зрителями.    
Отлично! Присаживайтесь на свои места.

Мы с вами сегодня говорили об обряде колядования. Который включает в себя и песни, «благопожелательные» приговоры.

Из репертуара какого ансамбля мы разучивали колядку?
В какой традиции они поют?
Чем примечательна исполнительская традиция Курской области?
В чем особенность диалекта колядки?
С каким атрибутом колядовщиков мы сегодня познакомились?
Ответы- Вифлеемская звезда.
Колядование – это обряд…(продолжить)

Я благодарю вас за работу на занятии

Список использованной литературы.

 
  1. Г. М. Науменко «Народное детское поэтическое творчество», Издательство: Центрполиграф, 2001 г.
  2. О.Л.Князева, М.Д.Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ: Детство-Пресс,2004
  3. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005
  4. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/Авт. сост.Л.С.Куприна, Т.А.Бударина, О.А.Маханева, О.Н, Корепанова и др. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. 


Категория: Блоги | Добавил: наталья2023
Просмотров: 195 | Загрузок: 3 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
X Всероссийский творческий конкурс "Цветы родного края"
XIII Всероссийский творческий конкурс "Созвездие талантов"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Весна идёт - Весне дорогу!"
III Всероссийский творческий конкурс "8 марта - праздник весны, цветов и любви"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Моя мама - принцесса!"
XVI Всероссийский творческий конкурс "Животные - наши друзья"
Всероссийский педагогический конкурс "Профессиональные достижения педагога"
VIII Всероссийский творческий конкурс "Здравствуй, Масленица!"


© 2012 - 2024 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 28.03.2024

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог