Руководитель: Дерюжина Я.Я., педагог д/о МБУ ДО «ЦВР»
Участники: педагогические работники, ответственные за организацию деятельности волонтерских отрядов (вожатые, педагоги-организаторы, советники по воспитанию и др.)
Вступительная часть
Слайд № 1. Просмотр мультфильма «Мультфильм о волонтерах».
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать вас на своем мастер-классе «Волонтёрство: возможности, технологии, перспективы». Благодарю за ваше желание узнать больше и научить этому детей.
Слайд № 2. Часто человек, охваченный какой-то идеей, горящий, желающий творить добро и нести свет людям, не знает, с чего начать, что делать, где брать информацию, как реализовать свои планы, на эти и другие вопросы я постараюсь ответить исходя из своего опыта волонтерства. Основной целью наших встреч является повышение уровня осведомленности педагогических работников в вопросах организации волонтерской деятельности.
Слайд № 3. Прежде, чем перейти к теме сегодняшней встречи, хочу обрадовать всех присутствующих: в заявленной теме мастер-класса изобретать велосипед не надо: все давно изобретено, описано, структурировано, создана большая методическая база, есть, где посмотреть, у кого спросить.
Основная часть
Слайд № 4. А начнем мы сегодня со знакомства. Предлагаю всем, в чьих руках окажется игрушка, рассказать о себе по следующему плану, представленному на слайде.
1. ФИО, место работы
2. Какое отношение имеете к волонтерской деятельности?
3. Имеете ли личный опыт в добровольчестве?
Я начну первой. Яна Яновна Дерюжина, педагог дополнительного образования Центра внешкольной работы, …………………
В конце игры сделать вывод: Таким образом, в нашей аудитории есть и опытные в этом деле люди, на их помощь я надеюсь, есть и новички.
Упражнение «Найди волонтёра?» Представьте, что вы едете в автобусе. Рядом с вами десятки пассажиров. Наверняка едут и добрые, и отзывчивые, и неравнодушные, и способные проявлять активность люди.
Вы знаете, что среди окружающих есть несколько волонтеров. Вам надо их найти, но волонтеры не имеют отличительных знаков или специальной одежды. Как можно их определить?
Если не спрашивать пассажиров прямо: «Волонтёр ли вы?», то какие три вопроса можно задать каждому, чтобы определить его принадлежность к волонтёрству?
Когда вы подбирали вопросы, вы акцентировались на личностных качествах. Итак, каким качествами должен обладать человек, чтобы мог называться волонтером? (выслушать ответы: активность, неравнодушие, быстрая переключаемость, эмпатия, коммуникабельность, стрессоустойчивость, доброжелательность, вовлеченность, ответственность, толерантность, этичность, эмпатия, клиентоориентированность, умение работать в команде, инициативность, самоменеджмент и т.д.).
Давайте подытожим и дадим определение понятию «волонтер»
(определение на слайд)
Наряду с волонтером употребляется еще и понятие «доброволец».
Это тождественные понятия, только происхождения у них разные.
Если мы заглянем вглубь веков и вспомним древнеславянскую азбуку, то названия букв там звучат так: аз, буки, веди, глаголе, и 5 буква добро. Издревле считалось, что человек на Руси должен был совершать добро/добрые поступки и таким образом прославлять свой род. Испокон веков добровольчество было неотъемлемой частью русского народа, составляющей его менталитета.
А вот слово волонтер – имеет французское происхождение и пришло к нам в 90-х годах прошлого века. Оба понятия сейчас используются и имеют одинаковое значение.
Волонтерами становятся не из финансовых побуждений, а ради помощи другим и приобретения бесценного жизненного опыта. Волонтерство дает много возможностей, которые позволяют по-новому посмотреть на себя и мир вокруг, научиться чему-то, получить новые знакомства. Волонтерство – это стиль жизни. (на слайд принципы волонтерства)
Это осознанная деятельность, совершаемая добровольно на благо общества или отдельных социальных групп, без расчета на вознаграждение.
Кто может стать волонтером? (выслушать ответы)
Давайте посмотрим ролик.
Просмотр ролика «Кто такой волонтер?»
Стать волонтером может любой гражданин, начиная с 14 лет, который имеет желание и свободное время для того, чтобы принести пользу людям. И мы увидели, что не только подростки и студенты занимаются волонтерством. Существуют разные группы, деление происходит и по возрасту, и по принадлежностям к определенным общественным направлениям, организациям.
Есть патриотическое, религиозное, светское волонтерство. Волонтерами могут быть дети, и младше 14 лет, но в составе семейного волонтерства. С 14 лет – могут самостоятельно зарегистрироваться, с18+ стать частью корпоративного волонтерства, 55+ примкнуть к серебряным волонтерам и др.
На сегодняшний день в нашей стране сформировалось 10 основных направлений волонтерской деятельности. У каждого направления имеется своя специфика и особенности.
Задание «Направления волонтерской деятельности».
Для того чтобы понять, чем и в каком направлении деятельности занимаются волонтеры, мы разделимся на 2 команды и каждая команда попробует соотнести по 4 направления волонтерской деятельности. Нужно под названием направления предположить, какую работу выполняют волонтеры.
Например, медиа волонтерство включает в себя, создание видео роликов, очистка берегов водоемов и помощь ветеранам? На выполнение задания дается 3 минуты.
Если вам что-то непонятно, спрашивайте, я с удовольствием поясню. Были сложности при выполнении задания? Давайте проверим ваши предположения.
Итак, резюмируем: существует
социальное волонтерство (инклюзивное, помощь пожилым, работа с детьми, помощь бездомным, работа с больными)
событийное волонтерство
экологическое волонтерство (уборка территорий, посадка территорий, проведение экологических акций, помощь животным)
спортивное волонтерство
медицинское волонтерстро (донорство) Госуд
культурное волонтерство (помощь в музеях и библиотеках, участие в театральных постановках, проведение культурных мероприятий, работа с историческими объектами)
волонтеры общественной безопасности. (Лесные пожарные, волонтеры ЧС, поисковики пропавших людей Лиза Алерт)
патриотическое волонтерство
медиаволонтеры
урбанистика (голосование за благоустройство)
Одного желания творить добро мало. Для некоторых направлений нужны специальные навыки и предварительное обучение. Каждый волонтер проходит свой путь: знакомство с выбранной отраслью – переживание внутреннего конфликта (несоответствие представлений и реальности) – принимаемое решение: остаться или уйти. Тут главное информировать и предоставить возможность выбора. В Норильске почти все направления присутствуют.
Быть волонтером очень почетно, но существует и огромная ответственность, и затраты временного ресурса, и отсутствие материальной компенсации и др. трудности.
В последнее время государством осуществляется мощная поддержка волонтерства, в том числе через проведение информационных кампаний, организацию волонтерских центров, упрощения процедуры регистрации волонтерских организаций; через обеспечение финансовой поддержки, предоставление грантов, субсидий, налоговых льгот для волонтерских организаций; развивается система волонтерской подготовки: проводятся курсы, тренинги, семинары для волонтеров. Все это закреплено на законодательном уровне. Нормативное подкрепление вы видите на слайде.
Нормативно-правовые основы:
Федеральный закон от 11 августа 1995 года № 135 «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)». ГД РФ 2014;
Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам добровольчества (волонтерства)» от 05.02.2018 №15-ФЗ;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2018 года № 2950-о об утверждении Концепции развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года;
Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. №489-ФЗ «О молодежной политике в Российской федерации»;
Распоряжение Правительства Российской Федерации «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» от 29 мая 2015 г. №996-р;
Закон Красноярского края от 12 ноября 2009 года №9-3962 «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве) в Красноярском крае (с изменениями на 22 декабря 2023 года).
Рассматривается закон о комплексной поддержке добровольчества. На уровне субъектов будет утверждена прозрачная система мер поддержки.
Правительством создана система признания и поощрения волонтеров. Разработана система наград:
Правительственные награды
памятная медаль «За бескорыстный вклад в организацию Общероссийской акции взаимопомощи #Мывместе;
международная премия #Мывместе, основная цель – признание и поддержка лидеров общественно значимых инициатив, направленных на помощь людям и улучшение качества жизни в России и мире;
в ближайшее время в России появится еще один знак отличия «За помощь участникам СВО и их семьям»;
разрабатывается система нагрудных знаков для добровольцев и организаторов добровольческой деятельности по аналогии с донорством.
Важно знать права волонтеров и обязанности организации (картинка из тетради)
Организация должна правильно относиться к волонтерам и создавать им условия, закрепленные законом.
Такая поддержка свидетельствует о том, что волонтерство - это ценный ресурс для государства, который позволяет решать социальные проблемы, укреплять гражданское общество, и стимулировать экономический рост.
И, конечно, школы и другие детские организации не могут остаться в стороне от этого направления. Это не просто модный тренд, а важная составляющая комплексного образовательного процесса. Это и формирование гражданской, социальной ответственности, эмпатии и сострадания, гражданской активности, это и развитие таких личных качеств, как командная работа, креативность и инициативность, ответственность и дисциплина; это и положительное влияние на школьную среду – создается дружеская атмосфера, растет репутация школы; это и подготовка детей к профессиональной деятельности (развитие навыков работы с людьми, приобретение опыта, формирование профессиональных навыков)
Развитие волонтерства в школе - это инвестиции в будущее, инвестиции в развитие каждого ребенка. А волонтерский отряд – это хороший пример того, что совершать добрые поступки эффективнее вместе.
Для общеобразовательных организаций применение добровольческих практик дает новые форматы реализации детской инициативы.
Волонтерская деятельность для подростка — это своеобразное путешествие в мир взрослых, возможность самореализации через помощь другим, общение и социализация.
Развитие добровольчества в образовательном учреждении предполагает несколько этапов. Они представлены на слайде.
(Проведение информационно-просветительской кампании, рассказывающей о добровольчестве.
Создание инфраструктуры, формирование новых школьных волонтерских отрядов/объединений и форматов их взаимодействия с возможными партнерами.
Создание программы мероприятий для действующих волонтерских сообществ.
Методическое сопровождение: создание модели отряда/объединения, серии обучающих занятий, видеоуроков, тренигов.
Работа с лидерами школьного добровольчества: тематические смены в ВДЦ и форумы, грантовые конкурсы, региональные и федеральные слеты).
При таком подходе ребенок последовательно проходит ступени приобщения к добровольческой деятельности: он знакомится с принципами добровольчества, у него формируется позитивная мотивация, он получает успешный опыт участия в добрых делах, он вступает в отряд, и здесь еще получает поддержку и от партнеров, и от центров.
В теории – это идеальный вариант развития событий, но как часто происходит на самом деле? Внимание на доску. Прошу вас дополнить эту таблицу.
Школьник
Не понимаю зачем мне это надо?
А кормить будут?
Поступаю, нужна волонтер. книжка...
Хочу как у Светы разные футболки, толстовки, шоперы
Нужны благодарственные письма
Хочу разнообразить свой досуг
В Норильске скучно жить Руководитель отряда/объединения
Есть планы, которые надо выполнять
Определенные показатели
Результативность?
Как поощрять?
Что с ними делать?
Где искать партнеров?
Как удержать, чтобы не переманили
Сегодня они хотят одно, а завтра другое
Как быть человеку, который сам заразился волонтерством и захотел привлечь к этому детей?
Во-первых, исходя из своего опыта, могу утверждать, что для формирования добровольческого отряда необходимо организовать специальные мероприятия по вовлечению детей в волонтерскую деятельность. Необходимо дать возможность ребенку совершить доброе дело, дать возможность принять участие в различных видах волонтерства, чтобы он мог выбрать ту деятельность, которая ему наиболее близка. Участие в волонтерских акциях может быть только добровольным, Организатору волонтерского отряда надо знать о тех делах, где могут поучаствовать школьники. Об этом ресурсе мы поговорим чуть позже.
Как помочь ребенку выбрать свое направление в волонтерстве? Предложите им ответить на несколько вопросов:
1. Кому бы я хотел помочь и почему?
2. Что конкретно я готов делать и что делать не готов?
3. Чего я хотел бы достичь в результате оказания помощи?
4. Какими ресурсами я располагаю и чем могу поделиться?
5. Какие с моей стороны могут быть условия для оказания помощь?
Важно помнить! Волонтер – это не только ресурс, это прежде всего, живой человек со своей свободной волей и личным выбором, к которому притягиваются время, силы и навыки. Волонтер – это партнер, имеющий право получить полную информацию о мероприятии и правилах участия в нем. Ребенку-волонтеру очень нужна определенность, положительный заряд от организатора волонтерской деятельности. Терпеливые ответы на все вопросы. Этот подход помогает влиться в коллектив, побороть свои страхи.
Важно тщательно оценивать полезность и целесообразность участия детей-волонтеров в различных мероприятиях. Так, дети-волонтеры не должны привлекаться к бизнес проектам, если они не социально ориентированы. Например, ребят приглашают бесплатно обслуживать выступление музыкантов и артистов, дающих коммерческий концерт. За это волонтеры получают возможность посмотреть концерт. И никто из организаторов этого мероприятия не может объяснить, почему все тут с прибылью, а волонтеры работают бесплатно? Или частый пример волонтерства школьников и студентов. В учреждение приезжает комиссия из высокопоставленного начальства и вдоль пути их следования выстраивают ребят, которые стоят у дверей, дежурят в буфете, раздевалке и т.п. В чем потребность в волонтерах у этих вполне самостоятельных людей? Ребятам никто не объясняет.
К основным мотивам участия в волонтерских программах относятся:
самореализация;
общественное признание, чувство социальной значимости;
самовыражение и самоопределение;
профессиональное ориентирование;
приобретение полезных социальных и практических навыков;
возможность общения, взаимодействия с единомышленниками;
приобретение опыта ответственного лидерства и социального взаимодействия;
способность выразить гражданскую позицию;
выполнение общественного и религиозного долга;
организация свободного времени.
У школьников может быть разная мотивация, и она может меняться. И это нормально.
Мотивация может быть внутренней – обусловлена стремлением к осуществляемой деятельности ради ее содержания, и внешней – включать в себя добровольчество на условиях взаимовыгодного сотрудничества.
Давайте с вами рассмотрим статические данные, которые показывают, что мотивирует школьников и студентов участвовать в добровольческой деятельности (слайд)
Всех волонтёров можно разделить на 3 условные группы по принципу преобладания мотивов. Это не хорошо и не плохо, это данность. Тусовщики были есть и будут особенно это свойственно подросткам и молодежи. Важно помнить, что мотив у волонтеров может меняться в зависимости от опыта волонтерской деятельности, круга общения и др., именно в этом случае важна роль взрослого наставника, его умение пустить энергию в нужное русло.
При работе с мотивацией следует уделять пристальное внимание профилактике демотивирующих факторов (слайд)
Своего рода мотивацией могут быть и бонусы волонтерской деятельности, которые выпали мне.
Пример бизнес завтрак с Дмитрием Губерниевым
Топ 100 лучших волонтерских отрядов в рамках какой-либо всероссийской акции. (9 мая, парад победы)
Мастер-класс со звездой. Ирина Жуйкова – печем с ней торт
Автограф сессия со спикером / блогером Роман Кограманов
Международный праздник День Добровольца и волонтера! Поздравление от президента РФ, вручение премии «Мы вместе».
Если труд бесплатный, то для привлечения и удержания волонтера необходимо, чтобы дело было значимым (и для волонтера, и для общества), посильным и результативным. Именно позитивные изменения, произошедшие благодаря волонтерам, больше всего мотивируют их.
Организаторы, прежде всего должны обращаться к чувству ответственности, мотивировать и вдохновлять добровольцев собственным примером. Еще организаторы несут ответственность за последствия действий добровольцев, поэтому они должны уметь предотвращать любые спорные ситуации. Волонтерство, как и любое другое дело, требует определенных навыков и компетенций и может подойти не каждому. Добровольцы оставляют за собой право прекратить или отказаться от участия в волонтерской деятельности в любой момент. Особенно это остро обозначается при работе с подростками (межличностные отношения, недостаточно развитый само менеджмент, тайм менеджмент, расхождение своих возможностей и желаний).
Подробнее об этом можно почитать в источниках, которые представлены на слайде.
(Рекомендуемая литература:
Методическое пособие «Модель школьного добровольчекого отряда» (представляет собой целостный, практико-ориентированный труд, в котором систематизированы основные понятия, связанные с добровольческой деятельностью, культурой и процессом построения межличностных отношений в детском объединении)
Методическое пособие «Пять ключей эффективной работы с волонтерами» версия 2.0 (в пособии представлены актуальные технологии, универсальные методы и рекомендации в вопросах организации и сопровождения деятельности волонтерских движений в образовательных организациях.
Методическая разработка «Конструктор поддерживающих и мотивационных мероприятий для волонтеров» (Модель компетенции волонтеров, цели и примеры поддерживающих мероприятий, описание разнообразных мероприятий, конструктор создания собственных мероприятий)
Методическое пособие по проекту «Клуб деловых игр для волонтеров» (о развитии компетенций добровольцев и повышении эффективности деятельности добровольческих объединений, конкретно разработанные сценарии)
История моего объединения при Центре внешкольной работы началась с 1997 году. Направление деятельности детей сильно отличалось от нынешнего. Главной целью волонтеров того времени была организация помощи в проведении мероприятий для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Волонтеры активно принимали участие в досуговых мероприятиях ЦВР и города, таких как Всемирный день инвалида, День защиты детей и др., разрабатывали и проводили мероприятия в рамках лагеря общения «Солнышко» для детей с ОВЗ, а также принимали участие в выездных инклюзивных лагерях общения и оздоровления для детей с ОВЗ г. Йошкар-Ола и Москва. (Фото и программа на слайде)
В 2013-2014 году активно возрос интерес к волонтерской деятельности и такие изменения не могли не отразиться на деятельности объединения, появилось не только название нашего объединения – «Мы вместе», но и программа обучения.
Программа «Волонтер» была разработана на основе личного опыта. Содержательную наполняемость программы обеспечили специализированная литература и материалы первого онлайн-университета социальных наук в России «Добро.Университет». Освоение программы предполагает получение представления о содержании и направлениях волонтерской деятельности, предоставляет возможность подросткам проявить себя, реализовать свой потенциал и получить заслуженное признание посредством их вовлечения в социальную практику. Разделы учебного плана представлены на слайде.
Волонтеры погрузились в проектно-исследовательскую деятельность, стали активно участвовать в дистанционных конкурсах, акциях и флэш-мобах всероссийского и международного масштаба, нашли новые сферы применения волонтерской деятельности. (несколько слайдов активной деятельности). Было налажено сотрудничество с различные общественными и некоммерческими организациями. Учащиеся в объединении «Мы вместе» имеют возможность попробовать свои силы в различных направлениях волонтерской деятельности и выбрать занятие себе по душе. Для нас с ребятами волонтерство – это стиль жизни, нескончаемая череда новых открытий, знакомств и разнообразных мероприятий.
Просмотр визитной карточки с конкурса.
Одним из своих последних достижений в сфере добровольчества — это подача заявки на Всемирный фестиваль молодежи, который проходил в марте 2024 года на федеральной территории Сириус (г. Сочи).
Об этом фестивале я узнала, будучи ученицей начальной школы, смотрела по телевизору репортажи с фестиваля, он проходил в 1986 году в Москве, тетя мне привезла куклу Катюшу – его символ, это была одна из любимых игрушек. Мне понравился эмоциональный фон фестиваля, идея про дружбу всех народов. Особенно тронуло, что абсолютно незнакомые люди с разных концов нашей планеты встретились на фестивале, подружились, и со слезами расставались. И мне захотелось тоже побывать на таком мероприятии, когда вырасту. Шли годы, я обо всем забыла, но когда увидела информационную кампанию по рекрутингу волонтеров на фестиваль, все вспомнилось и захотелось осуществить детскую мечту, а заодно и рассказать о нашей стране, что в ней создано столько возможностей, особенно для молодежи. И показать на личном примере, что все реально. Прошла отбор, сразу хочу сказать, что это было не просто. Пришлось много учиться, даже выезжать на обучение в Красноярск, но все возможно, и именно там услышать, что вошла в состав делегации из 80 волонтеров от Красноярского края. Это почетно быть одним из 5000 волонтеров и представлять нашу страну. У меня много эмоций и впечатлений и по сей день. Именно там я увидела много своими глазами то, о чем когда-то читала. И поняла насколько велика ценность волонтерского ресурса. И все это было невозможно без портала Добро.ру! на нем завязано все! Чтобы знать о всех возможностях, быть в курсе всех событий в мире волонтерства, совмещать добрые дела с путешествиями, и не только, распространять информацию о ваших добрых делах, заявлять о себе на уровне страны, нужно изучить и использовать возможности одной из самых лучших экосистем для волонтеров!
ДОБРО.РУ – является главной площадкой о добровольчестве в России. С 2016 года из небольшого реестра волонтерских организаций портал трансформировался в мощную экосистему IТ-сервисов, помогающих развивать волонтерство и позитивную социальную активность. Дайте вместе изучим ее широкие возможности.
Просмотр презентации о всей экосистеме
Практическая работа
Заходим в систему (привязка к госуслугам, наполненность профиля)
Возможности для волонтера (личный стол волонтера, электронная книжка, заявки, одобрение, ваши действия)
ДоброУниверситет
Другое дело
Мобильное Приложение Добро.рф
Изучение вкладки «База знаний»
Материалы для организаторов
Знакомство с представителем волонтерских центров.
Заключительная часть
Впереди еще много свершений, открытий и знакомств. В свою очередь хочу сказать, что я так уже привыкла к этому многообразию деятельности, рядом со своими учениками открываю все по-новому, вижу их горящие глаза и получаю от этого колоссальный заряд эмоций, который подталкивает к дальнейшему развитию и новым стремлениям. Волонтерская деятельность помогает понять главное – делать добро людям не только полезно, но и приятно. Опыт, полученный в волонтерской деятельности, станет для ребят семенем, которое легло на благодатную почву юной души. И я надеюсь, что в будущем из этого семени вырастет крепкое дерево нравственности, плодами которого будут только добрые дела и поступки, совершенные по внутреннему побуждению, а не по принуждению и за вознаграждение.
Таким образом, волонтерская деятельность – это благоприятная среда для формирования ценностно-ориентированной личности подростка. Чем полнее мы будем использовать возможности этой формы неформального образования в педагогической практике, тем полнее и богаче будет становиться жизнь юных граждан нашей страны. И если организатор отряда своим стилем жизни определяет волонтерство, то и дети последуют его примеру.
Вопрос-ответ
Уважаемые коллеги, прошу вас заполнить анкету по итогам участия на сегодняшнем семинаре-практикуме.
|