Д. Н. Исаев и В. С. Коган в своих исследованиях, проводимых в 1980 годах, отмечали, что у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) формирование полоролевого поведения, осведомленности в вопросах пола, сексуальной ориентации и активности отличается от того, как они формируются у обучающихся с нормативным развитием.
Процесс психосексуального развития аналогичен таковому у психически здоровых субъектов, хотя и не совпадает с ними хронологически. Все способы выражения сексуальных чувств для умственно отсталых лиц характерны в той же степени, что и для здоровых.
НО!
Они имеют намного меньше информации о фактах жизни, связанных с полом, их представления бедны и искажены.
Отставание, ускорение и асинхрония полового созревания создают внутрипсихические поля напряжения, усиливают пубертатные трудности, вызывают психосексуальные аномалии и мешают социальному приспособлению.
Умственно отсталые подростки являются наиболее уязвимой частью молодежи в смысле эксплуатации секса и его патологии.
Возникает проблема нарушения формирования полоролевой идентичности как фактор, осложняющий адаптацию умственно отсталых детей.
Половая идентичность - единство поведения и самосознания индивида, причисляющего себя к определенному полу и ориентирующегося на требования соответствующей половой роли.
- Половая идентичность умственно отсталых подростков находится в прямой зависимости от уровня интеллектуального развития; чем он выше, тем по большему числу признаков идентифицирует подросток свой и противоположный пол.
- Осведомленность подростков о своем и противоположном поле у девочек выше, чем у мальчиков с одинаковым уровнем интеллекта.
- Информированность о своем поле всегда значительно выше, чем о противоположном, независимо от уровня интеллектуального развития.
Обучающиеся с умственной отсталостью часто оказываются в таком положении, когда необходимо почти целиком подавлять своё половое влечение.
Подростки стремятся к любви и нежности, но это стремление почти всегда переходит в сексуальные действия, поэтому их половое воспитание обязательно должно осуществляться конкретными людьми.
Обучающиеся с умственной отсталостью часто оказываются в таком положении, когда необходимо почти целиком подавлять своё половое влечение.
Подростки стремятся к любви и нежности, но это стремление почти всегда переходит в сексуальные действия, поэтому их половое воспитание обязательно должно осуществляться конкретными людьми.
На базе нашей школы в мае 2021 года был проведен мониторинг, который включил 2 методики: «Анкета для обучающихся 7-9 классов» и методики «Кто Я?» (авторы М. Кун, Т. Макпартленд).
Результаты, полученные при использовании методики «Анкета для обучающихся 7-9 классов», были проанализированы с количественной и качественной стороны.
Целью данной методики является выявление знаний обучающихся в области половых отношений.
Анализируя ответы респондентов по вопросам данной анкеты можно сделать вывод о том, что:
большая часть обучающихся понимает под выражением «половые отношения» секс;
большинство участников узнали о половых отношениях из разговоров со сверстниками;
обучающиеся подросткового возраста считают, что молодежь начинает раннюю половую жизнь чтобы казаться взрослее;
опрашиваемые обучающиеся мало осведомлены, что ранняя половая жизнь может привести к серьезным последствием;
мнения обучающихся разделились приблизительно поровну о необходимости специального урока по половому воспитанию в школе;
пять человек из 32 вступали в половые отношения.
По результатам выполнения данной методики можно сделать вывод: обучающиеся не знают, что ранняя половая жизнь может привести к серьезным последствиям. Большинство подростков узнали о половых отношениях из разговоров со сверстниками, что говорит о том, что их знания во многом искажены и не достоверны. Подростков необходима помощь психолога, социального педагога, педагогов и родителей в реализации работы по половому воспитанию.
Анализ результатов использования методики «Кто Я?» (авторы М. Кун, Т. Макпартленд)
Необходимо дать 10 ответов на вопрос «Кто я?». Все результаты зарегистрированы в бланке ответов. Качественный анализ результатов показал, что:
у участников экспериментального исследования слабо выражены феминные и маскулинные характеристики;
наблюдается присутствие характеристик противоположного пола;
в ответах обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) преобладают нейтральные характеристики, что говорит о недостаточных навыках сформированности гендерного поведения, соответствующих их полу.
По результатам выполнения данной методики можно сделать вывод, что у обучающихся подросткового возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) роль гендерных характеристик в структуре Я – концепции сформирована недостаточно.
Запланированы следующие психопрофилактические мероприятия:
- групповые консультации для классных руководителе и воспитателей по темам: «Половое воспитание – составляющая гармоничного развития»; «Гигиенические аспекты полового воспитания обучающихся подросткового возраста с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;
- семинары для педагогов школы: «Норма и отклонение в половом созревании обучающихся подросткового возраста», «Влияние средств массовой информации на половое воспитание обучающихся»;
- круглые столы и практикумы для подростков: «Развитие мальчика (юноши)»; «Половое созревание»; «Правила гигиены»; «Развитие девушки»; «Ранние половые связи и их последствия»; «Бережное отношение к здоровью»; «ЗППП, ВИЧ/СПИД. Правила безопасного поведения»; «Отрицательное влияние алкоголя, наркотиков, курения».
- тренинги для юношей и девушек: «О взаимоотношениях между юношами и девушками», «Доблесть юноши», «Прелесть девушки»;
- выступления на родительских собраниях: «Роль родителей в половом воспитании»; «Половозрастные и индивидуальные особенности развития организма обучающихся»; «Воспитание чувства любви у обучающихся»; «Когда обучающийся становится взрослее».
Вывод:
каким бы не являлся уровень развития обучающегося, пол является основной характеристикой любого человека. Сознание обучающегося с интеллектуальными нарушениями развито не в соответствии с его возрастом. Ошибочно считать, что такого обучающегося необходимо ограждать от всех вопросов, связанных с полом. В процессе взросления человека, в том числе и с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), происходят физиологические изменения организма в связи с гормональной перестройкой. Важно не пропустить этот момент и вовремя объяснить такому обучающемуся естественные изменения, происходящие в его организме, помочь ему в осознании появляющихся сексуальных чувств.
|