Лаврентьева А.С., Минакова О.В., Волчатова Т.П.
МБОУ г. Иркутска СОШ № 7
В настоящее время все большее внимание уделяется воспитанию подрастающего поколения, что подтверждается внесением в 2020 году изменений, касающихся вопроса воспитания в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [1].
В отличие от традиционной педагогики, которая заложила основы воспитания, во многом остающиеся актуальными по сей день, но где обучающийся воспринимался как объект, на который необходимо воздействовать, современная педагогика рассматривает ребенка как субъект воспитания [2]. Современное воспитание – это работа педагога со смыслами и ценностями (отношениями ребенка к миру, другим, себе), которые очень многогранны и имеют субъективную природу [3], а значит, количественно оценить результаты воспитания трудно. Именно поэтому педагогу лучше управлять процессом развития личности ребенка, выбирая в качестве приоритета диалогические методы общения, совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, совместную деятельность [2].
Сутью воспитательной деятельности являются отношения, которые формируются только благодаря взаимодействию педагогов и обучающихся как партнеров по совместной деятельности [4]. Совместная воспитательная деятельность - педагогическая ситуация, весь цикл которой - от зарождения идеи до получения результата - педагог проходит вместе с воспитанниками, обеспечивая их личностное включение во все этапы деятельности [5].
И.Е. Гайдукова предлагает следующую структуру последовательных действий, которые совершаются вместе с воспитанниками:
- анализ ситуации, в которой и для улучшения которой деятельность будет организована;
- выдвижение цели и постановка задач;
- отбор содержания и средств достижения цели;
- реализация содержания и средств;
- анализ и оценка результатов;
- корректировка последующих действий.
Для реализации воспитания в совместной деятельности в нашей школе проектируются образовательные ситуации во внеурочной деятельности. Ниже представлен опыт организации одной из таких ситуаций, в которой можно проследить подобный алгоритм.
Идея для внеурочного занятия возникла на уроке литературного чтения, где в ходе обсуждения произведения С.В. Михалкова «Новогодняя быль» учащиеся 2 класса пришли к выводу, что елки нужно беречь и не обязательно их рубить, если можно их заменить искусственными. У нескольких детей возник вопрос: какую елку лучше выбрать для праздника? Учительница обратила внимание детей на то, что это, действительно, интересный вопрос и спросила, у кого он может возникнуть (анализ ситуации). Дети пришли к выводу, что такой вопрос может появиться у каждого, кто хочет приобрести елку. Тогда учительница предложила обдумать вопрос вместе, всем классом, для того, чтобы разобраться в вопросе (выдвижение цели). Дети охотно согласились.
На следующий день, для того чтобы детям было легче собирать информацию, учительница предложила распределиться по группам посредством выбора карточки с изображением (рука - группа «Елка своими руками», ветка - группа «искусственная елка», горшок - группа «Елка в горшке» и медведь - группа «Елка из питомника»).
Вместе с детьми учительница обсудила необходимые для поиска информации вопросы и задания для каждой группы (постановка задач):
- У группы «Елка в питомнике» были вопросы: про цену, адреса, способы утилизации.
- Группе «Искусственная елка» было предложено найти информацию «Почему такую елку покупают?»
- У группы «Елка в горшке» было задание найти советы по уходу за такой елкой.
- У группы «Елка своими руками» было задание найти причины и способы самостоятельного изготовления елок.
Далее детям было предложено в совместной деятельности с родителями найти информацию и распечатать фотографии для плаката (отбор содержания и средств достижения цели). В результате были собраны папки с информацией по каждой группе.
В ходе классного часа (реализация содержания и средств) дети распределялись по ролям: ученики выбирали квадраты разных цветов. (4 зеленых – писатели (записывали всю информацию), 4 красных – оформители (приклеивали фотографии, рисовали), 12- искатели информации (среди всей информации, которая у них была, выбирали нужное), 6 - помощники (помогали во всем).
Учительница заранее поделила лист ватмана на 4 части (для каждой группы) и разлиновала каждую, так как детям второго класса тяжело ориентироваться на листе без строк.
Ученикам было предложено вспомнить произведение «Новогодняя быль» и ответить на вопросы:
- Кто является главным героем данного произведения? (елка)
- Кто рассказал Ёлочке про Новый год? (сорока)
- Почему ёлочка боялась человека? (из-за того, что ее срубят)
- Что произошло в конце произведения с елочкой? (нарядили)
Далее дети разделились по группам.
Перед началом деятельности обсудили правила работы в группах (предлагать, обсуждать, договариваться, соблюдать культуру поведения), а также выяснили, где лежат необходимые для работы материалы (папки с подготовленной информацией и фотографиями, клей, ножницы, скотч).
После озвучивания записанного на доске плана работы в группе, дети приступили к работе.
План работы:
- Взять папку с подготовленной информацией с логотипом группы.
- Записать нужную информацию на ватмане.
- Выбрать все нужные фотографии.
- Наклеить фотографии и оформить свою работу.
- Договориться, кто будет рассказывать о результатах исследования.
- Презентовать свою работу.
Учительница в ходе работы наблюдала, контролировала правильность выполнения работы по плану, помогала в случае затруднений. После окончания работы над оформлением плаката один ученик из каждой группы выходил к доске и представлял результаты работы.
В конце занятия детям были заданы вопросы (анализ и оценка результатов) о том, какая цель была поставлена, получилось ли достичь ее, какую елку дети выбрали бы вместо живой, получалось ли договариваться при работе в группе, чем понравилось занятие). Последний вопрос касался того, что можно было бы улучшить на следующем подобном занятии (корректировка последующих действий). Дети вместе с учителем пришли к выводу, что нужно развивать навыки совместной деятельности в группе, учиться договариваться.
После окончания занятия в классе на стене разместили плакат, который будет напоминать всем о проделанной совместной работе, а так же о том, что к живым елям надо относиться бережно.
Таким образом, при подготовке занятия, целью которого было создание условий для формирования у детей устойчивого бережного отношения к дереву «ель» на основе произведения «Новогодняя быль» С.В. Михалкова, учителем были спроектированы разные виды совместной деятельности: учитель-дети, дети-родители, дети-дети. В ходе подготовки и самого занятия решались такие задачи как: воспитание бережного отношения к природе и окружающей среде; развитие познавательных УУД (анализ информации, сравнение, систематизация); развитие навыков совместной деятельности, работы в команде, культуры взаимодействия; развитие навыков оформления и презентации.
1. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» от 31.07.2020 № 304-Ф3.
2. В.С. Зайцев. Современные технологии воспитания школьников: концепции, структура, методы: учебно-методическое пособие. – Челябинск, 2017 – 87 с.
3. Демакова И.Д., Шустова И.Ю. Мягкий системный подход исследований в области теории воспитания/Фундаментальные проблемы воспитания в условиях современных социальных процессов: материалы международной научно-практической конференции (8‒10 декабря 2020 г.,
Новосибирск) / под редакцией Т. А. Ромм, З. И. Лаврентьевой, Е. М. Скрыпниковой. – Новосибирск: ООО «Немо Пресс», 2020. – С. 6-16.
4. Худенева М.Г. Содержательные аспекты подготовки будущих педагогов к организации совместной воспитательной деятельности обучающихся школы. - Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 6. С. 122-129.
5. Гайдукова И.Е. Совместная деятельность как педагогическая категория. - Мир науки, культуры, образования. №3. 2013. С. 12-13.
|