Воспитание культуры поведения дошкольников с нарушением слуха В воспитании ребенка с нарушением слуха особая роль принадлежит взрослым. Важно умело, терпеливо, разумно воспитывать культуру поведения ребенка. Необходимо выработать определенные правила
поведения. Для того чтобы выполнение правил превратилось у ребенка в привычку, необходимо повторять свои требования каждый день. Нельзя допускать разногласий в требованиях со стороны взрослых (родителей).
Необходимо формировать привычку подчиняться требованиям родителей.
Деловой тон, требовательность, доступность и целесообразность распоряжений – важные условия послушания.
В семье поведение родителей является для малыша эталоном. Ребенок обязательно будет подражать родителям. Важно умело, терпеливо, разумно воспитывать культуру поведения ребенка. Необходимо выработать определенные правила поведения. Чем раньше Вы введете эти правила, тем легче они будут усваиваться ребенком.
Что включает в себя культура поведения ребенка дошкольника.
• Правила культурного поведения за столом.
• Доброжелательность, вежливость с друзьями и взрослыми.
• Умение здороваться, прощаться, вежливо благодарить.
• Уступать место взрослым.
• Умение умываться, одеваться, раздеваться, аккуратно складывать свою одежду в определенном месте.
Для того чтобы выполнение правил превратилось у ребенка в привычку, необходимо повторять свои требования каждый день. Для этого нужна выдержка и такт со стороны взрослых. Не всегда можно ломать упорство ребенка «в лоб», резким запретом. Отвлеките ребенка интересной игрушкой, делом. Например, Оля отнимает у брата заводную машину. Уговоры мамы не действуют. Мама может позвать Олю помочь ей на кухне приготовить обед или показать Оле другую интересную игрушку, которой она заинтересуется.
Важно похвалить ребенка тогда, когда он сам уже научился соблюдать порядок и вести себя по правилам. Мама может сказать папе, который пришел с работы: «Сережа молодец. Он сам сегодня убрал игрушки».
Конечно, это не говорит о том, что ребенок уже усвоил правило, завтра он может его забыть. Нужно постоянно напоминать и упражнять его в этих действиях и правилах.
На начальном этапе, когда ребенок еще не овладел речью, Ваш личный пример, совместная деятельность поможет ему. Используйте каждую ситуацию, подсказывая ребенку, что и как он должен сделать.
В семье показывайте пример внимательного, заботливого отношения друг к другу, к старшим в семье – бабушке и дедушке. Уступите бабушке удобное кресло, когда смотрите телевизор. Папа должен подать маме пальто.
Соблюдайте тишину, когда спит маленький брат или сестра.
Организуйте совместный поход в театр, кино, выставку, в гости к друзьям.
В таких ситуациях ребенок приобретает опыт культуры поведения.
У него формируется умение вести себя в общественных местах, в гостях.
Обязательно согласуйте свои действия и требования к ребенку. Нельзя допускать разногласий в требованиях со стороны родителей. Например, мама говорит, что надо убрать игрушки, а папа разрешает не убирать.
Необходимо формировать привычку подчиняться требованиям родителей. Деловой тон, требовательность, доступность и целесообразность распоряжений – важные условия послушания.
Иногда незначительный кивок головы, улыбка, одобряющий жест значат для ребенка больше, чем серьезные нравоучения.
Рассмотрим правила поведения за столом. Важно приучать ребенка есть только чистыми руками, не проливать суп, не лезть в тарелку, тщательно пережевывать пищу, выходить из-за стола, только после окончания еды, благодарить взрослых. Если Вы будете систематически следить за этим, и ребенок будет это выполнять, то у него сформируются определенные привычки. Вначале взрослый вместе с ребенком последовательно показывает все действия умывания: засучить рукава, открыть кран, намочить руки, намылить руки, сполоснуть руки, стряхнуть капельки воды, закрыть кран, вытереть руки полотенцем. «Руки чистые. Можно кушать» – говорит мама.
Таким же образом, необходимо показать действия приема пищи: как держать ложку, как аккуратно кушать, не торопясь, пережевывая пищу, не крутиться, вытирать рот салфеткой и т.д. Постарайтесь, чтобы прием пищи был организован в одно и то же время.
При формировании навыков, связанных с одеванием и раздеванием помните, что одежда должна лежать в определенном месте так, чтобы ребенок мог ее достать. Одежда для дома – на стульчике или в шкафу. Одежда для прогулок – на вешалке или в шкафу. Важно показать ребенку последовательность одевания и раздевания.
Используйте картинки и таблички при формировании культуры поведения.
Для закрепления полученных навыков можно провести с ребенком игры. Например, «День куклы». Создайте игровые ситуации с куклой. Кукла спит. Наступило утро. Пора вставать. Предложите ребенку умыть, одеть куклу, покормит ее завтраком. Проговаривайте вместе с детьми его действия.
Огромную роль в воспитании культуры поведения играет соблюдение порядка. Игрушки лежат в одном месте, одежда в другом. Постоянно обращайте внимание ребенка на то, что каждый предмет имеет свое место.
Ребенок должен понимать, что разбрасывать вещи и игрушки нельзя.
Напишите ребенку таблички с его обязанностями. Например. Убрать постель.
Класть на место вещи. Убирать игрушки.
Важную роль в воспитании культуры поведения играет художественное слово. Прочитайте ребенку рассказы из специальной книги «Читай сам» Б.Д. Корсунской. Разберите содержание рассказа.
Сделайте вывод.
Можно организовать разнообразные сюжетно-ролевые игры «Дом», «Больница», «Магазин». Показывайте правила поведения, добрые и вежливые отношения в разных ситуациях в игре. Упражняйте ребенка в употреблении слов «пожалуйста», «спасибо», «разрешите» и другое.
Помните, что воспитание культуры поведения ребенка в Ваших руках.
|