Сегодня: 05.07.2025
6+
Регистрация
Вход на сайт


Главная » Методическая копилка » Блоги


Воспитание патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с родным краем

СКАЧАТЬ (118.1 Kb) 06.06.2025, 08:18
Артемова Наталья Николаевна
методист, МБДОУ "Детский сад № 1" г.о. Самара
«Кто любит, ценит, уважает накопленное и
сохраненное предшествующим поколением,
может любить Родину,
стать подлинным ее патриотом.»
С.В.Михалков

Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из обобщенного опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, краю, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

Малая Родина... У каждого человека она своя,
но для всех является той путеводной звездой,
которая на протяжении всей жизни
определяет очень многое, если не сказать – всё!

Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества; воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу, краю; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

Дошкольный возраст – это оптимальный период становления личности, где закладываются базовые системы ценностей, здоровый образ жизни, толерантное отношение к людям разных народов, экологически целесообразное поведение в природе. Для того чтобы ребенок проявлял интерес к Родине, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими впечатлениями, дать необходимые знания и умения.

Ребенок должен понимать, что каждый человек. Независимо от возраста – часть своего народа, рода, что у каждого человека есть своя Родина, и нужно жить так, чтобы было хорошо всем вокруг. Помочь дошкольникам шире познакомится с родным краем, понять его историю, культуру и их взаимосвязь с предметами и объектами окружающей действительности и жизни общества, принять участие в созидательной деятельности – в этом заключается главный смысл работы по патриотическому воспитанию.

Основные задачи по воспитанию патриотизма у детей, через ознакомление с родным краем:
1. Знакомить детей с историей развития родного края.
2. Прививать любовь к родной земле, природе, народным праздникам и обычаям.
3. Способствовать формированию патриотических чувств, чувства гордости, поддерживать преемственность поколений.
4. Продолжать учить отображать в творческих работах красоту родного края.
5. Воспитывать бережное отношение к городу, природе, архитектурным памятникам, уважение к своим землякам.
6. Создать развивающую среду группы для более целостного восприятия детьми малой Родины.

Чтобы заложить в ребенке основу народной культуры, понимание народных обычаев и традиций, включить в работу с детьми упражнения, игры, проекты, в структуру, которых вписывается региональный компонент. Благоприятный педагогический материал накапливается в устном народном творчестве, в народно – прикладном искусстве и различных промыслах, фольклорных и классических произведениях, в произведениях русских мастеров живописи, скульптуры, архитектуры, которые так близки и понятны детям дошкольного возраста. Поэтому приобщить детей любить родной край помогают художественные средства: стихи, загадки, народные песни и сказки, пословицы о Родине.

Накопление опыта по патриотическому воспитанию – это система, которая предполагает поэтапное вхождение ребенка в данную сферу, начиная с младшего возраста.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит ребенок пред собой, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

С младенчества ребенок слышит родную речь. У каждого народа свои сказки и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.

Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
Постепенно у дошкольников складывается «образ собственного дома» с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребенок принимает свой дом таким, каков он есть и любит его. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине, Отчизне. Если в семье есть свои, только ей присущие привычки, правила (отмечать какие – то даты, готовить друг другу подарки, вместе отдыхать), то все это постепенно входит в социальный опыт ребенка и остается как приятные воспоминания детства, которые хочется пережить снова и снова, и именно они привязывают его к родному дому, родным людям.

Дети младшего возраста должны знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад. Внимание детей нужно привлечь к объектам, которые находятся на ближайших улицах, школа, магазин, почта, рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.

Все задачи нравственно – патриотического воспитания решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, быту, так как воспитывает в ребенке патриота вся его жизнь, в детском саду и дома, его взаимоотношение со сверстниками и взрослыми.

В средней группе следующим этапом по воспитанию патриотизма является формирование личности ребенка, его воспитание как гражданина, патриота начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается. Поэтому начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей, теплой, уютной атмосферы. Каждый день должен для ребенка быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми, радостными чувствами. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному дому, детскому саду, семье, начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству. Основным методом работы в средней группе являются беседы о родном крае, экскурсии к памятникам, в музей, рассматривание иллюстраций и фотографий города, края, природы края и конечно тематические занятия на такие темы «Мой родной край», «Природа родного края», «Мы в Самаре живем».

В старшей группе большое внимание уделяется нравственным идеалам, традициям народов Самарского края, быту русского народа. Именно акцент на знание истории народа, его культуры помогает в дальнейшем с уважением и интересом относится к культурным традициям других народов. Так как детский сад посещают дети разной национальности, с разной культурой, поэтому актуально проводить беседы на тему «Что такое дружба», «Семейные традиции».

В процессе осуществления непосредственно образовательной деятельности, дети знакомятся с городом Самара, его районами, селами, с особенностями местности, сферами деятельности людей, животным и растительным миром родного края. О важности приобщения дошкольника к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой ты живешь. Стремиться научить детей мыслить путем создания и разрешения проблемных ситуаций, организации исследовательской, поисковой деятельности детей, направленной на развитие интеллекта.

В работе можно применять разнообразные формы работы с детьми – экскурсии, развлечения, праздники, конкурсы, викторины, проекты.

Во все этапы работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с родным краем входит тесная связь с семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций. Не имея помощь и поддержку родителей трудно достичь желаемого результата, ведь без примера взрослых, которые являются авторитетом в глазах детей, трудно привить детям любовь к Родному краю, к Родине.

В работе не менее важно гармонично сочетать использование новых технологий, обращаясь к региональному компоненту, фольклору, народной педагогике, интернет ресурсам.
Используя предлагаемые формы и методы работы в этом направлении, можно утвердительно сказать, что дошкольникам будет доступно чувство любви к родному краю, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в процессе целенаправленного воспитания.


Категория: Блоги | Добавил: НатаНиколаевна
Просмотров: 13 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0

Понравился материал? Оставьте свой комментарий ;)
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Каталог

Я - Учитель!


Конкурсы
КАНИКУЛЫ


© 2012 - 2025 Международное сообщество педагогов "Я - Учитель!"

Я - Учитель!
------------------------------
О проекте
.............................................
Обратная связь
.............................................
Отзывы о сообществе
.............................................
Баннеры, награды
.............................................
Образовательные сайты
.............................................
Реклама на сайте



Яндекс.Метрика

Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-54568 от 21.06.2013г. выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (РОСКОМНАДЗОР).
Соучредители: ИП Львова Е.С., Власова Н.В.
Главный редактор: Львова Елена Сергеевна
info@pochemu4ka.ru
Тел. 89277797310
Информация на сайте обновлена: 05.07.2025

Сайт для учителей, воспитателей и педагогических работников.

Политика конфиденциальности

Все права на материалы сайта охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе законом РФ «Об авторском праве и смежных правах». Любое использование материалов с сайта запрещено без письменного разрешения администрации сайта.


Опубликовать разработку
................................................
Получить свидетельство
................................................
Создать портфолио
................................................
Создать блог
................................................

Партнеры сообщества:
---------------------------------
Конкурсы Рунета
.................................................
Детский портал "ПочемуЧка"
.................................................
Конкурсы "Любознайка"
.................................................
Мастерилкино
.................................................
ПедБлог